Орудия труда древних германцев — костяные иглы.
Августула, последнего императора Западной Римской империи (см. ст. «Варвары»). В Европе началась новая эпоха — Средние века.
Во времена, к которым относятся свидетельства Цезаря и Тацита (I в. до н. э.. — I в. н. э..), у германцев существовал первобытнообщинный (родовой) строй. Кровные родственники образовывали род. Изгнание из рода было равносильно гибели, ибо только он обеспечивал защиту своим членам. Родичи давали друг другу клятву кровной мести, если убивали одного из членов рода. Однако можно было уладить дело и мирно, уплатив выкуп. Члены рода составляли кровно-родственную общину и селились в одной деревне. Для защиты от врагов и диких зверей они строили укрепления с земляными валами, рвами и изгородями. Члены рода совместно обрабатывали землю, которую раз в несколько лет подвергали переделу между родами, составлявшими племя.
В то время у германцев не было ни классов, ни государства. Высшим органом власти являлось народное собрание — тинг, в котором могли участвовать все взрослые мужчины племени, обладавшие правом носить оружие. По зову старейшин вооружённые мужчины в лунную ночь сходились на большой лесной поляне. На тинге решались важнейшие дела: объявляли войну и заключали мир, выбирали вождей и старейшин племени, посвящали юношей в воины. Во время войны храбрейшего поднимали на щит, объявляя его военным вождём — герцогом. Там же разбирали споры между общинниками, судили по обычаям племени. Предателей приговаривали к повешению, а трусов и тех, кто совершил наиболее гнусные преступления, бросали в болото. На тинге говорили только наиболее уважаемые люди, а остальные выражали одобрение, бряцая оружием, или неодобрение — беспорядочным ропотом.
В древнегерманском обществе были свободные и несвободные люди. Свободные были полноправными членами рода. Их сразу можно было узнать по длинным, связанным на макушке в пучок волосам. Несвободными (рабами) становились военнопленные. Они ходили коротко стриженными и были бесправны (не допускались на тинг, не смели прикасаться к оружию), но их положение всё же было лучше, чем у рабов в Риме. Несвободные у германцев имели свой дом, хозяйство и лишь выплачивали господам оброк (хлебом, мелким скотом, тканями).
Германцы, особенно отличившиеся на войне, и их потомки составляли знать племени (эделинги). Молодёжь охотно шла служить к эделингам, образуя их дружину. Господин и дружина давали друг другу клятву верности. Выйти живым из боя, в котором погиб господин, считалось позором на всю жизнь.
В первые века нашей эры у германцев появляется королевская власть. Король, стоявший во главе племени, имел права старейшины и военного вождя. Его власть была ограничена тингом и советом старейшин. Короли избирались всеми свободными
людьми племени из числа знати. В это время дружины собирались уже не только на случай войны. Они превратились в постоянные военные отряды вождей. Дружинники жили во владениях своих предводителей, получали от них оружие, коней, часть военной добычи. Благодаря дружинам возрастала власть военных вождей и королей.
Древние германцы были скотоводами и земледельцами. Их богатство измерялось количеством скота, который использовался также вместо денег для платежей. Дом, двор и скот были личной собственностью каждого, зато пастбище, лес и вода принадлежали всей деревне. Землю германцы обрабатывали плугом, в который впрягали быков. Пашню засевали ячменём, овсом, рожью, льном или коноплёй, пока она плодоносила, затем её забрасывали на несколько лет, чтобы земля отдохнула. Каждый германец-общинник сам изготовлял всё, что требовалось для жизни. Только умелые кузнецы изготовляли для соседей утварь, оружие и украшения, ибо обработка металла считалась искусством, требовавшим особого мастерства. Были у германцев и промыслы: они занимались выплавкой железа, меди и серебра, добычей соли. На побережье Балтийского моря собирали янтарь. По мере развития ремёсел расширялся обмен между германскими племенами и соседними народами.
В глубокой древности германцы почитали солнце как бога света. Его изображение в виде большого медного диска возили во время празднеств на телеге, запряжённой белой лошадью. Это животное у германцев считалось священным. Из обожествления сил природы постепенно развились представления о могущественных богах, среди которых первым почитался Водан (у северных германцев — Один). Своим богам германцы поклонялись не в храмах, а в лесу или в горах. Большим влиянием среди германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы помимо исполнения религиозных ритуалов поддерживали порядок на собраниях, иногда выносили приговор преступникам. Прорицательницы гаданием по полёту птиц, ржанию лошадей, по внутренностям животных, бросанием жребия предвещали успех или неудачу дела.
Древние германцы имели зачатки письменности, пользуясь руническим письмом. Рунами, напоминавшими буквы греческого и латинского алфавитов, они делали краткие надписи на деревьях, камнях, домашней утвари, оружии. Рунические тексты носили магический характер (заклинания злых духов, обращения с просьбой к богам, надгробные надписи и т.д.). Деловых документов и художественных произведений, написанных рунами, не сохранилось. В песнях древние германцы воспевали боевую походную жизнь, подвиги и мужество героев. Эти произведения древнегерманского фольклора были записаны позднее, в средние века, учёными монахами (см. ст. «Северная Европа в средние века», «Викинги»).
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1659;