Перикл (портрет). Музей Ватикана.
Перикл.
ПЕРИКЛ И АСПАСИЯ
Авторитет и влияние Перикла в Афинах были так велики, что даже его женитьба на гетере Аспасии не уменьшила его популярности.
Гетерами (греч. «спутницы», «подруги») в Древней Греции назывались образованные незамужние женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни. (Иногда словом «гетера» в Древней Греции называли женщин, торгующих собой.) Ремесло гетеры в Греции не считалось почётным, и к ним относились с пренебрежением. Не могло быть и речи о том, чтобы почтенный человек женился на гетере. Достойная греческая женщина росла, воспитывалась и всю жизнь проводила затворницей в гинекее — на женской половине дома. Она не посещала театр, не смела появляться в Народном собрании. Женщина даже не могла одна выйти на улицу — её обязательно сопровождал кто-нибудь из родственников или рабыня. Хозяйка не выходила к гостям, если в доме собиралось общество друзей её мужа. Тогда мужскую компанию развлекали гетеры.
Среди гетер встречались женщины блестящего ума, хорошо образованные, умеющие поддержать разговор поэтов и философов, разбирающиеся в политике и искусстве. Такой гетерой была Аспасия из Милета.
Аспасия славилась в Афинах красотой и умом. Выдающиеся политики и философы считали её женщиной незаурядной, а «Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми... чтобы послушать её рассуждения...» (Плутарх). Аспасия была прекрасной собеседницей, и говорят даже, что она была наделена ораторским талантом, который так ценили афиняне.
Перикл познакомился с Аспасией и был восхищён этой женщиной, которая сумела поставить себя так, что самые умные люди Афин считали за честь быть её друзьями. Он сделался частым гостем в доме гетеры, и вскоре всем стало ясно, что Перикл полюбил прекрасную хозяйку. И мало этого: по Афинам пронёсся слух — Перикл решил жениться на гетере Аспасии! Это оказалось правдой. Перикл развёлся с женой, и вскоре в доме стратега появилась новая хозяйка. Перикл слышал сплетни и пересуды за своей спиной, но нимало не беспокоился. Он знал, что никакие Насмешки не умалят его заслуг перед государством. И потом, он слишком любил Аспасию, чтобы придавать значение скабрезным историям, которые о ней рассказывали его недруги.
Счастьем наполнился дом Перикла, когда в него пришла Аспасия. Рассказывали, что каждый день, уходя из дома, Перикл нежно прощался с женой и приветствовал её при возвращении, что было совсем не в традиции афинских мужей. Аспасия же, став женой стратега, не заперлась в гинекее, как полагалось замужней женщине в Афинах. Она продолжала принимать гостей, друзья Перикла стали и её друзьями. Для своего сына от брака с Аспасией — Перикла-младшего — стратег добился в виде исключения афинского гражданства вопреки закону, который сам и ввёл: ведь Аспасия не была афинянкой.
В тяжёлые для Перикла дни нелегко, пришлось и Аспасии. Именно на неё, зная, как много значит она для стратега, обрушили свой первый удар недруги Перикла. Аспасию обвинили в нечестивости, в том, что она, гетера, учит распутству афинских женщин. Перикл встал на защиту жены. Говорят, он плакал, убеждая судей в её невиновности. Аспасию удалось спасти от наказания, но радость уже не возвращалась в дом Перикла. Следом за нападками врагов пришли война и чума, унёсшая жизнь великого афинянина. До самой смерти Перикла Аспасия была рядом с ним, оставаясь заботливой женой и верной подругой.
В 444 г. до н. э., оценив заслуги Перикла перед государством, афиняне избрали его стратегом — главнокомандующим. Это звание он носил 15 лет. Влияние его противников — аристократов было подорвано войной со Спартой. Их вождь Фукидид (не путать с историком Фукидидом!) был в 443 г. до н. э. изгнан из Афин. Перикл победил, и с этих пор 14 лет ему не было равных. «Афины достигли при нём высшего могущества. Он руководил массой, потому что приобрёл власть, не прибегая к недостойным средствам... и не имел нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей», — писал историк Фукидид.
За редкий ораторский дар Перикла прозвали Олимпийцем. Говорили, что он, «подобно Зевсу, мечет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах».
Перикл не был великим реформатором. Он только довершил то, что было сделано его предшественниками, Солоном и Клисфеном. Он добивался того, чтобы Афины стали идеальным государством, превратились в процветающую демократию, которая могла бы защитить народ от внешних врагов и охраняла бы своими законами права всех свободных граждан.
Полноправных граждан в Афинах было мало. Увеличение их числа вело к сокращению тех благ, которыми они пользовались, например при распределении хлеба во время голода. Защищая права афинского демоса, Перикл ещё в 451 г. до н. э. предложил закон о гражданстве, по которому гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афиняне. Количество полноправных афинян, таким образом, было ограничено, а попасть в их число, чтобы воспользоваться привилегиями, стало практически невозможно.
Заботясь о том, чтобы все граждане в равной мере могли пользоваться своими правами и занимать государственные должности, Перикл добился установления платы членам Совета пятисот — архонтам, по существу — правительству, ведавшему делами, выносимыми в Народное собрание; гелиастам — заседателям в суде; войску и флоту. Теперь участвовавшие в управлении государством рядовые граждане не терпели убытки, отвлекаясь от своего ремесла, как это было раньше, когда должности не оплачивались и их могли занимать только состоятельные люди.
Перикл знал, что бедность граждан — беда для государства и повод к волнениям. Он настоял на выделении пособий для сирот и калек. На деньги государства воспитывались сыновья погибших на войне. Другой способ искоренить нищету — дать людям возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. При Перикле в Афинах развернулось грандиозное строительство. Надёжным куском хлеба были обеспечены не несущие военную службу каменотёсы, плотники, резчики, строители дорог... «Весь город находился как бы на жалованье — сам себя содержал и украшал», — писал Плутарх.
Начиная строительство, Перикл думал не только о борьбе с нищетой и праздностью граждан, но и об
укреплении оборонительных сооружений. Длинные стены, протяжённостью 7 км, связавшие Афины с портом Пирей, были построены ещё в 456 г. до н. э. Перикл мечтал создать памятник вечной славы Афин. По его инициативе Акрополь украсился новыми величественными храмами. Были возведены Парфенон — храм Афины Парфенос; Пропилеи — монументальное сооружение, обрамляющее вход в Акрополь; храмы Ники и Афины Паллады. В короткий срок Афины превратились в политический и культурный центр Эллады. Сюда стекались мастера и философы, зная, что найдут учеников и слушателей. Сам Перикл был дружен с историками Геродотом, Фукидидом, философами Зеноном, Сократом, Протагором, Анаксагором, трагиком Софоклом, скульптором Фидием. Они были частыми гостями в доме стратега, и тогда душой этого необыкновенного общества становилась красивая и образованная жена Перикла Аспасия, гетера, на которой он женился вопреки неодобрительным пересудам афинян и сплетням недоброжелателей.
Поверженные аристократы упрекали Перикла в том, что на украшение Афин он тратит деньги из казны Афинского морского союза. Афины действительно давно пользовались казной как своим кошельком. Перикл же отвечал на это со всей прямотой, что Афины не обязаны отчитываться в деньгах, потому что защищают союзников, которые только платят взнос, но не дают ни корабля, ни воина; а деньги принадлежат не тому, кто их платит, а тому, кто их получает, если он выполняет то, за что заплачено. Перикл мог позволить себе такой ответ: могущество Афин за время его правления настолько возросло, что афиняне не слишком стали считаться с мнением своих союзников. Афинский морской союз превратился в Афинскую державу — «архэ», а Афины — в гегемона, диктующего свою волю (см. ст. «Древняя Греция»).
Укрепляя Афинское государство, Перикл помнил о главном его враге — Спарте. Союзники Спарты, аристократические города, требовали решительных действий против демократических Афин, влияние которых быстро росло. Особенно волновался старинный соперник Афин — Коринф. В нём с тревогой наблюдали, как афиняне расширяют торговлю с греческими колониями в Италии и на Сицилии, постепенно вытесняя коринфян. Очередной
конфликт, возникший между союзниками Спарты и Афинами, ещё больше накалил обстановку. Имевшие самое непосредственное отношение к междуусобице коринфяне обвинили Афины в нарушении условий Тридцатилетнего мира. Союзники в один голос требовали от спартанцев обуздать зарвавшегося соперника. Выслушав все жалобы и призывы, Спарта предъявила Афинам ультиматум, одним из требований которого было изгнание из государства Алкмеонидов, т.е. Перикла. На него теперь должны были смотреть как на виновника войны, вспоминая, что именно по предложению Перикла Афины вмешались в конфликт пелопоннесских городов.
Давно известно, что тому, кто избрал своей судьбой политику, редко приходится рассчитывать на благодарность современников. Несмотря на все успехи Афин, самому Периклу приходилось в это время тяжело. «Почему вы, афиняне, устаёте получать добро от одних и тех же людей?» — эти слова Фемистокла, героя войны с иранцами, изгнанного из Афин, мог повторить и Перикл. Человека, 30 лет жизни отдавшего демократии, стали обвинять в тирании. Не смея пока прямо напасть на Перикла, враги обрушились на его жену и друзей: Фидий умер в тюрьме, Аспасию с трудом удалось защитить от обвинений.
Ультиматум Спарты был отклонён, и в 431 г. до н. э. спартанцы вторглись в Аттику. Началась война эллинов с эллинами — Пелопоннесская война (см. ст. «Спарта»). Перикл призвал жителей Аттики укрыться за Длинными стенами в Афинах. Он удерживал рвущихся в бой афинян, предлагая положиться на флот, который он отправил разорять побережье Пелопоннеса. Спартанцы действительно отступили, но облегчения это не принесло. Вместе с беженцами, которые жили в городе в грязи и тесноте, пришла чума. Перепуганные граждане стали искать виновного в своих бедах, и гнев их обрушился на Перикла.
Впервые за 15 лет, в 430 г. до н. э., Перикла не избрали стратегом. Его обвинили в растрате и приговорили к штрафу, забыв, что в своё время, провозглашая Перикла первым гражданином государства, его главными заслугами признавали патриотизм и неподкупность. Соперники могли торжествовать, но ни у кого из «других стратегов и ораторов
Афинская школа.
не оказалось ни влияния, достаточного для такой высокой власти, ни авторитета, обеспечивающего её надёжное исполнение», — писал Плутарх. Афиняне так привыкли к советам и предложениям Перикла, что не знали, как без него поступать. Поняв на собственном опыте, что незаменимые люди всё же есть, переменчивые афиняне в 429 г. до н. э. вновь выбрали Перикла стратегом. Но он слишком устал, ему было 60 лет. Он потерял друзей в борьбе с противниками, чума унесла его родных. В том же году Перикл умер.
Заслугами Перикла были могущество Афинской державы и бессмертная красота великого города. Его победой была окрепшая афинская демократия — господство полноправных граждан.
Перикл умер в Афинах, не зная, к счастью, что они уже никогда не будут так сильны и величественны, как в дни, когда он, как свидетельствовал Плутарх, «сосредоточил в себе и сами Афины, и все дела, зависящие от афинян, — взносы, союзников, армию, острова, море, великую силу и верховное владычество».
СПАРТА
Спарта (Лакония, Лакедемон) — одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей.
В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «общиной равных». Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали.
Хотя сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древнегреческие мыслители пытались разгадать причину прочности гражданского согласия и военной мощи Спарты. Особенно усилилось их внимание к этому государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431—405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям. Поэтому некоторые проблемы истории Спарты до сих пор вызывают споры у историков. Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы?
Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них невозможно. Тем не менее он не сомневается в том, что этот политический деятель был исторической личностью. Большинство современных учёных считают Ликурга легендарной (никогда не существо-
вавшей) личностью, а удивительный государственный строй Спарты — следствием сохранения в нём примитивных догосударственных форм человеческого общежития. Другие историки, соглашаясь с тем, что Ликург — фигура вымышленная, не отрицают полностью предания о возникновении Спартанского государства в результате переворота после долгих смут в первой половине VI в. до н. э. Есть и третья группа учёных, считающих, что у историков нет серьёзных оснований для полного недоверия к сообщениям античных писателей. В биографии Ликурга, считают они, нет ничего фантастического, а проведение в Спарте реформ на два века раньше, чем в других районах Балканской Греции, объясняется сложной ситуацией, сложившейся в Лаконии. Основавшие Спартанское государство дорийцы пришли сюда как завоеватели и, чтобы удерживать в повиновении порабощённое ими местное ахейское население, нуждались в ускоренном создании необходимых для этого учреждений.
Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину VII в. до н. э.
Это было время смут и беззаконий. Ликург происходил из царского рода и после гибели отца от удара ножом и смерти старшего брата стал царём, но правил всего восемь месяцев. Уступив власть своему племяннику, он покинул Спарту. Путешествуя по Криту, Египту и греческим полисам на побережье Малой Азии, Ликург изучал законы и образ жизни людей и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и установить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами. Перед возвращением в Спарту Ликург отправился в Дельфы, где находился храм бога Аполлона с оракулом (прорицателем). В те времена ни одно важное для всего государства решение не принималось без обращения за советом к жрецам бога Аполлона Дельфийского. Жрица-прорицательница (пифия) передавала обращающимся за советом предсказания, которые ей
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1165;