Вехи на пути к цивилизации
Шумеры так понимали свое происхождение: вначале был город Эриду. Эту населенную местность — когда-то заболоченный юг Месопотамии, который иудаизм, христианство и ислам считают местом рождения человечества, первобытным Эдемским садом, — шумерский эпос описывает совсем иначе. На табличках второго тысячелетия до н.э. клинописью начертано: «Тростник еще не вырос. Дерево не было создано. Не был построен дом. Не был построен город. Вся земля была — морс. Потом был создан Эриду».
Развалины Эриду найдены к западу от Евфрата: безмолвные холмы, песчаные барханы (теперь это место называют Тель-Абу-Шахрейн), и только один памятник старины возвышается над этим местом — храмовая башня (зиккурат) в жалком состоянии Под эгидой иракского Управления древностями археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд в 1946 г. начали первые масштабные раскопки в Эриду. Почему? Их привлекли легенды о том, что заброшенный зиккурат Эриду в народе Шумера считается святым жилищем бога пресной воды и что город существовал в эпоху, предшествовавшую потопу.
Добравшись до руин седьмого храма (над развалинами храма люди вновь и вновь сооружали новые), археологи нашли кладбище примерно в 1 000 могил, «возраст» которого 6 000 лет; керамику, личные вещи, еду. Экспедиция обнаружила 12 храмов друг над другом. Камень был редкостью, поэтому жилища строили из тростниковых циновок, обмазанных глиной. Были найдены серпы, мотыги, примитивные ручные мельницы.
Эти люди делали простую, но удивительно тонкую керамику, на которую черной краской наносились замечательные рисунки, а после обжига в огне изделие приобретало зеленоватый цвет.
Природное изобилие могло показаться раем: рыба, дичь, фрукты были на столах постоянно. Добавим, что выращивались пшеница и ячмень, разводился скот.Позже другие археологи обнаружили около 600 глиняных табличек при раскопках разных мест, датируемых 3300 годом до н.э. с пиктограммами и символами.
Жители Урука (этот город есть и поныне) сделали гигантский шаг по направлению к цивилизации: создали средство ведения административных и торговых дел; опередив египтян на 300 лет, шумеры создали письменность.
Никто не знает, когда возникла шумерская цивилизация, но археологи приоткрыли завесу над ее происхождением. Так, Джоан Оатс из Университета Кембриджа взялась исследовать странную связь между самарпанским народом, живущим на севере, и убайидским народом, живущим на юге Месопотамии, — прямыми предками шумеров. Была обнаружена группа восьмитысячелетних холмов; при раскопке главного из них — Чога-Мамц — обнаружились городские кварталы, дома с колоннами.
В шумерской легенде рассказывается о расе чудовищ — полулюдей, полурыб, которые познакомили жителей шумерских городов с письменностью, сельским хозяйством, обработкой металлов. В легенде говорится, что шумеры были очень удивлены этими открытиями. Не меньше шумеров были удивлены историки: как и почему стали возможными такие огромные изменения в развитии цивилизации в Шумере — в высушенной, безлесной равнине между Тигром и Евфратом. Но именно здесь возникли первые города мира.
В то время, когда большинство населения Земли ютилось в пещерах и грубых хижинах, занимаясь собирательством, чтобы прокормиться, граждане шумерских городов жили в развивающемся обществе с четким разделением на классы, управляемые религиозной и политической элитой. Они собирали налоги и принимали судебные решения, осуществляли большие ирригационные проекты и возводили прекрасные здания. Развивалось искусство, становясь все более реалистичным.
Ранняя шумерская литература с ее поэмами и легендами предвосхитила появление большой литературы, в том числе лтенды классической Греции и библейские истории.
3. Загадки древних памятников
Потребность вести учет заложенных на хранение или купленных товаров вызвала появление письма. Оно появилось около 3300 года до н.э., и первые его образцы содержали перечисление таких товаров, как зерно, пиво, скот. Предметы искусно изображались писцами в виде пиктограмм, простых изображений товаров, нацарапанных на маленьких глиняных табличках.
С развитием системы письма более сложные понятия стали выражаться сочетанием знаков, например, голова и чаша символизировали прием пищи. Постепенно пиктограммы становились все более абстрактными. Со временем клинописью стали изображать не только вещи и идеи, но и звуки.
Шумеры были великими строителями, хотя им не хватало камней и деревьев. Строили из обожженных солнцем глиняных кирпичей. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания: делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили и вдавливали в глиняные стены. Это была первая в мире мозаика. Тысячи таких конусов сохранились до наших дней.
В дни процветания Урука шумерские художники создавали замечательные работы: вырезанные в камне и иногда покрытые раковинами и полудрагоценными камнями, эти произведения говорят о высоком искусстве древних художников.
Город Урук — самый крупный город Месопотамии в четвертом тысячелетии — был и самым большим городом в мире. В «Эпосе Гильгамеша» рассказчик хвастается, что Урук занимал три квадратных мили, из которых одна треть площадей была под городом, на трети стояла пальмовая роща, а остальную площадь занимали кирпичные карьеры.
Шумерский язык, письменность которого настолько сложна, что лишь немногие жители Шумера — даже государственные особы — овладевали ею, сегодня известен не более 250 специалистам. Однако Университет Пенсильвании, лидер в исследовании Месопотамии, с 1976 г. работает над значками 27 000 клинописных табличек. Составлено свыше миллиона карточек, их компьютеризировали, и будет создан 18-томный словарь значений клинописных символов. Первый 248-страничный том вышел в 1984 г., второй — в 1992 г., а последний появится только в XXI веке. Символов всего 800, но они многозначны, а это создает огромные трудности.
К четвертому тысячелетию Южная Месопотамия проложила торговые пути по всему древнему Ближнему Востоку — от Иранского плато, через Южный Ирак в Южную Турцию. Границы влияния Южной Месопотамии простирались до Египта. В Сирии влияние Месопотамии было более явным, именно в Сирии закупались строевой лес и металл. Город Урук выдвинулся и был к концу четвертого тысячелетия вдвое больше любого другого города. Эриду, Ниппур были также блестящими городами.
Тысячи клинописных табличек составляют красноречивое наследство в области обучения, образования; рассказывают они и о состоянии медицины и права, математики и естественных наук. Выдающийся американский шумеролог Сэмюэль Ной Крамер провел специальное изучение ниппурских табличек, опубликовав тексты в книге 39-ти «самых первых событий» в истории человечества — от первого случая «чистки яблок» в школе и первого подросткового правонарушения до первого медицинского «справочника» и первого опыта декоративного садоводства.
Проблема «отцов и детей» была так же актуальна 4 000 лет назад, как и сегодня. Крамер приводит отрывок из диалога отца и непослушного сына, найденный в табличке. Отец начинает с вопроса к сыну о том, где он был.
— Нигде.
— Если «нигде», то почему ты ничем не занимаешься? Иди в
школу, встань перед «школьным отцом», перескажи задание, пусть
твой «больший брат» напишет тебе новую табличку. После того,
как выполнишь задание и отчитаешься перед старостой, возвращай
ся ко мне и не шатайся по улицам. Ты понял, что я сказал? [3].
Шумерское академическое обучение было строгим и скучным — «все дни напролет, как вспоминает один выпускник, при постоянной угрозе быть наказанным розгами учителями или «большими братьями». В желании добиться благосклонности одного из мучителей «студент» попросил отца пригласить учителя домой, где могли бы смягчить его отношение хорошим столом и «небольшой дополнительной платой». Похоже, что «подмазывание» сработало, потому что вечер окончился похвалами учителя в адрес юноши за его усердие в занятиях, которое, как он надеялся, выведет молодого человека в лидеры среди других сверстников. [4].
Крамеру удалось перевести глиняную табличку, прямоугольник размером с почтовую открытку, на которой шумерский врач-терапевт записал свои рецепты. Шумерские врачи применяли то, что они могли получить из обычных минералов, от животных, из растений. Хлористый натрий (соль) и нитрат калия (селитра) присутствуют во многих рецептах. Кроме того, использовали шкуры змей и панцирь черепахи. Многие лекарства были сделаны, однако, из того, что давали растения; кассия, мирт, чабрец, фиговое дерево, финиковая пальма, зерна, древесная кора, растительные смолы использовались для наружного применения, после растворения в вине или пиве — для внутреннего.
Если Ниппур был священным городом Шумера, его крупным образовательным центром, то Киш был первым городом-государством, объединившим весь Шумер. Однако, находясь под управлением Гильгамеша (обожествленного в Шумере к 2500 годам до н.э., подвиги которого описаны и возвеличены позднее в вавилонской литературе), Урук перехватил власть у Киша, позже город Лагаш, находившийся в 35 милях к северо-востоку от Урука, стал крупным городом-государством, а вскоре царь Эннатум распространил свою власть на весь Шумер, одержав победу над Уруком, Уром, Кишем, Мари и даже центром в Иране. При царе Саргоне Аккадском города-государства Месопотамии были слиты в первую в мире империю (2330 г. до н.э.): междоусобица на время уходит в прошлое. И хотя династия Саргонов будет править менее 200 лет, ее концепция единой власти для управления первой в мире цивилизацией будет выполняться долго.
У Сар гона было много наследников, хотя сам Саргон был не шумером, а аккадцем, отпрыском одного из семитских племен. Сегодня к группе семитских языков относятся арабский, эфиопский и древнееврейский — дальние родственники аккадского языка, заменившего позже шумерский язык в качестве языка для ведения административных записей. На аккадском языке записывали дела Саргона.
В Аккаде Саргон возглавлял первую в мире регулярную армию: 5 400 воинов, организованных в легкую подвижную пехоту, вооруженную луками; многочисленные колесницы обладали хорошей маневренностью, а пешие воины — выносливостью и имели хорошую обученность тактике нападения и обороны.
Новая столица — Аккад — стала центром империи, бравшим дань с завоеванных Саргоном царств. Саргон принимал корабли из многих царств и посылал свои войска в Центральную Анатолию (в современную Турцию), на остров Крит и в неизвестную «Оловянную страну».
В древних городах Шумера Саргон искусно вплел свою власть в религиозные традиции шумеров и аккадцев. Его дочь, которой он дал шумерское имя Энхедуанна, стала главной жрицей лунного культа в Уре. На безупречном шумерском языке, который не был ей родным, она писала храмовые гимны. Была найдена известняковая плита с ее изображением и именем.
Но, несмотря на хитроумные связи с шумерскими богами и на солдат Саргона, недовольство покоренных при правлении его сыновей Римуша и Маништуту (были убиты подданными) переросло в восстание. И только внук Саргона Нарам-син подавил восстание.
В эпической поэме «Проклятие Аккада» повествуется, что Нарам-син, взяв себе титул божественного царя четырех частей света, вызвал гнев богов и погубил свою империю: голод разразился на земле, начался разбой. Аккад опустел. Сын Нарам-сина Шаркалишарри правил после отца еще 25 лет, но бесконечные восстания, вторжение диких племен гутеев из Ирана окончательно расшатали империю.
После смерти Шаркалишарри примерно в 2193 г. до н.э. империя перестала существовать, и воцарилась анархия. Орды гутеев обрушились на эту землю. Аккад не выдержал и сдался. Его народ рассеялся в истории. И даже местоположение города до сих пор не определено археологами.
Но в 1974 г. итальянский археолог Паоло Маттиа, начав раскопки в Сирии, нашел 20 000 табличек, целую библиотеку, представившую нам полный срез цивилизации, о существовании которой было практически ничего не известно.
Новые открытия показали, что жизнь на древнем Ближнем Востоке была и сложнее, и богаче, чем это представлялось ранее.
4. Голоса из прошлого
На клинописных табличках обнаружены маленькие образцы выразительных поговорок, убийственных проклятий и эксцентрического юмора. Приведем некоторые из них:
«Взять в долг так же (легко), как заняться любовью, но возвращать его так же тяжело, как вынашивать ребенка».
«Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а какие грешным?»
«Не возвращай дьявола своему противнику; отправляй справедливость своему врагу, делай добро, будь добр во все твои дни».
«О сказанном в спешке можешь пожалеть после».
Удивление пришло с расшифровкой табличек. До этой находки Сирию третьего тысячелетия до н.э. не считали заслуживающей пристального изучения. Оказалось, что в городе-государстве Эбла жило 260 000 человек, в самом городе — 22 тысячи. Ими управляли 11 170 профессиональных администраторов, из них 4 700 работали в 4-х дворцах в самом городе, остальные — в поселениях. Эти чиновники управляли развитой промышленной экономикой, в которой преобладали производство и экспорт металла и тканей.
В табличках-накладных (расходов и доходов) указано, что товары Эблы поступали в 200 географических мест, от Мари в верхнем течении Евфрата и в Ассур, будущую столицу Ассирии на Тигре, до Египта.
Но богатый город не смог противостоять могуществу аккадской империи и был разрушен в 2275 г. до н.э. Город сгорел, подожженный воинами Саргона, а таблички сохранились. В шумерском Списке Царей перечислен 21 правитель «гутейских орд» примерно за одно столетие, что говорит о нестабильности в их среде. Вероятнее всего, гутеи были очень немногочисленными, и урбанистская цивилизация в основном избежала их влияния.
Шумерское политическое могущество возродилось в древнем городе Уруке в 50 милях к юго-западу от Лагаша. Около 2120 г. до н.э. царем в Урукс стал Утухегал, сбросивший гутейское господство. Это был царь, приказам которого никто не мог возражать. Но правил он недолго, обстоятельства смерти Утухегала загадочны. На смену ему пришел на трон Ур-Намму, началась эпоха, названная «Ур III». Ур-Намму был великим строителем, на большинстве 4 000-летних кирпичей, укладывавшихся в фундамент зданий, сохранилось его клеймо. Он обнес столицу новой большой стеной, охватив ею 175 акров; прорыл новые каналы, строил и перестраивал храмы.
Но самое главное — было восстановлено шумерское право, самое древнее право. В прологе слышится голос времен: «Так сделал Ур-Намму, главный воин, царь Ура, царь Шумера и Аккада установил справедливость на земле, изгнал злоупотребление, насилие, раздоры. Сирота был защищен от произвола богатых, вдова — от произвола власть имущих». Указы построены на принципе компенсации — плата серебром заменяла физическое наказание; тот, кто лишил другого человека ноги, должен был заплатить 10 шексий серебра и т.д.
Сам Ур-Намму не увидел расцвета системы, основы которой заложил: он погиб в бою после 18-летнего правления, «брошенный на поле битвы, как разбитый сосуд». Его сын Шулги правил 48 лет. Сохранилось 30 000 табличек о его периоде правления.
На исконно шумерской земле каждый город-государство управлялся провинциальным наместником вместе с военным начальником, старшим офицером, как правило, родственником царя, докладывавшим непосредственно царю. Фундаментом государства была бюрократия.
Важное место в системе Шумера занимала «эдубба» — школа писцов. Как говорится в одной шумерской загадке: «В нее заходят с закрытыми глазами, из нее выходят с открытыми глазами». Именно ее выпускники не только изучали шумерский язык, один из сложнейших в мире, но и посвящались в секреты управления государством
Время падения Шумера, однако, приближалось. Река Евфрат, дарительница жизни иссушенной земле, изменяя свое русло, ушла от стоявших на ее берегах шумерских городов, оставив их на бесплодных возвышенностях. Племена аморитов Сирии и Аравии, нецивилизованные кочевники, народ «не знающий зерна, не знающий дома, не знающий города», ускорили падение Шумера. С восточных границ угрожали эламиты. Ибби-Сина, сын Шу-Сины, восседал на троне нищающего и сокращающегося государства. История сохранила для нас переписку между Ибби-Синой и его наместниками, документально свидетельствующую о конце империи: цены выросли в 60 раз, продуктов питания не хватало, натиск племен аморитов рос.
В 2004 г. до н.э. они овладели древним городом Ур, и Ибби-Сина закончил свои дни пленником в Эламе. Шумерский поэт оплакивает разрушенный Ур, обращаясь к покровительнице города богине Нингалс, супруге Наины: «О, могущественная женщина, чей город был разрушен в руины — ты больше ему не владычица. Твой народ отдан под нож — ты ему больше не госпожа. Твои слезы — странные слезы, земля твоя не плачет... Твой дом был разграблен; как выдержало твое сердце! Ур, храм твой, был пущен по ветру».
Амориты, все прибывая в Шумер, оказывались под влиянием его культуры. В свою очередь, они способствовали превращению Шумера в нечто новое — великую цивилизацию Вавилонии.
При переходе от шумерской цивилизации к вавилонской цивилизации традиции Шумера в веках сказывались в Ассирии и Вавилонии.
Но в конце концов Шумер был забыт. И только почти 4 000 лет спустя былую славу Шумеру вернули археологи. Можно было теперь снова сказать словами поэта Ура: «Город, хоть ты разграблен, имя твое существует».
Многочисленный пантеон ушедшей цивилизации подтверждает, что все — от музыки, скульптуры до болезней, урожая и даже таких неосязаемых вещей, как мудрость, — все в Шумере работало от божественной силы. Три бога — ан — создатель небес, Энлиль — создатель воздуха, Энки — создатель вод — стояли на вершине иерархии богов. Важен был в Шумере бог Инаниа — плодородия и войн.
Люди жили в страхе перед богами, стремясь найти милосердие и защиту у богов, поэтому заботились о пище, одежде, питье для богов.
Жители Шумера, вдыхая ароматы благовоний, доставленных из средиземноморских лесов, присутствовали на ритуальных церемониях в храмах, где жили боги. Их украшали, поили, кормили, приносили им животных в жертву. Строительство храмов было одной из самых важных обязанностей царей, и, воздвигая великолепные храмы, правители гордились этим.
С давних времен высокие места ассоциировались у людей с богами: древние египтяне строили гигантские пирамиды для своих царей — богов; Моисей принес Десять Заветов с горы Синай; индейцы свои храмы ставили на высоких холмах из камней и земли по всей Северной и Центральной Америке. Шумеры, строя храмы на платформах, располагали жилье богов ближе к небу, ставя со временем один храм на другой. Это были достижения инженерного искусства.
Литература
Вейибсрг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М.,1986.
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. — М.,1982.
Шумер: города Эдема. — М.: Терра, 1997.
Энциклопедия исчезнувших цивилизаций. — М.:Терра, 1997.
Вопросы для обсуждения
1. Почему Шумер считается первой цивилизацией на земле?
2. В чем специфика системы организации городов Шумера?
ЛЕКЦИЯ 2.ЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
/. Три тысячелетия славы под солнцем.
2. Фараон, который «вернулся» в историю.
3. О чем рассказывают мумии.
1. Три тысячелетия славы под солнцем
Египет — не только одна из древнейших, но и наиболее долговременных цивилизаций. Причиной тому является, прежде всего, его местоположение: страна как бы стоит особняком, в стороне от других государств и империй. Зажатая с обеих сторон пустыней, она получила возможность развиваться в плодородной долине Нила без всякого влияния и вмешательства извне. Словно длинный стебель папируса, протянулась она на 1 120 км с юга, от первого нильского порога в Асуане, до севера, где река, расходясь широким венчиком дельты, впадает серией потоков в Средиземное море.
Разливы Нила — это как бы дар реки земледельцам, приносимый ежегодно в виде бурого ила на их земли, который рождал в их сознании ощущение постоянства и ничем не изменяемого круговорота жизни. Это явление нашло свое отражение и в древнем названии Египта — «Кемет», что означает «черная земля», — чем как бы подчеркивается благодеяние, совершаемое водной стихией.
Благословенный народ Египта, население которого не превышало пяти миллионов во все периоды его истории, жил под властью правителей, считавших себя живыми богами на земле. Так многочисленны были цари, или фараоны, правившие страной, что о некоторых не известно ничего, кроме их имени, ибо памятники их и законы исчезли без следа много веков назад.
Говоря о Египте, историки ведут его летосчисление по родословным царей, или династиям.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1012;