ХРОНИКА «ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ИРАНЕ

Сентябрь 1978 г. массовые шествия и манифестации под лозунгами: «Независимость, свобода, исламский строй!», «И под пыткой скажем — смерть или Хомейни!», «Молчание для мусульманина измена Корану!»

Кровопролитные столкновения, войска стреляют в народ. 8 сентября «чёрная пятница» на улицах Тегера­на миллионы демонстрантов, убито более тысячи человек. В крупных городах страны введено военное положение.

Ноябрь шах пытается найти соглашение с либе­ральной, нерелигиозной оппозицией. Расстрелы демонстраций продолжаются. Учащаются случаи беста (традиционная форма протеста в Иране, когда группа людей занимает какое-либо помещение, запирается там и покидает его лишь после выполнения своих политических требований).

Декабрь против продолжающихся демонстраций используются танки. Горожане устраивают так называемые «стены огня» разложенные поперёк улицы горящие авто­покрышки, мешающие полиции окружить митингующих. Промышленность и торговля парализованы. Нападения на полицейские участки и отделения САВАН, разгром домов сторонников шаха в г. Керманшахе. Особенно мощные демонстрации 10 и 11 декабря, дни мусульманских празд­ников тасуа и ашура. Прямые выпады против шаха крики «американский шах!».

Январь 1979 г.

04.01 либеральный политик Ш. Бахтияр, принявший предложение шаха сформировать правительство, обещает глубокие демократические реформы, ликвидацию САВАН и борьбу с казнокрадством. Сообщает также, что шах соби­рается выехать из страны для лечения.

07.01 послание Хомейни «К народу Ирана», где правительство Бахтияра объявляется незаконным...

13.01 аятолла Хомейни образовал Исламский революционный совет, который займётся образованием революционного правительства.

Сильные волнения в провинциях. В Ширазе толпа раз­громила штаб-квартиру отделения САВАК; телекс, фото-ра­диоаппаратура, досье торжественно сожжены, зам­начальника отделения растерзан толпой. Пожары в Абадане, поджоги кинотеатров в Бушире, нападения на пивные и винные заводы.

16.01 шах покидает страну. Ликование в городах.

17.01 «Ахвазская трагедия». В г. Ахвазе, одном из центров нефтепереработки, расстреляна 200-тысячная демонстрация. Избиения «дубинщиками» сторонниками шаха — её участников. Вооружённые стычки.

19.01 религиозный праздник арбаин 2 млн. человек участвуют в Тегеране в манифестации под антишахскими лозунгами. Премьер Бахтияр намекает, что в случае его ухода Иран ожидает кровавый военный переворот. Слухи о возвращении аятоллы Хомейни. Демонстрация хомафаров (технический персонал ВВС).

26.01 расстрел демонстрации на улице Шахреза в центре Тегерана. Шахские гвардейцы вели огонь прицельно по демонстрантам, в том числе из пулемёта. Улица в бук­вальном смысле залита кровью. Гвардейцы стреляют по са­нитарам.

28.01 — «кровавое воскресенье» всё началось с авто­матной перестрелки у университета. Против жандармов пущены в ход камни и палки. Танки и бронетранспортёры вели пулемётный огонь на поражение. По официальным данным, 27 человек убито, 40 ранено. Оппозиционная газета обзвонила 11 больниц и выяснила 39 убитых, 285 раненых.

31.01 паническое бегство иностранцев. Армия демонстрирует силу город пересекают колонны танков и

концов США решили, что Мосаддыка нужно оста­новить. Резидент ЦРУ К. Рузвельт (внук бывшего президента США Теодора Рузвельта) помог против­никам премьер-министра организоваться, а возгла­вила заговор верхушка генералитета. Шахский двор и высшие армейские чины, имевшие много оснований ненавидеть премьера-выскочку, реши­ли, что «час пробил». В августе 1953 г. на улицы Тегерана вышли танки, а шах подписал указ об от­ставке Мосаддыка. Непокорный меджлис был ра­зогнан. С этого момента шах получил фактически неограниченную, абсолютную власть в своей стра­не.

Прежде всего шах постарался создать систему, которая бы никому не позволила ставить под сом­нение незыблемость династии Пехлеви. Главную ставку он делал на дружбу с США и на поддержку армии. Даже после отмены военного положения парламент находился под невидимым прицелом ка­рабинов и превратился в «карманный парламент» шаха. Вне его стен страшнее всего для иранцев бы­ла печально известная во всём мире своей жестоко­стью секретная служба САВАК. По данным оппо­зиции, в её казематах содержались одновременно сотни тысяч человек.

Однако Мохаммед Реза Пехлеви никогда не был традиционным тираном, стремившимся лишь лю­бой ценой удержаться у власти. У него имелись да­леко идущие планы полной перестройки иранского общества, «прыжка» Ирана из средневековья в ядерный век, превращения страны в «пятую про­мышленную державу мира». Сильно возросшие до­ходы от продажи нефти (за 1972—1977 гг. — 90 млрд. долларов) позволили ему провести такие широкие реформы, что весь мир заговорил о «белой революции» в Иране.

Она началась в 1963 г. и продолжалась почти полтора десятилетия. Власти ликвидировали тра­диционные отношения в деревне, где помещик был маленьким богом и определял почти всё в жизни крестьян. Землю перераспределили в пользу тех, кто работал на ней. В отсталой аграрной стране поя­вились самые современные предприятия — метал­лургические и машиностроительные заводы, неф­техимические комплексы, автомобильные предпри­ятия. Были заложены основы судо- и самолётостро­ения, даже сделаны шаги к созданию атомной энер­гетики (и ядерной бомбы — совместно с ЮАР). Шах еле успевал заказывать самые совершенные воору­жения из американских арсеналов.

Головокружительный экономический рост был предметом особой гордости Мохаммеда Реза также потому, что в стране сохранялась спокойная обста­новка. Поддерживались низкие цены на продоволь­ственные товары, были введены бесплатное вось­милетнее образование и даже бесплатная раздача молока школьникам. Строились новые больницы и жилые здания, резко выросла заработная плата ра­бочих и служащих, велась борьба с безработицей — хотя иногда путём создания мнимых рабочих мест! В мире заговорили об иранском экономическом чу-

де. И всё же почва под ногами монарха-реформа­тора была не очень твёрдой.

Потом, после победы «исламской революции», уже смертельно больной Мохаммед Реза писал, что причиной её была неспособность отсталого народа Ирана идти в ногу с «белой революцией» шаха. Не­довольством несознательного населения умело вос­пользовались заговорщики, отбросившие страну на несколько столетий назад.

Шах не учёл влияния, которое оказали на пси­хологию иранцев вторжение иностранных товаров и идей, влияние массовой культуры Запада, ломка отношений между людьми. Вырванные из привыч­ной деревенской среды и заброшенные в сумятицу бездушных городов с их хитросплетениями забитых автодорог, небоскрёбами и универсамами, иранцы ощутили себя чужими в своём собственном доме. Только религия была для этого очень религиозного народа единственным островком традиций в волнах чужеземной культуры.

Шах получил сильного противника в лице му­сульманского духовенства. Оно стало настоящим вождём антишахского, антииностранного движе­ния. 80 тыс. мечетей, 180 тыс. мулл и улемов, сотни богословов высшего ранга являлись могучей и гиб­кой силой, сплочённой общими интересами, тра­диционными связями и, наконец, — борьбой про­тив общего противника. «Белой революции» они противопоставили свой идеал «исламского правле­ния», который восходил к временам пророка Мухаммеда и имама Али, живших тринадцать с поло­виной веков назад. «Исламское правление» должно подготовить людей ко времени явления Махди, ко­торый сделает правоверных счастливыми. Все слои населения будут жить как братья, единой общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый — проявлять заботу о соседе.

Путь к созданию общества «исламской социаль­ной справедливости» пролегает через возврат к главным ценностям мусульманской религии — бла­гочестию, скромности, воздержанности. Для этого необходимо совершить «исламскую революцию», т. е. свергнуть сатанинский шахский режим и ус­тановить власть духовенства, запретить употребле­ние алкоголя и наркотиков, европейскую одежду, развлечения и т. д., остановить распространение за­падных обычаев и массовой культуры. Такие взгля­ды находили всё больший отклик в иранском на­роде.

Огромную роль в их распространении сыграл аятолла (один из высших рангов мусульманского богослова) Рухолла Мусави Хомейни. Ещё в 1964 г. он был выслан из страны за проповеди, пронизан­ные обличением западного образа жизни, засилья в Иране «неверных иностранцев» и прямыми выпа­дами против шаха. Обосновавшись в конце концов в пригороде Парижа, Хомейни превратил свой дом в настоящий штаб антишахского религиозного дви­жения. Зажиточные торговцы предоставляли в рас­поряжение исламской оппозиции значительные средства, городская молодёжь внимала зажигатель­ным проповедям аятоллы, тайно переправленным

бронемашин, в небе висят вертолёты. Горожане строят бар­рикады. Волнения в армии.

Февраль.

01.02 возвращение из эмиграции Хомейни. Газета пишет: «Спустя 15 лет после того, как Хомейни покинул страну, в 9 часов 27 минут 30 секунд сегодня утром нога имама коснулась почвы родины». Телевидение не транслиро­вало встречу поэтому на улицы вышел весь Тегеран. 50 тыс. специально отобранных людей образуют три ряда стены безопасности во время его проезда по улицам Тегера­на. Хомейни произносит речь на кладбище Бехеште-Захра, где, в частности, говорит: «Мохаммед Реза Пехлеви, этот предатель, спасшийся бегством, пустил по ветру всё, что было у нас, разрушил нашу страну и населил нами кладби­ща... Этот человек по причине своего раболепия (перед США) создал гнёзда разврата... В Тегеране заведений, торгующих спиртными напитками, больше, чем библиотек...»

05.02 «штаб имама» в резиденции Хомейни на улице Иран объявляет о создании Временного революционного правительства во главе с М. Базарганом. Двоевластие в стране. Волнения в армии.

06.02 демонстрации в поддержку Базаргана, в том числе в столицах всех провинций. Духовенство всё ещё надеется на мирный переход власти в его руки.

07.02 сотрудники некоторых министерств признали правительство Базаргана. Министерство экономики и фи­нансов передаёт в его руки казну.

09.02 вечером на территории учебного центра ВВС в Тегеране слышатся стрельба и крики «Аллах акбар!» (т. е. «Аллах велик!»). Толпы тегеранцев, собравшиеся здесь, восприняли это как попытку шахской гвардии («бессмертных») расправиться с поддерживающими Хомейни хомафарами. Последние оказали сопротивление. Проникнуть на территорию базы, где продолжается перестрелка, не удаётся.

10.02, 10 часов хомафары прорвали блокаду базы и вырвались на улицу. Бой в жилых кварталах, с обеих сторон убито более 100 человек. Авиаторы с помощью тегеранцев закрепляются на крышах домов (они в Тегеране плоские), гвардейцам это не удаётся, т. к. им никто не помогает. Когда у них кончаются патроны, толпа их связывает. Танки остановлены бутылками с зажигательной смесью.

11.30 гвардейцы начинают отход. Хомафары и вооружённые штатские контролируют улицы вокруг базы. Духовенство призывает к спокойствию.

13 часов восстание приобретает наступательный харак­тер. Комендантский час, объявленный военными властями, не действует.

Вечером 10.02 толпы людей штурмуют полицейские участки. В ночь на 11 февраля захвачен военный арсенал. Народ вооружается.

11.02, 4.30. Бой между авиаторами и партизанами, с одной стороны, и танками с другой. Утро батарея ВВС обстреливает танки. Вооружённые горожане захватывают казармы военно-учебного центра, тюрьмы Эвин и Каср. После 4-часовой атаки штурмом была взята штаб-квартира САВАК. В первой половине дня в руки восставших переходят меджлис, телевидение и радиовещание...

14.00 Высший совет вооружённых сил Ирана заявляет о своём нейтралитете. По сути дела это капитуляция пра­вительства. Премьер Бахтияр в последнем интервью с горечью заявляет, что эта победа победа неграмотных, ослеплённых людей, которые вместо школы посещали мечеть.

12.02 власть перешла в руки Временного революционного правительства, за спиной которого стоит ая­толла Хомейни.

*

в Иран в виде аудиокассет. Религиозная окраска сопротивления шаху станови­лась всё более заметной. Невольно спо­собствовало этому и то обстоятельство, что мечеть была фактически единственным местом, где можно было как-то затронуть проблемы политики, не бо­ясь охранки САВАК.

Упоённый достижениями «белой революции», Мохаммед Реза долго не замечал опасности со сто­роны исламистов, а когда увидел её, иранское об­щество в подавляющем большинстве было не на его стороне. Правда, шах ещё пытался спасти положе­ние объявлением в начале 1977 г. курса на «либе­рализацию», обещая положить конец пыткам, ос­вободить большинство политических заключён­ных, предоставить ограниченную свободу слова оп­позиции. Эти меры значительно запоздали и только подтолкнули антишахское движение к решитель­ным действиям.

Искрой, вызвавшей взрыв, послужила опубли­кованная 7 января 1978 г. статья о Хомейни, ко­торую духовенство сочло вредной и клеветниче­ской. 9 января в священном для иранцев городе Куме по призыву духовенства состоялась демонст­рация, участники которой требовали ограничения власти шаха и возвращения к законам ислама. Де­монстрация закончилась кровопролитием: войска­ми были убиты десятки и ранены сотни человек. События в Куме явились фактически началом ре­волюции в Иране. Через каждые 40 дней после это­го расстрела, в соответствии с мусульманским обы­чаем отмечать конец траура, поднимались новые города. Демонстрации были тщательно организова­ны духовенством. Так, носившие отличительные знаки 5—6 тыс. человек под контролем мулл обес­печивали строгий порядок во время их проведения. Все лозунги и призывы были предварительно ут­верждены религиозными деятелями и выкрикива­лись в сложной и чёткой последовательности. Они были, как правило, рифмованными, одна большая группа провозглашала первую часть лозунга, дру­гая — заключительную. Лозунги скандировались и распевались, мужские голоса сочетались с женски­ми и т. д.

К августу 1978 г. шах был вынужден отказаться от обвинений духовенства в мракобесии и сговоре с коммунистами, ибо демонстрации и митинги под религиозными лозунгами сдержать было невозмож­но. Он принял постановление о закрытии игорных домов, других увеселительных заведений, переводе календаря на мусульманское летоисчисление, зая­вил о готовности уважать законы ислама. Тем не менее религиозные лидеры, во главе которых стоял находившийся в эмиграции Хомейни, вели дело к решительному столкновению.

События осени 1978 г. подчеркнули, что шах превратился в фигуру, абсолютно неприемлемую для оппозиции. Он уже сравнивался с тираном Йезидом, погубившим в 680 г. праведника и муче­ника Хусейна. Даже его сторонники намекали ему на необходимость «временно» покинуть Иран. Но­вый премьер-министр, бывший заклятый враг Мохаммеда Реза, либерал Бахтияр также видел в этом единственный выход. Шах, как отмечали журна­листы и дипломаты, становился всё более неуве­ренным в себе и нерешительным. Он всё больше впадал в отчаяние и всё сильнее подвергался дав­лению со стороны США, видевших в нём мало перс­пектив на будущее.

Наконец решение было принято, и 16 января 1979 г. из аэропорта Мехрабад взлетел личный шах­ский «Боинг-727» — «Сокол», на борту которого находился монарх. Было объявлено, что шах и ша­хиня летят в Асуан (Египет), где будут несколько дней отдыхать, а затем проследуют в США. Дата их возвращения названа не была.

То, что творец «белой революции» покинул Иран, вызвало ликование толп его подданных. Во­дители беспрестанно жали на клаксоны и включали среди солнечного дня фары. Кондитеры раздавали бесплатно прохожим сладости, повсюду свергались с постаментов статуи Реза-шаха и Мохаммеда Реза. Всем противникам шахского режима было понят­но, что путь к власти для исламистов расчищен. Действительно, уже через три недели Иран был в их руках, и практически всё, что делалось в стране при династии Пехлеви, было предано проклятию.

Новые руководители страны во главе с Хомейни не забыли шаха. 4 ноября 1979 г. студенты-исла­мисты осуществили заранее запланированную ак­цию по захвату американского посольства в Теге­ране. Все его сотрудники стали заложниками, как было объявлено, вплоть до выдачи Ирану бывшего шаха для суда над ним. Ирано-американский конф­ликт тянулся 14,5 месяцев, до января 1981 г., пока его не удалось урегулировать. Однако к моменту возвращения последних заложников Мохаммеда Реза Пехлеви уже не было в живых. Он умер от скоротечной формы рака ещё в июле 1980 г. в Егип­те. Уже смертельно больной, Мохаммед Реза опуб­ликовал последнюю книгу своих воспоминаний «Ответ истории». В ней он попытался понять сам и объяснить другим, почему «приходит в беспорядок, разрушается, разваливается то, что было создано с помощью Всевышнего, благодаря энтузиазму и тру­ду целого народа», как случилось, что воодушев­ление и благодарность людей в первые годы «белой революции» сменились ненавистью к преобразова­ниям и негодованием в отношении их творцов. Вряд ли он смог до конца разобраться в этом...








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 747;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.