Византийская цивилизация

Следующим после Древности этапом цивилизационного развития стало Средневековье. Византийская цивилизация представляла собой результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. История Византийской цивилизации началась в 395 г. с разделом римской империи. Сами подданные называли ее Ромейской(римской), а себяромеями(римлянами). Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории, но в периоды своего могущества Византия включала территории Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, частьАрмении, Сирию,Палестину, Египет, островаКрити Кипр,Херсонесв Крыму, Лазику наКавказе, некоторые области Аравии.

По экономическому потенциалу области, входящие в состав Византии, были неоднородны. Фракияи Египет являлись житницами империи, в Малой Азии было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Население приморских районов Византии, долин рек и равнин специализировалось на выращивании зерновых культур, оливковых и других плодовых деревьев, винограда. По уровню развития ремесла Византия опережала западноевропейский цивилизованный мир. Большое распространение получил горнорудный промысел. Крупнейшими городами Византии, помимо Константинополя, былиАлександрия(в Египте),Антиохия(в Сирии), Эдеса (вМесопотамии),Тир,Бейрут(в Финикии), Эфес, Симрна, Никея (в Малой Азии),Фессалоники,Коринф(на Балканах).

Население Византии было весьма пестрым в этническом отношении: греки, были также сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты (в Египте), римляне. До VII в. преобладал латинский язык, но со временем государственным языком стал греческий.

Выделяются три этапа развития Византийской цивилизации. Ранний период (IV - первая половина VII вв.), когда формируется византийская государственность и христианство превращается в главенствующую религию. Средний период (вторая половина VII - XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве.Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.

Император Юстиниан(482-565 гг., вступил на престол в 527 г.) предпринял попытку восстановить Римскую империю в ее прежних границах. При нем в состав Византии вошли Северная Африка, Италия,Сицилия, часть Испании. Был предпринят также ряд мер по укреплению Византийской государственности, в частности кодифицировано римское право (КодексЮстиниана). Развернулось масштабное строительство – храм Св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе.

С VII в. серьезным врагом Византии становятся арабы,которые завоевали Сирию и Палестину. В IX веке начинается длительная борьба Византии с болгарами. В X-XI вв. походы на Константинополь неоднократно предпринимали князья Киевской Руси. В конце XI в. пришедшие из Приаралья турки-сельджуки вытесняют Византию из Малой Азии. 13 апреля 1204 г. крестоносцы, участники 4-го крестового похода взяли штурмом, разграбили и сожгли Константинополь. Византия распалась на несколько частейЛатинскую, Никейскую, Трапезундскуюимперии и Эпирское царство. Вскоре империя была восстановлена, но это было раздробленное феодальноегосударствосо слабой центральной властью. В экономическом отношении Византия попала в зависимость от итальянских городов-республикВенециииГенуи. В 1453 г. турки-османы взяли Константинополь. Константин Палеолог последний византийский император погиб в бою, а Константинополь стал столицей Османской империи и получил названиеИстамбул.

Своеобразие Византийской цивилизации заключается в синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общиннымземледелием,развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государствос развитым римским правом.

В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальнаясобственность, однако византийскийфеодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономностьфеодальныхпоместий. Но в то же времяфеодализмв Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.

Во главе Византийской империи стоял император-автократор(самодержец), именуемый по-греческивасилевс (царь). Василевсобладал почти неограниченной властью. В его подчинении был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленныхсудебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал каксовещательный орган при императоре. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственникгосударствакак на Востоке. Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер.

Господствующей идеологией Византийской цивилизации стало христианство. Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но и борьба с ересями - различными недогматическими толкованиями христианских истин. Наиболее распространенными были ереси ариан,несториан,монофизитов,павликиан,богомилов. Теологическиерасхождения стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы), события, произошедшего в 1054 г. и повлиявшего на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской. Религия в Византии выполняла также интегрирующую и стабилизирующую функции.

Под сильным влиянием Античности развивалась византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной.

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, в которой доминирующим фактором в жизни общества стала религия. Православие выступало идеологической основой Византийской империи. Уникальным свойством Византийской цивилизации было сочетание христианской религии, эллинской культуры и римской государственности.

Византийская цивилизация оказала значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности.








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1204;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.