Стоимость прямого использования. Прямые выгоды охраняемых территорий представляют собой стоимость прямого использования охраняемых территорий для рекреации
Прямые выгоды охраняемых территорий представляют собой стоимость прямого использования охраняемых территорий для рекреации, туризма, сбора продукции, охоты, генетического фонда, образования, исследований. Выгоды рассчитываются по рыночным ценам или по ценам сопоставимых рынков. Накоплен большой опыт денежной оценки прямых выгод сохранения биоразнообразия в различных странах.
Прибрежные болота Terrebonne Parish в дельте Миссисиппи штата Луизианны на юго-восточном побережье США, имеющие большое рекреационное, коммерческое, экологическое значение были оценены по сложившимся ценам и предельной продуктивности по трем составляющим прямого эффекта сохранения болот: коммерческим уловам рыбы, добыче пушнины и рекреации[16]. Водно-болотные угодья Луизианны используются как место отдыха охотниками-любителями, рыболовами, фотографами. Для оценки экономического эффекта рекреации, не имеющего выражения в рыночных ценах, применялся метод субъективных оценок и метод транспортно-путевых затрат. Последний связывает транспортно-путевые затраты, дальность поездки и частоту посещений с тем, чтобы определить потребительский спрос и его экономическое выражение. Сведения были собраны путем проведения опросов и позволили высчитать оценку готовности платить за посещение угодий в размере $3,9 млн./год. Средняя оценка рекреационной ценности 1 акра была получена путем капитализации годовой оценки по ставкам 8% и 3% и составила $6 /акр.
Большое внимание в мире уделяется оценке биоразнообразия на основе доходов от развития экологического туризма. Для охраняемой территории St. Lucia в Южной Африке оценены возможные доходы от туризма в связи с проектом разработки месторождения на охраняемой территории. Теряемые доходы от туризма оказались сопоставимы с доходами от эксплуатации месторождения. Проведенное исследование послужило основанием для отказа от планов разработки месторождения и выбора варианта устойчивого развития территории, который является и экологически разумным, и экономически выгодным[17].
Для национального парка Grampians в Австралии[18] рассмотрены выгоды от развития туризма и производства меда, альтернативная стоимость принята равной нулю. Для расчета расходов туристов определены затраты посетителей на жилье, питание и др. Посетители парка классифицированы по дальности переезда, типу используемого транспорта, длительности проживания в парке. Метод транспортно-путевых затрат использован для определения расходов туристов на транспорт. Рассчитаны сопряженные и косвенные финансовые выгоды функционирования парка для региона. Для этого использован коэффициент мультипликации применительно к прямым расходам посетителей национального парка и количеству рабочих мест. Определен эффект мультипликации для экономики региона. Общий экономический эффект состоит из прямых, сопряженных и косвенных финансовых выгод. Производство меда оценено по ежегодным доходам от его продажи.
Важно включать оценку биоразнообразия в финансовый и экономический анализ затрат и выгод в сфере экотуризма для выработки соответствующей политики. Ярким примером является обоснование экономической выгодности расселения львов в национальном парке Pilanesberg Южной Африки.[19] Расходы на обустройство и содержание львов $63-67 тыс./год значительно меньше дополнительной прибыли в $5-12 млн./год. Принимая во внимание результаты анализа затрат и выгод, туристические организации компенсировали затраты национального парка по расселению львов. Расходы в сфере экотуризма и их сопряженный вклад в экономику, то есть мультипликативный эффект, довольно велики. В Австралии 5 районов Мирового наследия генерируют доходов более чем на $1 млрд./год, не включая транспорт. В Канаде расходы посетителей парка в British Columbia превышают $310 млн./год. В Кении экотуризм обеспечивает валовых поступлений около $400 млн./год. В Эквадоре $54 млн. годовых расходов туристов связаны с посещением национального парка Galpagos. В Коста-Рике экотуризм обеспечивает поступление более $600 млн./год иностранной валюты.
Расходы туристов часто контрастируют с расходами на содержание национальных парков и других природных территорий. Так, бюджет пяти австралийских территорий, включенных в перечень Мирового наследия, не достигает 4% годовых расходов туристов. Экотуризм рассматривается в качестве одного из перспективных направлений устойчивого развития, который, аккумулируя средства через частные фирмы, может быть составляющей экономического развития и на национальном, и на локальном уровне, поддерживать устойчивое использование земель, финансировать сохранение биоразнообразия. Экотуризм – один из наиболее быстро развивающихся сегментов туристического рынка; он обеспечивает доходы и занятость, стимулы к сохранению биоразнообразия в государственных охраняемых территориях и частных владениях.
Биоразнообразие является кладовой для развития медицины и фармакологической индустрии. Можно дать оценку земли с позиций ценности лекарственных растений.[20] Расчеты базируются на рыночных и теневых ценах лекарств. Цена лекарственных растений представлена как функция ряда факторов: цены лекарства, арендной платы, ренты, вероятности обнаружения лекарственного растения. При улавливании всей ренты оценка земли составляет 0,1-21 $/га. При дисконтировании верхней границы оценки за длительный период времени по ставке 5% капитализированная оценка земли составляет 420 $/га.
При расчете прямой стоимости использования леса, помимо древесины, важно оценивать недревесные ресурсы леса[21]. Недревесные ресурсы могут в 1-3 раза превышать цену древесины. Соотношение между древесиной и другими ресурсами леса изменяется от 1:1 в развивающихся странах до 1:3 в развитых. До тех пор, пока древесина остается основным источником дохода в развивающихся странах, максимизация этого дохода лежит в основе решений об использовании леса. Напротив, в развитых странах сохранение леса часто оказывается предпочтительнее древесины, поскольку общество улавливает выгоды, равные или превышающие доходы от потребления древесины. Некоторые категории недревесных ресурсов имеют высокую эластичность спроса, что проявляется при развитии страны. Экономически эффективным использованием лесных ресурсов становится расширение охраняемых площадей.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 753;