Лекция 30. Основные правовые системы современности

План

1. Понятие и структура правовой системы. Национальные правовые системы и семьи правовых систем.

2. Романо-германская и англосаксонские правовые системы.

3. Мусульманская правовая система.

Литература

1. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М., 1993.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

4. Марченко М.Н. Объект и предмет сравнительного права // ВМУ. Серия 11. Право. – 1999. - №1.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

7. Правовые системы мира / Отв. ред. А.Ф. Черданцев. – Екатеринбург, 1995.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993.

9. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. – М., 1996.

10. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // ГиП. – 1996. - № 8.

11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

1. Понятие и структура правовой системы. Национальные правовые системы и семьи правовых систем.

Вместе многочисленными определениями понятия права в научном правоведении, используется понятие «правовая система».

Правовая система – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и государственной правовой идеологии отдельного государства.

Право (законодательство) и правовая система соотносятся как часть и целое. Если под правом (законодательством) понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правой системой – явления, отражающее собой всю правовую организацию общества, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовые воздействия на поведение людей.

В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во – первых, это юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); во – вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Правовая система каждого государства отражает его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которую называют национальной правовой системой. Каждая национальная правовая система имеет как специфические способности, так и общие черты с правовыми системами других государств.

Национальные правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, которые некоторые авторы называют правовыми семьями.

Правовая семья – это категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности систем, которые обусловлены сходством их конкретно – исторического развития.

Классификация правовых систем на типы (правовые семьи) осуществляется по разным основаниям.

Французский правовед Р. Давид в зависимости от идеологии и юридической техники выделяет романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую, религиозные и традиционные правовые системы или правовые семьи.

Немецкий ученый К. Цвайгерт в зависимости от особенностей происхождения, и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии выделяет романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую правовые семьи, каждую из которых он называет правовым кругом, а также право ислама и индусское право.

Российский правовед А. Х. Саидов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы выделяет романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовые семьи, а также правовую семью общего права и семью обычного права.

2.1 Англо-саксонская правовая семья.

К англо-саксонской правовой семье относят национальные правовые системы Англии, США, Канады, Австрии, Новой Зеландии и ряда других англо-язычных стран.

Среди признаков этой системы можно выделить следующие:

1) исторически она сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополнения его правом справедливости и толкованием статутов;

2) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

3) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

4) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов;

5) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

6) главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

7) отсутствуют кодифицированные отрасли права;

8) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

9) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

10) юридическая доктрина, чаще всего использовавшаяся в прошлом, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

2.2 Романо – германская правовая семья

К романо-германской правовой семье относят правовые системы Австрии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Франции, Швейцарии и др. стран. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правой семьи можно выделить славянские правовые системы (Болгарии, Югославии и др.). Современная правовая система России, при всех её особенностях, тоже относится к романо-германской правой семье.

Среди признаков романо-германской правой семьи можно выделить следующие.

1) она исторически сложилась в результате рецепции римского права;

2) для нее характерна единая иерархическая система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

3) главная роль в формировании права в этом случае отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

4) в странах этой семьи имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

5) высокий уровень нормативных обобщений в это семье достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) весомое положение в этой семье занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

7) для этой семьи характерно деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

8) правовой обычай и юридический прецедент в этой семье выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

9) на первом месте в ней находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

10) особое значение в ней имеет юридическая доктрина, разрабатывавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения, данной правовой семьи.

3. Мусульманская правовая система.

Мусульманская правовая система является самой распространенной религиозной правовой системой. К странам мусульманской правовой системы относятся Афганистан. Ирак, Иран, Пакистан, Судан, Турция и др.

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда(570-632 гг.) который в своих проповедях от имени Аллаха сообщал верующим мусульманам основные правила поведения.

Первым основным источником мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман, представляющая собой записанные в виде стихов речи и проповеди Мухаммеда, относящиеся к периоду с 610 по 631 гг. Они разбиты на 114 сур (глав) и более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим замыслом. Вопросом правовых взаимоотношений мусульман посвящена только незначительная часть Корана, но он был и остается самым авторитетным источником мусульманского права.

Тесно связан с Кораном второй источник мусульманского права – Сунна – сборник хадисов, т.е. преданий о жизни Мухаммеда.

Третий источник – иджма - общее решение авторитетных мусульманских правоведов об обязанностях правоверных.

Четвертый источник – кияс – представляет собой обычное решение по аналогии. Объектом анализа в киясе выступает не решение законодателя, а религиозная идея.

К числу вторичных источников мусульманского права относят закон.

Закон начинает использоваться со второй половины XIX в. Нередко в нем могут содержаться нормы, идущие вразрез с первоисточниками, например нормы, ограничивающие брачный возраст совершеннолетием, допускающие ссудно-кредитные сделки и др.

В прошлом источником мусульманского права была и религиозно-правовая доктрина.

Наряду с писанным правом – шариатом («путь следования») в мусульманских странах действует и обычное право – адаты. Как правило, к нему прибегает в тех случаях, когда отношения оказываются нерегламетированы шариатом.

Мусульманское право не подразделяется на публичное и частное, как романо- германское, или на общее право и право справедливости, как англосаксонское. В его структуре выделяются правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками – суннитскими и несуннитскими. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм. Например, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; сийар – международное право и др.

Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Нормы мусульманского права не являются управомочивающими или закрепляющими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что обусловлено их религиозной природой.

Со второй половиной XIX в. многие мусульманские страны начинают активно заимствовать европейское право. В результате, в Турции, например, оно практически вытеснило мусульманские правовые нормы, а в Алжире, Египте, Сирии и др. странах стало господствующим в большинстве сфер жизни общества. В то же время сохраняются и страны мусульманского фундаментализма. Это Иран, Пакистан, ИАР, Ливия, Судан.








Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1746;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.