Глиняные печати-штампы.

Турция. Чатал Хююк.

VII—VI тыс. до н. э.

СЕЛЕНИЯ НА СВАЯХ

В III тыс. до н. э. на озёрах Приальпийской зоны в Швейцарии, Германии, Северной Италии начали строить свайные поселения. Таких селений сейчас найдено уже несколько сотен. Они особенно интересны потому, что влажная почва, в которой их обнаруживают, а также торф и ил законсервировали органические материалы, дерево, ткани, кожу. Сохранились не только зёрна злаков, но и овощи, плоды, даже печёный хлеб.

Такие поселения строили на заболоченных прибрежных лугах или в воде у берега. Сначала в землю вбивали сваи, оставляя над водой их верхушки, на которые клали балки, а затем настилали пол. На пол клали тростник, мох и глину и утрамбовывали. Площадку обмазывали глиной и строили на ней дома из брёвен и прутьев; стены домов тоже обмазы­вали глиной. Внутри на каменных плитах сооружали очаги. С сушей такие деревни соединяли мостками. Домов в них было много, иногда более 20.

Здесь найдена деревянная мебель скамьи, стулья, сундуки. Полностью сохранились каменные топоры, серпы, мотыги с рукоятками из дерева, деревянные сосуды. Архео­логи обнаружили остатки шерстяных и льняных тканей, сетей, вязаные вещи, из орудий текстильного производства

деревянные чесалки для льна, веретёна, части ткацких станков.

В таких деревнях жили земледельцы и скотоводы. Сначала они разводили мелких животных особой торфяниковой породы малорослых коз, овец, коров, свиней; были у них и собаки. Потом, в результате занятий селекцией, удалось вывести более рослый скот. Кроме хлебных злаков

пшеницы, ячменя, проса выращивали коноплю и лён, а в огородах горох, чечевицу, капусту. Жители деревень занимались и садоводством. У них были яблони и виноград.

Живя на озёрах, люди ловили рыбу, которая водилась тогда в изобилии. Для этого использовали удочки, сети, пле­тённые из прутьев верши, а также особые приспособления, которые знают рыболовы России и называют их «морды». По озёрам плавали на долблённых из дубовых стволов лодках, при изготовлении которых древесину выжигали раскалёнными в кострах камнями.

В окрестных лесах люди охотились на оленей, лосей, вымерших сейчас туров, птиц. Орудиями охоты были дротики и копья с каменными наконечниками, луки и стрелы, топоры. Камень умели пилить, сверлить, шлифовать. Метал­лические изделия поначалу не применяли. Посуду делали не только из дерева, но и из камня.

В гористых областях Западной и Северной Европы, где было мало пахотной земли, такие селения продолжали стро­ить и в бронзовом, и в железном веках. А в Ирландии по­селения на искусственных островах из торфа, камней, брёвен и кустарника, окружённые частоколом, дожили до недавнего времени. В них жили ещё в XVII в.

шихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёр­кивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры централь­ной части отличались от узоров по краю.

Мотивы орнамента часто в условной форме пере­давали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшени­ям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к гео­метрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в при­роде не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты по­казывают, что у людей нового каменного века силь­нее проявляется способность отвлекаться от конк­ретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.

Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построе­ние показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми из­любленными были числа «три» и «четыре». Очень распространены фигуры в виде квадрата или ком­позиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое вни­мание к форме четырёхугольника не было случай­ным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.

Земля — плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают се­бя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями — севером, югом, вос­током и западом, определять которые научились по движению небесных светил.

По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, облака, из которых из­ливается небесная вода; средний мир — земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, на­ходится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир — место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами — четырь­мя по горизонтали, тремя по вертикали — вопло­щался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.

Конечно, люди понимали мир не как геометри­ческую фигуру наподобие кристалла. Все зоны ми­ра были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к лю­дям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и даль­ние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опас­нее становились люди. Они могли быть враждеб-

ными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обла­дать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жи­тели Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими го­ловами.

Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивы­ми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существа­ми — от небесных духов до духов умерших пред­ков — очень занимали людей. Вспомним, что путе­шествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство — постоянная тема народных сказок. Это — наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жиз­ненной необходимостью.

Полагали, что на небо можно попасть, поднима­ясь в горы или забравшись на высокое дерево. По­мощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским ша­манам, они впадали при этом в особое состояние — транс. Такие люди совершали обряды для излече­ния больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.

Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, мож­но привлечь их внимание, пригласить на особое уго­щение. Можно послать им гонца с просьбой — для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хо­тели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображения­ми реальных животных, растений, явлений окру­жающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник — гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы ма­гическим путём вызвать желаемое событие. Напри­мер, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись уско­рить приход весны. Такие изображения уже похо­жи на послания сверхчеловеческим силам, напо­минающие о том, что они не должны быть безраз­личными к животным, растениям и, естественно, к людям.

В орнаментах стали появляться пока ещё отда­лённые признаки письменных знаков: ведь извест­но, что знаки древнейших письменностей были изо­бразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца — «све­тить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп лю­дей, членов одного рода, обитателей одного селе­ния.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.