На стоянке охотников.

вовсе: так, в Юго-Восточной Азии и в эту эпоху продолжали пользоваться крупными орудиями. Зато в других местах они дожили до эпохи металла, до II тыс. до н. э., как в Индии.

В эту эпоху широко распространяются лук и стрелы. Простое устройство из ветки дерева и жилы животного позволяло убивать птицу или зверя с да­лёкого расстояния. Убийственная сила стрелы уве­личивалась, если её наконечник смачивали ядом. К сожалению, лук и стрелы были и оружием против человека. В могильниках этой эпохи находят ске­леты людей с торчащими из них наконечниками стрел.

Люди добывали пищу не только на охоте. Исчез­новение крупных зверей или сокращение их коли­чества заставляло всё чаще употреблять в пищу ры­бу и моллюсков. Морские побережья стали привле­кать людей. Здесь можно было на мелководье убить костяным гарпуном большую рыбу, поймать много крабов, собрать моллюсков. В некоторых районах обитатели морских побережий поедали моллюсков в таком количестве, что их раковины на протяже­нии многих лет образовывали огромные кучи, ко­торые теперь изучают археологи.

Охота с луком и копьём, сбор плодов — всё это позволяло людям не так часто, как прежде, пересе­ляться с места на место. Окрестности своих селений они знали очень хорошо. Использовали всё съедоб­ное, внимательно присматривались к тому, как ве­дут себя звери, каков их нрав, когда у них появля­ются детёныши. Люди заметили, что из упавших на землю зёрен вырастают новые растения, причём из одного зёрнышка — целый колос. Все эти наблю­дения, накапливаясь, сыграли важнейшую роль в дальнейшем прогрессе человечества.

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ

Мы уже говорили, что в позднем периоде древнего каменного века появилось изобра­зительное искусство. Люди в то время рисо­вали почти одних зверей. Теперь, в среднем камен­ном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится груп­па людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нужным изобразить пышный головной убор (навер­ное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и

люди в них не просто танцуют, а совершают важ­ный обряд.

Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, дейст­виям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми. Именно эти предки много поколений назад научились охотиться и собирать мёд. С них начиналась история рода. Может быть, они были не только людьми, но отчасти и живот­ными — это только прибавляло им силы и могу­щества.

Как представляли себе мир охотники, рыболовы и собиратели? Что они думали о его начале и о том, как появились люди?

Начнём с того, что их и наши представления о мире очень сильно различаются. Мы знаем, что Земля — это шар, несущийся в бесконечном прост­ранстве, что она населена множеством людей, не похожих на нас ни внешне, ни своими привычками. Мы знаем, что обладаем разумом, что мы живые, а камень или Солнце — это нечто совсем иное. Мы можем любить свою собаку или попугайчика, но понимаем, что они не такие, как мы, не только внешне, — они чувствуют иначе и не умеют думать. Мы не можем себе представить, что нашим пра-прапрадедом был медведь или какое-то древнее де­рево в ближайшем лесу.

Знания и представления о мире людей той эпо­хи, да и более позднего времени, были иными, чем наши. Восстановить их помогает изучение легенд и мифов народов Австралии, Африки или Америки, которые ещё в недавнем прошлом жили охотничьи­ми общинами. Их мир — это территория, по кото­рой они кочуют и которую окружают другие, тоже населённые людьми территории. С соседями полез­но поддерживать хорошие отношения, беря в жёны женщин из их общины, а также обмениваясь цен­ными вещами или сырьём — раковинами, шкура­ми, хорошим камнем. Но при всём том эти люди чужие, они могут быть враждебными, могут пре­вращаться в хищных зверей и насылать болезни. В общем с ними надо вести себя осторожно.

Соседи — не единственные живые существа, с которыми приходится иметь дело древней общине. Люди считали: всё, что нас окружает — от камня, скалы, озера или кузнечика до ветра и небесного светила, — это живые существа. Они имеют иной облик, но ведут себя совсем как люди: переселяют­ся, охотятся, женятся, враждуют и помогают друг другу. Они умеют говорить, но язык этот понимают не все, а лишь некоторые люди — таким снятся особые сны, их посещают необычные видения, и они слышат голоса там, где другие не слышат ни­чего, кроме шума ветра или щебетания птиц.

Если люди считали всё вокруг себя живым, то могли думать, что они находятся в родстве с кам­нем, радугой, не говоря уже о таких похожих на людей существах, как четвероногие животные. Не­сколько родственных общин охотников, обитавших на одной территории, имели общих предков. Эти общины не могли жить вместе, потому что каждая из них Нуждалась в довольно большом пространст-

ве, чтобы обеспечить себя пищей — дикими живот­ными, рыбой, ящерицами и лягушками, съедобны­ми растениями. Но время от времени такие группы собирались в одном месте, чтобы проводить общие обряды. Так поступали в недавнем прошлом австра­лийские аборигены. Во время таких обрядов в пес­нопениях, танцах и рисунках на скалах или на зем­ле они воспроизводили историю своих общих пред­ков, с которыми связывали самое важное в своей жизни: именно предки были изобретателями ору­дий и оружия, они первыми поселились на этой земле, научили людей охотиться и совершать обря­ды. Все обычаи возводились к временам существо­вания предков, которые жили очень давно, неиз­вестно когда. Однако эти таинственные существа, имевшие разный облик, продолжали оказывать влияние на жизнь своих потомков, были их помощ­никами.

Наскальные изображения охоты и разных обря­дов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зави­сели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное жи­вотное. Усилия одного человека были бы недоста­точными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и сородичи помогали друг другу во всём.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 580;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.