Фигуры членов самурайской семьи периода Эдо.

шторм помогал им отразить нападение противника. Японцы назвали ветер, разметавший юаньскую флотилию, «Камикадзе» — «Божественный ветер».

В народе надолго сохранилось воспоминание об угрозе монгольского вторжения. На протяжении многих поколений матери спрашивали своих рас­капризничавшихся детей: «Ты что думаешь — мон­голы идут?»

Борьба с юаньской угрозой потребовала больших затрат от всех слоёв населения. Пострадали и лен­ники-самураи. Им пришлось закладывать и прода­вать свои земли. Верховные власти не выполнили обещание наградить отличившихся. Это вызывало недовольство. В участившихся неурожаях и эпи­демиях также обвиняли правителей-сёгунов.

При сёгуне Ходзё Такатоки, занимавшемся не столько управлением страной, сколько театром и собачьими боями, произошла реставрация царской власти. Бывший государь Годайго привлёк на свою сторону буддийских монахов, а также воинов не­скольких знатных семейств. Заговор раскрыли, и Годайго был сослан на отдалённый остров Ики. Но он бежал из ссылки в женском паланкине и в ры­бацкой лодке переплыл к своим сторонникам.

На сторону Годайго перешёл Асикага Такаудзи, назначенный командующим войском Ходзё Такатоки. Была захвачена и сожжена ставка сёгунов Ходзё — город Камакура. Власть царского дома была восстановлена. Это время (с 1333 по 1335 г.) по­лучило название «реставрации Кэмму».

В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном и началась власть сёгуната Асикага. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собствен­ными слугами, пятеро умерли в изгнании, одному пришлось совершить самоубийство. Провозглаше­ние Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась «войной Хризантем» или «войной Северной и Юж­ной ветвей». С одной стороны выступал Годайго, поддержанный вельможей Нитта Ёсисада (принад­лежащим к партии «Южная ветвь»), с другой — царь Комё, за ним стоял Асикага Такаудзи. Междоусобица закончилась соглашением о том, что трон будет поочерёдно у представителей обеих ди­настий.

Подлинная власть в стране осталась у сёгунов Асикага. Они купались в роскоши. Крестьяне, за­давленные чрезмерными налогами, бунтовали или оставляли поля невозделанными. Бедствовали и ца­ри. Тэнно Гонара, говорят, жил на то, что зарабаты­вал как писец, а также продажей автографов. В 1500 г. тело царя Цутимикадо лежало непогребён­ным 40 дней: не было денег на похороны.

В эпоху Асикага Япония впервые познакомилась с европейцами и христианским учением. Князья юго-запада страны принимали новую религию. Это было одним из средств сопротивления центральной власти. Знатные семьи боролись с Асикага почти 70 лет. В результате наступило безвластие, усилилась раздробленность страны.

Первым взялся за объединение Японии могущественный князь Ода Нобунага (1534—1582). Его отряды сокрушили ополчение непокорных князей и разгромили храм Энрякудзи, цитадель их союз­ников — буддийских монахов. Храм вместе с цен­нейшими историческими реликвиями был сожжён, все его монахи полегли под мечами воинов Ода Нобунага. В 1573 г. он сверг последнего сёгуна из рода Асикага и стал правителем Японии. Нобунага изда­вал указы от имени царя. Он положил начало во­енной диктатуре в стране. Против Нобунага выс­тупил, как это часто бывает, его подчинённый. Тя­жело раненный им правитель скрылся в храме. По­няв безнадёжность своего положения, он поджёг храм и совершил самоубийство, вспоров себе жи­вот.

Объединение страны продолжил ближайший по­мощник погибшего правителя — Тоётоми Хидэёси, получивший из-за своей уродливой внешности прозвище «Обезьяна». Борьба была жестокой. По­ражения воспринимались с чисто японским своеоб­разием. Например, когда военачальник Шибата Катсуие проиграл сражение, он собрал домочадцев на праздник с танцами и песнями, а потом пред­ложил женщинам покинуть замок. Женщины — истинные японки — отказались. Они решили раз­делить участь мужчин. Князь поджёг дом, муж­чины убили женщин и детей, а потом покончили с собой.

Хидэёси (1536—1598) стал единоличным прави­телем Японии и главнокомандующим армией. Во­енная диктатура продолжалась. Хидэёси старался обеспечить внутренний мир. Для себя он установил следующие правила поведения: «Важные дела ре­шать на большом совещании, небольшие — с учас­тием двух-трёх человек. Ничего чрезмерно не от­кладывать. Не брать взяток. Не заводить ни друзей, ни врагов. Не благоволить богатым, не презирать бедных».

Чтобы объединение Японии было прочным, Хидэёси осуществил ряд хозяйственных мероприятий. Он провёл земельную реформу, которая повышала заинтересованность крестьян в урожайности полей, способствовала расширению площади обрабатывае­мых земель. Чтобы предотвратить выступления крестьян в будущем, Хидэёси издал «Указ об охоте за мечами». На основании этого указа у крестьян изымалось оружие, накопленное ими во время вос­станий XV—XVI вв.

При Хидэёси были выпущены новые золотые и серебряные деньги. Он поощрял развитие торговли и ремёсел, однако строго контролировал торговые связи с заграницей, ввёл особые лицензии для тор­говых судов, отправляющихся за рубеж. Их назы­вали «Корабли с печатями ярко-красного цвета».

В 1587 г. Хидэёси издал закон о запрете рас­пространения христианства, по которому священ­ники-иезуиты под угрозой смертной казни в тече­ние 20 дней должны были покинуть пределы Япо­нии. Нетерпимость Хидэёси к христианству была








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 609;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.