Ранний династический период — 2920 — 2575 гг. до н.э. 2 страница
Всего Картер представил музею Каира 5 000 бесценных экспонатов. Несмотря на это, информация о жизни Тутанхамона осталась довольно скудной. Он взошел на трон около 1333 г. до н.э. в возрасте 9-ти лет, сразу по окончании правления фараона-еретика Эхнато на. Стела, найденная в Карнаке, перечисляет достижения Тутанхам -на в деле исправления вреда, нанесенного нововведениями Эхнатог'а в области религиозной жизни: «Когда я пришел, храмы были в руинах, жертвенники опрокинуты, внутренние дворы заросли бурьяном. Я восстановил их святилища, вновь обеспечил храмы средствами из казны, сделал им дорогие подарки. Я поставил им статуи из золота и электрума, украсил их лазуритом и другими драгоценностями».
Конечно, если фараону было всего 9 лет, то все его действия — дело рук его советников и, в первую очередь, могущественного Эйе, предполагаемого отца Нефертити, а также генерала Хоремхеба: и тот и другой в скором будущем стали фараонами Египта. Ранний уход из жизни молодого царя — тайна: предполагалось, что фараон умер от туберкулеза, однако рентген его головы показал, что у него была травма черепа от удара по голове острым предметом. Могло иметь место либо падение с колесницы, либо убийство рвущегося к власти престарелого Эйе.
Эйе взял в жены юную вдову Тутанхамона, будучи старше ее на 40 лет, и стал фараоном на 4 года. Он уничтожил большую часть надписей, сделанных в честь Тутанхамона, заменив прославлениями себя. Несколько поколений спустя имя мальчика-царя, точно так же, как и его отца Эхнатона, перестало фигурировать в списке правителей Египта.
Однако, по иронии судьбы, именно Тутанхамону суждено было стать тем фараоном, имя которого теперь известно во всем мире, узнавшем о самом блистательном периоде древней египетской цивилизации. Остается только пожалеть, что до сих пор многие из находок материальной культуры из его гробницы еще серьезно не проанализированы учеными.
Как ни странно, но ученые больше знают о людях, строивших погребальные камеры, чем о тех, кто в них покоился. Так, жители маленькой деревушки Дейр-эль-Медине оставили о себе много сведений. Чтобы сохранить тайну, Тутмос I изолировал деревню от внешнего мира высокой кирпичной стеной Поколения людей жили в этом огороженном со всех сторон поселке, передавая свои навыки от отца к сыну Археологи откопали тысячи каменных осколков и глиняных черепков, на которых жители Дейр-эль-Медине делали эскизы, зарисовки или просто записывали свои послания. Французский археолог Бернар Брюэр нашел самое большое число черепков — «острака» — в заброшенном колодце в 1950 г. Эти обломки, используемые египтянами вместо клочков бумаги, содержат массу интересного: здесь были письма, квитанции, сметы работ, протоколы судебных разбирательств, списки белья, сданного в стирку, магические заклинания и т. д.
Из «острака» исследователи узнавали много любопытных подробностей быта египтян. В деревне жили ремесленники самой высокой квалификации в домах из кирпича-сырца. Вдоль улицы располагалось до 70-ти строений. Хозяйства были большими, упоминается до 15-ти детей на семью. Власти обеспечивали население деревни прачками для стирки белья, поставляли девушек-рабынь для обмолота кукурузы и пшеницы. Жены строителей занимались в основном тем, что растили свое многочисленное потомство, пекли хлеб и ткали одежду. По египетским законам того времени, у замужних женщин было больше имущественных прав, чем, скажем, у жен американских и английских археологов, изучавших их быт тысячелетия спустя. Они имели собственный капитал и право на треть всего имущества по браку. Это была их доля в случае развода или смерти мужа.
В поселке были писец и два десятника, которые и считались властью. Они вели суд, на котором слушались гражданские и уголовные дела. Истец был и своим адвокатом. Строители, отправляясь по утрам из дома на работу, пройдя через единственные ворота в кирпичной стене, шли строем дальше на участок гробницы, к которой они в тот момент были прикреплены. Там они работали 8 дней, живя в небольших времянках из камня, после чего, получив 2 дня для отдыха, возвращались тем же путем домой. По выходе на работу, каждый должен был отметиться у писца, который заносил их имена в ведомость. Были и прогулы по следующим причинам: болели глаза, варили пиво, бальзамировали умерших и др.
Работали по две четырехчасовых смены в день. Каменотесы врубались в цсликовую скалу, орудуя каменными, бронзовыми или медными зубилами, ударяя в них деревянными молотками. За ними шла артель штукатуров, покрывая стены слоем гипса и беля их, выравнивая поверхность. Потом к делу приступали рисовальщики: наносили углем тексты и рисунки, по которым скульпторы бронзовыми зубилами вырезали барельефы. Затем эти рельефные изображения раскрашивали, изготовляя краски из окиси свинца, угля, охры, малахита, лазурита и др. Для освещения пользовались льняными фитилями, смоченными маслом или жиром; соль, добавленная в жир, снижала уровень дыма
Труд был очень тяжелым, поставки продуктов срывались часто, рабочие голодали. Так, в одном из найденных «документов» сообщалось, что 14 ноября 1165 года до н.э., во время правления Рамзеса III, рабочие Дейр-эль-Медине побросали свои орудия труда и строем покинули участки работ. Собравшись вместе л деревне, они устроили то, что, говоря современным языком, было первой в истории рабочего движения сидячей забастовкой. Местное начальство пыталось их урезонить, но, как сообщает писец Аменнахт, один из забастовщиков заявил: «Мы здесь собрались из-за голода и жажды. У нас нет ни одежды, ни еды. Нам не выдают ни мяса, ни рыбы, ни овощей. Сообщи об этом нашему повелителю фараону и наставнику визирю, чтобы нас обеспечили всем необходимым». Рабочим срочно выдали задержанные пайки, и утром они вышли на работу.
Удивительный оптимизм этих рабочих объясняется убеждением, что туда, в другой мир, можно взять с собой все, что их труд, талант не будут уничтожены вместе со смертью. И, очевидно, зрелище блестящих похорон фараонов было наградой строителям за жизни, отданные строительству гробниц.
Не найдется в египетской истории более впечатляющих проводов в иной мир, чем погребение великого Рамзеса II, умершего около 1224 г. до н.э. после почти 60-летнего правления. Рамзес вывел страну на новый уровень процветания. Он много воевал, имел 90 детей, пережив 12 из своих наследных принцев. Продолжительность его правления в два раза превысила срок жизни среднего египтянина, и это правление было блистательным.
Гробница Рамзеса II была роскошным подземным дворцом по сравнению со «скромной» усыпальницей Тутанхамона. Входной коридор опускается под землю Домены на целых 45,7 м, а погребальная камера занимает площадь почти 185 квадратных метров и имеет сводчатый потолок более 7 м в высоту (в настоящее время она закрыта для публики).
Барельефы и «Книга мертвых», в которой собраны тексты заклинаний, позволили ученым подробно описать весь ритуал: за 70-ти-дневным бальзамированием фараона Рамзеса II в его новой столице Пи-Рамзес, которая находилась в дельте Нила в 640 км от Долины Царей, последовала доставка мумии флотилией. Вдоль всего Нила на обоих берегах стоял народ, оплакивая своего фараона. В Фивах жрецы, обритые наголо, переложили мумию в возок, запряженный волами, и вся процессия двинулась дальше. Во главе шли, читая нараспев молитвы и чадя ладаном, жрицы, за ними — профессиональные плакальщицы и слуги, несущие царские регалии. За ними выступали две женщины, исполнительницы роли Изиды и Нефтиды. У входа в гробницу их встречали группа ритуальных танцовщиц и жрец, читавший заклинания по древнему папирусу. Наступал самый ответственный момент '4- «Отверзение Уст»: жрец, одетый в маску бога Анубиса — в виде шакальей головы, — устанавливал стоймя мумию в гробу, у входа в гробницу, а два других жреца церемониальными жестами касались рта мумии рядом магических предметов — символами вечной жизни.
Далее фараону делали жертвоприношения в виде одежды и еды. Участники похоронного обряда по очереди принимали участие в пиршестве. В конце его мумия препровождалась в склеп и помещалась в особой погребальной камере. Все следы и отпечатки ног сметались с пола. Затем дверной проем, ведущий в камеру, закладывался камнем, обмазывался раствором, опечатывался и заваливался щебнем.
Строка из «Книги Мертвых», начертанная на стенке самого внутреннего из ковчегов, скрывавших Тутанхамона, гласит: «Я есмь то, что было вчера, и Я знаю то, что будет завтра».
Таким образом, мумии поведали нам о жизни ушедшей древнейшей цивилизации, о людях, их обычаях, их миропонимании, бедах и надеждах.
Литература
Вейнберг П.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М., 1986.
Гафуров Б.Т.,Цибукидзе Д.И. Александр Македонский и Восток. - М.,1980.
Древние цивилизации / Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. — М.,1989.
Исчезнувшие цивилизации. Египет: земля фараонов. — М.: Терра 1997.
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. — М., 1982.
Вопросы для обсуждения
1. Чем объяснить долговременность древнейшей египетской ци
вилизации?
2. Что из обычаев и традиций пришло к современности из дале
кой древности?
Сопоставьте древнюю цивилизацию и современный Египет в
любых сферах жизнедеятельности, по выбору.
Тема III
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЮЖНОЙ,
ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ
АМЕРИКИ
ЛЕКЦИЯ 1. ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИНКОВ
/. Яростное столкновение чуждых культур.
2. Неисчезающее наследие цивилизации.
3. Величие взаймы.
1. Яростное столкновение чуждых культур
Во время наивысшего расцвета своего могущества в начале XVI века инки, этот аристократический слой, состоявший из нескольких тысяч человек — членов одной этнической группы, правили одной из самых крупных империй своей эпохи. Их владения распространялись на расстояние 2 500 миль (4 022,5 км), почти по всей длине Андских гор, от южных границ сегодняшней Колумбии до того места, где сейчас находится столица Чили — Сантьяго. В их империю входили почти полностью территории нынешнего Эквадора и Перу, а также некоторые районы Боливии и весь северо-запад Аргентины.
Центр инкских земель располагался на обрывистом хребте Анд, этой второй по высоте после Гималаев горной цепи в мире. Восточные границы достигали лесов Амазонки, а западные — унылых прибрежных песков. Инки называли свои владения Тауантинсуйю, «землей четырех четвертей». В ее пределах под пятой инков проживало около 9 миллионов человек, составлявших до 100 этнических групп.
Только лишь благодаря проявлению своей воли, своего острого ума, они менее чем за 100 лет сумели создать высокоразвитую цивилизацию без использования колесного транспорта и письма.
Словно метеорит, взлет цивилизации инков был началом не менее стремительного падения. Тауантинсуйю управляли великие владыки — воины, каждого из которых называли Сапа Инка, то есть «единственный, уникальный Инка».
И эта внушительная империя, однако, была завоевана за очень короткий период отрядом испанцев, насчитывавшем менее 200 человек. Победа испанцам была обеспечена событиями, происходящими внутри самой империи.
История трагического падения империи инков известна главным образом из сообщений самих испанцев. За исключением самого Писарро, конкистадоры, среди которых был и Эрнандо де Сото, были людьми высокообразованными, и оставленные ими записки — это свидетельства надежных очевидцев. Как из этих записей, так и из наблюдений чиновников, направленных в новую колонию испанскими правителями и честно отнесшихся к службе, историкам удалось составить картину жизни инков.
Слухи о существовании «золотой» земли с начала XVI века будоражили Европу. Ветеран испано-итальянских военных кампаний по имени Франсиско Писарро решил лично выяснить правду. Этот невежественный, неграмотный человек прослужил семь трудных лет в Карибском море, участвовал в подавлении выступления индейцев племени тайно на острове Эспаньола, ныне Доминиканская республика, а также на Гаити.
В 1527 г. Писарро, после первых двух неудавшихся попыток, добрался до города Тулсбеса. Местные жители дружелюбно и с любопытством приняли испанцев, простодушно рассказав им о храмах в глубине их земли, обшитых листами драгоценных металлов, о чудесных садах, в которых росли живые цветы рядом с их копиями, сделанными из золота и серебра. Понимая, что у него мало сил для завоевания инков, Писарро вернулся в Испанию и поведал королю Карлу V о сокровищах инков, которыми можно легко завладеть. Писарро получил от короля титул губернатора и капитан-генерала на всех землях, которые он сумеет взять под свой контроль.
Прибыв на земли инков в 1532 г., конкистадоры воспользовались гражданской войной, разгоревшейся между братьями Уаскар и Атауальпа за высшую должность в империи, должность Сапа Инки, и малым числом разгромили инков. В распоряжении Писарро было 160 отчаянных авантюристов, 67 из которых были на лошадях. Они имели самое разнообразное оружие, включая мушкеты, арбалеты, копья и даже пушки, которыми их снабдил король Карл V.
На испанцев сильное впечатление произвело инженерное искусство инков: мощеные каменными плитами дороги с высаженными по обочинам деревьями, дающими тень, вымощенные камнем каналы, по которым текла вода, чтобы утолить жажду путника. «Таких дорог нет нигде в христианском мире, ни в одной, такой же суровой стране, как эта», — признавались позже испанцы.
С трудом пройдя горные дороги, испанцы хитростью ослабили бдительность Атауальпы, и Писарро смог без потерь устроить настоящее побоище, уничтожив 6 000 безоружных воинов-инков. 200 человек испанцев в центре империи разгромили громадную армию, не потеряв при этом ни одного человека. Инков ослабила гражданская война и эпидемия черной оспы. Плененный Атауальпа сохранял все королевские привилегии, научился за 20 дней говорить по-испански и даже немного читать — немыслимое достижение для неграмотного Писарро.
Приметив блеск в глазах «бородачей» (так инки называли испанцев), когда они видели перед собой золото, Атауальпа предложил за свою свободу фантастический выкуп: заполнить комнату размерами 22 фута на 17 футов (6,7 м на 5,2 м) золотом, верхняя граница должна была проходить немного выше головы. Он также предложил дважды «набить серебром индийскую хижину». Этим король инков подписал себе приговор. Для инков золото не имело своей подлинной цены. Они называли его «потом солнца», а серебро для них было «слезами луны». Из них инки делали прекрасные вещи, но «валютой» они считали ткани.
Слухи о богатствах империи просочились за пределы страны, что привлекло новых пришельцев, жаждущих добычи. Выкуп за жизнь Атауальпы переплавили — вес золота достиг 13 400 фунтов (6 078 кг), серебра — 26 000 фунтов (11 793 кг), но это не спасло короля, он был задушен и сожжен.
Последствия завоевания испанцами были поистине ужасающими: за 50 лет после прибытия сюда испанцев население Тауантин-суйю сократилось с 7 миллионов всего до 500 тысяч. Истощение и холод, каторжный труд, когда людей заставляли доставлять тяжелые грузы высоко в горы, косили инков десятками тысяч; многие находили свою смерть в шахтах, где добывали золото и серебро.
Ни одна область цивилизации инков не устояла перед европейским насилием. Их дворцы были осквернены, храмы Солнца разрушены. Найденные императорские мумии были брошены в костер. Самые прекрасные изделия из золота и серебра отправлялись в Европу в качестве даров императору Карлу V. Там они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье, вызывая восторг европейцев. К сожалению, Карл V совершил вопиющий акт вандализма — он велел переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства.
Немногие оставшиеся в живых инки решили продолжать борьбу, уйдя в джунгли. Руководил ими один из последних королей — Манко. За короткий срок они построили город Вилькабамба: удобные дороги и каналы, 60 прекрасных монументальных каменных сооружений, 300 небольших домов. Из своей глухой чащобы инки время от времени наносили удары по завоевателям их империи, нападали на сторожевые испанские посты. После смерти Манко Вилькабамбой по очереди управляли трое его сыновей.
В 1572 г., когда испанцы решили покончить с этим последним оплотом инков и добрались до Вилькабамбы, то увидели пустынное, разрушенное место; его защитники, перед тем, как покинуть родной город, сожгли его дотла. Но испанцы продолжали свою карательную экспедицию, проникая все глубже в джунгли. В их руки попал последний вождь инков Тупак Амару, его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. С его смертью прекратилась династия инков.
Мертвая тишина воцарилась в Вилькабамбе. На это место вернулись густые джунгли, они спрятали под собой городские храмы, дворцы.
2. Неисчезающее наследие цивилизации
Происхождение инков можно отнести приблизительно к 1200 году н.э., что известно из хронологического списка их правителей. Инки — выходцы из немногочисленной этнической группы горных жителей, облюбовавших долину Куско. Эти обитатели гор стали называть себя «инками» по имени правителя, который взял себе титул «Сапа Инка».
Основателем поселений был Манко Капак, первый правитель. По древним сказаниям, инки — дети Солнца, бога Инти, поэтому у них высокое предназначение — образовывать всех дикарей. Практическое осуществление этого предназначения инки начали в правление Пачакути, честолюбивого и удачливого правителя, не только завоевавшего многие племена, но и распространявшего культуру инков и их религию.
Пачакути, а позднее его преемник Топа Инка Юпанки создали великую империю, величайшую цивилизацию, для управления которой требовалась определенная, хорошо разработанная система. Как только Пачакути захватывал новую территорию, он начинал проводить там здоровую политику: позволял завоеванным народам сохранять на местах их вождей и поклоняться своим богам. Он ввел общий язык для общения — язык кечуа, на котором говорили только в Куско — официальный язык всей империи. Он не препятствовал людям разговаривать па своих местных языках, но требовал знать и официальный язык. Язык кечуа сохранился до сих пор, и на нем сегодня разговаривают около 10 миллионов человек, проживающих в Андах.
Принцип иерархии с Сапа Инкой, твердо занимающим ее верхушку, был доминирующим организационным принципом правительства инков. Пачакути постановил, что, являясь прямым потомком бога Солнца, он правит по божественному праву. При инспектировании империи его несли на золотых носилках, украшенных драгоценными камнями, а за ним следовала громадная свита до нескольких тысяч человек. Никто не имел права прямо смотреть в лицо императора. Он имел гарем из сотен наложниц, однако императрица, или койя, избиралась из числа родных сестер Сапа Инки. Из потомства койи император выбирал себе наследника. Трудности, возникающие с наследованием престола, в полной степени проявились, когда внук Пачакути, Уайна Капак, умер от оспы до официального назначения своего наследника. Его вероятный наследник Пинан Куйючи тоже умер во время эпидемии черной оспы, косившей всех подряд, и в живых остались только два принца — Уаскар и Ата-уальпа, которые в борьбе за корону развязали гражданскую войну, приведшую к падению всей империи.
На вершине пирамиды власть была наследственная, аристократическая. Мужчины-аристократы носили туники до колеи, женщины — до пят, перехваченные на талии поясом с геральдическими знаками, или мантии, которые прикреплялись булавками («тупу»).
Инки придерживались «параллельного наследования»: мужчина принимает наследство от отца, а женщина — от матери. Привилегированные инки носили в мочке уха большие почетные серебряные или золотые диски, их большой вес растягивал уши, за что испанцы называли инков «большеухими».
Для бюрократической отчетности инки разбили все семьи в империи на аккуратные десятичные подразделения. Каждые 10 «домашних очагов» управлялись главой одного из них, он и отчитывался во всем перед главами групп, состоящих из 50-ти семей, а над ними стояли префекты, которые возглавляли более многочисленные группы, насчитывающие 100, 500, 5000, 10 000 «домашних очагов». Это позволяло четко собирать налоги в натуральном виде. Ремесленники изготовляли для императорского двора и знати дивной красоты изделия. Урожай отправлялся на громадные склады («калькас»). Отсюда каждый день выдавались продовольственные пайки, вещи вдовам, сиротам, хроническим больным и утратившим трудоспособность людям. А во времена стихийных катастроф помощь оказывалась всем поголовно. В результате подобных мер социальной защиты подданные империи никогда не страдали от голода. На складах всего было в невообразимых количествах: щиты, инструменты, сандалии, кирасы для снаряжения воинов и т.д.
Из-за мудрой политики различные культуры народов переплелись: они обменивались не только своими знаниями, но и своими ресурсами, и в результате возникло такое общество взаимопомощи, подобного которому прежде не было. Жители не боялись неурожая или стихийных бедствий. Но за чувство безопасности надо было платить, и ценой стал регламентированный, бюрократический образ жизни.
Письменности у инков не было, и они изобрели уникальную замену письма — разноцветные шнурки с узелками — кипу («кипу» — узелок). Кипу кодировало все статистические данные — от количества работоспособных мужчин до количества зерна, имеющегося в каждом амбаре по всей стране.
Крестьяне в Андах до сих пор вяжут узелки. Код узелков был расшифрован в начале XX в. американским археологом Л.Лилэи-дом Локком из Нью-Йоркского музея естественной истории. Инки знали «нуль». Цвета шнурков, расположение шнурков, сами узелки — это какие-то концепции, вещи, образы, целые фразы, записи исторических событий.
Создатели кипу освобождались от всех налогов. Они считались главным винтиком во всей громоздкой бюрократической машине. Составляя трехмерные сообщения с помощью шнурка, они проявляли наилучшие качества бухгалтера, логика и художника. Инки считали сохранение и интерпретацию кипу настолько жизненно важным делом, что допущенная в них ошибка или пропуск карались немедленной смертной казнью.
Чтобы предотвратить злоупотребление властью, Сапа Инка содержал целую службу особых инспекторов из числа знатных инков. Они передвигались инкогнито, проверяя работу местных чиновников. Их называли «токой-рикок» («те, которые видят все»). Всю информацию от таких ревизоров доставляли курьеры в столицу по сети созданных инками дорог. Чудо инженерной техники, эта сеть насчитывала более 15 000 миль широких удобных шоссейных магистралей с расположенными точно на определенном расстоянии друг от друга «дорожными станциями» («тамбо»), где официальные лица всегда могли найти отдых и заранее приготовленные для них съестные припасы. Бегуны-курьеры («часки») располагались на расстоянии нескольких миль один от другого. Они составляли то, что Сьеса де Леон назвал «самой лучшей системой дорожных постов». Курьер, выбранный для этой цели еще в молодости за его быстрый бег и выносливость, которые он проявлял в разреженной горной атмосфере, пробегал всю дистанцию, выкладываясь до конца. Белые перья на его головном уборе развевались на ветру, а о своем приближении он оповещал, дуя в витую морскую раковину, заменявшую ему трубу. Второй курьер, всполошившись, вскакивал и бежал несколько сот метров с товарищем, стараясь точно запомнить содержание донесения, а затем передавал его третьему, тот — четвертому и так далее. Известия по этой системе дорог доставлялись со скоростью 250 миль в день. Некоторые гонцы доставляли с берега Тихого океана свежую рыбу к столу императора [1].
Пачакути заботился о лояльности будущих поколений. Он приглашал сыновей правителей завоеванных им провинций, ставших по своему рангу кураками, в школу, в которой обучались сыновья знатных вельмож в Куско. Такие молодые люди впоследствии возвращались домой и могли прославлять гордый дух и культуру инков. Студентов обучали религии, геометрии, истории, военной тактике и ораторскому искусству. В 16 лет юноши проходили через несколько трудных испытаний, чтобы показать свои знания, силу, ловкость и смелость. Такие экзамены обычно длились целый месяц и проводились на открытом воздухе, чтобы все желающие могли за ними наблюдать. Участники постились в течение шести дней, существуя только на травах и воде, после чего они должны были пробежать на скорость четыре с половиной мили. А потом стоять не шелохнувшись, когда опытный фехтовальщик наносил им порезы и уколы и срезал пробивающиеся усики на юных лицах. «Их жестоко били по рукам и ногам плетками из лозы, чтобы убедиться в их способности выносить любую боль, а тот мальчишка, который при этом проявлял хотя бы признаки испытываемых страданий, безжалостно изгонялся», — сообщает испанец Гарсиласо [2]. Он также отмечает, что во время военных игр нередки были ранения и смерти среди юношей.
Заканчивались испытания посвящением в рыцари. Сам Сапа Инка брал в руки золотую иглу, каждый юноша опускался перед императором на колени, а он протыкал мочки ушей иглой как сыновьям инков, так и сыновьям кураков. Им вручались золотые диски — знаки касты, — и выпускники занимали свое место среди представителей правящего класса.
Изнурительным тренировкам подвергались специально подобранные девушки, число их в империи всегда было постоянно и достигало 15 000. Специальные агенты обшаривали все уголки государства, обращая внимание на красоту, способности и происхождение. Отобранные девочки отправлялись группами по 10 человек в монастыри, где пожилые «мамакона» обучали их искусствам: ткачеству, крашению тканей, приготовлению особой пищи и чичи (алкогольного напитка), отправлению религиозных обрядов. Ткачеству уделялось особое внимание, так как именно они делали изысканную тонкую ткань ( «кум-6и») из шерсти альпаки, викуньи, из которой шили одежды для самого императора и для его койи.
Через 3 года в Куско император лично отбирал среди них будущих жен для себя и вельмож. Часто их передавали как награду местным вождям. Не прошедшие отбора становились жрицами: они жили как живут великие королевы и знатные дамы, их жизнь была полна удовольствий, они пользовались всеобщим уважением. Дом «женщин-избранниц» стоял в Куско на главной площади возле храма Кориканча, рядом с одним из самых великолепных дворцов Сапа Инка.
Но самым любопытным у инков был институт «панака» — это группа домочадцев из всех потомков императора по мужской линии за исключением его сына, который становился наследником трона.
Каждый новый король наследовал власть, но не богатство, поэтому король начинал немедленно завоевание и присоединение новых земель и накопление новых богатств.
Мумии усопших Сапа Инки и их койи сохранялись благодаря до сих пор не изученному химическому процессу с использованием набора трав; обернутые несколькими слоями ткани из самого лучшего хлопка, они сидели в пышных одеждах, и им прислуживали, словно живым. Слуги предупреждали любое «их желание», кормили, поили. Их носили на носилках, они «ходили» друг к другу в гости, посещали живых правителей, у них спрашивали совета, на праздниках им давалось право первым произносить тосты.
Правнук великого Пачакути Уаскар счел слишком разорительным для империи содержать многочисленные мумии и родственников умерших владык. Но отменить все это не смог: началось недовольство среди вельмож.
В 1559 г., когда главный судья Куско По де Ондегардо узнал, что инки все еще тайно поклоняются мумиям, он приказал их найти. Трупы трех Сапа Инка, включая того самого Пачакути и двух койя, отправили в Лиму и сожгли.
3. Величие взаймы
По сути дела, все чудеса цивилизации инков, от громадных каменных сооружений в Куско до сельскохозяйственных террас на склонах гор, до 15 000 миль вымощенных камнем магистралей, не были их заслугой: они заимствовали идеи у живших прежде них этнических групп. Даже великолепные изделия, приводившие в такой восторг испанцев, были сделаны большей частью чужими руками.
Цивилизованная жизнь зародилась в Андах примерно 3 000 лет назад. Археологам удалось найти высоко в горах храмы и большие города на безводном побережье, которые по времени предшествовали величию инков так же, как и Афины Перикла Афинам современной Греции. Но инки сумели наложить отпечаток собственного гения на все предыдущие достижения.
Немецкий археолог Макс Уле в 1890 г. провел раскопки развалин возле озера Титикака. Он обнаружил три храма и четыре административных здания, установленных на возвышающихся платформах. Восхищение вызывает монолитная каменная кладка этих сооружений, некоторые блоки весили до 100 тонн, их разрезали и подгоняли с удивительной точностью. Ко времени, когда инки захватили этот регион в XV веке, здесь остались уже одни руины. Бытовала легенда, что Тиауанако был возведен давным-давно, в начале времен, родом либо богов, либо великанов. Археологи с помощью углеродистого химического анализа установили, что храмовый комплекс Тиауанако относится к I веку нашей эры.
Среди наследства этой таинственной культуры следует выделить массивные ворота — Ворота Солнца, сделанные из одного каменного блока. На их перемычке вырезана фигура божества с круглыми, выпученными глазами, а над ней нимб из змеи и голов животных семейства кошачьих. В каждой руке статуи по жезлу, один из которых увенчан головой кондора.
Такое изображение божества археологи обнаружили во многих районах Анд. Очевидно, что влияние этой культуры распространилось на территорию империи инков.
А к северу от Тиауанако лежала империя Уари. Отлично спланированные города, сети хороших дорог. Когда же инки завоевали королевство Чимуор, то обнаружили, что столица Чан-Чан, один из самых крупных городов в Южной Америке, насчитывала более 36 000 жителей. Поля Чиму орошались с помощью такой системы ирригации, которой не было равных по масштабам и эффективности.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 706;