Лекция 3. Понятие права
План
1. Понятие и признаки права.
2. Естественное и позитивное право.
3. Формальные и содержательные определения понятия права.
Литература
1. Алексеев С.С. Теория права: Учебник. - 2-е изд. – М., 1995.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебное пособие: В 2-х частях. Ч. 2 Теория права. – М., 1996.
3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.
4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.
5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 1996.
6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.
7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.
8. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
9. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.
10. Четвернин В.А. Понятие права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.
1. Понятие и признаки права
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, термином право обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и др., а организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. праве, принадлежащему отдельному лицу – субъекту права.
В-третьих, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.п.
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. В этом случае его синонимом выступает понятие «правовая система».
В юридической науке выработано множество определений понятия права и в сугубо юридическом смысле. Их можно классифицировать по разным основаниям. Так, в зависимости от понимания сущности права его определения подразделяются на классовыеи общесоциальные. В первом случае право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Во втором – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченностью возможность государственного принуждения.
Если под правом понимать систему юридических норм (право в объективном смысле), то можно выделить следующие признаки права:
1) это система, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью;
2) оно исходит от государства, т.е. принимается, санкционируется либо признается им;
3) оно охраняется государством, т.е. нарушение норм права влечет за собой государственное принуждение;
4) для него характерна общеобязательность, которая состоит в том, что нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся в сфере действия данной нормы (общий характер), а также в том, что требования нормы права обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер);
5) официальная определенность, которая состоит в том, что право содержится в определенных формах (в нормативных правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и в правовых обычаях);
6) это возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти;
7) оно выступает государственным регулятором общественных отношений.
2. Естественное и позитивное право
Сторонники теории естественного права различают естественное и позитивное право. Естественное право – это право имманентно (т.е. от природы) присущее человеку. Его суть составляют общечеловеческие представления о свободе и справедливости.
Понимание естественного характера права сложилось еще в Античном мире. Эту идею развивал Аристотель и другие великие мыслители. Естественное право признавалось и в римском праве, в котором в первую очередь развивалось позитивное право. Цицерон, например, утверждал что нельзя считать законом тот закон, который противоречит естественному праву. Естественное право обусловило главные цели демократических революций XVII-XVIII вв. и было положено в основу концепции правового государства, до сих пор определяющей положение государства в развитых странах. Сегодня естественное право рассматривается как высшая духовная ценность, морально обеспечивающая неотчуждаемость прав человека. Не менее важна и его роль как гарантии против антидемократических попыток определенных политических сил в РФ, стремящихся реставрировать тоталитаризм путем изменения Конституции и реформирования позитивного права. Естественное право должно быть основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, существовать в неразрывном единстве с позитивным правом и его применением. Вся общественно-политическая и правовая жизнь должна строиться на представлении о том, что если закон противоречит естественному праву, то он ничтожен.
Позитивное право – это писанное право, нормативные акты, принятые государством. Источниками позитивного права являются конституции, законы, подзаконные акты, юридические прецеденты и нормативные договоры. Для того, чтобы быть правовыми, они должны исходить из высшего приоритета прав и свобод человека и гражданина и обеспечивать их на практике.
Взаимосвязь и единство естественного и позитивного права являются важнейшим условием и признаком демократии.
3. Формальные и содержательные определения понятия права
В зависимости от того, на какие традиции опираются авторы определений понятия права – позитивизма или естественного права – все многообразие определений понятия права подразделяют на формальные и содержательные (субстанциональные).
Формальные определения понятия права – это такие определения, которые раскрывают понятие права через описания его формы, способа создания нормы права, ее действия, обеспечения. Право действительно в этом случае потому, что оно принято в надлежащем порядке, на основе формальных процедур, обеспечено властью и действуют принудительно. В этом случае налицо отождествление понятий право и закон.
Формальные, или позитивистские, определения понятия права имеют три разновидности: 1) этатическую, 2) социологическую; 3) антропологическую. Эти разновидности связаны с ориентацией их сторонников на конкретные сферы правового опыта: этатисты рассматривают право как порождение и инструмент государства, т.е. этатизируют, огосударствляют его; представители социологического позитивизма связывают право не только с внешними актами и действиями государства, но и с интересами и нуждами людей, и считают, что право опосредует связь между обществом и государством; юристы антропологической ориентации выводят право из эмоций, переживаний, интуиции, генетических программ поведения. Иначе говоря, одни сторонники формальных (позитивистских) определений понятия права ориентируются на государство, вторые на общество, третьи – на человека.
Содержательные (субстанциональные) определения понятия права – это такие определения, которые раскрывают понятия права не через внешние по отношению к нему факторы, а через присущие ему свойства. Такие определения подразделяются на этические и либертарные. Авторы этических определений отождествляют право с понятием «справедливость» и трактуют право как справедливые законы. Установление права исходя из соображений справедливости в конкретных ситуациях является обязанностью суда. Получается, как отмечает В.А. Четвернин, что право – это не справедливость выражения в законе, а представление судей о справедливости, выраженные в судебных решениях. Следовательно, основным недостатком этических определений понятия права, которые сегодня дают Р. Дворкин (США), М. Криля (Германия), В.К. Батаев и Р.В. Лившиц (Россия) и др., является то, что они возводят в ранг справедливости частные суждения о желаемом.
Либертарные определения понятия права – это такие определения, авторы которых считают, что право – это форма свободы, равная для разных людей мера свободы. Правовое равенство – это формальное равенство в свободе, не зависящее ни от каких различий между людьми. Формальное равенство в этом случае означает, что право – это такая форма свободы, при которой свобода одного человека ограничена только свободой других людей. Противоположной формой свободы отдельного взятого индивида является, по мнению либертаристов, произвол, господство силы.
Либертарные определения понятия права дают такие российские правоведы, как В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин, Л.И.Спиридонов и некоторые другие.
Очень редко встречаются и определения смешанного, формально-содержательного типа. Например, классик английской юриспруденции Блэкстоун определил право как норму гражданского поведения, предписанную верховной властью государства, приказывающую поступать правильно и запрещающую неправильное поведение. Налицо признаки формальных (право – это норма, предписанная государством) и неформальных (право – это норма правильного поведения) определений.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 5129;