Лекция 34. Гражданское общество, государство и право
План
1. Понятие гражданского общества.
2. Взаимоотношения гражданского общества с государством и правом.
Литература
1. Варывдин В.А. Гражданское общество // СПЖ. – 1992. - № 9.
2. Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // МэиМО. – 1991. - № 9.
3. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. — М., 1996
4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебное пособие. – М., 1996.
5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.
6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.
7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.
8. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
9. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.
10. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. – 1992. - № 4.
1. Понятие гражданского общества
Понятие «гражданское общество» разрабатывалось такими мыслителями как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими. Красной нитью в теории гражданского общества практически всеми учеными проводится идея человека как самостоятельного, независимого и свободного индивида.
Сегодня гражданское общество чаще всего определяют как законодательно защищенную от вмешательства государства совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества включает в себя:
1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
2) совокупность независимых от государства производителей материальных и духовных благ и услуг;
3) общественные объединения и организации;
4) политические партии и движения;
5) сфера воспитания и негосударственного образования;
6) система негосударственных СМИ;
7) семья;
8) церковь и др.
Признаки гражданского общества:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- принцип координации, на основе которого осуществляется его жизнедеятельность (в отличие от государственного аппарата, функционирование которого происходит на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей;
- правовая защищенность от вмешательства государства в его дела на уровне конституции и конституционного законодательства и др.
2. Гражданское общество, право и государство
Когда речь идет о взаимоотношении гражданского общества и права, то мнение ученых единодушно:
1) право является нормативной основой регулирования отношений между всеми структурными элементами гражданского общества;
2) право защищает гражданское общество от вмешательства государства, а точнее – определяет пределы такого вмешательства;
3) право является нормативной основой регулирования отношений между гражданским обществом и государством.
Гораздо сложнее решается проблема взаимоотношений гражданского общества и государства. В этом случае существует несколько подходов. Первый из них – либерально-демократический, берущий начало в трудах А. де Токвиля и Дж. Милля. Этот подход, в свою очередь, подразделяется на негативно-либертарный и позитивно-либертарный. Сторонники негативно-либертарной традиции считают, что в условиях демократии важно создание защитных структур между индивидом и государством, обеспечивающих в обществе свободу, которая понимается как свобода от вмешательства извне, в особенности со стороны государства.
Критики негативно-либертарной традиции, позицию которых называют позитивно-либертарной, не просто требуют свободы, а считают, что люди свободны только тогда, когда имеют возможность поступать определенным образом. Для обеспечения такой свободы необходимо государство, которое должно заботиться о том, чтобы члены гражданского общества располагали ресурсами, необходимыми для пользования свободой.
В отличие от сторонников либерально-демократического подхода, представители социал-демократической традиции не разделяют гражданское общество и государство, его политику. По их мнению государство должно обязательно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать демократический характер их деятельности. Эти взгляды основываются на представлении о том, что политика неизбежно пронизывают властные отношения.
В настоящее время ряд ученых (Майкл Уолзер, Иэн Шапиро и др.) пытаются найти компромисс между различными подходами к проблеме взаимоотношений гражданского общества и государства. Они считают, что государство должно заниматься установлением и поддержанием надежности границ между различными сферами общества и не пытаться навязывать людям те цели, к которым они должны стремиться. И. Шапиро, кроме того, утверждает, что государство должно играть контрольную или регулирующую роль как в структурировании гражданского общества, так и в области отношений между составляющми его элементами.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 4648;