Время вертикальной трансмиссии HBV
Трансмиссия может произойти внутрирутробно, что составляет незначительную часть (около 5%) вертикально приобретённой инфекции. В ранние сроки беременности внутриутробная инфекция редка, если вообще возможна, и не связана с эмбриопатией или фетопатией. Даже в случае острого гепатита матери в первой половине беременности не существует доказательств трансмиссии в этот период. Вирус не проникает легко через плаценту и внутриутробная инфекция, скорее легко всего, является результатом просачивания материнской крови в кровоток плода в поздние сроки беременности (Lee et al., 1978; Lin et al., 1987). Внутриутробная инфекция может быть доказана при обнаружении HbsAg и HBV-ДНК в более высоких титрах, чем в организме матери, появившиеся в течение 2 недель или персистирующие более недели в периферической крови новорожденного. Для анализов нельзя использовать кровь пуповины из-за потенциальной контаминации кровью матери и положительные результаты могут быть в результате микротрансфузии во время родов. HbеAg проникает через плаценту и не является диагностическим критерием, а анти- Hbс IgM не производятся инфицированными новорожденными. Возможно, что внутриутробная трансмиссия недооценивается и длительный инкубационный период ошибочно интерпретируется как приобретение инфекции во время родов. Частота внутриутробной инфекции увеличивается при высоком уровне HbеAg, HBV-ДНК матери и PBMC инфекции (Brossard, 1992).
Большинство инфекций приобретается во время родов, что объясняет профиль сероконверсии новорожденного и эффективность иммунопрофилактики во время родов. Однако, трудно определить пути родовой трансмиссии HBV. По данным исследования, проведённого в Тайвани (Chen et al., 1998), присутствие HbsAg в желудочном аспирате новорожденного связано с риском трансмиссии. Этот факт может быть интерпретирован как доказательство взаимодействия с инфицированными выделениями влагалища или кровью матери оральным путём, хотя присутствие вируса в желудочном аспирате может также быть маркером высокой вирусной выраженности матери и сам факт не объясняет произошла ли трансмиссия восходящим путём, через заглатывание во время родов или трансплацентарно. Существует явное доказательство того, что парентеральный контакт происходит в результате микротрансфузий во время родов (Lin et5 al., 1996). Интересно, что происходит выбор одного варианта трансмиссии HBV от матери плоду (Friedt et al., 1999).
До сих пор не установлено, является ли риск трансмиссии выше при родоразрешении через естественные родовые пути или при помощи кесарева сечения, хотя существуют данные одного исследования в защиту этого факта (Lee et al., 1988). Кормление грудью не связано с повышенным риском трансмиссии от матери ребёнку, но существуют недостаточные доказательства этого факта, так как были проведены не адекватные эпидемиологические исследования (Beasley et al., 1975). Любое воздействие во время родов или кормления грудью является минимальным при назначении ребёнку иммуноглобулина или вакцины.
Даже если ребенок HBV-инфицированной матери не приобрёл инфекцию в перинатальный период, он находится перед риском приобретения хронической HBV инфекции в результате горизонтальной трансмиссии (от человека человеку) в первые 5 лет жизни (Advisory Committee Immunisation Practices, 1991).
Исход для ребёнка
У многих детей развивается состояние бессимптомного носительства. Возраст приобретения HBV инфекции обратно пропорционален риску хронической инфекции. Хотя в новорожденном периоде и раннем детстве инфекция обычно протекает бессимптомно, она часто прогрессирует в хроническое носительство. С другой стороны, из-за незрелости иммунного ответа молниеносные гепатиты никогда не наблюдаются до 3 месяцев жизни. Персистирующее HbsAg носительство наблюдается у 70-90% новорожденных и снижается до 10% при приобретении инфекции после 6 лет жизни. Возможность хронической HBV инфекции у ребёнка связана с вирусной выраженностью матери и иммунным статусом. Дети, рождённые от матерей с анти- HBе антителами, предрасположены не только к инфицированию, но также к носительству. Риск ниже у детей, чьи матери HbеAg-отрицательны. Дети от матерей с анти- HBе антителами имеют малый риск инфицирования и хронического носительства, но могут перенести острый гепатит к 3 месяцам жизни.
Дети с хронической HBV инфекцией находятся перед риском развития хронического активного гепатита, цирроза печени и первичной печеночно-клеточной карциномы (Beasley, 1982). Хотя причина и связь HBV с печеночно-клеточной карциномой не определены, существует тесная связь между хронической HBV инфекцией развитием рака печени как у детей, так и у взрослых. В Тайване (Chang et al., 1997) практически все дети с печеночно-клеточной карциномой являются HВsAg-положительными, а среди взрослых этот процент составляет 70-80%. В случаях гепатоцеллюлярной карциномы детей обнаружена интеграция генома HBV в геном хозяина (Chang et al., 1991). Кроме воздействия на собственный организм, хронически инфицированные HBV дети являются резервуаром вируса и способны инфицировать других. При лечении интерфероном хронического гепатита В у детей результаты различны (Vajro et al., 1998). Интерферон менее эффективен в случаях вертикальной, нежели постнатально приобретённой инфекции.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 616;