Правитель из рода Фудзивара (Фудзивара Сейва). IX в.
ряд важных преобразований. Верховный правитель Ямато теперь уже был не просто предводителем главного рода, когда его контролировали старейшины других больших родов, а их подчинённые не зависели от него. Отныне его провозгласили подлинным владыкой Японии. Каждый клочок земли должен был принадлежать ему. Налоги, собираемые на местах, теперь поступали не областному начальнику, но прямо в казну тэнно. Каждый человек, получивший определённый земельный надел, обязан был платить налог правительству, и каждый человек в возрасте от 20 до 50 лет должен был отработать на него 10 дней в году.
У государя Момму (697—707 гг.) дед был из рода Фудзивара. С этого времени подлинным правителем Японии стал род Фудзивара. Его представители присвоили себе основные права тэнно. Прежде каждый человек по неписаному закону Древней Японии имел право прямо обратиться к государю с жалобой или предложением. Для этого за воротами дворца был поставлен ящик, куда опускали прошения или докладные. Фудзивара присвоили себе право вскрывать все письма и решать, передавать их государю или нет. Окружённые внешними знаками почёта и величия, государи стали в сущности пленниками в своих дворцах.
Всевластию Фудзивара способствовало их близкое родство с царствующим домом. Их голос был решающим, когда речь шла о том, кому быть государем. Очень часто на трон сажали мальчиков, которые не смели ослушаться старших. Когда такие цари подрастали и хотели поступать по-своему, Фудзивара по праву старших родственников заставляли их отречься от престола. Так, государь Сэйва (858—876 гг.) начал править в возрасте 10 лет, отрёкся от престола в 28 лет; его преемник Ёдзэй (877—885 гг.) стал тэнно в 10 лет, отрёкся в 18; Рэйдзэй (968—970 гг.) вступил на престол в 18, отрёкся от него в 20; Энъю (970—985 гг.) занял трон в 12, отрёкся в 26; Кадзан (985—987 гг.) стал царём в 17 лет, отрёкся в 19; Тоба (1108—1124 гг.) был возведён на трон в 6 лет, отрёкся в 22 года.
К началу XI в. род Фудзивара пришёл в упадок. Те, кто раньше были известны как воины, теперь предпочитали услады придворной жизни. Во время восстания на севере среди инородцев и нападения племён той (сушэни или мохэ) на остров Цусима Фудзивара не стали рисковать своей жизнью, а послали на поле боя подчинённых. Многие Фудзивара предавались излишествам и позволяли себе чудачества. Так, Тадахира носил веер с нарисованным на нём петухом. Прежде чем раскрыть веер, Тадахира кричал: «Ку-ка-реку!» Такие выходки члена семейства Фудзивара подрывали уважение к их роду.
С упадком Фудзивара стали возвышаться другие семьи. С 1159 г. начался 40-летний период, получивший название Гэмпэй. Шла ожесточённая борьба между кланом Минамото (Гэндзи), выступавшим под белым флагом, и кланом Тайра (Хэйкэ, или Хэйдзи), выступавшим под красным флагом. В 1180—1185 гг. произошли решающие сражения. Они закончились разгромом сухопутных войск и
флота дома Тайра. На одном из кораблей находились малолетний тэнно Антоку со своей бабушкой. Предпочитая гибель плену, она бросилась с ребёнком в море.
Свою победу Минамото отметили жестокими расправами с Тайра. Представитель рода Минамото Ёритомо стал подлинным правителем страны. Новый государь — малолетний Готоба — (1186— 1199 гг.) был целиком в его руках. В 1192 г. Ёритомо получил звание, которого до него никто не имел, — «Сэй-и-тай Сёгун» («Великий воевода, покоряющий дикарей») — и основал наследственную династию сёгунов. Наступило всевластие военных. Они распоряжались в столице и провинциях, т. к. и там начальниками были военные.
После смерти Ёритомо сёгуном стал его старший сын 18-летний Ёире. Его занимали только игра в мяч и другие развлечения. В 1203 г. Ёире был низложен и помещён в монастырь. Там вскоре он был убит. Сёгуном стал его брат, шестилетний Санэтомо. Ему больше было по душе сочинять стихи, нежели заниматься государственными делами. В 1219 г. Санэтомо был убит своим племянником Кугё, верховным жрецом храма бога войны Хачимана.
Править страной стали вдова сёгуна Ёритомо Масако и её отец Ходзё Такимаса. Масако, которую называли «Монахиня-сёгун» (она какое-то время провела в монастыре), наряду с царицей Дзингу была одной из выдающихся женщин в истории Японии. Семья Ходзё правила Японией в качестве сэссё (регентов), принимавших титул «сиккэн» (правитель), до первой трети XIV в. В стране установилось троевластие: тэнно, сёгун и сэссё. Решающее влияние оставалось за сиккэн. За это время сменилось 13 безликих тэнно. Запомнился лишь Готоба, которого избрали тэнно в двухлетнем возрасте, потому что он смеялся (считалось, что это хорошая примета). Произвол правителей дома Ходзё вызывал всеобщее недовольство в стране. Крестьяне дали одному из них выразительную кличку «клоп Ходзё».
Свергнутый Готоба попытался в 1221 г. вернуть утраченную власть. Посылая своего сына во главе войска, сиккэн Ходзё напутствовал его: «Если навстречу выйдет сам государь со своими воинами, снимайте доспехи и перережьте тетиву своих луков. Если же нет, то бейтесь насмерть». Готоба не выступил во главе своего войска. Ходзё победили.
С целью укрепить господство своего семейства Ходзё Ясутоки с помощью известного буддийского монаха составил свод законов «Уложение годов Дзёэй». В нём определялись обязанности различных должностных лиц, наказания за преступления, которыми считались не только мятеж и подлог, но и нарушение супружеской верности, клевета, перемещение межевых знаков. Крестьянам позволялось переезжать с места на место. Снижался налог.
Едва Ходзё управились с делами внутри страны, как над ней нависла угроза извне, со стороны Китая, где утвердилась монгольская династия Юань. Их войска состояли из монгольских, китайских и корейских ратников. Казалось, на стороне японцев была сама природа. Дважды, в 1274 и 1281 гг.,
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 601;