Антропология как наука.
Антропология - (antropos, logos), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине ХIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).
Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Люди издавна стремились познать все, что их окружает, постичь не только мир природы, но и собственную сущность, самого себя. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой, как антропология.
Термин «антропология» греческого происхождения (антропос — человек, логос — наука) и означает «наука о человеке». Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384—322 до н. э.), крупнейший натуралист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.
В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение — как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на: «физическую» или «соматическую» антропологию, «социальную» или «культурную» — т. е. этнографию.
Антропология это — отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом - отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками — археологией, этнографией, историей.
Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Постепенное накопление антропологических сведений — данных по анатомии человека, о физических особенностях народов различных областей земли, общетеоретических представлений о происхождении человека — началось с древнейших времен.
Уже в странах Древнего Востока — в Вавилонии, Египте — проявляли интерес к соседним странам и народам. В графических изображениях, в наскальных надписях и барельефах, в письменных источниках можно встретить немало сведений о народах Передней Азии и Северной Африки. В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) содержатся интересные данные о племенах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен — жителей Северного Причерноморья. В сочинениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова. Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (I в. до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой культуры от первобытности до первых ростков цивилизации, в которой развил идею о естественном происхождении органического мира и человека. В раннем средневековье традиции античных авторов находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни).
Новый подъем антропологических знаний начинается в эпоху великих географических открытий (XV— XVII вв.). Путешественники-европейцы увидели новые страны и континенты со своеобразным, диковинным миром, познакомились с народами далеких материков (Индией, Китаем, Америкой, Африкой), с их культурой, бытом, правами, языками.
Накопление фактического материала шло неразрывно с построением теорий о происхождении человека с изменением привычных, почти незыблемых воззрений на окружающиймир и природу, рождались идеи о всеобщности закона изменения вещей, о развитии живой природы. Позже, в XVIII в. создавались многочисленные естественные классификации, где человеку отводилось место в отряде приматов, как роду и виду Homo sapiens. Появились первые классификации человеческих рас, в которых ученые пытались систематизировать, упорядочить все многообразие человеческой разноликости. Вначале, лишь на чисто визуальных наблюдениях и по оценке внешних различий между людьми «строились» расовые деления, часто с привлечением этнографических описаний — быта, культуры, языка того или иного народа. В классификациях К. Линнея (1775), Ж. Бюффона (1740), а позже И.ф. Блуменбаха, Дж. Гентера, П. Кампера и др. уже были предприняты попытки классифицировать человечество, коснувшись вопросов происхождения рас, влияния среды на формирование расовых признаков, сравнительного изучения анатомических особенностей человека, краниологических признаков на черепах, принадлежащих представителям разных рас.
Труды французских философов - материалистов (Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха) и крупнейших биологов-эволюционистов XVIII в. (Ж.-Б. Ламарка, Ж. Кювье, К. Линнея) оказали революционное влияние на развитие многих направлений естествознания, в том числе на антропологию. Задача объяснить сущность природы, рассматривать человека как часть материального мира, подчиненного его законам,— было главной в деятельности французских просветителей. В таких сочинениях мыслителей-материалистов, как «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система природы» П Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К. Гельвеция четко прослеживается идея о первичности материи, о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия всего существующего. Природа представляет собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь существующий объективно мир природы — единственный предмет познания. Познание природы, материального мира, окружающего человека, а также самого человека, выделившегося из природы, всегда развивалось взаимосвязано и противоречиво. Выделение К. Линнеем человека как вида Ноmо Sарiеns (человек разумный), впервые определившим место человека в общей систематике живой природы, явилось поворотным моментом в общей системе естествознания.
Не менее важным обстоятельством для дальнейшего развития антропологии явилась первая теория эволюции Ж. - Б. Ламарка, крупнейшего предшественника Ч. Дарвина в области биологии. В своем сочинении «Философия зоологии» (1809) он приводит ряд доказательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы, включая и человека, произошли от более древних форм путем эволюционного развития.
Во второй половине XVIII в. так же бурно начало развиваться естествознание в России. Огромное значение в развитии передовой общественно-политической жизни имело открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре центром культуры и просвещения в России. В нем работали крупнейшие ученые-просветители конца XVIII в. (Д. С. Аничков, С. В. Десницкий, С. Г. Зыбелин), труды которых, хотя и не были непосредственно связаны с антропологией, но, пронизанные глубоко гуманистическими идеями, благотворно влияли на развитие естествознания, в частности, на антропологию. Так, научная и общественная деятельность прогрессивного ученого, врача-гигиениста, автора известных трудов в области медицины (педиатрии, эпидемиологии) С. Г. Зыбелина способствовала познанию человеческого организма, воспитанию и закаливанию детей и тем самым создавала основы одного из разделов отечественной антропологии — возрастной. Очень смелыми для этого' времени были взгляды А. Каверзнева, который в своем трактате «Философское рассуждение о перерождении животных», опубликованном вначале на немецком языке, а затем дважды изданном на русском (1778 г.— в Петербурге, а в 1787 г. — в Москве), ставит вопрос об общем происхождении и родственных связях всех животных, включая и человека. Он рассуждает об изменчивости видов, объясняя явление изменчивости животных и человека влияниемна нихусловий внешней среды, созданием человеком особой искусственной среды, защищающей его от неблагоприятных воздействий. Климат может менять цвет кожи, цвет волос и глаз.
Удивительно яркой личностью для своей эпохи, внесшей заметный вклад в развитие научных знаний в России, был В.Н. Татищев. Видный дипломат, политический деятель, военный, талантливый администратор и разносторонний ученый, Татищев в течение многих лет собирал разнообразный материал о России и ее народах. Ему принадлежат многочисленные, фундаментальные труды по этнической истории, географии, лингвистике многих народов государства Российского.В. Татищев был автором первой в истории мировой науки программы-анкеты для сбора сведений по географии, истории и этнографии различных областей страны. Анкета заключала в себе более 198 вопросов таких, например, как название народа, его происхождение, род занятии, семейные и правовые нормы, различные обряды, верования, болезни, врачевания и т. д. Но главное, в ней содержались вопросы специального антропологического характера позволяющие подробно описать внешние морфологические признаки. Программа Татищева легла в основу последующих, более подробных антропологических программ-анкет, разработанных для многочисленных этнографических экспедиций, которыми был так богат XVIII в..
Трудно переоценить значение первых русских больших экспедиций, значительная часть которых была организована по инициативе М.В. Ломоносова и проводилась Академией наук с целью всестороннего изучения России. Экспедиции организовывались в отдаленные районы государства для сбора географических и этнографических материалов, среди которых были и первые антропологические описания многих народов Сибири и Камчатки. Так, огромный материал был собран во время Великой Северной, или второй Камчатской экспедиций (1733—1743) такими учеными, как историк Г.Ф. Миллер, натуралист И.Г. Гмелин, географ Я. Линденау, этнограф С.П. Крашенинников, давших первые антропологические характеристики многим северо-восточным народам — якутам и камчадалам, тунгусам и бурятам, корякам, вогулам, пародам Поволжья (удмуртам, марийцам, чувашам, татарам и др.).
Интересные антропологические и этнографические материалы были собраны Большой академической экспедицией 1768—1774 гг. под руководством академика П. С. Палласа, отдельные отряды которой возглавляли ученые-натуралисты (Н.И. Рычков, И.И. Лепехин, В.Ф. Зуев, Н.Я. Озерецковский, И.Г. Григори). Экспедиция длилась шесть лет и охватила площадь от берегов Белого моря и Забайкальских степей до Закавказья и Москвы. За это время были собранны и описаны многочисленные народы, большая часть которых была еще мало известна.
Сводкой накопленных огромных научных материалов можно считать сочинение И.Г. Григори «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», вышедшее в 1776— 1777 гг. Это была первая попытка дать общую картину этнического состава России и быта отдельных ее народов, классифицировать их по антропологическому типу, языку и происхождению, проанализировать исторические взаимосвязи.
В последние десятилетия XVIII в. был организован еще ряд экспедиций: на Тихоокеанское побережье Северной Америки, на Аляску, Алеутские острова. Они принесли не только ценнейшие этнографические материалы, но и первые в науке описания физического типа многих народов. Экспедиции положили начало самостоятельным антропологическим исследованиям народов России, способствовали развитию интереса к науке о человеке.
В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже сам термин «антропология» не имел еще четкого содержания. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расовые различия, человеческие расы, были в центре внимания общественной мысли, научных и философских воззрений. Интерес к естествознанию и, в частности, к антропологии зарождается среди самых широких кругов естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи, да и просто среди людей передовых, прогрессивных взглядов.
Специальные антропологические исследования, принесшие неопровержимые доказательства равенства человеческих рас, были осуществлены в 70-е годы известным русским ученым Я.Н. Миклухо-Маклаем. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. Он побывал на островах Океании, до него почти неизвестных, на островах Адмиралтейства, в Западной Микронезии. Дважды совершил необычайно трудное путешествие по джунглям Малайского полуострова, посетил берега Южной Америки и Полинезию, долго жил в Австралии. Он «первые дал описание антропологического типа папуасов, опроверг сложившееся в науке того времени неверное представление о коренных различиях между отдельными расами. В своих работах Миклухо-Маклай убедительно доказал, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, не являются изначальными, что их возникновение во многом обусловлено влиянием внешних факторов, условиями окружающей среды.
Следующий, несколько затянувшийся период становления антропологии как науки тесно связан с именем одного из крупнейших биологов середины XIX в. Карлом Бэром — одним из крупнейших антропологов своего времени, организатором антропологических исследований в России. Огромное значение имели его краниологические работы, посвященные народам Западной Европы, Сибири, южных районов России, его труды по теории и методике антропологических и, в первую очередь, краниологических исследований. Он был инициатором сбора краниологических коллекций, составленных из серий черепов, принадлежавших представителям многих народов России, для Анатомического кабинета Академии наук.
Важным этапом в развитии антропологии, в ее формировании как самостоятельной научной дисциплины в России и за рубежом была середина XIX в. В 80-е — 70-е годы возникли первые научные учреждения и антропологические общества, начали издаваться специальные антропологические труды. Первое Антропологическое общество было основано в Париже в 1859 г. по инициативе известного французского анатома Поля Брока, затем в Лондоне (1863), в Риме (1868), а в последующие годы—во многих столицах европейских государств.
В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), основателем, которого был известный ученый-зоолог профессор А. П. Богданов. С его именем связан первый период отечественной антропологии, который часто называют «богдановским». Уже с начала деятельности ОЛЕАЭ антропология заняла одно из ведущих мест в его работе. Четко сформулированная программа общества гласила, что оно создается для изучения России «в естественноисторическом отношении и для распространения научных знаний в массе публики». — Основные задачи, которые стояли перед ОЛЕАЭ — это сбор коллекций, экспедиции, устройство выставок и музеев, чтение лекций и издание трудов. В 1864 г., через год после создания ОЛЕАЭ, в его составе был организован антропологический отдел, ставший, по сути, центром антропологических исследований. В программу работ отдела входили антропологические, этнографические и археологические исследования, составление краниологических коллекций и их описание, антропологическое и этнографическое изучение многих племен и народов различных губерний России, выяснение их расовых и этнических особенностей, раскопки курганных могильников и древних кладбищ, сбор археологического материала. В работе антропологического отдела особое место занимала разработка антропологической методики.
Благодаря работе общества в Москве было открыто четыре выставки, которые легли в основу создания четырех музеев (этнографическая выставка (1867г.); политехническая выставка(1872г.); географическая выставка (1892г.); антропологическая коллекция (1867г.).
В 1888 г. возникло Русское антропологическое общество (РАО) при Петербургском университете, членами которого состояли антропологи, врачи, археологи, этнографы. Основное направление общества — изучение различных этнических общностей России, физическое развитие профессиональных и возрастных категорий населения, популяризация антропологии. В 1893г. в Петербурге был основан еще один антропологический центр при Военно-медицинской академии, руководителем которого стал русский анатом профессор А.И. Таранецкий. Антропологические работы проводились также в Томске, Одессе, Харькове, Тифлисе, Тарту.
Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.
С каждым годом антропология обогащается новыми методическими приемами, заимствованными из других биологических дисциплин — физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых дляизучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.
В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий и т. п. Задача антропологов — изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.
С древнейших времен до настоящего времени постоянно возникали и возникают новые науки. Некоторые из них исчезали, другие же развивались. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой, как антропология.
Древней потому что впервые термин «антропология» в значении «науки о человеке», употребил еще Аристотель (384—322 до н. э.), крупнейший натуралист и философ древности. Первые ростки научных знаний о человеке можно найти в трудах античных философов: Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Такие вопросы, как морфология и анатомия человека, его место в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.
Молодой так как становление антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX века.
В итоге антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.
Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.
Антропология это отрасль естествознания, изучающая происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих.
В настоящее время во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.
Тематика антропологии исключительно разнообразна. В этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.
Методики используемые в антропологии, увеличиваются с каждым годом. Как правило, они заимствованы из других биологических дисциплин — физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых дляизучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.
Сфера антропологических исследований постепенно расширяется в таких вопросах, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий и т. д.
Специфика антропологии заключается в сложности ее исследований, так как, изучая человека, она вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками — археологией, этнографией, историей.
Задача антропологов — изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.
Содержание антропологии
Фундамент антропологии составляет разработка методологических принципов в изучении проблемы формообразования на разных уровнях – индивидуальном, эволюционном и расовом.
Признано тройное деление антропологической науки на:
· морфологию человека
· антропогенез
· расоведение
Раздел морфологии
Изучает: индивидуальную и половозрастную изменчивость
морфофизиологических признаков человека.
Включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но, в отличие от последней, дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеризует половозрастную изменчивость отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.
Связана со многими биологическими науками.
В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов.
Основные задачи сосредоточились вокруг двух вопросов:
· теоретическое обоснование учения о физическом развитии
· разработка методов стандартизации
При изучении физического развития разных половозрастных и этнотерриториальных групп антропологи обратили внимание на неравномерную со изменчивость размеров тела и отказались от методов индексов и заменили его методом сопоставления величин с использованием коэффициентов регрессии.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 3463;