Лекция 6. Типология государства и права

План

1. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства и права.

2. Нетрадиционные типологии государства.

Литература

 

1. Алексеев С.С. Общая теория права и государства: Учебное пособие. – М., 1995.

2. Ленин В.И. О государстве / Полн. собр. соч. Т. 39.

3. Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // ВМУ. Серия 11.Право. – 1992. – № 1.

4. Машков А.В. Обзор нетрадиционных типологий государства // ВМУ. Серия 11. Право. – 1998. - № 6.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.

7. Сырых В.А. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перараб. и доп. – М., 1996.

9. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1984.

1. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства и права

Так как в мире существовали и продолжают существовать множество государств, их изучение возможно только на основе типологизации.

Типологизация – это классификация государств по каким-либо общим признакам.

В отечественной литературе советского периода господствовал формационный подход к типологии государств. В этом случае критерием типологии является формация, в условиях которой существовало или существует государство. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства – это определенный уровень развития производительных сил и производственных отношений, составляющих экономический базис общества. Именно базис является по мнению марксистов, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государства, права, науки, религии и т.д. В зависимости от типов формации (базиса) выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и др.).

Учитывая недостатки этой типологии, В.И. Ленин дополнил ее еще одним типом государства, которое он назвал переходным. В государствах такого типа существуют различные производственные отношения и нет класса, который мог бы самостоятельно взять и удержать власть.

Позже, используя формационный подход, советские ученые разделили четыре типа государства на два: восточный и западный.

Еще одним, широко распространенным подходом к типологии государства стал цивилизационный, разработанный английским историком Тойнби. Понятие цивилизацияозначает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических, психологических, культурных и других признаков. Вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций и следовательно, 26 типов государств: египетский, китайский, западный, православный и т.д.

Достоинства данной теории:

1) выделены факторы культуры как весьма существенные в определенных условиях:

2) в связи с расширением количества критериев, которые характеризуют особенности цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Право, как и государство, типологизируют на основе нескольких подходов. В рамках формационного, классового подхода в зависимости от типов экономического базиса и господствующего класса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистические типы права.

В рамках другого подхода типология права осуществляется на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, социально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют следующие типы права:

1) национальные правовые системы – конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства;

2) правовые семьи – совокупность правовых систем, выделанная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, славянскую, мусульманскую, индусскую и др.

Достоинством данной типологии является учет многих существенных признаков, которые весьма определенно характеризуют тип права.

Слабой стороной является недооценка роли социально-экономических факторов в природе права.

2. Нетрадиционные типологии государства

Наряду с формационным и цивилизационным подходом к типологии государства, которые чаще всего используются в российской науке, существуют множество других оснований классификация государств. Эти типологии в последнее время стали называть нетрадиционными.

Еще в Древней Греции Аристотель осуществил классификацию всех известных ему государств на основе: а) числа властвующих в государстве; б) осуществляемой государством цели, в соответствии с которой государства разделяются на правильные и неправильные. В правильных достигается общее благо, а в неправильных преследуются частные цели. При правлении одного правильной, по Аристотелю, является монархия, а неправильной тирания, при правлении немногих – соответственно аристократия и олигархия, а при правлении большинства – полития и демократия.

Сегодня в конституционном праве и теории государства и права часто используется классификация государств на основе их формы. Так, по форме правления государства разделяют на монархические (абсолютная, дуалистическая и парламентарная монархия) и республиканские (парламентарная, президентская, смешанная, теократическая и советская республики). По форме территорально-политического (государственного) устройства – на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные). По политическому режиму – на тоталитарные, авторитарныеи демократические.

При социологическом подходе государства типологизируют в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому основанию в западноевропейской науке выделяют два типа государственности: демократический (индивид активно участвует в создании правопорядка) и автократический(в государстве отсутствует политическая свобода). Такую типологию используют американский ученый Р.Макайвер и немецкий ученый Р. Дарендорф.

Российские ученые В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин, М.Н. Марченко, Г.Н. Назаренко считают, что государство необходимо типологизировать на основе уровня развития права, степени ограничения государственной власти правом.

Так, в основе типологии Г.В. Назаренко лежит классификация права на: 1) сословное право, включающее в себя право государств азиатского способа производства, рабовладельческое и феодальное право; 2) формальное право; 3) социальное право – право ХХ в. В зависимости от того, какой тип права господствует в том или ином государстве, Г.В. Назаренко выделяет три типа государства: 1) сословное; 2) современное представительное; 3) цивилизованное. Сословное государство закрепляет неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Современное представительное государство обеспечивает формальное равноправие граждан. В качестве третьего типа вырисовывается цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий.

В.С. Нерсесянц в зависимости от специфики исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства выделяет четыре типа государства: 1) этнический, характерный для древнего мира; 2) сословный, распространенный в средние века; 3) индивидуалистический, сформировавшийся в Новое время; 4) правовой, или гуманитарно-правовой, пришедший на смену индивидуалистическому в новейшее время.

В.А. Четвернин по степени ограничения государственной власти правом различает государства доиндустриального общества, которые признают и защищают свободу только части подвластных, и государства индустриального и постиндустриального общества, в которых постепенно все люди становятся равными в свободе по отношению к государству. Государства в индустриальном и постиндустриальном обществе подразделяются на авторитарные, либеральные и социальные. В авторитарном государстве власть ограничивает свободу граждан главным образом в политической сфере, не дает гарантий свободы, безопасности и собственности и использует насилие в случаях, не предусмотренных законом. Либеральное государство максимально ограничено свободой подвластных и минимально вмешивается в их жизнедеятельность в гражданском обществе. Социальное государство, не нарушая естественные права и свободы человека и гражданина, осуществляет перераспределение доходов налогоплательщиков в пользу малоимущих, обеспечивая тем самым достойное существование всем гражданам. Кроме того, В.А. Четвернин считает, что есть два идеальных типа государства: правовое и полицейское.Понятие правового государства является исторически изменчивым. Сегодня оно предполагает максимальное ограничение власти правом. Полицейское государство – это противоположность правового, как идеальный тип оно предполагает минимальное ограничение власти правом.

В литературе встречаются и другие типологии государств.

 








Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1826;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.