СКУЛЬПТУРЫ В ПЕЩЕРЕ

Летом 1922 г. молодой исследова­тель Кестере вошёл в пещеру на юге Франции. По дну пещеры струился поток, а потолок по мере продвижения вперёд снижался. И вот потолок и вода сомкнулись, но Кастере не остановил­ся. Набрав в лёгкие воздуха, он нырнул и стал продвигаться, ощупывая пото­лок. Когда он уже стал задыхаться, по­толок вдруг поднялся, и Кастере выныр­нул. Он оказался в тёмной пещере. Вер­нувшись туда в другой раз со свечами, он пробрался ещё дальше и на расстоянии 1,5 км от входа вошёл в зал, на полу которого в глине лежали кремнёвые орудия.

Обследовав пещеру, Кастере с удивлением обнаружил в ней грубо вы­лепленную фигуру лежащего медведя без головы, между передними лапами которого находились остатки настояще­го черепа пещерного медведя. Непода­лёку на стене Кастере увидел три рель­ефных изображения зверей, тоже без­головых, похожих на львов, которые были вырезаны в глинистых напластова­ниях. На стене были нацарапаны и изоб­ражения лошадей. Никто не входил в эту пещеру после охотников древнего каменного века. Всё оставалось в не­прикосновенности, и даже на полу в глине сохранились следы босых ног.

Все глиняные фигуры были покрыты насечками, углублениями, как будто сделанными острым оружием. Каза­лось, этих животных хотели убить. Учё­ные полагают, что люди каменного ве­ка перед предстоящей охотой, чтобы сделать её удачной, приходили в эту пещеру для совершения тайных обря­дов. Они уходили далеко от входа, в темноту, освещая пещеру факелами и жировыми «лампами». Здесь они совер­шали магические действия, «убивая» копьями изображения своих будущих жертв. Может быть, при этом танцевали их следы сохранились до сих пор. Люди считали, что изображения зверей живые, поэтому делали их безголовы­ми и только на время обряда прикреп­ляли головы, а уходя, снимали их.

О том, как выглядели такие обряды, исследователи узнали из жизни и быта коренных жителей Австралии и обитате­лей юга Африки. Перед охотой, разри­совав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения живот­ного объекта будущей охоты, изображённого на скале, земле или песке. Размахивая копьями, охотники танцевали вокруг изображения и пели, а потом бросали в него копья. Эти дей­ствия были своеобразной тренировкой, но очень велико и их психологическое воздействие на состояние людей. Совершив обряд, они приобретали уверенность в том, что охота будет удачной.

и возраста — это клетки организма, не способные действовать обособ­ленно и сильные именно благодаря тому, что все они принадлежат этому телу. Исключение составляли колдуны, которых, кстати, иног­да рисовали. Но была ещё одна группа человеческих существ, кото­рых считали необходимым изображать, — женщины. Эти таинствен­ные существа рожали и выкармливали детей. Одни — легко, другие, недостаточно сильные, не могли справиться с этими трудными обя­занностями. Их болезни, слабости создавали угрозу самому сущест­вованию коллектива. Жён брали не в своей общине, где все были родственниками, а в другой, соседней, с которой налаживали хоро­шие отношения. Нередко жён похищали. Жёны воспринимались как принадлежащие не своему, а чужому миру, откуда они приходили.

Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисун­ков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевши­ми много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных жен­щин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое дейст­вие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни жен­щины могли рожать будущих сильных охотников.

НАЧАЛО МЕЗОЛИТА

Сменилось много поколений людей, пока ледник наконец не отступил на север. Граница вечных льдов стала такой, как теперь, а это означало, что наступило потепление. Животные, приспособленные к холодному климату, вымерли, как это случилось с мамонтом или шерстистым носорогом. Наверное, какую-то роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, которые всё более успешно охотились на них.

С отступлением ледника (это произошло в конце X — IX тыс. до н. э.) началась, как говорят геологи, современная эпоха. Движение ледника на север происходило постепенно, и южные области Европы и Азии раньше, чем другие, стали благоприятными для нового скачка в развитии человеческой культуры. Люди поняли, что совсем не обя­зательно искать большой кусок хорошего камня, чтобы сделать кин­жал или наконечник копья. Гораздо экономнее откалывать от неболь­ших ядрищ мелкие пластинки или разделять большие ножевидные пластины на мелкие. Полученные маленькие кусочки можно вста­вить в костяную или деревянную основу, проделав в ней желобок. Так из небольших пластинок, укреплённых смолой в кости или дере­вянной палочке, можно получить большое орудие — наконечник ко­пья, нож, пилу; эти пластинки легко закреплялись в древке стрелы. Этот способ изготовления орудий позволял экономить время и поль­зоваться небольшими кусочками таких минералов, как, например, полудрагоценный халцедон или агат.

Период распространения мелких каменных орудий (микролитов) получил название среднего каменного века, или мезолита (по-грече­ски «мезос» — средний, «литос» — камень). В разных районах Земли такие орудия появились не одновременно, а кое-где их не делали








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1068;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.