Возникновение искусства (культурная антропология и искусствоведение о проблеме происхождения искусства).
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. Те произведения, которые дошли до наших дней (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости), появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство — дитя труда, а не игры.
Коган и другие авторы считают, что источником искусства является первобытная магия охоты и плодородия, с пением и пляской, в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности, где образам искусства придавалось значение заклинаний, разговора и договора с природой.
Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек — их создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность — примитивный коллективизм[4].
В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Функции искусства (М.С.Коган[5]):
– воздействие на природу (психовоздействие),
– обучение и изучение (рисуя, человек познавал – если посмотреть, насколько реалистично изображены животные – никто впоследствии не превзошел эту первобытную пластику изображения животных)
– накопление и передача опыта, воспитание.
Позиция современной антропологии[6].
В книге рассматривается новая гипотеза о происхождении искусства точнее, одного из видов искусства – изобразительной деятельности.
Сопоставление искусства с языком и членораздельной речью показывает, что искусство и язык – явления близкие по своей физической природе. И то, и другое – носители информации (языковой и образной). Центры восприятия и переработки языковой и образной информации локализованы, соответственно, в левом и в правом полушариях головного мозга. В книге показано, что для практической реализации способности к визуальной изобразительной деятельности (образ, представление) необходим определенный, достаточно высокий уровень специализации обоих полушарий при тесной связи и взаимодействии между ними. Исходя из этого, автор гипотезы делает вывод, что изобразительная деятельность зарождалась вслед за языком и на древнейших этапах истории восполняла дефицит абстрактных понятий. Другая гипотеза (В.В.Лубенко[7], художник и педагог, член союза художников РФ, и к.пед.н, отталкиваясь от тех де посылок, делает другой вывод: что мышление первоначально было синкретическим, образно-логическим, и затем в силу естественных процессов распада, которым человек по рождению мог бы противостоять своими синкретическими способностями, но не противостоял, (в религии это – процессы отпада, изначального греха человека, выпадения из Рая и т.д.) – произошел распад синкретической первобытной культуры на три основные ветви познания. Эти 3 ветви: религия, наука и искусство, которым соответствуют методы познания: вера (иррациональное мышление), логика (рациональное мышление) и образное мышление.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1434;