Войска ЮАР на учениях. 1973 г.
КВАМЕ НКРУМА
Судьба этого человека поразительна. Он ютился полуголодным в трущобах и жил в собственном роскошном дворце, познал неограниченную власть, преклонение миллионов сограждан, всемирную известность и унижение в конце жизни. Сегодня его имя занимает прочное место в ряду имён самых выдающихся африканских политиков и мыслителей XX в.
Сын золотых дел мастера из племени нзима в бывшей британской колонии Золотой Берег (ныне Гана), Нкрума с детства мечтал стать образованным человеком. Он глубоко верил в Бога, и церковь помогла ему получить начальное образование и уехать в далёкую Америку, чтобы продолжить его. Там он провёл 10 лет, зарабатывая на жизнь и на учёбу. Нкруме был чернорабочим, мойщиком посуды, официантом, учётчиком в порту. Церковь вновь помогла ему, выделив стипендию, когда он учился в двух американских университетах: Линкольнском, где он изучал экономику, социологию и богословие, и в Пенсильванском, где его предметами были богословие и философия. Нкрума мог бы стать профессиональным священником, но его, как и немногих в то время образованных африканцев, прежде всего привлекала политика. Ещё будучи студентом, он создал Ассоциацию студентов-африканцев США и Канады. В 1945 г. Нкруме уезжает в Англию и поступает сначала в Лондонский университет, а затем в Лондонскую высшую школу экономики и политических наук.
В Лондоне начался путь Нкрумы в большую политику. Вместе с всемирно известным учёным, политическим и общественным деятелем Уильямом Дюбуа и будущим первым президентом африканского государства Кении Джомо Кениата он организовывает знаменитый Пятый панафриканский конгресс в Манчестере, на котором впервые в полный голос прозвучало требование о предоставлении независимости африканским колониям. Вернувшись на родину, Нкрума с головой окунается в политическую жизнь и в 1947 г. становится генеральным секретарём влиятельной антиколониальной организации Объединённый конвент Золотого Берега. В 1949 г. он создаёт свою собственную организацию — Народную партию кон-
санкциям. Теперь ЮАР оказалась лицом к лицу с блоком так называемых прифронтовых государств (Танзания, Замбия, Ангола, Мозамбик, Ботсвана, Зимбабве) — решительных противников расизма.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в обстановке усиления антирасистских выступлений в самой ЮАР и активного вмешательства международного сообщества в проблему Юга Африки противостояние между прифронтовыми государствами и ЮАР ослабло. Политическим путём было достигнуто решение о предоставлении независимости Намибии (бывшая Юго-Западная Африка), где также велась вооружённая освободительная борьба, освобождены из заключения и активно вошли во внутриполитическую жизнь Мандела и другие политические заключённые. Начался полный распад системы апартхейда, хотя серьёзнейшие внутриполитические проблемы в этой стране, включая этнополитическое соперничество, сохраняются.
Болезненными для независимой Африки оказались поиски своего будущего. Большинство стран склонялись к выбору собственного пути, который дал бы им экономическую и политическую независимость от соперничавших в то время мировых держав. Многие страны объявили о своей приверженности идеям так называемого африканского социализма и национализма («африканский социализм» в Сенегале, «либеральный социализм» в Сьерра-Леоне, «демократический африканский социализм» в Кении, «зимбабвийский социализм», «замбийский гуманизм», «подлинный заирский национализм» и т. д.), приняли, основываясь на этих идеях, программы социально-экономического и культурного развития. Реально же общественное развитие африканских стран, включая перечисленные, протекало в тесном взаимодействии с капиталистическим миром, в условиях сохраняющейся экономической, а иногда и политической зависимости от бывших метрополий. Допускались экономические ошибки и просчёты, возможно, понятные, когда речь идёт о выборе нового пути общественного развития. Но они дорого обходились населению.
Безудержно росли безработица и нищета. Вместе с тем проводимая повсеместно в независимых странах Африки политика африканизации — перехода руководящих постов во всех сферах экономической, политической и социальной жизни в руки африканцев — при всех её очевидных положительных последствиях одновременно открыла дорогу к быстрому обогащению нечестных людей. Расцвели взяточничество, казнокрадство, семейственность; вокруг министров и руководителей политических партий, влиятельных парламентариев нередко собирались их соплеменники и родственники, создавая большие и малые этнополитические группы. Попавшие на верхние этажи власти становились членами правлений и акционерами иностранных компаний, покупали фермы, плантации, предприятия, основывали собственные компании. Как из воздуха, возникали миллионные состояния.
Были страны, руководители которых заявляли об отказе от капиталистического пути, провозгла-
шали сверхрадикальные лозунги и программы развития (широкая национализация, запрет или жёсткое ограничение деятельности иностранного капитала, всемерное развитие государственного участия и контроля во всех отраслях хозяйства, включая сельское, и т. д.). Говорилось о необходимости изучения и применения экономического, политического и идеологического опыта СССР и других социалистических стран, предпринимались шаги в этом направлении. Однако такие начинания не подкреплялись внутренними возможностями, необходимой международной финансово-технической помощью, не говоря уже о подлинной ценности такого опыта. Африканские страны «социалистической ориентации», как их ещё недавно называли (Ангола, Мозамбик, Бенин, Эфиопия и др.), часто становились объектами соперничества противоборствующих на международной арене сил. В них, как и во всей Африке, ожесточённо соперничали между собой этнополитические группы и кланы, шла борьба за власть между политиками, в которой социалистические лозунги были не более, чем средством получения экономической, финансовой и военной помощи. В некоторых из этих стран, таких, например, как Сомали и Эфиопия, процветала диктатура и террор, уничтожались невинные люди, подавлялось стремление отдельных национальных групп и народов к автономии и самостоятельности; в Эфиопии республиканское правительство, пришедшее на смену монархическому после антифеодальной революции 1974 г., продолжило политику свергнутого императора Хайле Селассие по подавлению народа Эритреи, который в течение тридцати лет боролся сначала за самоопределение в рамках Эфиопии, а затем за полную независимость. Копирование «мирового социалистического опыта» в Африке довольно скоро приводило к серьёзным экономическим и социальным неудачам, кризисам власти или даже, как это было в Сомали, к национальным катастрофам: в начале 90-х гг. Сомали превратилось в поле жестокой борьбы соперничающих политических группировок, экономика агонизировала, только вмешательство ООН породило надежду, что население этой страны не погибнет от массового голода. В конце 80-х гг. несколько африканских стран отказались от ориентации на социализм.
К этому же времени в экономической политике многих, если не большинства, стран Африки утвердилась идея так называемой смешанной экономики, предполагающая сосуществование и сотрудничество в экономической области государства с частным (местным и иностранным) капиталом. Во внутренней политике всё больше стран склоняются к необходимости создать государственно-политические системы, которые вобрали бы в себя лучшее из собственного прошлого и современного мирового опыта; в международных отношениях — к честному равноправному сотрудничеству со всеми странами, разделяющими идеи и принципы международного сообщества. Такая стратегия развития, как считают в Африке, открывает перед ней путь в будущее.
вента, которая возглавила борьбу населения этой колонии за политическую независимость.
С именем Нкрумы связано внедрение в африканскую политическую жизнь идеи ненасилия, которую Нкрума заимствовал у своего кумира Махатмы Ганди. Свою политику ненасилия Нкрума назвал «позитивными действиями», иными словами, действиями, дающими результат. «Под позитивными действиями, — писал он, — я понимаю... использование конституционных и законных средств для подрыва империалистических сил в нашей стране. Орудием для этого могут служить стачка, бойкот и отказ от сотрудничества с властями на основе принципа ненасильственных действий».
Английские колониальные власти действовали против Нкрумы и его партии другими, весьма жёсткими методами. Нкрума и его товарищи неоднократно подвергались арестам, а в 1952 г., когда в стране проходили первые выборы в Законодательный Совет, на которых африканцы единодушно назвали его в числе первых кандидатов, он находился в тюрьме. Влияние Нкрумы в стране было таково, что, когда в том же году Золотой Берег добился права иметь собственное африканское правительство, т. е. получил ограниченную самостоятельность, колониальные власти выпустили его из тюрьмы и назначили главой этого правительства.
Когда в 1957 г. колония добилась полного политического освобождения и стала независимым государством Гана, Нкрума стал её первым премьер-министром.
С 1960 г. Нкрума — президент Ганы. В его политических взглядах происходят известные перемены: продолжая искренне верить в Бога, он приходит к убеждению, что будущее Ганы — это социализм, который надо строить, используя советский опыт. Разработанная им программа социалистических преобразований в Гане успеха не принесла, в стране возникли серьёзные социально-экономические трудности. Но в политике Нкрумы были не только просчёты, но и успехи. Они могли бы быть гораздо большими, если бы в Гане не происходило укрепление режима его личной власти. В 1964 г. Нкрума был провозглашён пожизненным президентом Ганы, на улицах, в официальных учреждениях, школах и университетах появились его статуи, бюсты, портреты.
У Нкрумы были не только верные сторонники и последователи, но и могущественные враги. В 1966 г., когда Нкрума находился с официальным визитом в Китае, в Гане произошёл военный переворот, его правительство было низложено. Оставшаяся верной Нкруме личная охрана, в которой якобы состояли и неизвестные белые офицеры, защищала его резиденцию в столице страны Аккре до конца.
Последние годы жизни он провел в изгнании, в соседней Гвинее и других странах. Он много работал, написал несколько книг, в которых попытался обобщить опыт антиколониальной борьбы в Африке и результаты независимого развития своей страны. Нкрума оставил большое научное и публицистическое наследие: более десяти книг по истории, философии и социологии, десятки статей на различные темы. Он имел несколько учёных степеней и почётных званий, о его жизни и деятельности написаны книги и диссертации. Память о Нкруме сохраняется в Африке и за её пределами.
*
ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ
Среди знаменитых людей Франции недавнего времени в первую очередь следует назвать имя видного политика и патриота Шарля де Голля.
Родившийся в ноябре 1890 г. у Жанны и Анри де Голлей сын Шарль был третьим ребёнком в семье. Своих пятерых детей родители воспитывали в духе патриотизма, основательно знакомя с историей и культурой Франции. События революции конца XVIII в. расценивались, как трагическая ошибка французской нации, а «Марсельезу» Анри де Голль, дворянин и верующий католик, называл «безбожной песней».
В 1901 г. Шарль начинает учёбу в колледже, где преподавал его отец. Гордый и строптивый, Шарль был в то же время романтично настроенным юношей, умеющим восхищаться и глубоко мыслить о будущем своей родины. Через много лет в мемуарах он напишет: «Я был уверен, что Франции суждено пройти через горнило величайших испытаний. Я считал, что смысл жизни состоит в том, чтобы свершить во имя Франции выдающийся подвиг, и что наступит день, когда мне представится такая возможность». Видимо, желая приблизить последнюю, Шарль твёрдо решает стать офицером и, закончив колледж, поступает в военное училище Сен-Сир. Здесь его внешность в главных чертах уже оформляется: прежде всего в глаза бросаются почти двухметровый рост, худощавость и большой нос. Блестяще отучившись в Сен-Сире, молодой офицер уходит на фронт Первой мировой войны. Трижды раненный, де Голль после страшной рукопашной схватки под Верденом попадает в немецкий плен, из которого безуспешно пытается бежать пять раз. Только по окончании войны де Голль возвращается во Францию. После краткосрочного обучения офицеров в Польше он продолжает совершенствоваться в Высшей военной школе в Париже. В 20-е гг. де Голль выступает с докладами, публикует статьи и книги, в которых, в частности, анализирует итоги Первой мировой войны, излагает свою военную доктрину, рисует образ сильной личности, вождя (под влиянием идей философа Ницше).
Тем временем в Германии к власти приходит Гитлер и становится неизбежной Вторая мировая война. Де Голль предчувствует надвигающуюся опасность, но к его предостережениям прислушиваются, увы, далеко не все.
Занимаясь военно-педагогической деятельностью, он выступил с рядом теоретических работ по стратегии и тактике, предложил новую модель взаимодействия различных родов войск. В 1937 г. де Голль становится полковником. Двумя годами позже, развязав Вторую мировую войну, Германия наносит удар и по Франции; в 1940 г., сломив сопротивление, немцы заставляют французскую армию отступать. Де Голль производится в чин генерала. Новоиспечённый бригадный генерал, командовавший дивизией, настаивает на продолжении войны, хотя правительство склоняется к её прекращению. Во время пребывания де Голля в Лондоне, куда он вылетел, чтобы добиваться поддержки Черчилля, приходит известие, что французское правительство заключило перемирие с Гитлером. Де Голль по радио обратился с призывом вести борьбу против фашизма. Сам он остаётся в Англии (туда же перебирается и его семья). Формируется организация «Свободных французов» (позже переименованная в «Сражающуюся Францию»), девизом которой стали слова «Честь и родина». Де Голль ведёт огромную работу по развитию движения Сопротивления, переговоры по объединению различных группировок, выступает по радио (во Франции он заочно приговаривается к смерти за «дезертирство»). Неутомимый генерал вместе с Жиро, «гражданским и военным главнокомандующим», учреждает Французский комитет национального освобождения (ФКНО), формирует Временное правительство Франции. Комитет и правительство были признаны странами — союзницами по антигитлеровской коалиции: Англией, СССР и США. Летом 1944 г. начинается изгнание из Франции оккупантов. 25 августа освобождён Париж, в этот же день туда прибывает де Голль. Он торжественно зажигает огонь на могиле Неизвестного солдата около Триумфальной арки, потушенный ранее захватчиками. В стране восстанавливаются ликвидированные в годы оккупации демократические свободы, а имя де Голля связывают с победой над фашизмом во Второй мировой войне.
В этот период во Франции начинается борьба различных политических партий за власть. В январе 1946 г., испытывая большие трудности в осуществлении своих планов, де Голль уходит с поста главы правительства. Но складывать оружие он не собирался: представляет стране свой проект новой конституции, выступает в Страсбурге, руководит образованный им партией «Объединение Французского народа» (РПФ), призывая создать «новую Францию», провести реформу государственных институтов, распустить Национальное собрание и провести парламентские выборы. РПФ остаётся в оппозиции, де Голль стремится вернуть власть законным путём, но сделать это быстро не удаётся, и часть членов партии «охладевает» к кандидатуре де Голля. В 1953 г., разочаровавшись в пропагандистской деятельности своих сторонников и распустив РПФ, де Голль на время отошёл от активной политической деятельности. Он общается и ведёт пере-
писку с родственниками, наезжает в Париж (живя в Коломбэ). Быт генерала прост и скромен, и давно уже продан американский автомобиль, подаренный президентом США.
Постепенно ситуация меняется. В Алжире, колонии Франции, разгорелась война за независимость. Подавить её французское правительство оказалось не в состоянии, чем вызвало массу попрёков в свой адрес. В мае 1958 г., в период острого политического кризиса, сторонники де Голля развернули агитацию за возвращение его к власти. Де Голль, оставаясь гибким и мудрым политиком, встречается с лидерами разных партий и с президентом Четвёртой Республики. Он выдвинул перед Национальным собранием принципы, на которых должна, по его мнению, базироваться новая конституция. Успешное голосование «за» ещё ближе подвинуло героя Сопротивления к заветному посту. В декабре 1958 г. де Голль был избран на семилетний срок президентом республики. Алжир получил независимость. Де Голль проводит курс на самостоятельность Франции в вопросах европейской и мировой политики. Постепенно отдаляет Францию от НАТО, проводит первые испытания ядерного оружия (в Сахаре), уделяет большое внимание идее объединения европейских стран, осуждает нападение Израиля на арабские государства, войну США во Вьетнаме. В 1964 г. президент Франции совершил большое путешествие по всем странам Южной Америки.
Приближались выборы. И де Голль, несколько посомневавшись, выдвигает свою кандидатуру. В предвыборной кампании он практически не участвует. На настойчивые уговоры сторонников выступить по телевидению отвечает: «Ну что мне сказать? Меня зовут Шарль де Голль, мне 75 лет!» И всё-таки по итогам второго тура выборов победил именно он, ставший первым президентом Франции, избранным всеобщим голосованием.
В 1966 г. де Голль посетил СССР (побывав даже на космодроме в Байконуре). А в 1968 г. массовые студенческие волнения захлестнули Францию; строились баррикады, происходили столкновения с полицией. На манифестациях слышались призывы к отставке президента. Но и на сей раз ему удалось изменить ситуацию в свою пользу. Де Голль пошёл на проведение реформ. Один из явно неудачных проектов — о новом территориально-административном устройстве Франции и реорганизации Сената — был вынесен на референдум с условием, что в случае его отклонения президент подаст в отставку. С каким-то фатализмом ожидал де Голль «вынесения приговора», говоря сыну: «Французы устали от меня, да и я утомился от них». Проект был отвергнут 52% избирателей 27 апреля 1968 г.
Уйдя в отставку, де Голль снова взялся за мемуары. Большую часть времени он проводил в деревне. Не утратив ни к чему интереса, он всё чаще погружается в воспоминания о былом. Пасмурным днём в 1970 г. карты выпали из рук генерала: остановилось сердце. На следующий день президент республики Жорж Помпиду сказал своим соотечественникам: «Француженки и французы. Умер генерал де Голль. Франция овдовела».
Прах верного сына Франции покоится на тихом сельском кладбище в Коломбэ-ле-дёз-Эглиз, почти в 300 км от Парижа.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 623;