ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Тип прогрессивного развития представляет в истории человечества античная цивилизация Древней Греции и Рима и современная европейская цивилизация. США, Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие страны самостоятельными цивилизациями не являются: большие массы эмигрантов привнесли в эти страны варианты европейского пути развития. И хотя США со временем сумели ослабить европейское влияние, в ходе и к концу XX века существует обобщенное понятие — Западная цивилизация.
Если Китай и Индия всегда продолжали в своей жизни собственное прошлое, то для Западной цивилизации характерна изначальность, возникающая как беспрерывное продолжение прошлого далеких ему народов, которое он усваивает, перерабатывает и преобразует. Так, от иудеев сюда пришли религиозные импульсы, от греков — философская широта, сила и ясность мысли, от римлян — знаменитое «римское право» и высокая степень организованности государства.
Запад возник на основе христианства. Для западного сознания «ось истории» — Христос. Христианство стало для Западной цивилизации самой великой формой организации человеческого духа, однако его влияние было не только духовным и политическим, но, начиная со средневековья, стало основным источником западной свободы. Гуманизм па Западе стал формой образованности и сознания.
Однако Западная цивилизация привнесла нечто новое, неповторимое:
—наука и ее результаты в технике внутренне и внешне революционизировали мир, положив начало подлинно мировой, глобальной истории человечества;
—в отличие от замкнутых континентов Китая и Индии, территория Запада чрезвычайна разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;
—если Китай и Индия не знают политической свободы, Западу известна идея политической свободы и се реальность;
—Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволившей развить математику, формальную логику, правовые основы государства;
—западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, он — «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»;
—беспредельная динамика Запада вырастает из «исключений»; в этом — постоянное беспокойство, неудовлетворенность, стремление к постоянному развитию, обновлению если Восток — это состояние единения и отсутствие напряжения (от Византии до Китая), то Запад — это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии. Запад — это постоянная борьба между государством и церковью, христианством и культурой, между империей и отдельными народами, между католицизмом и протестантизмом, философией и теологией. Под сомнение ставится решительно все;
—с самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Греки заложили основу Западной цивилизации, но сделали это так, что мир этот находится в размежевании с Востоком, отстраняется от Востока, но постоянно направляет свой взор на Восток.
Постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения — особенность цивилизации этого типа. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Отсюда вечная проблема «отцов и детей», неприятие молодыми образа жизни старших. Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентированно на движение в будущее.
Греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе, нужны хорошие законы, где личность и се права первичны, а коллектив, общество — вторичны. Демократия в греко-латинском мире предусматривала равенство для всех граждан на принципе равных возможностей. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или вмешивалось очень незначительно. У этой цивилизации не сложилось мощной единой духовной основы, и в V —VI вв. этот мир погиб под грузом противоречий.
На протяжении многих веков европейцы планомерно осваивали зеленые пространства: 1492 г. — Колумб у берегов Америки; 1498 г. — Васко да Гама достигает индийского побережья; 1522 г. — завершение кругосветного путешествия Магеллана.
Цивилизационные процессы были направлены одновременно и к организации ближайшего пространства вокруг человека как все более комфортного; в 1670 г. был основан Английский банк; в 1709 г. Абрахам Дарби строит коксовую печь, а в 1712 г. Томас Ньюмен — первую паровую машину с использованием поршня; з 1716 г. швед Мартин Тривалд создал систему центрального отопления с помощью горячей воды; англичанин Исаак Ньютон изобрел отражательный телескоп (1668), немцем Габриэлем Даниеэлем Фаренгейтом был изобретен ртутный термометр, итальянец Бартоломео Кристофи создал в 1709 г. пианино, в Берлине была открыта первая абонементная библиотека (1704). В XVIII в. в Европе складывается само понятие «цивилизация». Цивилизация справедливо ассоциируется с жизненным комфортом, появлением множества мелочей, без которых жили тысячи лет, но после изобретения их отсутствие кажется странным, неудобным (газ для освещения помещений, электричество, непромокаемый плащ — «макинтош», фотография и т.д.).
Для Европы понятие цивилизации совсем недавно имело лишь историко-культурный интерес в плане выявления различий между народами. Сегодня понятие цивилизации стало категорией, отражающей единство народов Европы, общность ценностей общеевропейского дома.
Зарождение и становление этого типа цивилизации проследим ниже в лекциях данной темы.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 790;