АМАЗОНКИ: ВОИНСТВЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ НА КРАЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Карта предполагаемой родины амазонок, созданная в Лондоне в 1770 г.

 

Уже около 3000 лет легенды о жестоких женщинах‑воительницах, некогда живших на краю ойкумены, будоражат наше воображение. Пройдя путь от мифов и полуфантастических историй, написанных древнегреческими и римскими авторами, до современных телевизионных фильмов, таких как «Ксена: принцесса‑воин», легенда о воинственном племени, состоящем только из женщин, претерпела немало изменений. Однако есть ли в этих легендах хоть доля исторической правды?

Впервые о воинственном племени амазонок мы узнаем из «Илиады» – эпической поэмы Гомера о Троянской войне, предположительно созданной в VIII в. до н. э.: здесь троянский царь Приам вспоминает, что видел битву амазонок против фригийцев. Гомер говорит, что эти женщины сражались, «как мужам подобные». После Гомера об амазонках писали многие античные авторы, дополняя сложившийся образ информацией об их происхождении. Древнегреческий историк Геродот (середина V в. до н. э.) называл их андрофонос – «убивающие мужчин» – и рассказывал о них удивительные истории (особенно интересные в свете последних археологических открытий). После поражения в битве с древними греками на реке Фермодон, на южном побережье Черного моря, захваченных в плен амазонок повезли на корабле в Грецию. Во время путешествия женщины напали на своих захватчиков и убили их. Амазонки не умели управлять судном. Корабль ветром гнало по Черному морю на север. Вскоре они пристали к побережью скифских земель, где выкрали лошадей и ускакали в степи. Геродот пишет о том, что амазонки заключили договор со скифами – группой разрозненных кочевых племен, а вскоре и сами стали частью сообщества степных всадников, вступая со скифскими мужчинами в брак. Амазонки занимали земли до западного берега реки Дон (ныне территория южной части России) и, ассимилировавшись со скифами, стали представителями савроматской культуры. В описаниях римских авторов говорится о том, что амазонки были союзницами Приама и сражались вместе с ним против ахейцев во время Троянской войны. К концу войны, убив в сражении множество греков, царица амазонок Пентесилея затеяла битву с Ахиллом и была убита в кровавом поединке. Есть упоминания и о других смельчаках – героях Древней Греции, отважившихся вступить в сражение с этими грозными женщинами: кто‑то из них погиб, кто‑то остался жив.

Одним из 12 подвигов Геракла было достать волшебный пояс Ипполиты – царицы амазонок. Чтобы выполнить задание, Геракл вместе с героем Древней Греции Тесеем отправился в столицу амазонок Фемискрея на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции). Геракл убил Ипполиту и забрал пояс, а Тесей прихватил царевну Антиопу – одну из сестер Ипполиты. Пытаясь спасти ее, амазонки вторглись в Древнюю Грецию, намереваясь захватить Афины, однако потерпели поражение. По другим версиям, Антиопу убили в сражении, в котором она участвовала на стороне Тесея. Мифические битвы греков и амазонок способствовали появлению целого направления в древнегреческом искусстве – амазономахия. В качестве примера можно назвать мраморный барельеф из Пантеона в Афинах. Некоторые биографы Александра Македонского рассказывали о знакомстве полководца с царицей амазонок по имени Талестрис, намекая, что у них даже был ребенок. Однако эти сведения ставятся под сомнение в труде древнегреческого историка и биографа Плутарха «Жизнь Александра», а также в работах ряда других древних авторов.

Ранние древнегреческие и римские писатели связывали с амазонками множество странных обычаев. Сегодня полагают, что слово «амазонка» происходит от иранского слова «хамазан» (что означает «воин»). В переводе с древнегреческого оно звучит как «безгрудая». Древние греки, вероятно, так объясняли существовавшую у амазонок традицию выжигать или отрезать себе правую грудь: чтобы легче было натягивать тетиву лука. Тем не менее сохранившиеся до наших дней греческие статуи, барельефы и вазы изображают их с двумя грудями. Миф гласит, что амазонки не пускали мужчин на свои земли, но раз в год для продолжения рода отправлялись в соседнее исключительно мужское племя гаргарейцев. Девочек они оставляли, обучали их ведению сельского хозяйства, охоте и военному делу, а мальчиков либо убивали, либо отдавали отцам.

Дискуссионным считается вопрос о месте проживания амазонок. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Поэтому неудивительно, что амазонок зачастую воспринимали как существ мифических. Впрочем, теперь благодаря археологии взгляды ученых изменились. По словам Геродота, савроматы, населявшие юг России, были потомками скифов и амазонок. Хотя еще в середине XIX в. российские археологи обнаружили скелеты женщин‑воинов в понтийских степях (степные районы северного побережья Черного моря, протянувшиеся на восток до Каспийского моря), западные ученые и археологи, не знавшие об этом, и не прослеживали их связь с древнегреческой легендой об амазонках. Раскопки, проведенные российскими и американскими археологами под руководством Жанин Дэвис‑Кимбел из Американского исследовательского института Евразии, подтвердили правдивость слов древних авторов. В древних могильных холмах (которые принято называть курганами) у местечка Покровка на границе России и Казахстана были обнаружены скелеты женщин, захороненных вместе с оружием. В могилах, датируемых VI–IV вв. до н. э., находились железные мечи, кинжалы, бронзовые наконечники стрел, луки, колчаны и конская упряжь. Это позволило сделать предположение о том, что в данной культуре женщины‑воины имели высокий социальный статус.

Первоначально высказывалось мнение, что оружие выполняло ритуальную функцию. Однако изучив скелеты, ученые отвергли эту версию. На некоторых черепах были обнаружены следы ран, а искривленные берцовые кости 13–14‑летней девочки натолкнули на мысль о том, что она вела жизнь наездницы. Согнутый наконечник стрелы, торчавший из колена другой женщины, позволил сделать заключение, что она получила ранение во время битвы. Установлено, что найденное рядом с женщинами оружие часто использовалось в битвах, а его рукоятки отличались по размеру от оружия из мужских захоронений, значит, могло быть изготовлено специально для женщин. Неужели это могилы амазонок? Возможно, и нет. С одной стороны, не вызывает сомнений утверждение Геродота, что у савроматов были женщины‑воины, а с другой – свидетельств того, что они являются потомками амазонок и скифов, о чем Геродот рассказывал в своей «Истории», до сих пор не найдено. Кроме того, савроматские женщины‑воины составляли относительно небольшую часть племени: в то время как 90 % мужских захоронений были могилами воинов, лишь в 20 % женских курганов удалось найти оружие.

Фотография неизвестного автора. (Лицензия свободной документации «GNU»). Амазонка перед битвой. Скульптура Пьера‑Эжена‑Эмиля Эбера. Национальная галерея искусств, Вашингтон (округ Колумбия)

 

Есть и другие аргументы против версии о савроматах. Амазонки упоминаются в произведениях древнегреческой литературы и искусства с VIII в. до н. э., то есть за 200 лет до того, как появились какие‑либо свидетельства о женщинах‑воинах в евразийских степях. Первая древнегреческая колония на побережье Черного моря возникла в VII в. до н. э., хотя не исключено существование торговых связей и в более ранний период. Предположение, что женщины‑воины жили в степях раньше, чем об этом свидетельствуют археологические данные, имеет право на существование, но не более того. Нет данных и о том, что греки входили с ними в контакты. Следовательно, женщины‑воины савроматской культуры могли оказать влияние на создание мифа об амазонках, но не были его источником. Около IV в. до н. э. савроматская культура влилась в культуру других кочевых племен – сарматов. В их ранних захоронениях также находили женщин‑воинов. Сарматы продвинулись еще дальше на запад, чем их предшественники: сарматская конница на службе у римлян участвовала в британских походах во II–V вв. Однако были ли среди тех всадников женщины‑воины – неизвестно.

Этим перечень кочевых племен, в которых были женшины‑воины, не ограничивается. Например, представители пазырыкской культуры, жившие на Алтае достаточно далеко от сарматов, характеризуются практически такими же погребальными обрядами. Они строили курганы, похожие на те, что сооружались в Украине и на юге России. В 1993 г. российский археолог Наталья Полосмак открыла пазырыкский курган V в. до н. э. Это захоронение получило название Сибирская ледяная девушка [В отечественной литературе ее принято называть Принцессой Алтая.]. Она не была воином, но занимала высокий статус жрицы. Кроме того, Полосмак обнаружила могилы со скелетами мужчины и женщины. В каждом из этих захоронений были найдены наконечники стрел и топоры.

Возможно, восхищенные рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существовавший в Древней Греции миф об амазонках. Впрочем, бесстрашные женщины могли олицетворять в мифах неизведанные опасности, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древние греки, отважившиеся отправиться на новые земли, такие как побережье Черного моря. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась все дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы. Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии (Турция) и, вероятно, были основательницами городов Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже считалась Западная Ливия.

Если миф об амазонках действительно является частью памяти народа о матриархальной культуре воинственных женщин, возникает вопрос: почему Гомер в VIII в. до н. э. писал о них так, словно всем это было уже известно. Возможно, они существовали ранее, примерно в конце бронзового – начале железного века (в период между 1600 г. до н. э. и 900 г. до н. э.). В таком случае, наиболее вероятными местами их проживания могли быть Анатолия, степная часть России или же Кавказские горы. Однако на сегодняшний день данных о существовании женщин‑воинов в этих землях в столь древние времена не выявлено.

В каком‑то смысле миф об амазонках может рассматриваться как представление древних греков о «других» [По‑видимому, имеется в виду – «чужеземцев».]. Описание этих женщин в литературе и искусстве того времени призвано больше для того, чтобы продемонстрировать черты, противоположные тем, которыми обладает высокоразвитое общество. У древних греков все обязанности женщины сводились к ведению домашнего хозяйства, они не были вовлечены в войны и политику. А амазонки наоборот – принимали решения и участвовали в битвах. Такая игра на контрасте в мифах определяла положение вещей в древнегреческом государстве, акцентируя внимание на неестественности тех обществ, которые радикально отличались от их собственного. И конечно же, варвары, посягнувшие на их культуру, это касается битв между амазонками и древними греками, всегда проигрывали.

 

ТАЙНА «ЛЕДЯНОГО ЧЕЛОВЕКА»

 

(О Инсбрукский медицинский университет. Скелет «ледяного человека» с экспозиции Инсбрукского медицинского университета

 

Ясным сентябрьским днем 1991 г. высоко в безлюдных Эцтальских Альпах, недалеко от границы между Италией и Австрией, два немецких путешественника (Гельмут и Эрика Симон) сделали одно из удивительнейших открытий XX в. Во льду лицом вниз лежало замерзшее тело человека. Решив, что они обнаружили останки альпиниста, погибшего под лавиной, пара сообщила об этом властям, и те прибыли на место на следующий день. В этом не было ничего необычного: ледники таяли, поэтому в этих местах регулярно находили тела альпинистов, погибших в результате несчастного случая. Тремя неделями ранее там были обнаружены мумифицированные останки мужчины и женщины, которые отправились в поход в 1934 г. и не вернулись. Итак, на следующий день после открытия, сделанного Гельмутом и Эрикой, австрийская полиция прибыла на место и начала несколько по‑варварски вытаскивать тело из замерзшей земли: порвали одежду, перфоратором просверлили дыру в бедре, а в довершение, укладывая тело в гроб, сломали левую руку.

Тело доставили в Инсбрукский университет, где его тщательном обследовали и выяснили, что это был вовсе не современный альпинист. Радиоуглеродная датировка показала, что останки принадлежат мужчине, который умер около 3200 г. до н. э. (в период позднего неолита). Таким образом, были найдены древнейшие сохранившиеся останки человеческого тела. Изучение Отци, как его стали называть (поскольку он был найден в Эцтальских Альпах), продолжалось. Было установлено, что его рост составлял 5 футов 2 дюйма и умер он в возрасте 40–50 лет, хотя причина смерти остается загадкой. Анализ содержимого его желудка показал остатки двух видов пищи, которую он ел за восемь часов до смерти. Это был кусок пресного хлеба, сделанного из пшеницы однозернянки, какие‑то коренья и оленина. Анализ хорошо сохранившейся пыльцы в кишечнике показал, что Отци умер в конце весны – начале лета.

На теле у Отци было 57 татуировок – маленькие параллельные линии и крестики, нанесенные с помощью пигмента, в основу которого входил древесный уголь. Поскольку татуировки в основном располагались вокруг позвоночника, в районе поясницы, колен и лодыжек, было выдвинуто предположение, что это было не украшение. Изучение скелета «ледяного человека» показало, что он страдал от артрита. Поскольку татуировки располагались в известных акупунктурных точках, некоторые исследователи пришли к выводу, что татуировки Отци выполняли терапевтическую функцию. Одежда «ледяного человека» довольно хорошо сохранилась. На момент смерти на Отци были башмаки с подошвой из медвежьей шкуры и верхней частью из оленьей кожи и коры деревьев, внутри набитые мягкой травой для сохранения тепла. Одет он был в сплетенный из травы плащ, который он, вероятно, использовал как одеяло, кожаный жилет и меховую шапку. Возле тела были обнаружены различные предметы, которые «ледяной человек» взял в свое последнее путешествие: медный топор с тисовым древком, незаконченный большой тисовый лук, колчан из оленьей кожи, в котором находилось две стрелы с кремневыми наконечниками и 12 заготовок, кремневый нож и ножны, мешочек из телячьей кожи с лечебными грибами, кремень и пирит для получения огня, походный мешок из козлиного меха и кисточки с каменной бусиной. Все эти материалы позволяют воссоздать картину жизни и смерти «ледяного человека».

Кем же был этот таинственный путешественник и что заставило его отправиться в безлюдные Эцтальские Альпы на высоте 1,8 мили? Анализ ДНК показал, что, скорее всего, он был представителем европейцев, живущих в районе Альп. Изотопный анализ зубов и костей, осуществленный геохимиком Вольфгангом Мюллером из Австралийского национального университета совместно с коллегами из Соединенных Штатов и Швейцарии, позволил более точно установить место рождения Отци. Это оказался район итальянской части Тироля, деревушка Вельтурно, расположенная к северу от современного Больцано. Следовательно, он родился в 30 милях к юго‑востоку от того места, где погиб. Большое содержание меди и мышьяка в волосах Отци свидетельствует о том, что он занимался плавкой меди, возможно, изготавливал свое оружие и инструменты.

Первой широко распространенной версией относительно того, почему «ледяной человек» путешествовал по Эцтальским Альпам (и как он погиб) было предположение о том, что он был пастухом, который на возвышенностях пас свое стадо. Согласно гипотезе, неожиданно подул нехарактерный для того времени года сильный ветер и мужчина укрылся в неглубоком овраге, в котором и был найден. Эту теорию предложил доктор Конрад Спиндлер, ведущий специалист по изучению «ледяного человека». В своих исследованиях он опирался на первые рентгеновские снимки тела, сделанные в Инсбруке. В правой части тела были видны сломанные ребра, которые, по мнению Спиндлера, были следствием борьбы: вероятно, на Отци напали, когда он возвращался с овцами в свою деревню. И хотя ему удалось избежать смерти, он вскоре погиб от ран в том месте, где через 5000 лет его нашли путешественники. Однако новые исследования тела, проведенные учеными в 2001 г. в лаборатории Больцано, показали, что ребра деформировались после смерти, под давлением снега и льда. Согласно другой теории, «ледяной человек» связан с болотными телами из торфяных болот Северной Европы, такими как, например, толлундский человек и человек из Линдоу. При исследовании тел, датируемых I тысячелетием до н. э., было установлено, что многие из них потребляли перед смертью пищу, очень похожую на ту, которую ел перед гибелью «ледяной человек». Эти люди были принесены в жертву. Был ли «ледяной человек» тоже ритуальной жертвой? Данные, полученные во время исследования в Больцано, свидетельствуют о другом.

Компьютерная аксиальная томография тела показала инородный предмет, по форме напоминающий стрелу, в районе плеча. Дальнейшие исследования подтвердили наличие кремневого наконечника стрелы в плече Отци. «Ледяной человек» был убит. Небольшое отверстие, обнаруженное на одежде Отци, указывало на то место в теле, куда вонзилась стрела. В июне 2002 г. та же группа ученых обнаружила глубокую рану на голове у «ледяного человека», а затем нанесенные за несколько часов до смерти ушибы и порезы на запястьях и груди, которые, по‑видимому, возникли, когда он пытался себя защитить. Поразительно, но анализ ДНК показал следы крови четырех различных людей на одежде и оружии Отци. Первое пятно – на лезвии ножа, еще два – на наконечнике стрелы, четвертое – на одежде из козлиной кожи. Недавние открытия породили новые версии, объясняющие, что же в действительности случилось с «ледяным человеком».

В теле Отци находился лишь наконечник стрелы, значит, он или его спутник обломали ее древко. Компьютерная аксиальная томография показала, что роковая стрела была пущена снизу и, пройдя через нервы и важнейшие кровеносные сосуды, оказалась в области левого плеча и парализовала ему руку. Кровь на его одежде позволяет предположить, что человек, сопровождавший Отци, тоже был ранен и вынужден был опираться ему на плечо. Возможно, Отци с одним или двумя товарищами отправился на охоту и, столкнувшись с вражеским отрядом, вступил в битву за территорию. Кровь на оружии Отци наглядно демонстрирует, что он убил двух представителей вражеского лагеря. Он вытаскивал стрелы из тел раненых и убитых и снова пускал их, пока сам не получил смертельное ранение.

Однако не все согласны с такой трактовкой событий. По словам Уолтера Лейтнера из Института древней и ранней истории Инсбрукского университета в Австрии, Отци был шаманом. Лейтнер полагал, что поскольку медь была редким и дорогим материалом в период позднего неолита, лишь у знатного представителя общины мог быть медный топор. Как известно, шаманы могли общаться с миром духов, живших в отдаленных местах, таких, например, как высокие горы. Отци был убит, считает Лейтнер, но не в результате борьбы за территорию, а скорее группой заговорщиков из его же общины, которые решили убить шамана и все списать на несчастный случай. По‑видимому, они достигли своей цели. Позднее была выдвинута еще одна альтернативная гипотеза о жертвоприношении. Согласно ритуалу жертву выследили и пустили ей стрелу в спину. Римские хронисты заверяли, что такие ритуальные убийства существовали у кельтов, что подтверждают и результаты археологических раскопок и исследования скелета из внешнего рва Стоунхенджа – там практиковался этот тип принесения жертвы (см. статью о Стоунхендже).

Недавно директор археологического управления провинции Больцано Лоренцо Даль Ри сделал сенсационное заявление: о смерти «ледяного человека» должна быть запись на древней каменной стеле. Камни с надписями использовались при строительстве алтаря в церкви города Лейсес, расположенного недалеко от того места, где был найден Отци. Среди множества наскальных рисунков удалось рассмотреть лучника, готового пустить стрелу в спину невооруженному мужчине, который, по‑видимому, пытался убежать. Прямых доказательств существования связи между стелой и смертью «ледяного человека» нет, но сходство поразительно.

Фотография Кого (лицензия свободной документации «GNU»). Памятник Отци (Эцтал)

 

В феврале 2006 г. появились новые сведения о «ледяном человеке». Доктор Франко Ролло (университет Камерино в Италии) с коллегами, исследовавший митохондриальную ДНК (ДНК, которая наследуется только по материнской линии) из клеток кишечника «ледяного человека», пришел к выводу, что тот был бесплоден. Опираясь на эти данные, доктор Ролло выдвинул гипотезу о том, что именно неспособность к продолжению рода могла повлиять на обстоятельства гибели Отци.

С 1991 г., когда был найден «ледяной человек», его популярность возрастала: с его именем связывают даже так называемый феномен «проклятие Тутанхамона». Среди исследователей, занимавшихся изучением «ледяного человека», наблюдался очень высокий уровень смертности. Последний случай произошел с археологом, специалистом по молекулярной биологии Томом Лоем, который исследовал кровь на одежде и оружии Отци, – он умер при загадочных обстоятельствах в Австрии в октябре 2005 г.

Недавно перешли в мир иной двое известных ученых, внесших свою лепту в проблему Отци: доктор Конрад Сплиндер, возглавлявший группу исследователей Инсбрукского университета, умер в апреле 2005 г. от рассеянного склероза; а 67‑летний Гельмут Симон, путешественник, который нашел «ледяного человека», в октябре 2004 г. умер в Австрийских Альпах, оказавшись на глубине 300 футов под снегом. Дитер Варнеке, обнаруживший замерзшее тело путешественника, вскоре умер от сердечного приступа. Впрочем, скептики утверждают, что за 14 лет смерть 5–6 человек, связанных с «ледяным человеком», это не так уж и много. А кроме того, альпинизм – это опасное занятие, всегда отличавшееся высоким уровнем смертности.

Сегодня Отци является частью экспозиции музея археологии Южного Тироля в Бозен‑Больцано, но до сих пор на множество вопросов, касающихся его жизни и смерти, не найдено ответов. Есть надежда узнать больше после аутопсии «ледяного человека», которую ученые собираются провести для того, чтобы извлечь кремневый наконечник стрелы из плеча. А нам остается ждать, когда появится больше информации о том, как и почему умер Отци в альпийских льдах 5000 лет назад.

 








Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1339;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.