РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Лекция 5. Основные теории происхождения государства и его сущности
План
1. Основные теории происхождения государства и права.
2. Современные трактовки происхождения государства.
3. Сущность государства.
Литература
1. Аристотель. Политика / Сочинения. - М.,1998.
2. Аквинский Ф. 0 правлении властителей / Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (XI - XVII вв.). – М., 1990.
3. Гобсс Т. Сочинения: В 2-х т.Т.2. – М., 1991.
4. Гроций. О праве войны и мира. – М., 1956
5. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права - М., 1996.
6. Гумплович Л. Общее учение о государстве – СПб., 1910.
7. Дюринг E. Ценность жизни. – СПб., 1894.
8. Ильин А.В., Морозова А.В. Из истории права: Учебное пособие по правоведению для 10-11 кл. средней школы. - СПб., 1997.
9. Комаров С А., Малько А.В. Теория государства и права Учебно-методическое Пособие. Краткий учебник для вузов.- М., 1999.
10. Ленин В.И. Государство и революция / Полн.собр соч.Т.33.
11. Ленин В И. О государстве / Полн.собр.соч. T 39.
12. Локк Д. О политическом и гражданском обществе / Сочинени: В 4-хт.Т.З – М., 1996
13. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1995.
14. Нерсесянц В С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.
15. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.
16. Радищев А. Н. Избранные философские произведения. – М., 1949.
17. Сырых В. Л. Теория государства и права: Учебник. - М., 1998.
18. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
19. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко - М., 1996.
20. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова - М., 1996.
21. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1985.
1. Теории происхождения государства и права
Одной из первых теорий происхождения государства и права стала теологическая теория. Первоначально ее представители объясняли их возникновение божественной волей. В XIII в. Фома Аквинский уточнил, что бог дал людям только принципы отношений господства-подчинения, а государственные институты и законы – это творение человеческого разума. В современных условиях эту теорию развивают исламские правоведы и католические идеологи. Достоинством теологической теории является то, что она повышает престиж государства и права, способствует утверждению в обществе порядка, согласия и духовности. Недостатком – недоказуемость.
В древности возникла и патриархальная теория. Ее основателем был Аристотель. (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и сравнительно недавно Михайловским, Фильмером и др. Все они были убеждены, что право и государство являются результатом исторического развития семьи. Эта теория создает ореол святости, уважения государственной власти и права, «родственности» всех людей в единой стране. Ее недостатками являются экстраполяция понятия «семья» на понятие «государство», отождествления понятий «отец» и «члены семьи» с понятиями «государь» и «подданные», игнорирование того факта, что семья и государство возникли одновременно.
В XVII-XVIII в. была всесторонне разработана договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства и права. Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Радищев, Пестель и др. считали, что государство и право покоятся на общественном договоре. Эта концепция имела глубокое демократическое содержание, т.к. обосновывала естественные права людей, в том числе право на свержение неугодного правителя. В то же время ее сторонники игнорировали важную роль в происхождении государства и права социально-экономических, военно-политических и других объективных факторов и преувеличивали роль субъективных факторов.
В XIX в. в наиболее логически завершенном виде в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. была разработана теория насилия по вопросу о происхождении государства и права. Согласно этой теории государство и право возникает в результате насилия, завоевания одного племени другим. Для того, чтобы держать завоеванных в повиновении, завоеватели создают государство и право. Таким образом, верно подмечена важная роль элементов насилия в возникновении некоторых государств. С другой стороны, игнорируются другие факторы, которые во многих случаях имели определяющую роль.
Во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Пейса и др. была разработана органическая теория происхождения государства и права. Под влиянием идей естественного отбора Ч. Дарвина сторонники этой теории утверждали, что государство и право возникают в результате социальной эволюции, которая выступает разновидностью эволюции биологической. Таким образом, верно подмечено влияние биологических факторов на процесс государство – и правообразования. Но при этом отождествляется биологическое и социальное начало, механически переносятся закономерности биологической эволюции на общество.
К представителям материалистической, марксистско-ленинской теории возникновения государства и права относят Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей. Они объясняют возникновение государства и права прежде всего социально-экономическими причинами. В результате общественного разделения труда выросла его производительность, появился избыточный продукт, который привел к возникновению частной собственности и расколу общества на имущие и неимущие классы. Между ними возникают антагонистические противоречия. Отсюда – потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих, удержания их в повиновении. Впервые в этой теории подчеркивалась важнейшая роль социально-экономических факторов в возникновении государства и права. Вместе с тем очевидны их абсолютизация и недооценка национальных, религиозных, военно-политических, психологических и других причин.
Кроме этой теории существуют психологическая, волюнтаристская, ирригационная и другие теории происхождения государства и права. Каждая из них имеет определенные достоинства и недостатки. Многообразие теорий позволяет учесть все особенности возникновения государства и права у разных народов.
2. Происхождение государства (современные трактовки)
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства, особенно в европейских странах, главным образом с развитием производства с переходом от присваивающей к производящей экономике. Этот переход послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособления слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
Разделение труда, в свою очередь, привело к тому, что родовая община начала дробится на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. Кроме того, разделение труда, его специализация привели к повышению его производительности, появлению излишков, которые начинает присваивать родоплеменная верхушка. Так возникает частная собственность, социальное расслоение, образование классов и эксплуатация. Это, в свою очередь, вызвало потребность в специальном аппарате, который обеспечивал привилегии одних и заставлял под угрозой принуждения повиноваться других.
Сегодня российские ученые считают, что кроме этих причин, зарождение государства и права было обусловлено также и воспроизводством самого человека. Например, запрещение инцеста потребовало суровых мер его пресечения, договоренности между родами о взаимообмене женщинами. Такие договоренности стали древнейшими элементами зарождавшейся государственности.
Родовая организация общества трансформировалась в государство постепенно, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм, была, по мнению американского этнографа Л. Моргана и использовавшего его исследования Ф. Энгельса, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника у его дружины. Здесь появляются и зачатки военно-насильственного принуждения и подавления.
Формирование государства – это длительный процесс, который у разных народов шел в разное время и разными путями. С учетом этого, представители материалистического направления говорят и о существовании второго, восточного или арабского пути возникновения государства и права. Особенности жизни и труда на Востоке были связаны с необходимостью строительства крупномасштабных ирригационных систем, длительным сохранением крестьянской общины и сильным религиозным началом. Для строительства оросительных систем требовалось привлечении и организация огромного количества людей. Эту задачу начала выполнять возникшая публичная политическая власть во главе с деспотом. Деспот считался верховным собственником всей земли и воды. Он наделял ими своих приближенных и чиновников на праве пользования за службу. Таким образом, государственная власть и государство на Востоке, возникли как атрибут не частной, а деспотической собственности и государство выполняло прежде всего роль организатора крупномасштабных ирригационных работ.
3. Сущность государства
Сущность государства – это смысл, главное в нем, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Естественно, эта проблема является остродискуссионной.
Так, сторонники теории элит, получившей широкое распространение в ХХ в., считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока властвующую элиту не сменит другая, оппозиционная.
К теории элит примыкает технократическая теория. По мнению ее сторонников властвовать, управлять могут и должны только менеджеры, управленцы-профессионалы. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Эти теории не лишены определенных достоинств, но они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократическойдоктрины исходят из того, что первоисточником власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда представление о классовой сущности государства как машины, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Сторонники этой теории, не учитывают, что деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, преобладает в недемократических, диктаторских государствах. Но даже в таких условиях, если возникают острые классовые конфликты, государство удерживает антагонистические классы от взаимного уничтожения, а общество – от разрушения, т.е. выполняет общесоциальные функции в интересах всех людей.
В развитых демократических странах общесоциальная сторона государства выходит на первый план. Так государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Наряду с общесоциальным и классовым началом на государство и его сущность нередко сильное влияние оказывают национальные, националистические и религиозные факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает прежде всего их интересы. Но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1308;