Неонатальный скрининг
Целью неонатального скрининга является идентифицирование новорожденных с врожденным токсоплазмозом для обеспечения лечения и клинического наблюдения. Большинство врожденно инфицированных детей являются бессимптомными в раннем детском возрасте и могут быть не замечены при рутинном педиатрическом обследовании. Неонатальный скрининг основывается на обнаружении специфических антител IgM токсоплазме на Guthrie карте капли крови, что позволяет выявить 85% инфицированных (Lebech et al., 1999). Однако, процент может быть ниже в случаях подавления уровня концентрации антител в результате пренатального лечения матери (Pinon et al., 1996).
Во Франции инфицированным детям назначается лечение пириметамином (3мг/кг/3 дня) и сульфадиазином (75 мг/кг/ день в течение трех недель) с последующим назначением спиромицина (0.375х106Ед/кг/день) в течение 5 недель, затем пириметамином (6 мг/кг/10 дней) и сульфадоксином (125 мг/кг/10 дней) с фолиевой кислотой по меньшей мере на срок до одного года жизни (Dunn et al., 1999). Продолжительность лечения различна. В некоторых центрах лечение назначается до двух лет (Fortier et al., 1997), хотя в Дании оно составляет месяцев (Lebech et al., 1999). Пириметамин и сульфадиазин (или сульфадоксин) является эффективным против тахизоидной формы паразита у пациентов со СПИДом (Porter Ų Sande, 1992), но часты побочные эффекты. Хотя лечение детей с диссеминированной инфекцией или с повреждениями, вызывающими острое воспаление, является оправданным, но лекарства не пенитрируют в цисты токсоплазм, определяющих латентную форму паразита (брадизоит). Польза лечения детей без симптомов инфекции или с неактивными повреждениями не установлена. Не существует опубликованных исследований, сравнивающих эффект постнатального лечения с его отсутствием, а также кратковременного лечения с лечением, продолжающимся 1 год и более, и их воздействие на возможный риск появления клинических симптомов или нарушения ребенка с врожденным токсоплазмозом (Remington et al., 1995). Информация о лечении токсоплазмоза глаз у взрослых также ограничена. В одном исследовании Rothova et al. (1993) сравниваются леченные и нелеченные взрослые с острым хориоретинитом. Лечение снижает масштаб повреждения, но не оказывает влияния на риск возобновления повреждения глаз (Rothova et al., 1993). Несмотря на недостаточность доказательств пользы лечения в большинстве центров назначается лечение инфицированным детям даже при отсутствии признаков врожденного токсоплазмоза. Однако, 12-ти инфицированным детям, по данным голландского исследования, не назначалось лечение (Conyn-van-Spaedonck, 1991). Результаты их длительного наблюдения еще ожидаются.
Лечение детей не обходится без клинических материальных затрат. Необходимо проведение анализов крови каждые 3-6 недель для мониторирования количества лейкоцитов, так как пириметамин и сульфадиазин вызывают супрессию костного мозга. Приводятся курьезные данные, что врачи должны снижать дозу лекарств при снижении количества лейкоцитов, в то время, как перманентное или временное прекращение лечения из-за побочных эффектов наблюдались у 10-35% детей (Guerina et al., 1994; Mombro et al., 1995). Пириметамин и сульфадиазин или сульфадоксин (фансидар) оказывают неспецифическое депрессивное влияние на производство IgG, но влияет ли это на иммунный ответ ребенка на инфекцию, не известно. Синдром токсического шока (заболевания Lyell ) является редким и связан с потенциальным побочным эффектом фансидара (Joss, 1992).
Вред скрининга
Bader et al. (1997) установили, что стремление снизить риск врожденной инфекции на 60% при помощи перинатального лечения приводит к 18 случаям потери плода в результате амниоцентеза на каждого ребенка с предотвращенным инфицированием. К другим издержкам относятся бесполезное лечение или прерывание беременности в случаях неинфицирования или повреждения плода, а также дистресс и дискомфорт, связанные с повторными пренатальными и постнатальными исследованиями. Еще одной проблемой является то, что даже при отрицательном пренатальном диагностическом тесте, отсутствие врожденного токсоплазмоза не может быть подтверждено до 12 месяцев жизни ребенка (Lebech et al., 1996). В конце концов дети с подтвержденным врожденным токсоплазмозом, большинство из которых являются бессимптомными, вынуждены носить клеймо риска внезапной слепоты или умственного нарушения в детском и подростковом периоде.
Ежемесячные затраты на серологическое тестирование во Франции 780 тыс. беременных женщин составили примерно 32 млн. франков (Veron Ų Petithory, 1993). В то же время на скрининг схожего числа женщин в соответствии с датской программой, включающей тестирование капли крови новорожденного на токсоплазменные IgM, затраты составили 3 млн. франков (E.Petersen, personal communication). Выгода от затрат по предотвращению инвалидности путем раннего лечения является не исследованной.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 591;