Кинжалы. Турция VI тыс. до н. э.
БЫЧЬИ
ГОЛОВЫ,
ОХОТНИКИ И ЖЕНЩИНЫ
Ещё совсем недавно учёные считали людей нового каменного века бродячими охотниками. Возможность возникновения земледелия и скотоводства допускали только в некоторых районах, но и там культура их обитателей представлялась довольно бедной, а искусство по сравнению с более ранним периодом и вовсе убогим. Каково же было всеобщее удивление, когда в 60-е гг. XX в. а Турции стали раскапывать необычайно богатое по своей культуре поселение Чатал Хююк, относящееся к VII—VI тыс. до н. э. Дома, примыкавшие стенами друг к другу, были хорошо спланированы, имели кладовые и очаги. Входили в них через отверстие под крышей по приставной лестнице. Столбы стен, центральные опоры и балки были деревянными, всё остальное — из необожжённого кирпича. Стены и пол обмазывали глиной, тщательно заглаживали и окрашивали красной краской. Стены разрисовывали орнаментом, нередко на них наносили сложные многофигурные композиции.
Одни из них представляют собой сцены охоты нескольких групп людей на оленей, кабанов, быков. Другие изображают обрядовые сцены, быть может, оплакивание умерших. Найдены изображения явно умерших людей, представленных безголовыми, на которых нападают громадные хищные птицы с распростёртыми крыльями. В глине стен процарапывали и раскрашивали фигуры коров и быков, лепили рельефные изображения пятнистых леопардов. Изображения на стенах
Из глины лепили ещё одно важное приспособление — печи и очаги. В зависимости от назначения они имели разную форму. Появились печи для выпечки хлеба. В южных районах они были низкими, круглыми, с широким отверстием наверху. Сначала в них разводили огонь, а потом, когда он угасал, а стенки достаточно раскалялись, на них изнутри налепляли лепёшки из теста.
В это время люди стали носить много украшений, которые одновременно служили для них и амулетами — защитниками от злых духов. Эти произведения искусства при всей их скромности очень красивы. В это время ещё не было специалистов-художников, работающих для удовлетворения потребностей состоятельных людей, не было не только дворцов, но даже богатых домов. Всё, что мы привыкли считать искусством, было самой жизнью. Пением и танцами сопровождались не только празднества, но и хозяйственные работы.
НОВАЯ ОБЩИНА
С переходом к оседлому существованию резко изменилось количество совместно проживающих людей. Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше, и могли разрастаться только при достаточных запасах пищи. В общинах же земледельцев и скотоводов посевы хлебных злаков, наличие домашних животных служили гарантией существования уже для нескольких сотен людей. Конечно, случались и засухи, и падёж скота, но всё же продуктами питания люди были обеспечены гораздо лучше. Теперь появилась возможность заботиться о стариках, кормить их, а люди старшего поколения могли обучать детей ремёслам гончара, пастуха, ткача. И всё же размеры таких общин, которые называют родовыми (они состояли из родственников, хотя в них жили и пришлые люди, вступавшие в брак с членами общины), не могли быть очень большими. Сильно
разрастаться им не позволяли ни количество получаемых продуктов питания, ни простота общественной организации. Ведь они ещё не имели особых органов управления. Роль руководителей играли старейшие, наиболее опытные люди. В случае столкновений с соседями во главе отрядов становились молодые мужчины. Этих предводителей слушались до тех пор, пока они действовали для общей пользы и по заведённому обычаю, но им не подчинялись, если они нарушали эти требования. В таких общинах в материальном отношении люди были равны. Те, кого больше уважали, носили особое оружие, украшения. Такие люди владели особыми знаниями и умениями.
Трудились в этих общинах все, но по-разному. Как у охотников и собирателей, люди разного пола и возраста делали разную работу, поэтому учёные называют это половозрастным разделением труда. Дети рано приобщались к домашней работе. Девочки учились ткать, готовить пищу, шить. Мальчики сначала были около матерей, но потом переходили в мужскую часть общины, где их учили охотиться, делать орудия, узнавать повадки домашних животных и защищать своё селение от врагов. Наверное, люди всех возрастов, кроме самых маленьких детей и дряхлых стариков, участвовали в земледельческих работах и собирали полезные дикие растения, ловили рыбу.
Люди по-прежнему не мыслили своего постоянного существования вне семьи и сородичей, рассчитывая на их поддержку. Вся жизнь человека проходила на глазах большого коллектива, без которого он был никем, одиночкой, не способным выжить. Встретив чужака, человек называл имя своей родственной группы, имя предка. Такими предками были фантастические существа, животные, явления природы. Но даже если это были реально существовавшие люди, к ним относились как к особым, даже волшебным, существам.
Когда люди перешли к оседлому образу жизни, они стали хоронить умерших поблизости от своих жилищ. Их ощущение связи имен-
но с человеческими существами, жившими в прошлом, усилилось. В жизни такой общины начинают играть большую роль представления о предках, которые первыми пришли на место поселения, стали его основателями, начали обрабатывать землю.
Земля теперь приобрела особую ценность. Именно земля, пригодная для обработки, а не охотничьи угодья, как раньше. Её, как и свои жилища, надо было охранять. В палестинском селении на месте гораздо более позднего города Иерихона уже в VIII тыс. до н. э. были сооружены оборонительная стена и башня диаметром 7 м, которая сохранилась до высоты 8 м.
В самом деле, когда охотники кочевали небольшими группами по знакомой им территории, они ощущали близкую связь со всем, что на ней находилось, — с растениями, животными, камнями. Селение же земледельцев было особым, отделённым от природы пространством, созданным от начала и до конца людьми. Звери, растения окружали селения, но гораздо теснее стала связь между людьми в общинах, иногда насчитывавших сотни человек. Члены общины уже сознавали, что они отличаются от существ, которые их окружают.
Эти первопоселенцы пришли не на пустую землю: здесь обитали разные существа, правда, не имевшие человеческого облика, но с ними всеми надо было наладить хорошие отношения, чтобы они не мешали, а помогали здесь жить. Вспомним, что для людей того времени всё окружающее было живым, а значит, могло по-разному относиться к ним. При хороших отношениях, например, со змеёй она становилась покровительницей дома и не приносила вреда его обитателям.
В это время население, особенно в районах, где занимались земледелием и скотоводством, стало быстро расти. Когда людей в одной деревне становилось слишком много, часть уходила, но, наверное, не очень далеко. Так родственные коллективы заселяли большие территории. Сородичи не враждовали друг с другом и с соседями тоже стремились наладить
хорошие отношения — земли хватало, а силы воевать и настоящего мощного оружия ещё не было.
Благодаря таким отношениям стремились не только обеспечить невмешательство в свои дела, но и получить выгоду. Дело в том, что на разных территориях запасы необходимого сырья были неодинаковыми. Например, в горах Восточной Турции был ценный камень обсидиан — вулканическое стекло, из которого делали первоклассные вкладыши для серпов, стрелы, ножи, а в соседних областях его не было. Те, кто добывал этот камень, обменивали его на необходимые вещи или продукты питания, может быть, на ткани или сушёные фрукты, шкуры животных. Так, переходя из рук в руки, ценный минерал распространялся на сотни и тысячи километров от мест, где его добывали.
Обмен в то время стал особой формой общения (денег тогда ещё не было). Те, кто участвовал в нём, получали не просто материальную выгоду: обмениваясь нужными вещами или сырьём, люди заключали дружеские союзы между целыми селениями, договаривались о совместных действиях против общих врагов, заключали браки. Такие сделки сопровождались пиршествами, которые как бы закрепляли договоры. Совместная трапеза ещё в первобытные времена стала знаком общности интересов людей, их хороших намерений, обрядом, который гарантировал мир и благополучие.
Представления людей нового каменного века о природе стали более содержательными и разнообразными. Очень много узнали они о свойствах растений и повадках животных, что позволило не только приручить их, но и выводить более продуктивные разновидности. Расширялись познания о свойствах минералов. В эту эпоху впервые начали обрабатывать самородную медь. Однако выплавлять металл ещё не научились.
Наблюдения за движением небесных светил, сменой фаз луны и изменениями в жизни животных, людей, растений давно позволили уловить связь между этими явлениями. Теперь на эту связь стали обращать ещё большее внимание,
были разноцветными — красными, жёлтыми, коричневыми; одна корова была даже голубой. Обитатели селения явно хорошо знали свойства минералов, из которых делали краски.
На стенах, краях глиняных лежанок и столбиках укрепляли обмазанные глиной и раскрашенные черепа диких быков с огромными рогами, баранов, коз. Вероятно, их добывали на коллективной охоте, подобной той, сцены которой изображали на стенах. В верхней части стен иногда укрепляли огромные рельефные фигуры женщин в позе рожениц, наверное, изображения прародительниц.
Всё это убранство, конечно, предназначалось для обрядов. Для них же из камня делали фигурки женщин разного возраста, мужчин, мальчиков, животных. Особенно интересна глиняная фигурка сидящей женщины, по бокам которой стоят леопарды.
В домах найдено много погребений людей. Их делали под лежанками и полами домов. В погребения клали деревянные сосуды, которые сохранились, оружие, рядом с женщинами — косметические наборы с красками. Мужчин погребали в шкурах леопардов, которые застёгивали костяными застёжками. Такими их рисовали и в сценах охоты. Найдено много украшений из цветных камней, раковин, кости. У нескольких скелетов не было черепов, которые, наверное, вынимали для совершения обрядов. На некоторых останках видны следы зелёной краски.
Обитатели Чатал Хююка, как ни странно, не лепили сосудов из глины. Они появились лишь в конце существования поселения, но деревянная посуде была очень разнообразна по форме и хорошо сделана. Из кости обитатели Чатал Хююка вырезали ложечки для еды. Орудия и предметы вооружения делали в основном из вулканического стекла — обсидиана, залежи которого находится неподалёку. Учёные предполагают, что помимо земледелия и скотоводства, а также сбора разнообразных плодов и ягод в окрестных лесах, жители занимались добычей и обменом этого ценного минерала. Чатал Хююк окружали несколько поселений меньшего размера. Может быть, он был их центром, «материнским» поселением, от которого пошли все другие. Тогда понятно, почему в нём проводилось так много обрядов, которые были посвящены скорее всего мифическим предкам и служили магическим средством защиты людей.
поскольку сроки сева злаков и их созревания, изменение в поведении домашних животных стали предметом постоянной заботы. Конечно, все связи между явлениями природы осмысливались, с нашей точки зрения, фантастически. Так, люди полагали, что злаки каждый год рождаются от брака земли и неба в результате попадания в землю дождя. Это было фантастическое понимание реальных событий: ведь, действительно, без весенних дождей не оживут растения, не появятся всходы.
Люди считали себя такой важной частью природы, что признавали необходимость совершения обрядов, которые как бы подталкивали её, природу, к желаемым действиям. Они считали, что если зимой зажечь в определённый, самый короткий день много огней, то солнце станет дольше освещать землю. Такие же магические действия совершались и для блага своей общины, семьи. Например, люди думали, что, если перед севом сытно поесть каши или другой пищи из зёрен, урожай будет богатым. Природа оставалась для них живой. Однако в богов — всемогущих существ, управляющих ею, — они ещё не верили и полагали, что окрестности селений, особенно горы, леса, населены духами, имеющими облик реальных животных, рыб, водных потоков. Эти духи вели себя как люди, только имели другой облик, и немногим удавалось подсмотреть, как они живут по-настоящему. Образы таких существ известны по сохранившимся до наших дней сказкам и легендам.
Чтобы заручиться поддержкой сил природы, духов, к ним обращались во время обрядов, им предлагали вкусную пищу. Охотники заклинали зверей, чтобы те согласились быть убитыми, обещая им за это угощение, а потом новое рождение. Здесь не было обмана: люди верили, что жизнь после смерти продолжается в другом месте.
Очень важную роль в верованиях и обрядах играли образы умерших. Считалось, что они — дети и старики, женщины и мужчины — сохраняют связь с живыми. Эту связь оседлые земледельцы ощущали настолько прочной, что хоронили умерших в земле своих поселений, иногда под полом дома или неподалёку. Так, вероятно, хотели сохранить с людьми близость, которая была при жизни. Теперь же, после смерти, люди приобретали новые свойства. Они становились близкими миру духов, тех таинственных существ, которые населяли землю, а могли подняться и на небо. Естественно, что от умерших ожидали той помощи, которую сородичи всегда оказывали друг другу. К ним, к их останкам, особенно к черепам, иногда обращались в обрядах.
Изображения предков делали из глины, дерева и других материалов. Земледельцы особенно часто лепили фигурки женщин. Их иногда неправильно называют изображениями «богини-матери». Это действительно матери, мифические предки, но не богини. Это — покровительницы всей общины, но особенно женщин и детей. В обрядах они становились участницами целых представлений, их сажали рядом с живыми, угощали, с ними и от их имени
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 593;