ЗАГАДКА ТАРИМСКИХ МУМИИ
Мумия из Таримского бассейна. Фотография Аурела Стейна (1910)
Таримские мумии являются непостижимой загадкой древнего мира и одними из наиболее важных археологических находок XX в. Эти на удивление хорошо сохранившиеся человеческие останки были обнаружены в засушливых соляных песках пустыни Такла‑Макан, которая является частью Таримского бассейна в Западном Китае. Обнаруженные в тех далеких краях тела датировались большим промежутком времени: 1800 г. до н. э. – 400 г. н. э. Однако больше всею ученых поразило то, что мумии имели черты европеоидной расы. По‑видимому, в Западном Китае жили племена, которые таинственным образом исчезли 2000 лет назад.
Открыватель мумий – шведский ученый Свен Хедин в начале XX в. занимался общей историей Шелковою пути – сети древних дорог, которые когда‑то вели из Китая в Турцию и далее – в Европу. Тела доставили в европейские музеи для последующего изучения, но отсутствие необходимого оборудования и финансирования стали причиной того, что о них вскоре забыли. В 1978 г. китайский археолог Вэнг Бинхуа в могильнике Кизилчока, или Красном холме, в северо‑восточной части центральной азиатской провинции Ксиньянг, обнаружил 113 мумифицированных тел. Позднее большая часть тел была перевезена в музей юрода Урумки. За последние 25 лет китайские и среднеазиатские археологи провели раскопки и осуществили масштабные исследовательские работы в этом районе, обнаружив более 300 мумий. В 1987 г. профессор китайской и индоиранской литературы и религии университета Пенсильвании Виктор Мэйр вел группу туристов по музею Урумки и, подойдя к мумиям, найденным Вэнг Бинхуа, с удивлением обнаружил, что все они одеты в темнопурпурные шерстяные одежды и обувь из войлока и имеют признаки европеоидной расы: каштановые или белокурые волосы, удлиненные носы и черепа, стройные тела и большие глубоко посаженные глаза.
Политическая обстановка в Китае в те времена не позволила Мэйру заняться исследованием этих удивительных находок, и в 1993 г. он вернулся с группой итальянских генетиков, работавших над изучением «ледяного человека». Ученые отправились на Красный холм, туда, где Вэнг Бинхуа проводил раскопки, чтобы провести эксгумацию мумий, перезахороненных из‑за нехватки места в Урумкском музее. Анализ образцов ДНК подтвердил, что это мумии европеоидов, после чего Мэйр заявил, что, скорее всего, древнейшие мумии являлись представителями первых белых поселенцев в бассейне реки Тарим.
Древнейшая мумия, найденная в Западном Китае, получила прозвище Лоуланьская красавица: это хорошо сохранившееся тело китайские археологи нашли в 1980 г. неподалеку от древнего города Лоулань, что в северо‑восточной части пустыни Такла‑Макан. Женщина ростом 5 футов 2 дюйма, умершая в возрасте 40 лет примерно 4800 лет назад, обладала чертами, характерными для представителей европеоидной расы (в том числе выступающая переносица, высокие скулы, светло‑каштановые волосы, которые были собраны и спрятаны под войлочный головной убор). Тело было завернуто в шерстяной саван, на ногах – кожаные ботинки, а рядом с ним в гробнице лежали гребень и изящная соломенная корзина с зернами пшеницы. Следующая экспедиция в Лоуланьский регион, организованная в 2003 г. археологическим институтом провинции Ксиньянг, позволила сделать ряд новых важных открытий. Раскопки проводились в 110 футах от древнего города Лоулань, в могильнике, который представлял собой насыпь из песка высотой 25 футов. Недалеко от центра кургана была обнаружена довольно интересная находка – еще одна потрясающая женская мумия. Она лежала в гробу, напоминавшем по форме лодку, завернутая в шерстяное одеяло, в войлочной шапке на голове и кожаных туфлях на ногах. Рядом с телом находились: выкрашенная в красный цвет маска для лица, браслет с нефритовым камнем, кожаная сумка, шерстяная набедренная повязка и эфедровые палочки. Эфедра – лекарственное растение, кустарник, применялся жителями Ирана в зороастрийских ритуалах. Следовательно, между этими регионами могла существовать некоторая связь.
Позднее в бассейне реки Тарим удалось найти еще одну группу мумий – тела мужчины, трех женщин и ребенка, – получивших название черченские мумии. Четыре тела взрослых людей датируются 1000 г. до н. э. Их одежда была выполнена в одних и тех же тонах, а вокруг головы были повязаны красные или голубые шнуры, что, по‑видимому, указывало на близкое родство. Мужчина из захоронения, или черченский человек, ростом более б футов, умер в возрасте 50 лет. У него были длинные, светло‑каштановые, сплетенные в косу волосы, тонкая бородка и множество татуировок на лице. На нем было пурпурно‑красное одеяние, а рядом лежало не менее 10 головных уборов различных фасонов. Как и у черченского человека, на лице у одной из женских мумий было множество татуировок. Женщина ростом 6 футов со светло‑каштановыми волосами, заплетенными в две длинные косы, была одета в красное платье и ботинки из белой оленьей кожи. Со взрослыми похоронен трехмесячный ребенок с голубым войлочным чепчиком на голове, глаза которого закрывали голубые камни. Возле тела младенца находилась чаша из коровьего рога и бутылочка для кормления, сделанная из вымени овцы. Предположительно, семья умерла от какой‑то эпидемии.
Более всего в этих находках археологов поразила изумительная сохранность, яркость красок и европейский тип одежды на этих людях. Профессор лингвистики и археологии Западного колледжа в Лос‑Анджелесе доктор Элизабет Барбер провела детальное исследование текстиля, найденного в бассейне реки Тарим, и обнаружила поразительное сходство с кельтским тартаном, который используют в северо‑западной части Европы. Исследовательница выдвинула версию о том, что материал, найденный в могилах таримских мумий, и европейский тартан имеют общее происхождение. Согласно существующим свидетельствам, он появился в районе Кавказских гор по крайней мере 5000 лет назад. Среди многочисленных предметов одежды в могилах китайских мумий были обнаружены: халаты, шапки, юбки, плащи, брюки из тартана и полосатые шерстяные чулки. В могильнике Субиши, расположенном в северной части Шелкового пути, обнаружены три женских мумии, датируемых 500–400 гг. до н. э., в очень высоких шапках в крапинку, за что их прозвали ведьмами из Субиши.
Кем же были эти европейцы и что они делали в Китае? Ареал находок так широк, а их датировка охватывает такой большой промежуток времени, что о существовании одного племени не может быть и речи. Они, по‑видимому, являются представителями нескольких групп миграций, которые двигались на восток с различных территорий на протяжении тысячи лет и более. В некоторых источниках есть упоминания о жителях бассейна реки Тарим (территории, где были найдены мумии), которые могут стать ключом к разгадке происхождения хотя бы части мумий. В китайских источниках I тысячелетия до н. э. говорится о группе «белых людей с длинными волосами», которых называли бай. Они жили на северо‑западных границах Китая, и китайцы, по‑видимому, покупали у них нефрит. Известно, что на этой территории жили юэчжи, о которых в 645 г. до н. э. упоминает китайский автор Гуань Чжун. Юэчжи поставляли китайцам нефрит, который они добывали в расположенных неподалеку горах Ючжи (провинция Ганьсу). После разрушительных набегов кочевых племен гуннов большая часть юэчжи перебралась в Трансоксиану (часть Средней Азии, охватывающая земли современного Узбекистана и юго‑западного Казахстана), а позднее на север Индии, где создали Кушанскую империю. Портреты царей юэчжи на монетах натолкнули некоторых исследователей на мысль о том, что это могли быть люди европеоидного типа.
Еще одной народностью, населявшей эти земли, были тохары – западные племена, говорящие на индоевропейских языках (языковая группа, в которую входит большая часть европейских, индийских и иранских языков). Некоторые ученые полагают, что юэчжи и тохары, в сущности, одни и те же племена, называемые по‑разному. Впрочем, на сегодняшний день эта версия не нашла подтверждения фактами. Территория на западе Китая, где были обнаружены мумии европеоидов, а именно северо‑восточная часть бассейна реки Тарим и расположенные к востоку от нее земли у озера Лобнор, соответствуют ареалу распространения тохарских языков в будущем. В китайских источниках говорится о том, что у тохаров были светлые или рыжие волосы и голубые глаза, и на фресках IX в. в буддийских пещерах, расположенных в бассейне реки Тарим, изображены люди с ярко выраженными чертами европеоидной расы. Известно, что тохары после нападения гуннов не покинули бассейн реки Тарим, а позднее заимствовали у населения Северной Индии буддизм. Культура тохаров существовала по меньшей мере до VIII в., пока они не ассимилировались с тюркскими племенами уйгуров, пришедшими с восточных азиатских степей.
Хотя в бассейне реки Тарим вместе с мумиями никогда не находили тохарских текстов, одно место проживания и тохарские рисунки, изображающие людей европеоидной расы, свидетельствуют с большой долей вероятности о том, что по крайней мере некоторые мумифицированные жители этого региона были предками тохаров. Неужели все эти люди пересекли Европу и половину Азии для того, чтобы поселиться в безводной пустыне на западе Китая? Судя по остаткам текстиля, происхождение которого связано с кавказским тартаном с юга России, и данным лингвистики, которые указывают на то, что индоевропейские языки берут начало в этом же регионе, миграции начались с района Кавказских гор в глубокой древности. Доктор Элизабет Барбер выдвинула гипотезу о двух волнах миграции, которые начинались на северо‑западном побережье Черного моря – предполагаемой прародины индоевропейского населения. Первая миграция – западная, в результате которой возникли кельтская и другие европейские цивилизации. Другая миграция связана с предками тохаров, которые двигались на восток, в Центральную Азию, и поселились в бассейне реки Тарим. Таким образом, таримские мумифицированные находки ставят под сомнение теорию об изолированном развитии западной и восточной цивилизации.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ О «ЗЕЛЕНЫХ ДЕТЯХ»
Скотт Браун. Сетфордский лес (графство Норфолк), где якобы бродили «зеленые дети»
В смутные годы правления короля Стефана Английского (1135–1154) в деревушке Вулпит возле городка Бери Сент‑Эдмундс (графство Саффолк) случилось странное происшествие. Во время сбора урожая, когда жнецы работали в поле, из глубокой ямы, выкопанной для ловли волков, которую называют «wolf pit» (отсюда название деревни) появились двое маленьких детей. Кожа мальчика и девочки имела зеленый оттенок. На них была одежда странного цвета, сделанная из неизвестного материала. Они побродили вокруг, приводя всех в замешательство, а затем жнецы забрали их в деревню. Местные жители в изумлении разглядывали детей, и никто не мог понять язык, на котором они говорили. Детей отвели в дом местного землевладельца сэра Ричарда де Калне в Уиксе, там они расплакались и несколько дней отказывались есть хлеб и другую пищу. Но когда в дом принесли собранные в поле бобы со стеблями, изголодавшиеся дети показали знаками, что очень хотят их съесть. Взяв бобы, они стали открывать стебли вместо стрючков и, когда ничего внутри не обнаружили, снова расплакались. Им показали, как доставать бобы, и дети жили, питаясь ими, многие месяцы, пока не научились есть хлеб.
Время шло, мальчик, который был на два года младше, затосковал, а затем заболел и умер. Девочка же приспособилась к новой жизни, ее крестили. Со временем ее кожа стала терять зеленый оттенок, девушка выучила английский язык и вышла замуж за юношу из города Кингс‑Линн (графство Норфолк), став «слегка развязной и капризной в поведении». В некоторых источниках говорилось, что она взяла имя Агнес Барр, а ее мужем был верховный посол Генриха II. Сообщалось также, что от этого брака произошел граф Феррере. На чем основаны эти данные – неизвестно. Единственным верховным послом того времени с такой фамилией был канцлер Генриха II архидьякон города Или и королевский судья Ричард Барр, живший в конце XII в. В 1202 г. он покинул пост и стал каноником в Остине, у города Лейстер, поэтому вряд ли мог быть мужем Агнес.
Когда девочку спросили о прошлом, она смогла вспомнить только некоторые детали того, откуда дети пришли и как они попали в Вулпит. Агнес утверждала, что они были братом и сестрой и пришли «с земли святого Мартина», где всегда были сумерки. Все жители там были зеленого цвета, как и они. Она точно не знала, где ее дом, но говорила, что «светящуюся» землю можно увидеть по ту сторону «большой реки». Она припомнила, как однажды с братом пасла в поле стадо своего отца. Животные привели их к пещере, в которой дети услышали звук колокольчиков. Войдя внутрь, они долгое время бродили в темноте, пока не нашли выход из пещеры (по‑видимому, волчьей западни). Их ослепил яркий солнечный свет, и они долго сидели, пытаясь понять, куда попали. Шум, который подняли жнецы, испугал их. Дети встали и хотели убежать, но не смогли найти вход в пещеру и были пойманы. Есть ли хоть доля правды в этой необычной истории или этот случай из числа удивительных чудес, которых не счесть в средневековых хрониках Англии? Следует признать, что событие описывается лишь в двух источниках, датируемых XII в. Автором первого является английский историк и монах Вильям Ньюбургский (1136–1198) из графства Йоркшир. О «зеленых детях» он упоминает в своем капитальном труде Historia rerum Anglicarum («История Англии»), который посвящен событиям, происходившим в Англии в 1066–1198 гг. Автором второго источника является Ральф Коггсхоллский (умер в 1228 г.) – шестой настоятель аббатства Коггсхолл в графстве Эссекс в 1207–1218 гг. Сообщение о «зеленых детях» содержится в его книге Chronicon Anglicanum («Хроника Англии»). Запись сделана между 1187 г. и 1224 г. По датам видно, что оба автора описывали происшествие спустя многие годы. Поскольку в «Англо‑саксонских хрониках», где изложена вся история Англии до смерти короля Стефана в 1154 г. и содержится множество историй об известных в те времена чудесах, информация о «зеленых детях» отсутствует, вероятно, событие произошло в начале правления Генриха II, а не короля Стефана. Ральф Коггсхоллский, который жил в Эссексе, по‑соседству с графством Саффолк, конечно же, мог напрямую пообщаться с участниками событий. В «Хронике» он утверждает, что часто слышал эту историю от самого Ричарда де Калне, у которого Агнес работала служанкой. Вильям Ньюбургский жил в далеком йоркширском монастыре» а значит, не мог подучить информацию о происшествии из первых рук, однако он использовал известные в его время исторические источники. Об этом говорит его фраза: «Я был поражен убедительностью свидетельств такого большого количества людей и стольких компетентных очевидцев». Рассказ о «зеленых детях» будоражил воображение последующих поколений, о чем свидетельствуют ссылки на эту историю в «Анатомии меланхолии» Роберта Бертона, написанной в 1621 г., и упоминание о происшествии, описанном в источниках XII в., в книге Томаса Кейтли «Эльфийская мифология» (1828). «Зеленых детей» видели еще раз в августе 1887 г. в Испании, в местечке Банхос. Однако детали этого события практически те же, что и в случае, происшедшем в Вулпите. Источником его стала книга Джона Маклина «Необыкновенные судьбы» (1%5). Однако в Испании нет местечка под названием Банхос, по‑видимому, мы имеем дело с пересказом английской истории XII в.
Разгадать тайну «зеленых детей» из Вулпита пытались многие, выдвигались различные предположения, одно фантастичнее другого. Самыми необычными были версии о том, что дети были выходцами из подземного мира, или же каким‑то образом прошли через двери, ведущие в параллельное измерение, или же были инопланетянами, случайно попавшими на Землю. Одним из приверженцев последней теории является шотландский астроном Дункан Лунен. Он считал, что дети были инопланетянами, которых по ошибке отправили на Землю с другой планеты на некоем неисправном передатчике материи. В местных легендах прослеживается связь между «зелеными детьми» и малышами из лесного фольклора, первые публикации о которых появились в городе Норидж в 1595 г. По всей видимости, речь шла о Вейландском лесе, располагавшемся неподалеку от Сетфордского на границе графств Норфолк и Саффолк. История связана с именем графа Норфолка, который был опекуном двоих маленьких племянников – мальчика трех лет и девочки помладше. Чтобы унаследовать их деньги, дядя нанял двоих мужчин, чтобы они отнесли малышей в лес и убили, но те не смогли этого сделать и оставили их в лесу. Вскоре дети умерли от голода и холода. В вулпитском варианте рассказа место происшествия было перенесено в лес за селением Вулпит. Перед тем как дети забрели на вулпитские просторы, где их нашли жнецы, они отравились мышьяком, но чудом остались живы. По мнению некоторых ученых, именно мышьяк стал причиной появления зеленого цвета кожи. Нельзя полностью отвергать и предположения, что это были обычные дети, жившие в XII в. в лесу и ставшие героями фольклора.
Наиболее широко распространенная из современных версий была предложена Полом Харрисом в «Фортин Стадис» (1998). Она примерно такова: во‑первых, происшествия следует датировать 1173 г., когда у власти находился преемник короля Стефана Генрих II. В то время происходило переселение фламандских (ныне земли на севере Бельгии) ткачей и купцов в Англию, которое началось в XI в. Херрис утверждает, что после того как Генрих стал королем, переселенцев стали преследовать. Кульминационным моментом в этой борьбе стало сражение при Форнхеме в графстве Саффолк в 1173 г., где тысячи из них были убиты. Он полагает, что дети были фламандцами и, вероятно, жили в деревне Форнхэм святого Мартина (отсюда упоминание святого Мартина в истории). Это селение расположено неподалеку от Вулпита и отделено от него рекой Парк, которая, вероятно, и была той «большой рекой» из рассказа девочки. Когда родителей убили, дети бежали в густой и темный Сетфордский лес.
Харрис считал, что если дети прятались там некоторое время, плохо питаясь, у них от истощения мог развиться хлороз (форма малокровия), который и вызвал позеленение кожи. Затем они услышали звон церковных колоколов в Бери Сент‑Эдмундс и вошли в одну из многих подземных шахт, которые были частью Граймс‑Грейвс – кремневых разработок, существовавших более 4000 лет назад в период неолита. Передвигаясь по шахте, они вышли к Вулпиту, где напуганные и голодные дети в странной одежде, говорившие на фламандском языке, показались жителям деревни, никогда не видевшим ни одного фламандца, странными чужеземцами.
В гипотезе Харриса, конечно же, присутствуют довольно правдоподобные ответы на многие проблемные вопросы, касающиеся вулпитской загадки. Однако в теории о потерявшихся фламандских сиротах слишком много несоответствий по сравнению с легендой о «зеленых детях». Когда Генрих II пришел к власти и постановил выслать из страны фламандских купцов, которых приглашал его предшественник, король Стефан, это решение относилось к фламандским ткачам и купцам, не одно поколение которых жило в стране. В битве при Форнхэме в 1173 г. фламандские купцы, сражавшиеся против армии короля Генриха II, вместе с мятежными рыцарями, с которыми они воевали на одной стороне, были убиты. Уцелевшие после поражения фламандские воины разбежались по всей стране. Но многих из них убили местные жители. Конечно же, сам землевладелец Ричард де Калне или кто‑либо из его домочадцев или посетителей были образованными и могли определить, что дети разговаривают на фламандском языке: ведь этот язык был довольно распространенным в Восточной Европе того времени. Предположение Харриса о том, что дети, прячась в Сетфордском лесу, услышали звон колоколов в Бери Сент‑Эдмундс и подземными ходами вышли к Вулпиту, противоречит географическим данным. Во‑первых, Бери Сент‑Эдмундс расположен в 25 милях от Сетфордского леса, а значит, дети не могли услышать звон колоколов на таком большом расстоянии. Во‑вторых, подземные шахты ограничиваются территорией Сетфордского леса и ходов, ведущих к Вулпиту, в них нет. Но даже если они и существовали ранее, лес находится в 32 милях от Вулпита, а это слишком далекий путь для двух голодных детей. Даже если бы «зеленые дети» были родом из Форнхэма святого Мартина, им все равно пришлось бы пройти 10 миль, чтобы попасть в Вулпит. Наличие «большой реки», о которой говорила девочка, тоже вызывает сомнение: река Ларк слишком узкая и не соответствует такому определению. Многие подробности из вулпитского предания можно найти в народных поверьях жителей Англии. Согласно некоторым из них «зеленые дети» олицетворяют природу и связаны с героем английского фольклора, известным как Зеленый человек, Зеленый Джек или даже Зеленый король из мифа об Артуре. Возможно, детей отождествляли с образами эльфов и фей, в которых еще век‑два назад верили многие жители страны. Если история о «зеленых детях» – сказка, то у нее весьма нестандартная концовка: девочка не вернулась в свой таинственный дом, а осталась среди людей, вышла замуж и всю жизнь до самой смерти прожила в этом мире. Возможно, немного загадочный комментарий Ральфа Коггсхоллского о «слегка развязной и капризной в поведении» девочке свидетельствует о том, что в ее характере сохранились черты сумасбродной феи. Зеленый цвет всегда ассоциировался с иным миром, чем‑то сверхъестественным, а любовь детей к бобам является еще одним свидетельством связи с потусторонним миром, ведь бобы, по преданиям, были едой мертвых. У римлян существовал ежегодный праздник Демурия, во время которого люди жертвовали бобы, чтобы выдворить из дома злых духов умерших (лемуров). В Древней Греции, Риме и Египте, так же как и в средневековой Англии, существовало поверье, что в бобах живут души мертвых.
Итак, несмотря на то что вулпитская история подтверждается лишь двумя источниками XII в., следует помнить, что в хрониках того времени наряду с политическими и религиозными событиями приводились различные пересказы, небылицы и чудеса. И хотя сегодня они непопулярны, в те времена в них верили даже образованные люди. Возможно, для них странное появление «зеленых детей» было символом тревог и перемен, связано с местной мифологией, а также верой в фей и загробную жизнь. Следовательно, если не удастся напасть на след предполагаемых наследников Агнес Барр и найти документальные свидетельства более позднего времени, история о «зеленых детях» останется одной из самых больших загадок английского фольклора.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1505;