АРАБЫ И АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

САСАНИДСКИЙ

ИРАН

Золотая колесница Митры, бога Солнца, уст­ремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись войска пар­фянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать его обратилась в бегство.

С Артабана сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил влас­тительницу животворящих вод, жрецом храма ко­торой был когда-то его дед, Сасан, принадлежав­ший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным приверженцем Анахиты.

В 226 г. у персов появился новый правитель — шахиншах (царь царей) Ардашир I Папакан из рода Сасана. Он положил начало династии Сасанидов. Ираншахр — так стало называться сасанидское го­сударство. Своей столицей первый шахиншах сде­лал города Селевкию, называвшуюся в то время Вех-Ардашир, и Ктесифон, расположенные на пра­вом и левом берегах Тигра. Сообщение между двумя частями новой столицы осуществлялось по плаву­чему мосту.

Молодое государство родилось и росло в войнах. Длительное противоборство Ардашира I с ирански­ми властителями сказители представили как герои­ческие сражения, в которых шахиншах победил злого дракона. В действительности Ардашир I за­хватил Мидию, территорию Иранского, или Юж­ного, Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.

Стремясь к созданию единого централизованно­го государства, он решительно боролся против по­лунезависимых от шахиншаха местных царьков. «Не может быть никакой власти без войска», — провозгласил Ардашир I. Поэтому он держал ар­мию, командиры которой были независимы от пра­вителей областей.

Мощным союзником в деле укрепления своей

власти Ардашир считал зороастрийскую религию и её служителей — магов. К концу правления пар­фянских царей она пришла в упадок в Иране. Хра­мы огня превратились в развалины, во многих мес­тах священные огни были потушены. Правители перестали считаться с магами. Ардашир сразу при­нялся восстанавливать привилегии магов. Он не только дал им земли, но обязал население платить им налог — десятину.

Единство страны, как считал Ардашир Папакан, не обеспечить без участия жрецов в решении го­сударственных дел. Было созвано собрание магов, на котором они избрали семь самых праведных. Те в свою очередь выбрали молодого Арда-Вирафу сво­им представителем при шахиншахе.

Покровительствуя зороастрийской религии, правители Ираншахра были нетерпимы к христи­анству. Сын Ардашира Шапур I преследовал хрис­тиан в своих владениях. В течение 40 лет разру­шались церкви, истреблялись монахи и монахини. В 409 г. шахиншах Йездигерд I «Грешник» (399— 420 гг.) разрешил христианам открыто совершать богослужения и восстановить свои церкви, но поз­же и он подверг христиан жестоким гонениям.

Преемник Йездигерда I Бахрам V Гур продол­жал сурово преследовать христиан. Они бежали во владения Византии. Константинополь отказался выдать беглецов, и шахиншах объявил Византии войну, которую проиграл. Ему пришлось вспом­нить заповедь Ардашира I: «Не может быть ника­кой власти без войска, никакого войска без денег, никаких денег без земледелия и никакого земле­делия без правосудия».

Этой заповеди старался следовать много лет спу­стя Хосров I Аношерван, правивший с 531 по 579 г. Ему досталось тяжёлое наследство. Иран страдал от произвола местных властей, продажности чиновни­ков, религиозного фанатизма и преступности.

Вступив на престол, Хосров I разделил страну на четыре огромных наместничества. Лично вникая в дела управления и используя вездесущих осведо­мителей, он держал наместников под своим конт­ролем.

Для подъёма земледелия был введён новый по­рядок взимания земельного налога. Издревле казне платили налог в зависимости от плодородия почвы. Он мог составлять от 1/10 до 1/2 урожая. Такой

 

порядок налогообложения был обременителен ещё и из-за лихоимства чиновников. Он не поощрял земледельца собирать больший урожай, приводил к немалым потерям, т. к. нельзя было жать хлеба или собирать фрукты, пока сборщик налогов не оп­ределил долю, принадлежащую казне. Рассказыва­ли историю, случившуюся при отце Хосрова, шахиншахе Каваде, увидевшем однажды, как мать би­ла своего сына за то, что он сорвал кисть винограда. Женщина отняла её у мальчика и привязала к лозе. На вопрос, почему она так поступила, женщина от­ветила: «Царская доля ещё не собрана, и потому нельзя касаться винограда».

Хосров I повелел брать в каз­ну налог только с засеянной зем­ли в определённом правительст­вом размере. Были установлены налоги с фруктовых деревьев, собственности, а также подуш­ная подать. Взимались эти нало­ги не сразу, а тремя частями с перерывом в четыре месяца. Чтобы не было притеснений при сборе податей, жрецам разреши­ли проверять деятельность чи­новников.

Шахиншах следил за состоя­нием оросительной системы. Главные торговые караванные пути охранялись. Выделялись достаточные средства для пост­ройки мостов и поддержания в хорошем состоянии дорог. Через Иранское нагорье пролегали ка­раванные пути, соединявшие порты восточного Средиземно­морья со Средней Азией, Китаем и Индией.

Заботясь об усилении боевой мощи Ирана, Хосров I наряду с ополчением создал и регуляр­ные воинские части. Он собст­венным примером внушал, что жалованье получают не за зва­ние, а за выучку и дисциплини­рованность. Так, он явился од­нажды за деньгами верхом на коне в боевом об­лачении, но при проверке у него не оказалось ка­ких-то двух вещиц, составлявших часть снаряже­ния конника. Главный казначей не дал царю жало­ванья, пока он не возвратился в полном снаряже­нии.

Хосров I был безжалостен, если что-то угрожало его власти. Вступив на престол, шахиншах узнал, что брат участвует в заговоре против него. Чтобы предотвратить дальнейшие покушения на корону, Хосров перебил всех своих братьев вместе с их муж­ским потомством.

Он помнил, как его отец Кавад I, поддержав уче­ние еретика Маздака, лишился трона: недовольная знать поставила вместо него другого шахиншаха. Став царём, Хосров заманил Маздака и его соратников в свой дворец и убил. Как утверж­дают, по всей стране было перебито 100 тыс. последователей учения Маздака.

Суд и наказания при Хосрове I были суровыми. Но, вероятно, впервые в истории страны жесто­кость при осуществлении правосудия смягчалась милосердием, особенно когда дело шло о наказании молодёжи.

Шахиншах считал, что чем больше население страны, тем больше её богатство. Поэтому он прика­зал, чтобы в его владениях женщины были заму­жем, а мужчины женаты. И все работали. Нищен­ство и безделье Хосров I объявил проступками, заслуживающими наказания. В историю Ирана Хосров I вошёл под именем Аношерван — Справедливый.

Сасанидские правители, на­чиная с Ардашира I, стремились расширить пределы Ирана на за­паде, закрепиться в Закавказье, выйти в Средиземноморье. В этом им препятствовали сначала войска Рима, а потом Византии. Ещё в 228 г. иранские войска пе­решли реку Евфрат, границу владений Рима. Император Александр Север в письме Ардаширу высокомерно назвал его варваром и предостерёг против большой войны, посоветовав ему охранять свои собственные зем­ли и не пытаться коренным об­разом изменять государственные границы в Азии. В свою очередь Ардашир предложил императо­ру довольствоваться Европой и уйти из Сирии и остальной Азии, позволив персам вернуть их прежние владения. Ответ персов расценили в Риме как дерзость. Всех 400 послов Ардашира схва­тили и сделали пленниками, невзирая ни на их богатырское сло­жение, за которое они и были отобраны послами, ни на их золотое оружие. Рим­ские легионы под началом самого императора дви­нулись на Иран. Александр Север не блистал полко­водческими талантами, и ему пришлось в 232 г. заключить перемирие с Ираном.

Воспользовавшись борьбой за власть в Риме, шахиншах Шапур I, сын и преемник Ардашира, ре­шился начать войну с Римом в 241 г. Первоначаль­но военные успехи сопутствовали римлянам. Их ле­гионы под командованием 18-летнего императора Гордиана III дошли до столицы Ирана, но Гордиана III предательски убил его приближённый — Фи­липп Араб, который, став императором, поспешил заключить мир с Шапуром в 244 г.

Шапур вновь начал войну с Римом в 258 г. Из-за бездарного руководства римская армия потерпела

Ваза.

Золото и серебрю.

Г.

полное поражение, и воина закончи­лась в 260 г. пленением престарелого императора Валериана, который и умер в плену.

Свою победу Шапур I приказал запечатлеть на века в наскальном рельефе в Накш-и-Рустеме, на родине своих предков в провинции Парс. Другим памятником победы, одержанной шахиншахом над римлянами, была сооружённая руками пленных «Плотина императора» — сложная оросительная система, возведённая на реке Карун. Легенда рас­сказывает, что на её строительстве среди прочих трудился и пленённый император Валериан.

При преемниках Шапура I Иран сильно потес­нили римляне; ему угрожали арабы. Так продол­жалось до воцарения шахиншаха Шапура II Вели­кого (309—379 гг.). Его провозгласили правителем Ирана ещё до появления на свет, когда верховные жрецы объявили, что царица родит мальчика. Шестнадцати лет, сразу после коронации, Шапур возглавил военную экспедицию на арабское побе­режье Персидского залива. Он приказал прокалы­вать пленным арабам плечи, пропускать верёвки и так связывать их друг с другом. За это его прозвали Заплечником.

Армения постоянно была яблоком раздора меж­ду Римом и Ираном. В 286 г. с помощью Рима иран­ские гарнизоны были изгнаны из Армении, а на следующий год соперники разделили её террито­рию: западные земли стали иранской провинцией, восточные отошли к Риму. Противостояние Ирана и Римской империи, периодически переходившее в военные столкновения и войны, продолжалось. В конце VI в. Византии удалось создать целую враж­дебную коалицию против Ирана: северным его рубе­жам грозили хазары, западным — византийские войска, а с северо-востока приближались воинст­венные кочевники-тюрки. Персидская армия под руководством полководца Бахрама Чобина разбила последних, захватив огромную добычу. В 589 г. ви­зантийские войска нанесли поражение Бахраму Чобину на западе Грузии. Рассерженный шахиншах Хормизд IV послал неудачливому полководцу прял­ку, пряжу и женскую одежду. Оскорблённый Бахрам Чобин поднял восстание. Хормизд IV был свергнут своими приближёнными, ослеплён и убит, а на трон шахиншахов был посажен его старший сын Хосров. Прозванный впоследствии Победонос­ным, он начал с того, что бежал в византийские владения, под защиту императора Маврикия.

В обмен на часть армянских земель и два месопотамских города-крепости Маврикий помог Хосрову II сокрушить силы мятежного Бахрама Чобина и вернуть себе трон в 591 г.

В 604 г., воспользовавшись дворцовой смутой в Византии, Иран начал с ней войну. Вскоре были завоёваны Месопотамия и Сирия. Иранские войска овладели практически всей Малой Азией, дошли до пролива Босфор, захватили Египет. В 616 г. полководец Хосрова II Шахр-Бараз овладел Александ­рией — богатейшим и красивейшим городом до­лины Нила.

Однако византийский император Ираклий гото­вил контрнаступление. Проведя свои войска через северные земли Месопотамии и Армении, он затем повернул на юг, дойдя почти до самой столицы Ира­на. Хосров, не желавший начать мирные перегово­ры с Византией, был убит своими приближёнными, провозгласившими в 628 г. шахиншахом его сына Кавада II.

Хотя Кавад процарствовал всего полгода, он всё же успел заключить мир с Византией, который под­вёл черту 24-летней войне. Обе страны обязались обоюдно отказаться от всего захваченного и обме­няться пленными.

У Ираншахра не было прочного мира и с север­ными соседями — гуннами, хазарами, тюрками. При шахиншахе Бахрам Гуре в 425 г. было отбито вторжение гуннов. Война с ними возобновилась в 459 г. при шахиншахе Перозе. Он послал прави­телю гуннов в жёны вместо обещанной царевны ра­быню. Обманутый гуннский вождь убил часть иран­ских послов, а остальных, изувечив, выслал с гроз­ным предупреждением. Война закончилась унизи­тельным для Ирана перемирием. Пероз нарушил его и вторгся в гуннские пределы, но потерпел по­ражение и погиб, однако в памяти соотечествен­ников он остался «Храбрым». Преемник его Валаш заключил мир с гуннами, обязавшись два года пла­тить им дань. Лишь через 20 лет, в результате войн 503—513 гг., Ираншахр покончил с гуннской уг­розой.

При Каваде I иранцы сражались с хазарами, а в 588 г. в пределы государства вторглись тюрки, но стрелы персидских лучников обратили их вспять.

За внешним величием Ираншахра уже при Хосрове II Парвизе, последнем сильном правителе сасанидской династии, крылся глубокий хозяйствен­ный упадок. Беспрестанные войны подорвали силы державы Сасанидов. Молодые и здоровые мужчины гибли на полях сражений. Некому было возделы­вать землю, пасти скот, заниматься ремеслом. При­ходила в негодность оросительная система, сокра­щались посевы.

Военная добыча обогащала главным образом царскую семью и военачальников. Будучи прави­телями отдельных местностей, они стали считать себя полновластными владыками, не обязанными подчиняться приказам шахиншахов, которыми всё чаще становились люди, неспособные сплотить страну, добиться поддержки народа.

Сасаниды вели между собой непрерывную борь­бу за трон. Некоторое время его даже занимали женщины — Азермидохт и Борандохт. К середине VII в. сасанидский Иран был ослаблен изнутри и не смог противостоять натиску могучего противника — арабов.

АРАБЫ И АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В эпоху раннего средневековья на Ближнем и Среднем Востоке произошли гораздо более серьёзные перемены, чем в Европе, ещё не оправившейся от крушения Рима. За считанные десятилетия образовалось государство с террито­рией большей, чем Римская империя. Самая моло­дая из мировых религий породила понятие «ислам­ский мир». Именно из того времени пришли к нам выражение «калиф на час», слова «арабеска», «ар­сенал», «шахматы», «астролябия», арабские циф­ры, названия звёзд и, конечно, сказки о Гаруне-ар-Рашиде, Синдбаде-мореходе. Современные морехо­ды бороздят Гибралтарский пролив и Чёрное море, названные так арабами.

Ещё в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспри­нимался как «край света». На большей части «ка­менистой Аравии» кочевали племена арабов-бедуи­нов, живших в шатрах и пивших верблюжье мо­локо. Лишь на юге, в Йемене, «счастливой Ара­вии», существовало со времён легендарной царицы Савской древнее государство с процветающими тор­говыми городами. В западной части Аравии также было несколько городов, в которых правило купе­чество. Среди них выделялись Ятриб (Медина) и Мекка — центр территории, занятой племенем курейша (курейшитов).

К началу VII в. в жизни кочевников-арабов прои­зошли значительные изменения. Выделилась пле­менная знать, владевшая большими стадами и раба­ми-пленниками. (В это же время в Европе проис­ходил переход германских и славянских племён к феодальному обществу.) Развивалась торговля, сло­жились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность. Среди аравийских песков зазвучали стихи поэтов-бедуинов, в числе которых был и легендарный Меджнун.

Дальнейшая история арабов оказалась связан­ной с именем Мухаммеда, выходца из знатной ку­печеской курейшитской семьи, известного прежде всего в качестве основателя новой религии — ис­лама (ислам — «покорность Богу»), или мусульман­ства (от арабского «муслим» — правоверный).

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама — абсо­лютно реальное и конкретное историческое лицо. Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией. Оно сразу же бы­ло приспособлено к нуждам зарождавшегося госу­дарства и с самого своего возникновения оказалось очень конкретной религией, начиная с его пропо­веди Мухаммедом. В отличие от предшествовавших религий ислам устанавливал прежде всего правила жизни на этом свете, а уже только потом сулил пра­ведникам рай, а грешникам — геенну огненную. В то же время ислам многое почерпнул из иудаизма, христианства и аравийских древних верований.

Мухаммед родился около 570 г. в Мекке. С юно­сти он, как и его окружение, занимался караванной торговлей. Во многом Мухаммед достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене Айше (Хадидже), вдове богатого купца. Когда Мухам­меду было 40 лет, в месяце рамазане по лунному арабскому календарю произошло событие, способ­ствовавшее рождению новой религии. Ночью на го­ре Хире в окрестностях Мекки с уединившимся там Мухаммедом, по его словам, говорил верховный бог арабов — Аллах. Аллах (или его посланец Джебраил) заставлял Мухаммеда повторять слова свя­щенной книги. Окончательно Мухаммеда убедили в божественных откровениях Хадиджа и её двою­родный брат Варака. Мухаммед начал прилюдно проповедовать открывшиеся ему истины, свод ко­торых назвал Кораном («знанием»). В отличие от Библии с её рассказами о мироздании и древних людях Коран представляет собой проповедь от име­ни Аллаха. Провозглашается вера в единого Бога — Аллаха, сотворившего мир и правящего им. Главными ценностями признаются покорность Бо­гу, частная собственность, определённые нравст­венные заповеди. В подтверждение изложенных ис­тин приводятся рассказы, среди которых немало заимствованных из Библии. Так, есть сура (глава) «Нух» о всемирном потопе и Нухе (Ное). В одной из самых популярных сур — «Юсуф» — рассказы­вается о Юсуфе (Иосифе Прекрасном), который пронёс через многие испытания заповеди Аллаха и посрамил своих братьев, из зависти бросивших его в колодец. Среди великих пророков — предшест­венников Мухаммеда — названы Муса (Моисей) и Иса (Иисус Христос).

Ислам закреплял разделение общества на бога­тых и бедных общинников, повиновение властям, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной. Умеренным вкусам аравийцев соответ­ствовал отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества. В первых проповедях Мухаммед предвещал близость Страшного Суда и воздаяние праведникам в раю с прекрасными садами и источ­никами (извечная мечта кочевников пустыни), а грешникам — в муках геенны огненной. В даль­нейшем проповедник сосредоточил своё внимание на земной жизни. Вначале многие в Мекке не вос­принимали Мухаммеда всерьёз. Затем купцы — сторонники многобожия — начали его преследо­вать, но одновременно появилась и небольшая груп­па приверженцев Мухаммеда. 20 сентября 622 г. провозвестник ислама прибыл из Мекки в Ятриб, где среди знатных землевладельцев новое учение было более популярным. Он продолжал там пропо­ведовать, обзавёлся домом и создал рядом с ним первый мусульманский храм — мечеть. В Ятрибе ислам широко распространился при помощи мест-

ной власти, во главе которой встал Мухаммед. Ус­тановился обычай 5 раз в день молиться Аллаху. Мусульмане говорили: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк (посланник) его».

Вокруг Ятриба на идейной основе ислама стали объединяться разрозненные соседние племена, мно­гие из которых были покорены силой. Главной за­дачей Мухаммеда стало подчинить себе Мекку. Пос­ле нескольких лет вражды с ней мусульмане в

629 г. получили разрешение совершить хадж — па­ломничество к святыне арабов, храму Каабе («куб»), где в стену издавна был вделан таинствен­ный чёрный камень — упавший с неба метеорит. Через год мусульмане, наконец, окончательно за­няли Мекку и уничтожили изображения старых бо­гов. С тех пор она стала священным центром му­сульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (послед­ний месяц года) совершаются паломничества. При­верженцы ислама молятся, обратясь лицом к Мек­ке (первые мусульмане обращались лицом к Иеру­салиму). Ятриб остался столицей объединённого го­сударства, получив название «город пророка» — Медина-таль-Наби (или просто Медина). В том же

630 г. Мухаммеду подчинились кочевники внутрен­них областей Аравии и город Таиф. Арабская знать стремилась к усилению своей власти путём захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались вой­ска, когда в 632 г. Мухаммед умер.

После раздоров из-за власти между старыми

приверженцами Мухаммеда и мединской знатью был избран «заместитель» пророка — халиф. Им стал купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммеда. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплён культ пророка Му­хаммеда, упорядочен Коран, записанный в основ­ном уже при его жизни, месяц откровения пророка — рамазан — стал временем мусульманского поста, а момент бегства в Медину («хиджры») — началом мусульманской эры.

Вторжение войск халифата в области близ реки Иордан, принадлежавшие Византии, и завоевание Йемена, подчинявшегося иранскому царству Сасанидов, привело арабов к столкновению с этими дву­мя крупнейшими государствами. Непосредственно к Аравии примыкали страны, когда-то покорённые римлянами (Сирия, Палестина, Египет) и иранца­ми (Месопотамия). Значительные различия в по­ложении коренного населения и правящей верхуш­ки иноземного происхождения, существование раб­ства не способствовали заинтересованности местно­го населения в сохранении византийского и иран­ского господства. К тому же Византия и Иран ис­тощили друг друга бесконечными войнами за при­граничные области. Этим воспользовались арабские халифы. Они призывали соплеменников выступить в поход за распространение ислама и, конечно, обе­щали вознаграждение.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1220;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.