ЗАГАДКА ДОИСТОРИЧЕСКИХ ФЛОРЕСИЙСКИХ КАРЛИКОВ
Рисунок Рейнера Зенца (лицензия свободной документации «GNU"). Череп флоресийского человека
Удивителен доисторический мир крошечных людей, которые охотились на карликовых слонов, хомяковидных крыс, комодских варанов и даже драконов. Такой сценарий скорее напоминает научную фантастику, например роман Артура Конан Дойла «Затерянный мир», чем научный факт. Впрочем, недавние находки с далекого индонезийского острова могут все изменить. Загадка острова Флорес, расположенного между Суматрой и Восточным Тимором, в последние годы является объектом широчайших дискуссий.
В сентябре 2003 г. международная исследовательская группа во главе с Р. П. Соейоно из Индонезийского археологического центра и Майклом Морвудом из университета Новой Англии в городе Армидейл длительное время вела раскопки на месте большой известняковой пещеры под названием Лианг Буа. На глубине 20 футов они обнаружили неповрежденный скелет 30‑летней женщины. Археологам показалось, что это мощи представителя вида гоминидов, но рост его составлял всего лишь 3 фута. Неподалеку находились и другие кости, так на сегодняшний день удалось обнаружить останки девяти индивидуумов. Используя методы радиоуглеродной и термолюминесцентной датировки, было установлено, что древнейшим из них приблизительно 94 000 лет, а самым поздним – 12 000 лет.
Вместе с костями гоминидов в пещере были найдены останки рыб, лягушек, змей, черепах, хомяковидных крыс, птиц и летающих мышей, а также более крупных животных – таких как мелкие виды стегодона (вымершие карликовые слоны) и комодские вараны. Изучая фрагменты обгорелой скальной породы и обуглившихся костей того слоя, где находился скелет гоминида, ученые пришли к выводу, что карлики острова Флорес умели обращаться с огнем. Другой важной находкой, обнаруженной в пещере, были довольно сложные каменные инструменты, в том числе небольшие лезвия, которые могли крепиться на деревянное древко. Некоторые каменные орудия находились в непосредственной близости от стегодонов, что означает, флоресийские карлики охотились на них. Команда исследователей опубликовала материалы о своих невероятных находках в октябре 2004 г. в научном журнале «Нейчер». Заключение, которое они сделали после исследования флоресийских карликов, было невероятным: ученые объявили об открытии нового вида карликовых людей, который получил название человек флоресийский (homo floresiensis). Они предположили, что этот вид существовал на острове параллельно с людьми современного типа [Имеются в виду кроманьонцы.]. Скелет получил в научной среде прозвище Маленькая леди Флер (или ЛБ1), а название вида – хоббиты – позаимствовали из книги Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец». Рост всех особей составлял около 3 футов. У них были длинные руки и головы размером с грейпфрут. Эти двуногие существа имели очень небольшой мозг (он составлял треть мозга нынешнего человека, что даже чуть меньше мозга шимпанзе). Флоресийские карлики делали сложные инструменты, охотились на миниатюрных слонов. Они жили в тот же период, что и люди современного типа, активно заселявшие поверхность Земли. Исследователи пришли к выводу, что флоресийские люди не были карликовой формой современного человека. Они являлись потомками человека прямоходящего (homo erectus) и происходили от восточноевропейских неандертальцев, которые около 30 000 лет назад были вытеснены кроманьонцами. Человек прямоходящий также исчез сразу же после прихода на эти территории людей современного типа. Возникает вопрос: каким образом ученые определили размер флоресийского человека. Согласно одной из теорий, остров Флорес был изолирован и до недавнего времени на его территории обитали лишь определенные виды существ, которым удалось до него добраться. Эти животные впоследствии стали объектом необычных эволюционных процессов, в результате которых одни превратились в гигантов, например в комодских варанов (которые существуют и по сей день), а другие – в карликов (такие как стегодоны). Некоторые ученые считали, что человек флоресийский был потомком человека прямоходящего, который жил на острове Флорес 840 000 лет назад. Ведя изолированный образ жизни, флоресийские люди постепенно превращались в карликов, испытывая на себе воздействие тех же мутационных процессов, что и местные слоны. Карликовость, по‑видимому, объясняется скудностью ресурсов на острове Флорес.
Флоресийский человек признан широкими научными кругами как абсолютно неожиданное, но очень важное открытие в современной истории. Этот новый представитель рода homo может изменить наши представления об эволюции человека. Например, мы склонны считать, что ддя изготовления сложных орудий труда человеку необходим большой мозг. Однако миниатюрный мозг, которым обладала Леди Флер, опровергает это утверждение, а значит, ученые должны глубже анализировать факты, прежде чем делать выводы об интеллекте и умственных способностях наших предков с мозгом небольшого объема. Один из первооткрывателей флоресийского человека доктор Майкл Морвуд выдвинул гипотезу, что у карликов существовал даже примитивный язык, с помощью которого они общались во время охоты на слонов и больших ящериц. Однако другие исследователи с этим не согласны. Они отмечают, что шимпанзе и даже волки могут охотиться сообща, но способность говорить у них не сформировалась.
Находки на острове Флорес также опровергают общепринятое мнение о том, что люди современного типа стали единственными земными скитальцами, после того как 30 000 лет назад вымерли неандертальцы. Флоресийские карлики дожили до момента появления первых кроманьонцев и, в отличие от большинства других представителей человеческой популяции, довольно долгое время существовали параллельно с человеком современного типа. Это означает, что два различных человеческих вида: человек разумный (homo sapiens) и человек флоресийский (homo floresiensis) жили на Земле в одно и то же время. Хотя древнейшим останкам человека современного типа, найденным на острове Флорес, лишь 12 000 лет, оба эти вида должны были существовать на острове одновременно.
Реакция научного сообщества и любителей истории была столь же непредсказуема, как и само открытие. Глава отдела антропологии лондонского Музея естественной истории Крис Стрингер сказал: «Многие исследователи (в том числе и я) оспаривают эти заявления» и добавил, что во флоресийских карликах его ничего не удивляет. Он также утверждал, что длинные руки могут свидетельствовать лишь о том, что человек флоресийский проводил много времени на деревьях: «Возможно, если бы вокруг вас были комодские вараны, вам бы тоже захотелось взобраться на дерево со своими детьми в поисках безопасности».
И сегодня остается немало противников выводов, сделанных по результатам изучения находок из пещеры Лианг Буа. Известный полинезийский палеонтолог Теуку Якоб заявил, что ЛБ1 вообще не была представительницей нового вида, а принадлежала к австрало‑меланезийской расе человека современного типа и ее возраст составляет приблизительно 1300–1800 лет. Якоб и некоторые другие известные исследователи полагали, что кости в действительности принадлежат современному человеку (homo sapiens), карлику с дефектом мозга, называемым микроцефалия (патологическое нарушение, которое характеризуется небольшим размером головы и мозга и часто связано с проблемами в умственном развитии). В поддержку этой теории анатом Мацией Хеннеберг заявил, что череп ЛБ1 практически идентичен критскому образцу микроцефала. Однако адъюнкт‑профессор [В странах Европы соответствует должности доцента; обычно ученый со степенью магистра, который работает над докторской диссертацией.] университета Новой Англии в Новом Южном Уэльсе Питер Браун, работавший над статьей, опубликованной в журнала «Нейчер», не согласен с таким объяснением. Свою точку зрения он аргументировал тем, что небольшое количество людей с подобными нарушениями доживают до совершеннолетия, и черепа микроцефалов имеют ряд специфических признаков, но ни один из них не был обнаружен у ЛБ1. Браун также отметил, что поскольку все останки, найденные в пещере Лианг Буа, имеют признаки карликовости, сложно предполагать, что вся популяция страдала от микроцефалии.
В начале 2005 г. независимая группа экспертов под руководством доктора Дина Фолка из университета штата Флорида занялась изучением черепа ЛБ1. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Сайенс» в марте 2005 г. Ученые сопоставили трехмерное изображение мозга ЛБ1 с головами других видов: шимпанзе, современного человека (в том числе современных карликов), микроцефалов с человеком прямоходящим. Потом провели сравнение с примитивными человекообразными существами, такими как австралопитек африканский (Australopithecus africanus) и парантроп эфиопский (Paranthropus aethiopicus), а также с современными гориллами, и пришли к выводу, что мозг ЛБ1 абсолютно не похож на мозг карликов или микроцефалов, а имеет нечто обшее с головным мозгом человека прямоходящего и что «это действительно новый вид человекообразных». Однако эти результаты не убедили тех, кто заявлял, что доктор Фолк обследовал череп с признаками микроцефалии. Таким образом, дискуссии продолжаются.
Вполне возможно, вопрос о происхождении флоресийских людей прояснится после проведения анализа ДНК. Сравнительно небольшой возраст скелетного материала, который несомненно является подлинным, дает надежду на успех. Однако известно, что высокая температура негативно воздействует на ДНК, а значит, тропический климат Индонезии значительно снижает шансы. Вероятно, новые находки и более полные скелетные материалы из Лианг Буа позволят провести анализ ДНК, чтобы вычленить эту составляющую у ЛБ1. Тем не менее ученые не теряют надежды: если когда‑нибудь удастся извлечь ДНК человека флоресийского. может возникнуть новое представление о ходе эволюции человека.
Что касается судьбы карликовых жителей острова, то она связана с извержением одного из индонезийских вулканов, расположенных неподалеку от пещеры Лианг Буа (12 000 лет назад), которое уничтожило местную популяцию флоресийских людей и большую часть уникальной живой природы острова Флорес. Возможно, часть флоресийских карликов выжила в других частях острова. Любопытно, что в легендах современных жителей острова Флорес подробно рассказывается о маленьких волосатых людях, живших на острове. Местные жители называют их эбу того, что в переводе означает «бабушка‑обжора». Признаками этих человечков были рост около 3 футов, длинные руки и пальцы, что характерно и для человека флоресийского. Они что‑то бормотали друг другу на каком‑то примитивном языке и, подобно попугаям, могли повторить сказанное жителями деревни. По‑видимому, в последний раз эбу того видели на острове в XIX в. перед появлением голландских колонистов. Большой интерес вызывает связь между человеком флоресийским и обитателями Суматры, где, по некоторым данным, проживали трехфутовые гоминиды, называемые оранг‑пендек. Зоологи занесли в каталог изображения таинственной человекообразной обезьяны, которую они наблюдали на западе Суматры на территории парка Керинси‑Себлат более 150 лет назад. Кроме того, удалось заполучить отпечатки ступней и волосы, которые, вероятно, принадлежали этому существу. Исследователи, работавшие над находками с острова Флорес, утверждали, что оранг‑пендек с Суматры мог быть сохранившейся особью флоресийского человека. Главный редактор журнала «Нейчер» Генри Ги согласился с этой версией и даже пошел в своих заключениях дальше. Он утверждал, что открытие человека флоресийского, сумевшего так долго просуществовать и дожить до недавнего времени (с точки зрения геологии), «увеличивает вероятность того, что в историях о других мифических человекоподобных существах, таких как йети, есть зерно правды… Сегодня невероятных существ, которых извлекают из земных глубин, изучает криптозоология».
Нельзя отрицать, как полагают исследователи, возможность обнаружить живую особь человека флоресийского, или эбу того, поскольку на территории Юго‑Восточной Азии еще много неизвестных науке млекопитающих. Берт Робертс и Майкл Морвуд убеждены, что в сохранившихся на острове Флорес тропических лесах и пещерах, связанных с историями об эбу того, еще предстоит обнаружить образцы волос или иные следы, а возможно, и самих живых представителей. Они полагают, что останки скелетов других, не менее странных видов рода homo ждут своего открывателя и в других изолированных уголках Юго‑Восточной Азии. Итак, исчезнувшие виды рода homo, такие как человек флоресийский, доживший до сравнительно недавнего времени и остававшийся неизвестным до 2003 г., являются очевидным свидетельством того, что в нашем представлении об истории человечества еще много белых пятен, значительно больше, чем мы могли себе представить.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 788;