Понятие стиля, функционального стиля, подстиля, речевого жанра

В теории речевой деятельности учение о речевых жанрах развивается и становиться все более значимым. Суть этого учения состоит в том, что процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфики сферы и ситуации общения. Как утверждает М.М.Бахтин, «…говорящему даны не только…формы общенародного языка, но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры, которые организуют нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы…», «формы языка и типические формы высказывания,т.е. речевые жанры,приходят в наш опыт и наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом», что неизбежно приводит к тому ,что в процессе создания высказывания « мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам» ( М.М.Бахтин).

Определяя специфику речевого жанра ,М.М.Бахтин подчеркивает: речевые жанры- это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний», «стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания» и неразрывно, органически связан с тематическим и композиционным единством текста.

Знание специфики речевых жанров существенным образом влияет как на процесс создания, так и на процесс восприятия текста. Представление о речевом жанре, знание его законов и приемов создания присутствует в сознании говорящего и пишущего в виде определенной модели, по которой он строит свою речь. «В момент формирования целостного речевого произведения…мы уже на первичных стадиях внутренней речи настраиваем себя на ту или иную ситуацию общения, на конкретный речевой жанр» (И.Н.Горелов, К.Ф.Седов).

Сфера общения и характер деятельности определяют репертуар речевых жанров, «обслуживающий» их потребности, позволяющий реализовать практические цели и задачи с учетом специфики этой деятельности. Если каждая речевая среда вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, то можно говорить, например, о наличии репертуара педагогических, публицистических жанров, жанров делового общения, гомилетики

( проповедь, молитва, исповедь).

Знание законов того или иного жанра способствует овладению профессиональной речью, нормами речевого поведения в процессе решения коммуникативных задач в той или иной сфере общения.

Категории текста

Назовем важнейшие текстовые категории, с помощью которых реализуется общение и без которых « связный знаковый комплекс» не может быть назван высказыванием, не может стать единицей общения.

Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Содержанием любого законченного текста является информация, т.е. «соотношения смыслов и сообщений, дающее новый аспект явлений, факта, события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста» (И.Р.Гальперин). Обычно выделяются следующие типы информации, содержащейся в тексте: содержательно - фактуальная (СФИ), содержательно - концептуальная (СКИ), содержательно - подтекстовая (СПИ). Содержательно- фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах. Содержательно - концептуальная - раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями. Это замысел автора и его содержательная интерпретация. Содержательно - подтекстовая информация обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.

Важнейшими текстовыми категориями являются связность и цельность (целостность). Очевидно, что все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста.

Это особые виды связи, обеспечивающие логическую последовательность, взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий. Сцепление обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц различного уровня (местоимения и местоименные слова, употребления времен), что соотносится в какой - то степени с категорией последовательности, которая выражается в способах сочетания предложений в тексте: употребление местоимений третьего лица, притяжательных, указательных местоимений, местоименных наречий, сочинительных союзов.

Тексту, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная цельность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания, укрепить «текстовую память», возвратить адресата к предыдущему, напомнить ему о сказанном, «обращаясь к его знанию мира» (Е.И.Шендельс).

Система функциональных стилей русского литературного языка, их классификация. Цель, сфера функционирования, внеязыковые и языковые особенности, жанры научного, официально-делового и публицистического стилей.

Существование стилей в языке и речи обеспечивается прежде всего наличием синонимических средств в области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса, что дает возможность по - разному передавать примерно одинаковое содержание высказывания, а также выражать 9если это необходимо) то или иное отношение к этому содержанию.

Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий:

1. особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения);

2. функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать).

Как правило, выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенном порядке.

1. сфера быта, бытового общения (общение реализуется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога, цель общения - непринужденный разговор, беседы на бытовые темы);

2. cеры учебной и научной деятельности (общение реализуется, как правило, в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме);

3. сфера делового общения (общение реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера);

4. сфера публицистической деятельности (общение реализуется с помощью средств массовой информации, как правило, с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирования общественного мнений и сознания).

В соответствии с этим выделяются следующие функциональные стили: разговорный, научный, официально - деловой, публицистический, каждый из них характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании, так и в отборе языковых средств. Выделяют также и стиль художественной литературы ( художественный).

Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга.

Рассмотри более подробно основные черты каждого из функциональных стилей речи. При характеристики каждого из них постараемся ответить на следующие вопросы:

1. где используется данный стиль? (сфера деятельности);

2. с какой целью он используется? (основные функции);

3. каковы его основные признаки? (стилевые черты);

4. каковы его языковые особенности? (особенности употребления средств языка).








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 2072;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.