Бог индийского Пантеона — Кришна
Кришна — главный и самый популярный Бог индийского пантеона. Он считается в Индии восьмым воплощением Бога-Охранителя Жизни по имени Вишну. Кришна — воплощение Вишну, самое прекрасное и самое прославленное [6]. Понятие древнего Божества Индии многозначимо: здесь и философская концепция, и астрология, и эволюционные понятия, конкретная и точная история, мир материальный и духовный, время и вне-времени — все синтезировалось в едином понятии.
Кришна — олицетворение Высшего Космического Разума и одновременно — конкретная историческая личность, жившая в конкретную эпоху.
Учение Кришны сосредоточено в «Бхагават Гите», дающей основы знания о мире и человеке. Переданное более 5 тыс. лет назад Кришной накануне великой битвы над силами зла главному воину и ученику Арджуне, это Провозвестие вместе с Ведами стало праматерью всех последующих религий. Их основатели в зависимости от эпохи лишь шире разворачивали перед человечеством этические формулы, переданные Кришной.
Эти основы знания, прежде чем стали учением царя Кришны, жили в Ведах — еще более древнем знании. С древностью Вед не может соперничать даже время... сотворения Мира, указанное в европейском Завете. Ведам 30 тысяч лет. Сравните слово «Веды» с русскими словами «ведаю», «ведать», т.е. «знаю», «знать». Веды — древнейшие эзотерические тексты, в основе своей представляющие Единое Знание, разделенное временем на четыре части (Веды): Гилены — Ригведа, Жертвенные формулы — Яджурведа, Напевы — Самаведа, Заклинания — Атхарваведа.
Каждая из Вед имеет свое собственное предметное содержание. Так, «Ригведа» посвящена первоэлементам, персонифицированным в образах божеств. В 10 мандалах (циклах гимнов) «Ригведы» содержится более 10 тысяч гимнов (заклинания, загадки, космогонические мифы, посвящения божествам). В «Ригведе» — начала индийской философии, отличающейся большим интересом к проблеме создания мира.
Каждая Веда имеет несколько вариантов. Так, «Ригведа» насчитывает от 5 до 21 варианта, «Яджурведе» приписывают 42 варианта, «Самаведе» — 12.
Содержание Вед дает представление о типе общества, в них присутствуют жрецы, воины, крестьяне, ремесленники. Благочестивые индуисты считают ведийские тексты божественным откровением, а не созданием человека, поэтому к ним относятся как к святыне.
Как уже говорилось выше, «Бхагават Гита» — VI часть книги «Махабхараты» — один из величайших текстов индийской культуры, являющийся одновременно самостоятельным религиозно-философским произведением.
«Бхагават Гита» — произведение, ставшее основой брахманизма, самой древней религиозно-философской системы человечества. Если с уважением отнестись к самой древней цивилизации Земли и признать за Индией законное право первородства, то, опираясь только на «Бхагават Гиту» и легенды, связанные с божественным зачатием, рождением и детством индийского царя Кришны из рода Иаду (Яду) (сравним: Иисус Христос — из рода Иуды, «Царь Иудейский»; слово «Иуда» иногда произносится и пишется «юда»; такое близкое сходство в произношении имен родов Кришны и Христоса не случайна), — можно без труда опровергнуть бытующие утверждения христианских миссионеров о том, что новозаветный рассказ о Рождении Христианского Спасителя был ... украден индусами у христиан, пришедших в Индию.
Такие утверждения могли сделать лишь люди — белые завоеватели, — которых не интересовали ни история «грязных туземцев», ни культура древнейшей цивилизации.
В чем же, в общих чертах, смысл учения Кришны, которые он изложил в Бхагават Гите Арджуне накануне страшной битвы на поле Долга и Справедливости — Курукшетра?
Космос беспределен и живет вечно, подчиняясь основному двух — четырехтактному ритму (два главных — Бытие и He-Бытие, развитие и свертывание, восход и закат) бесконечного развития и совершенствования. Эти ритмы, дробясь и сочетая различные числа, отражаются в каждой вещи Вселенной.
Единство растворено во множестве. Поэтому каждая вещь Вселенной, как бы велика и как бы ничтожна она ни была, есть часть Единой Жизни, которую Кришна символизирует словом - «личность». Космос полон живых существ, которые в зависимости от уровня развития заняты различными видами деятельности.
Только одна частичка Природы под названием «джива самосоз-нающа» — это человек. Но его сознание, пока охватывающее лишь себя и свою семью, не есть сознание Высшего Божества («Вселенского Разума»), охватывающего всю Вселенную, и потому человек должен развиваться и совершенствоваться.
Формула высшего сознания человека: «Я — есть». У каждой вещи Вселенной есть видимое (физическое, смертное) тело и невидимое.
Невидимый мир гораздо обширнее видимого.
Человек, если хочет стать свободным и счастливым, прежде должен осознать, что он не есть материальное тело. Человек — бессмертен и божественен, а его тело — смертно. Это низшая природа.
Человек страдает потому, что его природа двойственна: в нем постоянно борются два начала — материальное и духовное, низменное и возвышенное.
Душа человека, путешествуя из тела в тело, страдает от последствий своей предыдущей жизни, от причин, порожденных собственным невежеством. Человек — в круговороте собственной кармы. От непонимания законов жизни он допускает массу ошибок.
«Но такая карма не вечна», — говорит Кришна. Она переделывается и может совсем исчезнуть. Нужно только осознать причины наших страданий и ошибок и активно действовать, сражаться за собственную душу. Это положение учения Кришны будет потом подробно разработано в учении Будды. А еще полтысячи лет спустя та же мысль вновь будет выдана людям словами Христа о том, что Царство Божие внутри нас и берется оно с бою.
Самый скорый путь к освобождению — знание, выполнение долга, стоящего перед каждым человеком, и труд без жгучих мыслей о себе.
Ни одна планета материальной Вселенной (а физический, видимый мир — это лишь се четверть) не может избегнуть рождения, страдания, старения и смерти.
Исходя из учения Кришны, можно вывести заключение: путешествие в физических кораблях невозможно на высшие (духовные) планеты (а их бесчисленное множество), ибо подобное можно достичь лишь подобным и постичь только подобным: т.е. самому путешественнику необходимо стать ... не просто бесплотным, но превратиться в ... огненное тело — энергию высочайшего напряжения.
Кришна говорит: «Я пребываю в сердце каждого ... Если кто-либо желает поклоняться какому-либо полубогу, я укрепляю его веру с тем, чтобы он мог посвятить себя этому определенному божеству».
Сколько любви и мудрости в этих словах! Как необходимы такие слова миру, жестокому и непримиримому к иноверцам, к людям других мировоззрений, другой национальности!
Язычниками, т.е. неправедными, всегда называли отцы христианской религии Кришну, Будду, Конфуция, пророков, иноверцев. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что христиане убеждены в том, что именно Иисус сказал первым: Я — «от начала Сущий». («Евангелие от Иоанна», гл.8 (25)).
Никто не оспаривает этих сокровенных слов. Христос имел полное основание и право так сказать. Но мудрость мира не началась с появлением в Палестине 2 тыс. лет назад совершенного человека по имени Иисус. Но ради справедливости скажем, что за 3 тыс. лет до рождения Иисуса Кришна сказал Арджуне: «Я есть Отец всего», — олицетворив тем самым свою высшую духовную природу с духовным разумом — Сознанием Вселенной.
Кришна говорит: «Человек, который не радуется, случись что хорошее, и не скорбит, случись что плохое; который знает, что он не есть это тело, не заблуждается и познал науку о Боге, уже пребывает в духовном мире» [7]. Видимо, А.С.Пушкин знал эту мудрость Гиты, когда писал: «Веленью божию, о Муза, будь послушна. Обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно...»
Зная силу личного примера любого лидера, кем бы он ни был — главой государства или руководителем более низкого ранга, — Кришна дает человечеству урок высшей Этики: «Ведь если бы Я когда-либо пренебрег исполнением долга, — говорит он Арджуне, — несомненно, все люди последовали бы Моему примеру». Конфуций детально разработал эту высшую гражданскую этику.
Давая понять, что речь идет о его высочайшем космогоническом аспекте, Кришна говорил: «Из вибраций Я — трансцендентальный слог ОМ...» Трансцендентальный Звук, непостижимая по силе вибрация, светоносная всеначальная энергия, делающая не проявленную мощь Вселенской Мысли проявленной, постепенно сгущала себя в различные по плотности тени, которые назывались формами жизни и которые в Вечности заполняли собой Пространство, названное Вселенной.
ОМ или АУМ — трехбуквенный символ, который в мистическом произношении сливается в звук, единую вибрацию. ОМ — Всеначальная Энергия, Единый Элемент, творящий Мир. Этот Единый Элемент древние индусы (а потом уже за ними все народы) называли Агни, т.е. Огонь.
«Бог есть Огонь», — говорил Моисей. Огню пел свои гимны персидский пророк Заратуштра, считая этот Элемент Единым Богом. «Огонь пришел я низвесть на Землю, — сказал Иисус Христос, оповещая таким образом, как и Кришна, что он есть проводник высшей трансцендентальной вибрации, символизированной древними индийскими мудрецами сокровенным слогом ОМ — АУМ.
«Знай со всей определенностью, что Я — начало и Я — конец всего, что есть материального, и всего, что есть духовного в этом мире», — говорит Кришна в своей «Песне» (гл.7, текст 6). Через 3 тыс. лет эхом вечной Единой Мудрости отозвались слова Иисуса Христа: «Я семь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» («Откровение св. Иоанна», гл.22 (13)).
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1437;