ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА
Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.
Судить об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.
Мы помним, какими живыми, яркими были изображения зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.
Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это — условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.
Та же связь с природными формами обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.
Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.
Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создавав-
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 580;