Японские самураи пытаются помешать высадке войск монгольского императора Хубилай-хана.

вызвана рядом причин. Проповеди свя­щенников резко расходились с беспут­ным поведением португальских торгов­цев и моряков в портах Японии. Священники, слу­чалось, не соблюдали местные обычаи. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от их нацио­нальных богов. На юго-западе страны значительная часть местной знати приняла христианство и укреп­ляла своё положение благодаря торговле с христи­анской Португалией. У Хидэёси были причины рас­сматривать христианских проповедников как пере­довой отряд захватчиков. В 1587 г. лоцман испан­ского корабля «Сан Фелипе» похвастался в япон­ском порту, что владения короля Испании всё рас­ширяются. Когда лоцмана спросили, как Испания завладела столь обширными территориями, он от­ветил: «Сначала пришли миссионеры, а потом сол­даты короля». Об этом разговоре доложили Хидэёси.

В 1587 г. 120 миссионерам было приказано не­медленно покинуть Японию на отплывающем ко­рабле. Тогда же было казнено 26 христиан («Рас­пятие на кресте двадцати шести»). Среди казнён­ных были 3 мальчика-японца, церковные служки.

Укрепив страну изнутри, Хидэёси предпринял шаги, чтобы расширить свои владения. В 1582 г. он потребовал дани от Кореи. Он предложил также корейскому вану (королю) участвовать в походе против Китая. Ван отверг это предложение. Отка­зался он и платить дань. Японские войска вторг­лись в Корею. Однако японский флот был разгром­лен, а на выручку корейцам прибыли китайские войска. В 1594 г. Хидэёси пришлось вывести свои отряды с Корейского полуострова. Спустя 3 года он вновь предпринимает поход на Корею. 30 октября 1598 г. разыгралось великое побоище. Японцы взя­ли верх. Они обезглавили 39 тыс. корейских и ки­тайских воинов. Невозможно было отправить в Японию в знак победы так много голов, поэтому туда отослали уши и носы, посоленные в бочках. Возле города Киото был насыпан «Холм ушей». С известием о смерти Хидэёси (сентябрь 1598 г.) японский стяг с изображением золотой тыквы был опущен, и японские войска ушли из Кореи.

Война в Корее не прошла для Японии бесследно. С японскими воинами прибыло немало корейских ремесленников. Их уменье и опыт были использо­ваны для возрождения японских промыслов. С ма­терика пришёл и новый способ печатания. В 1592 г. во время первого корейского похода Хидэёси во дворце вана были найдены и вывезены в Японию медные подвижные знаки для набора и приспособ­ления для печатания.

По завещанию Хидэёси наследником становился его малолетний сын Хидэёри. Письменную клятву верности наследнику ещё при жизни Хидэёси дали пять влиятельных князей во главе с Иэясу Токугава. Однако едва умер Хидэёси, как против Иэясу выступил союз знатных лиц во главе с князем Исида Минуцари. Туманным утром 20 октября 1600 г. Иэясу повёл на врагов своё войско. Впереди несли штандарт — золотое опахало — и белый флаг, украшенный розовой штокрозой — флаг рода Токугава. «Путь перед тобой закрыт», — предостерегали Иэясу предсказатели. «Я открою его своим уда­ром», — ответил он. В битве при Сэкигахара («Рав­нина преграды») войско Иэясу одержало верх. На месте битвы было насыпано два холма «Кубидзука» («Холмы голов») из голов поверженных врагов Иэясу.

В 1603 г. Иэясу получил от государя Гоёдзэя звание «Сэй-и-тай Сёгун». 4 июня 1615 г. войска Иэясу взяли штурмом замок, где укрывались сын Хидэёси Хидэёри и его мать Йодо. Мать и сын пред­почли плену гибель в огне загоревшегося замка. Малолетнего сына Хидэёри спасли из огня и укры­ли доброжелатели. Но потом кто-то его выдал, и он был казнён. Перед смертью с ним увиделся Иэясу. Мальчик смеялся в лицо сёгуну, нарушившему клятву, данную его деду.

Со дня победы при Сэкигахара Иэясу постоянно заботился об укреплении своей власти и дома Токугава. Первым делом он перераспределил поме­стья. Его сторонники получили новые земельные наделы, противники лишились части или всего сво­его имущества.

Порядок управления страной, установленный Иэясу, просуществовал 252 года после его смерти. Вся полнота власти находилась в руках сёгунов из дома Токугава. От имени тэнно издавались законы, раздавались чины, почётные звания. Тэнно оста­вались почитаемы как наместники богов на земле. Но они жили уединённо в своих дворцах в священ­ном городе Киото. Тэнно и их придворные сущест­вовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем их предшественники, и тэнно не бедствовали, как в XV в.

Но даже в Киото тэнно не был хозяином. При нём состоял представитель сёгуна — всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между Киото, столицей тэнно, и Эдо, ставкой сёгуна. Сёсидай следил за каждым шагом государя и стоял на страже интересов сёгуна. Никто из князей или знатных лиц не мог приехать в Киото без особого разрешения сёсидая.

Япония не знала внутреннего мира при сёгунах Токугава. Прошло менее полугода после смерти Иэясу, как вышел указ о запрете христианства: за исповедание этой веры грозила смерть. Казнили всех, включая 90-летних старух и годовалых детей. Гонения на христиан не прекращались много лет. Преследования христиан и налоговый гнёт вызвали крестьянские восстания в Симабара и Амакуса (де­кабрь 1637 — апрель 1638 гг.). Как утверждают, их возглавил Масуда Токисада, наследственный враг Токугава. Он утверждал, что получил свыше способность творить чудеса. Восстание было подав­лено с помощью голландца Кёкенбеккера, главы созданной в Японии фактории нидерландской Ост-Индской компании. Он руководил обстрелом замка Хара, где укрепились повстанцы. Кёкенбеккер дол­жен был любой ценой спасти торговлю с Японией. Когда замок Хара пал, почти все осаждённые были

перебиты. Их вожаков распинали на крестах, обез­главливали, принуждали совершать самоубийства. В начале XVII в. власти Японии стали проявлять интерес к торговле с европейскими государствами. Когда в 1613 г. португальцы попытались выжить голландцев из Японии, сёгун написал: «Если даже голландцы будут черны, как черти, что выходят из ада, но будут честно вести торговлю и не заниматься ничем иным, с ними будут обращаться в Японии, как с ангелами, что приходят из рая». Однако вско­ре политика изменилась. В 1623—1624 гг. власти вынудили покинуть страну англичан и испанцев, в 1633—1639 гг. вышли законы об изгнании порту­гальцев. Указ сёгуна Иэмицу гласил: «Отныне ни­кому, покуда Солнце светит над миром, не позво­ляется приплывать в Японию, даже в качестве пос­лов, и этот запрет никогда не должен быть отменён

под страхом смертной казни». В 1808 г. британский фрегат «Фэйтн» вошёл в га­вань Нагасаки, но не бросил якоря. Не­сколько высокопоставленных японских чиновни­ков совершили самоубийство, поскольку позволили судну спастись.

Была ограничена торговля Японии с Аннамом (Северным Вьетнамом), Сиамом (Таиландом), Ки­таем. Японским морякам, если их корабль унесло штормом или течением от островов, не разрешалось возвращаться.

Ограничение сношений с внешним миром не за­крепило навсегда господства сёгунов Токугава. В 1867 г. Кэйки, пятнадцатый и последний сёгун из дома Токугава, принуждён был отречься от власти и передать её монарху Муцухито.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 585;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.