Искусство древней Греции эпохи Перикла.
Временем расцвета древнегреческой культуры считается V в. до н. э. - век, называемый золотым веком Перикла.
Пери́кл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, — «окружённый славой»; около 494[1]—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии[2], знаменитый оратор и полководец.
В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы[7]. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э., возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции[8].
В научных исследованиях подчеркивается, что именно в эту эпоху наиболее ярко проявился феномен "греческого чуда". Он состоит в необычном расцвете среди древневосточных сакральных (священных) цивилизаций греческой культуры: эпоса (античные греки вроде бы не знали богатой древневосточной литературы), философии, театра, скульптуры.
В основе уникальности греческого культурного "чуда" лежат следующие предпосылки:
– частная собственность,
– рабство,
– полисная демократия,
– сохранившиеся аристократические этические представления,
– отсутствие чиновничье-борократической элиты и жреческой касты,
– десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление),
– возникновение греческого буквенного письма,
– идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством,
– созданием высокоразвитой греческой культуры.
Перикл | |
греч. Περικλῆς | |
Герма с изображением головы Перикла, римская копия с греческого оригинала Кресила, Ватиканские музеи | |
Род деятельности: | афинский стратег |
Дата рождения: | около 494 года до н. э.[1] |
Место рождения: | Афины |
Гражданство: | Афины |
Дата смерти: | 429 до н. э. |
Место смерти: | Афины |
Отец: | Ксантипп |
Мать: | Агариста |
Супруга: | 1. Телезиппа 2. Аспасия |
Дети: | 1. Ксантипп, 2. Парал, 3. Перикл Младший |
До сих пор привлекает к себе внимание афинская демократия, взлет и упадок которой ярко показывает позитивные и негативные стороны демократии вообще, показывают права и бесправие. Именно Перикл внес наибольший вклад в развитие афинской демократии, в расцвет политической мощи Афин (он удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан в привлечении их к реальному управлению государством путем введения оплаты за должности, наделил землей обедневших граждан и пр.), и в конце его жизни началась ее деградация.
Время его деятельности было самой блистательной эпохой в истории Афин ("пятидесятилетие"). "По названию – демократия, а в действительности Господство первого человека", – так оценил Фукидид положение Афин при Перикле.
И все-таки господство это обусловлено рядом его выдающихся качеств, а именно:
– прекрасное образование, пополняемое всю жизнь благодаря общению с самыми глубокими умами его времени,
– высокий уровень интеллекта, сочетаемый с мудрым подходом к жизни,
– великолепный ораторский дар,
– трудолюбие и выдержка,
– энергичность и гражданское мужество.
Такой набор черт, редкий в одном человеке, который был отличным военным стратегом и политиком. Верный своим принципам, к преданный интересам государства, был равнодушен к похвалам и порицаниям толпы, сохранял трезвый взгляд в самых трудных ситуациях. Перикл не был диктатором, не имел в своем распоряжении материальной силы, которая давала бы ему власть; несколько раз он отстранялся от власти. Его повторяющийся успех – это триумф разума.
Так как должностные лица в Афинах не располагали большой властью и авторитетом, то на передний план выходили зачастую люди, не занимавшие никаких официальных должностей, но умевшие говорить и убеждать народ принять или отвергнуть тот или иной закон. Таких людей в древней Элладе называли демагогами, не вкладывая в это слово никакого осуждающего оттенка: это были истинные вожди народа, в V в. до н.э. к ним относился Перикл. Он своей деятельностью способствовал громадному развитию торговли, флота, жизнь приобрела невиданные до тех пор масштабы. Во всем, чем жила тогда Греция, Афины заняли первое место:
– в архитектуре,
– философии,
– пластических искусствах,
– поэзии,
– риторике и т.д.
Перикл превратил Афины в один крупный университет, давший возможность проявиться гениальным умам.
К этим умам относятся и два знаменитых историка: иониец Геродот ("отец историй") из Галикарнаса и афинянин Фукидид. Значительное влияние на Геродота оказало пребывание в Афинах – дружба с Периклом и Софоклом, склонность к софистике и естествознанию.
В золотом веке Перикла разворачивается деятельность Гиппократа, основателя научной медицины: с его медициной завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. В приписываемом Гиппократу трактате "О священной болезни" оспаривается традиционное мнение, будто эпилепсию вызывают злые демоны, а сама эпилепсия рассматривается как болезнь мозга. Другое сочинение "О воздухе, водах и местах"' устанавливает связь между состоянием здоровья, в. том числе психического, отдельных людей и народов под влиянием климатических условий. Врачи школы Гиппократа были также философами. Их методы, основанных на опыте, наблюдениях, стремлении к быстрой и правильной диагностике, применении таких профилактических мер, как диеты и гигиена, были, несомненно, плодами того же интеллектуального течения, которое породило и философии Демокрита, и "Историю" Фукидида. Гиппократ, прозванный "отцом медицины", приобрел известность во всем греческом мире и на Востоке. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.
Многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, свидетельствуют о том, что и эти науки развивались успешно, достижения греческой астрономии и космологии к концу V в. до н. э. были колоссальны и далеко превосходили все, что достигли другие народы древности.
Своей вершины достигло и греческое искусство, весь золотой век насыщен творческим гением Мирона, Поликлета, Фидия и других художников. Целое поколение звезд искусства причастно к рождению красоты, которая до тех пор и не снилась человечеству.
Прежде всего следует отметить ансамбль Акрополя, в чьем создании деятельное участие принимали Перикл и крупнейший скульптор Фидий. Главное сооружение Акрополя – Парфенон, в его центре находилась сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе статуя Афины. Особое значение Парфенона состоит в том, что он – и памятник, признанный увековечить победу греков над персами, и символ славы и величия Афинского государства – главы морского союза Парфенон – одно из величайших творений мирового искусства; все сюжеты его объединяет единая идейная основа: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. После смерти Фидия недалеко от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон, он завершил великолепный ансамбль Акрополя.
Рис. Фото и изображение (реконструкция) Парфенона и Акрополя
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР , 447—438 гг до н. э. Золотой век Перикла, Высокая классика
Парфенон — находится на афинском Акрополе и посвящен покровительнице города богине Афине Парфенос (Девственнице) (Ἀθηνᾶ Παρθένος). В центре Парфенона в древности стояла статуя Афины, выполненная из золота и слоновой кости, созданная гениальным скульптором Фидием. Строительство храма заняло семь лет и закончилось в 438 г. до н.э. Построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век
Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Античный храм | |
Парфенон Παρθενών | |
Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном | |
Страна | Греция |
Местоположение | Афины |
Конфессия | Грециизм |
Тип здания | Храм |
Архитектурный стиль | высокая классика |
Автор проекта | Иктин |
Строитель | Калликрат (архитектор) |
Архитектор | Иктин |
Строительство | 447 до н. э.—438 до н. э. годы |
Античный храм | |
Эрехтейон Ἐρέχθειον | |
Вид с юго-запада | |
Страна | Греция |
Архитектурный стиль | высокая классика |
Автор проекта | Мнесикл |
Архитектор | Мнесикл |
Строительство | 421 до н. э.—406 до н. э. годы |
Мирон был родом из Елевфер, на границе Аттики и Беотии.
Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы.
Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.
Статуя, дошла до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.
Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям.
Из изображений животных, исполненных Мироном, более других славилась «Тёлка», в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения Мирона были бронзовые.
Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.
Бронзовая статуя Афины Лемнии.
«Афина Лемния», — ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке [1]. Название — от острова Лемнос, для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.
«Афина Парфенос».
Прорисовка статуи «Афины Фидий. «Афина Парфенос».
Парфенос», установленной хрисоэлефантинная техника
внутри Парфенона
«Афина Парфенос». 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.
Предполагаемый автопортрет Фидия в виде Изображение Ириды, богини Радуги,
Лысого старика (Дедала), замахивающегося с фриза Парфенона. Школа Фидия
молотом (атрибутом скульптора) в сцене
битвы с амазонками на щите
«Афины Парфенос»
Фидий «Афина Промахос» (Воительница) Греция. Классический период. Бронзовая статуя «Афины Промахос» (Афины – Воительницы) воздвигнута Фидием в 465—455 гг. до н. э. Название ее переводится как «передовой боец». Огромная статуя богини Афины, замахивающейся копьем, была установлена в афинском Акрополе на постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Поэтому моряки, подплывая к Афинам издали видели золотой наконечник копья, блестевшее на солнце. Афина служила им маяком. Статуя не сохранилась. Мы можем судить о ней только по описаниям античных авторов и копиям.
«Афина Арея» - Воительница (Арес – Бог войны) в Платеях, ок. 470—450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.
Фидий. Зевс В наст. время
находится в Эрмитаже Санкт-Петербург.
Статуя Зевса в Олимпии | |
Страна | Греция |
Материал | Слоновая кость, золото и эбеновое дерево |
Статуя Зевса Олимпийского — единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий.
Южные метопы Парфенона. Лондон, Британский музей.
Фриз целлы: процессия Панафиней.
Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος) — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.
Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.
Как пишет Плиний[кто?], Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия — человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 4411;