Истоки индийской цивилизации и ее специфика
Индия — это переплетение и взаимопроникновение различных религий и культур. Сам индийский народ отражает все многообразие своей страны, ее природы и климата, языков и жизненных укладов, памятников культуры. Этнический состав населения современной Индии необычайно разнообразен: нашествия и завоевания, миграционные потоки определили этническую пестроту. Сегодня в Индии насчитывается 14 основных языков и около 250 региональных диалектов. Языки Индии происходят из двух основных абсолютно различных языковых семей: дравидской на юге и индоевропейской на севере Индии. Многообразие велико и в религии Индии, где наряду с индуизмом существуют ислам, сикхизм, джайнизм, буддизм, зороастризм, христианство и множественные племенные культы. Понять весь комплекс многообразий Индии можно, проследив исторические истоки становления основ индийской цивилизации.
Три географические зоны Индии стали центрами формирования индийской цивилизации.
На севере Индии высочайшая в мире горная цепь — Гималаи — надежная преграда на пути массовых передвижений групп людей с этой стороны. К югу от Гималаев — долины рек Ганга и Инда, которые сыграли важную роль в зарождении цивилизации и считаются священными. От горных хребтов севера до плато Декан расположен Индостан, огражденный горными хребтами, за которыми находится третья, самая южная часть Индии, омываемая Индийским океаном. Эти три географические зоны всегда были основными ареалами расселения этнических групп и их передвижения.
В первой четверти XX в. ученый и археолог сэр Джон Маршалл проявил серьезный интерес к загадкам поймы реки Рави в долине Инда. Раскопки показали, что одновременно с цивилизациями Китая, Шумера, Египта и Месопотамии в Хараппе возникла одна из древнейших цивилизаций мира. С 1944 г. раскопками руководит сэр Мортимер Уилер. Сложными и точными радиоуглеродными методами в 70-х гг. XX в. был установлен возраст городов Хараппы — 5000 г. до н.э.
Харрапская, или протоиндийская цивилизация сложилась под влиянием неустанного труда, талантов и религиозных культов народов. Цивилизация, создавшая великие города Хараппу и Мохенджо-Даро, исчезла в первой половине второго тысячелетия до н.э. Что же случилось с этим древним народом? Какое влияние его культура оказала на более поздние индийские цивилизации?
Когда европейцы еще жили в деревнях, хараппцы уже имели одну из самых совершенных систем городского водоснабжения и канализации. Купальни и туалеты были в каждом доме. В центре города Мохенджо-Даро был бассейн — техническое чудо своего времени. Было вырыто более 600 цилиндрических колодцев-, их стены выкладывались кирпичом особой формы, суживающейся к концу.
Природа этих мест щедра и благодатна, что и определило процесс развития древнейшей индийской цивилизации: обилие больших и малых рек способствовало развитию земледелия и скотоводства. Доказано существование письменности, высокоразвитых ремесел; в городах были обнаружены целые кварталы ремесленников. Монументальная архитектура сочеталась с высоким уровнем комфорта (бани, канализация). Город в хараппской цивилизации был формой социальной интеграции.
Существовали торговые связи хараппской цивилизации с государствами Двуречья. И хотя сама эта цивилизация исчезла безвозвратно, но она оставила следы в истории различных народов Индостана. Начиная с середины II тысячелетия до н.э. коренное дравидское население Индии стало вытесняться на юг, а север превращался в арену все новых и новых этнических взаимодействий. Племена ариев первыми добрались до хараппской цивилизации, привнеся свой жизненный уклад, мифологию, язык — они и составили ядро индоевропейской культуры. Постепенно арийцы расселились по всей долине Ганга. Индоарии поклонялись солнцу, дождю, небу и приносили им жертвы. Их боги — Варуна, Чандра, Индра, Савитар — повторяют имена древнеперсидских божеств, что указывает на их общее происхождение. Индоарии верили в переселение душ, в жизнь после смерти.
Кастовая система, которая и сегодня лежит в основе структуры индийского общества, сформировалась в глубокой древности.
Высшей кастой считалась каста жрецов, получившая название «брахманов», за нею сформировались касты воинов и ремесленников -«кшатриев» и «вайшьев». Кастовая система служила цивилизационным интересам: во-первых, сословно-кастовая система обеспечивала средства к существованию в основном за счет сельского хозяйства; во-вторых, развивала специфическую для Индии социокультурную модель; в-третьих, обеспечивала преимущества индуизма, который подчинил себе со временем все другие религии.
Каста восходит в Индии к четырем сословиям — варпам арийского общества. Все четыре главных варны и многочисленные джати (касты), входящие в ту или иную варну, располагаются строго последовательно: самая высокая — брахманы, самая низшая — шудры. Неприкасаемых иногда считают отдельной группой, иногда их включают в варну шудр.
О причинах кастового деления в Индии всегда выдвигалось много мнений, которые со временем сложились в четыре главных концепции:
— кастовая система — принадлежность индийской цивилизации,
подчеркивающая «вечность» индийской культуры;
— система каст основана на понятиях «чисто» и «нечисто»;
— основатели кастового деления — аборигенные племенные со
общества Индии;
- в основе кастового деления — разделение труда.
Думается, что убедиться в верности той или иной концепции можно только на основе изучения развития духовной жизни Индии. Философские и религиозные учения — буддизм и джайнизм — к IV в. до н.э. становятся государственной религией. Постепенно буддизм распространяется за пределы Индии — в Китай, Японию, страны Юго-Восточной Азии, где остается живой религией до наших дней.
Судьба буддизма в самой Индии была сложной: через северо-запад Индии прошли персидские войска, а Александр Македонский после победы над Персией предпринял поход и в Индию.
Античная Греция оказала огромное влияние на культуру Индии, это проявилось, в частности, в греко-буддийской скульптуре. С уходом армии Македонского индийские земли объединились в период династии Мауриев — это было время великого расцвета индийской цивилизации.
Столица царя Чандрагупты поражала иностранцев роскошью и красотой. При царе Ашоке империя Мауриев имела четко продуманную систему государственного управления. Ашок сам принял буддизм, придал ему статус государственной религии, закрепив многие этические положения в своих эдиктах.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1206;