Б. Границы и названия главных областей Греции.

дие ощутимо в градостроительстве и архитектуре, мифологии и культовой обрядности, общегреческом языке («койнэ») и отдельных диалектах.

Родовая знать и в «тёмные века», как и раньше, занимала привилегированное положение в общест­ве, но главным образом благодаря своему высокому имущественному положению и причастности к са­крально-жреческой сфере. Она не была никак от­делена от свободного полноправного населения, от народа (по-гречески: «дамос», «демос»).

На отрезок времени в два с половиной столетия, с середины VIII в. до конца VI в. до н. э., приходится «архаический» период в истории Греции. Сущест­венной его чертой является быстрое поступательное развитие во многих географически обособленных местностях Эллады самоуправляющихся граждан­ских общин и последующее формирование на их основе рабовладельческих полисов — городов-госу­дарств с прилегающей сельскохозяйственной окру­гой.

Это была также эпоха широкой территориальной экспансии греков, получившей название «Великая колонизация». Потоки переселенцев-колонистов

хлынули теперь уже далеко за пределы Эгейского бассейна. В поисках новых земель для размещения избыточного количества населения (чтобы предот­вратить социальные потрясения, неизбежно назре­вавшие внутри территориально жёстко ограничен­ных полисов) и с целью освоения перспективных торговых путей многие города материковой Гре­ции, западного побережья Малой Азии и соседних островов снаряжали морские экспедиции к даль­ним берегам.

Многочисленные греческие колонии вырастали, как грибы после дождя, почти по всей береговой линии Средиземного и Чёрного морей: от Массалии (ныне Марсель, на юге Франции) до Диоскуриады (современный Сухуми). Особенно интенсивной и ус­пешной была колонизация плодороднейших облас­тей острова Сицилия и Южной Италии, которая даже получила название «Великая Греция». Улуч­шение навигации в Средиземноморье активизиро­вало традиционные контакты Эгеиды со странами Ближнего Востока, весьма благоприятно сказавши­еся на всё ускорявшихся процессах экономического и культурного развития Эллады. Под влиянием

ближневосточных — финикийских и фригийских —образцов сформи­ровалось греческое алфавитное письмо, самые ранние памятники кото­рого (из Афин и с острова Фера) датируются VIII в. до н. э.

Расширение границ архаического греческого мира, где отдельные части сообщались друг с другом преимущественно посредством морских коммуникаций, и установление постоянных связей с прочими отдалён­ными странами чрезвычайно повысили роль навигации и торговли как ведущей отрасли экономики. Это нашло своё выражение в изобретении чеканной монеты — универсального платёжного средства, заменившего собой все прежде бытовавшие виды товаро-денег.

Быстрое развитие товарно-денежных отношений привело к оконча­тельной победе частной собственности. Усилилось социальное расслое­ние общества. Значительная часть свободного крестьянства остаётся без земли, многие граждане попадают в долговую кабалу и даже лишаются из-за этого личной свободы, будучи проданы в рабство за пределы от­чизны.

Традиционные властные структуры утрачивают опору. Почти повсю­ду упраздняется власть наследственных царей («басилеев») или уже успевших сменить их выборных правителей из узкого круга родовой знати. Вместо них в ряде полисов материковой Греции (Сикионе, Ко­ринфе, Мегаре, Афинах) и Малой Азии во главе государства становятся выдающиеся личности, проводящие свою политику с помощью насиль­ственных методов. Такие властители, устанавливавшие в государстве режим личной власти, назывались у греков «тиранами», а вводимая ими форма правления — «тиранией». Неудивительно, что эти термины приобрели ещё в древности отрицательный смысл.

Но деятельность некоторых тиранов получала иногда, по справедли­вости, неоднозначную оценку у их современников и позднейших эл­линских историков. Большую популярность, к примеру, получил в своё время афинский тиран Писистрат (правил трижды, начиная с 560 г. до н. э., умер в 527 г. до н. э.). С помощью некоторых мероприятий де­магогического характера ему не раз удавалось завоёвывать расположе­ние демоса. Несомненно, на пользу Афинам пошла его внешняя поли­тика, направленная, в частности, на получение контроля над важными морскими путями. Писистрат ввёл новые религиозные празднества, справлявшиеся всенародно. Он много сделал для благоустройства и ук­рашения родного города. По его распоряжению были записаны до того передававшиеся из поколения в поколение изустно поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Склонность к покровительству литературе и искусствам была вообще характерна для раннегреческой тирании.

Но тиранам VII—VI вв. до н. э. не удалось в конечном итоге решить проблемы, стоявшие перед архаическим греческим полисом, и тем са­мым упрочить свою власть. Это смогли сделать законодатели-рефор­маторы, заложившие основы античной демократии. Первым из них в Афинах был Солон, в 594 г. до н. э. отменивший долги и уничтоживший долговое рабство. Он же специальным законом ограничил размеры част­ных земельных владений и тем самым предотвратил исчезновение мел­ких и средних крестьянских хозяйств, распределил права и обязанности граждан сообразно их имущественному положению, создал суд при­сяжных (см. ст. «Солон. Законодательство в античности»).

В ходе реформ, проведённых около 508 г. до н. э. Клисфеном, было установлено новое административное деление территории Афинского государства, окончательно уничтожившее прежнее господство родовой знати. Тогда же подверглись дополнительной реорганизации органы государственной власти и военное командование.

Результаты хорошо продуманных, проводившихся с должной после­довательностью преобразований не замедлили сказаться. Афинское го­сударство, обретя внутреннюю стабильность, выдвинулось в число наи­более сильных полисов Эллады классической эпохи (V—IV вв. до н. э.). Подвергшись смертельной опасности в ходе развернувшейся вскоре борьбы греков с могущественной Персидской державой Ахеменидов (см. ст. «Греко-персидские войны»), оно с честью вышло из этого тяже-

Афиняне в древности ходили в пурпурных одеждах, носили высокие причёски, скрепляя их золотыми шпильками и увешивая золотыми украшениями. Рабы несли за ними складные стулья, чтобы им не сидеть где попало.

*

Жители Митилены, одерживая победу, запрещали побеждённым обучать детей грамоте и музыке, считая этот запрет самым тяжёлым нака­занием.

*

Во время войны с персами Гиерон отказался помогать соотечественникам, а когда по её окончании он решил принять уча­стие в Олимпийских играх, со­граждане запретили ему это, ска­зав, что тот, кто не разделил со всеми величайшей опасности, не должен принимать участия и в празднестве.

*

Дионисий, сын тирана Клеарха, прославился не только своим стремлением к роскоши, но и необычайным чревоугодием. Его тело со временем утратило чело­веческие формы, и, принимая посетителей, он вынужден был скрывать его в специально изготовленной башенке, из которой виднелась лишь его голова.

Но как полнота обжор, так и излишняя худоба являлись объ­ектом насмешек греков. Рассказы­вают, что житель Кеоса Филет был необычайно худ, что заставляло его в ветреную погоду не покидать дома, а в обычные дни ходить в обуви на свинцовой подмётке. *

Среди греческих тиранов были люди умные. Так, придя к власти, Писистрат приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то он давал ему всё. Писистрат счи­тал, что безделье таит в себе угрозу заговора против него.

*

лейшего испытания. Разгром персов при Марафоне в 490 г. до н. э. и успешное изгнание полчищ царя Ксеркса из Греции после победных для эллинов кампаний 480 и 479 гг. до н. э. возвысили Афины до положения ведущей наряду со Спартой силы в антиперсидской коалиции.

Возглавившие созданный в 478 г. до н. э. Делосский, или, иначе, Первый Афинский морской союз афиняне успешно продолжили боевые действия против ахеменидских войск в районе Дарданелл и на западном побережье Анатолии. Греко-персид­ские войны завершились в 449 г. до н. э. Каллиевым миром, по которому признавалась независимость от державы Ахеменидов всех эллинских полисов, включая и расположенные в Малой Азии.

Несмотря на установление мира, Делосский союз был сохранён. Более того, он постепенно превра­тился в Афинскую морскую державу («архэ»), где прежде равноправные союзники заняли положение подчинённых, обязанных выплачивать регулярный взнос («форос») в общую казну. Последняя же на самом деле полностью контролировалась афиняна­ми, которые с её помощью оснащали свою армию и флот, ставший самым сильным в Эгеиде. Из тех же средств оплачивались и многие другие расходы Афинского полиса, включая роскошные постройки, возведение которых приходится на время деятель­ности Перикла как главы архэ (443—429 гг. до н. э.) (см. ст. «Перикл. Афинская демократия»).

Основным стержнем отношений между грече­скими государствами после окончания греко-пер­сидских войн стало соперничество Афин и Спарты, возглавлявшей с давнего времени (примерно с се­редины VI в. до н. э.) Пелопоннесский союз городов-государств. Их скрытая борьба переросла, наконец, в открытое столкновение. После упорного и оже­сточённого военного противостояния, длившегося с 431 по 404 г. до н. э., победа осталась за Спартой, установившей после этого свою гегемонию в Гре­ции.

Однако верховенство спартанцев над Элладой продолжалось недолго, всего лишь четверть столе­тия. В 379 г. до н. э. Фивы воссоздали антиспартан­ский союз городов Беотии. В следующем году об­разовался Второй морской союз во главе с Афина­ми. После решительной победы, одержанной в 371 г. до н. э. при Левктрах над спартанцами, Фивы стали ненадолго (до 362 г. до н. э.) самым сильным в военном отношении полисом в Элладе. В 50-х гг. IV в. до н. э. на юге Балкан устанавливается неус­тойчивое политическое равновесие, конец которому положило подчинение Греции царю Македонии Фи­липпу II после роковой для эллинов битвы при Херонее в 338 г. до н. э. (см. ст. «Филипп II и Александр Македонский»).

Признанный гегемоном почти всеми эллински­ми полисами, Филипп II стал готовиться к боль­шому походу на Восток. Однако ему не довелось

дожить до осуществления своего замыс­ла: он пал от руки убийцы в 336 г. до н. э. Греко-македонское завоевание Персидской державы Ахеменидов было осуществ­лено под предводительством его сына и наследника — Александра (336—323 гг. до н. э.). С этого мо­мента начинают современные историки отсчёт эпо­хи эллинизма, завершившейся тремя столетиями позже.

Созданная Александром Великим огромная им­перия, простиравшаяся от Нижнего Дуная и Киренаики до Сырдарьи и Инда, распалась после его смерти, но на её обломках возникло несколько го­сударств — держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Бактрийское царство, Понт, Пергам, Каппадокия, Вифиния и другие, где греческий этниче­ский элемент и эллинская культура сохраняли до­минирующее положение (см. ст. «Эллинистические государства»).

Из монархий, унаследованных преемниками ве­ликого завоевателя, наиболее значительную роль в истории Древней Греции последних веков её само­стоятельности сыграла всё та же Македония. Цари из македонской династии Антигонидов неоднократ­но вмешивались в дела эллинистических городов-государств, подчиняя их своей власти.

Имели место во второй половине III в. — начале II в. до н. э. попытки отдельных царей Спарты (Агиса IV, Клеомена III, Маханида, Набиса) возродить хотя бы в какой-то мере былую мощь и славу неког­да ведущего дорийского полиса. При этом спартан­ские династы, причисляемые античными авторами по характеру их правления к тиранам, пытались воссоздать путём проведения радикальных реформ (кассация долгов, перераспределение земли и де­нежных средств, увеличение числа полноправных граждан за счёт освобождения рабов и т.д.) эконо­мическую базу и людские ресурсы государства. Но подобные рискованные социальные эксперименты вызывали всегда активное противодействие других рабовладельческих полисов Пелопоннеса и вступав­ших с ними по такому случаю в союз царей Ма­кедонии.

После уничтожения римлянами в 168 г. до н. э. Македонского царства определённое влияние в ма­териковой Греции сохраняли лишь Этолийский и Ахейский союзы. Но противостоять мощной экс­пансии Рима им было не под силу. В 146 г. до н. э. римляне в назидание непокорным разрушили Ко­ринф и некоторые другие эллинские города. Греция перешла в подчинение римским властям провин­ции Македония.

Финальным моментом эллинистической эпохи принято считать завоевание первым императором-принцепсом Рима Августом последнего крупного государственного образования из наследства Алек­сандра Великого — Египта, управлявшегося с 323 по 30 г. до н. э. династией Птолемеев.

 

 

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII—XII вв. до н. э., и начинали с неё новую — «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию пле­мён к более высокому уровню культуры, связан­ному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-за­падной части полуострова Малая Азия — Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий — киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона — так назван в поэме этот малоазийский город.

Что же рассказывают старинные предания о Тро­янской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня реши­ла отомстить и подбросила пирующим богам золо­тое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, за­спорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троян­ского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, пре­краснейшей из смертных женщин, и вручил золо­тое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Еле­ну покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского до­ма. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призра­ком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это — поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Троянский царевич совершил тяжкое преступ­ление — нарушил закон гостеприимства и тем на­влёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могу­щественного царя Микен Агамемнона, собрал боль­шое войско, чтобы вернуть неверную жену и похи­щенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый ста­рец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хит­рый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он по­гибнет под стенами Трои. Предводителем всего вой­ска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораб­лей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к бере­гам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву бо­гине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокро­вища мирным путём. Посланцами в Трою отправи­лись испытанный дипломат Одиссей и оскорблён­ный супруг Менелай. Троянцы им отказали, и на­чалась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помо­гали ахейцам, Афродита и Аполлон — троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они по­строили на берегу моря возле своих кораблей ук­реплённый лагерь, стали разорять окрестности го­рода и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, по­влёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сра­жениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Ни­какие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользова­лись бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляе­мые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух вои­нов, притворно предложил прекратить войну и вер­нуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И толь­ко решительные действия Одиссея остановили вои­нов и спасли положение.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть бы-

ло не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому вой­ску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушев­ляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят ама­зонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предска­зано, от стрелы Париса, направленной богом Апол­лоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась един­ственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесо­ва пята».

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обла­дание его доспехами. Они доста­ются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в ла­герь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем — союзника троянцев мисийца Эвринила. Ос­тавшись без предводителей, тро­янцы больше не решаются выхо­дить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный де­ревянный конь, внутри которого спрятался отбор­ный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убе­дить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские ко­рабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чуди­щем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вер­нувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исклю-

 








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1545;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.