Срединная стратегия 33 страница
В главе «Безотлагательная битва» Тай-гун предлагает дополнительные тактические ходы для избежания подобных обстоятельств:
«У-ван спросил Тай-гуна:
— Если враг окружает нас, перекрывая пути наступления, отхода и снабжения, что мы должны делать?
Тай-гун сказал:
— Это самые истощенные силы, какие только бывают. Если будешь как молния, одержишь победу; если промедлишь, потерпишь поражение. В этом положении, если построишь свои войска в боевой наступательный порядок по всем четырем направлениям, используешь боевые колесницы и отборную конницу, чтобы напугать и смутить противника, и немедленно нападешь на него, сможешь прорваться сквозь его ряды.
У-ван спросил:
— После того как мы вырвались из окружения, если мы хотим воспользоваться выгодой и добиться победы, что мы должны сделать?
Тай-гун сказал:
— Левая армия должна немедленно ударить слева, правая армия — справа. Но не дай заманить себя в ловушку в затянувшейся битве на каком-либо направлении. Средняя армия должна двигаться то вперед, то назад. Даже если противник превосходит тебя числом, их полководца можно пленить» (с. 109).
Сдача
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в сражение, если враг выражает желание сдаться, нужно выяснить, истинно или притворно его намерение. Чтобы предусмотреть возможный ход событий, нужно выслать разведчиков и выставить дозоры; днем и ночью следует укреплять оборону, не допуская небрежности или беспечности. Необходимо дать строгие указания своим военачальникам держать войска в неослабевающей готовности в ожидании внезапного нападения, поскольку в таком случае, если враг нападет, ты одержишь победу. Тактический принцип гласит: «Подходи к сдаче противника так же, как к нападению».
Исторический пример
На второй год периода правления Цзянь-ань эпохи династии Поздняя Хань Цао Цао отправился в карательный поход против Чжан Сю в области Вань и вынудил его сдаться. Затем Чжан пожалел о своем решении и вновь поднял мятеж, внезапно вероломно напав на армию Цао Цао. Он убил начальника штаба Цао Цао, а также его родного сына Цао Ана, а сам Цао Цао был ранен стрелой. Когда Цао Цао
двинул свои войска к У-инь, Чжан Сю повел вперед свою конницу. Цао Цао напал на врага врасплох и нанес ему поражение, так что Чжан Сю отступил на соединение с Лю Бяо. Цао Цао сказал своим полководцам: «Наши войска были гораздо сильнее армии Чжан Сю, но я совершил ошибку, не взяв заложников, и поэтому все так закончилось. Запомните это, и в будущем не позволяйте себе терпеть подобных поражений».
Комментарий
В обсуждении тактических принципов, в сущности, повторяется предостережение, содержащееся в главе 57 «Победа»: «Если ты одержал победу, вступив в битву с врагом, нельзя расслабляться или проявлять высокомерие, но следует день и ночь тщательно готовиться, ожидая неприятеля. Тогда, даже если он предпримет нападение, так как ты встретишь его в готовности, вреда не последует». Кроме того, здесь особо подчеркивается возможность применения врагом обманных тактических приемов, уже рассматривавшихся в главе 82 «Мирные переговоры». Поэтому мы отсылаем читателя за подробным комментарием к этим двум главам.
Небеса
Изложение тактических принципов
Когда собираешься послать армию в поход и провести воинский набор, чтобы напасть на виновных и облегчить участь населения вражеской страны, нужно полагаться на сезоны Неба. Если их правитель глуп, а управление беспорядочно, их воины высокомерны, а жители в горе, если они прогоняют достойных и казнят невинных, если во вражеском государстве царят засухи, наводнения, саранча или град, то, напав, ты непременно одержишь победу. Тактический принцип гласит: «Поступай в соответствии с сезонами Неба и веди людей в поход с целью исправления недостойных».
Исторический пример
В эпоху Северных и Южных династий, в первый год периода правления Лун-хуа в Северном Ци, правитель Хоу Чжувэй избрал и выдвинул лицемерных льстецов — Лу Лин- сюаня, Хо Шикая и Хань Чанлуаня, — доверив им управление страной, поручив Чжэнь Дэ яню и Хэ Хунцзе контроль над стратегическими планами. Каждый из них сколотил собственный клан, продвигая своих приятелей по
лестнице иерархии. Законы оказались в небрежении, государственные дела отдавались на откуп богачам, суды подкупались, а беспорядочное управление наносило жителям огромный вред. Впоследствии эти действия привели к периодам засух и проливных дождей, а число грабителей и воров возросло во много раз. Кроме того, правитель отличался подозрительностью и завистливостью к другим правителям, так что они терпели ущерб, даже ни в чем не провинившись перед ним. Главный советник Ху Люйгуан и его младший брат Сянь-гун из Цзиньшаня были казнены, хотя не совершили никаких преступлений. Постепенно стали проявляться признаки грядущей гибели, и внезапно случилось сильное землетрясение. Император У из Северного Чжоу воспользовался ситуацией, чтобы собрать армию и уничтожить неправедного правителя.
Комментарий
В обсуждении тактических принципов мы переносимся во времена династии Чжоу, когда, согласно теории, войны велись исключительно для искоренения зла и смещения несправедливых правителей, иными словами, для избавления простых людей от тирании и угнетения. В идеале военные действия не должны были сильно тревожить мирных жителей; только правитель и его приспешники несли наказание за различные преступления против Дао и человечности, включая самое отвратительное преступление: «казнь невинных». Описание общих условий, формальной стороны и некоторых типичных обвинений, подразумевающих возможность объявления войны, можно найти в трактате «Сыма фа»:
«Затем были достойные правители.
Они установили ритуалы, музыку, законы и измерения; а затем учредили пять наказаний, используя армию, чтобы карать несправедливых. Они совершали инспекционные поездки по уделам, изучали обычаи четырех сторон света, собирали удельных князей и рассматривали различия. Если кто-либо из удельных князей не подчинялся приказам, нарушал порядок, отворачивался от добродетели или нарушал ход сезонов Неба — тем самым угрожая достойным правителям, — они говорили об этом среди удельных князей, называя виновных. Затем они объявляли об этом совершенному Небу, солнцу, луне, планетам и созвездиям. Они совершали молитву духам Земли, духам четырех сезонов, рек и гор, а также на Великом алтаре государства. Затем они подносили жертвоприношения правителям прошлого. Только затем первый министр говорил армии перед лицом удельных князей: „Такое-то государство преступило Дао. В такой-то год, месяц и день вы будете участвовать в походе усмирения. В такой-то день армия достигнет провинившегося государства и соединится с Сыном Неба, чтобы применить «наказание исправления»**.
Первый министр и другие высшие чины отдавали следующие приказы армии:
„Когда вступите на землю преступившего закон государства, не вредите его богам; не охотьтесь на диких животных; не разрушайте земляные укрепления; не жгите дома; не вырубайте леса; не забирайте шесть домашних животных, зерно или инструменты. Когда встретите старых или малых, верните их домой, не причиняя вреда. Даже если встретите взрослых, до тех пор пока они не вступили в бой, не относитесь к ним как к врагам. Если враг ранен, окажите ему помощь и верните домой**.
После казни виновных правитель вместе с удельными князьями регулировал и исправлял управление и обычаи государства. Они выдвигали достойных, возводили на престол просвещенного правителя, а также регулировали и восстанавливали ранги и обязательства» (с. 164-165).
Здесь же перечисляются некоторые виды преступлений, влекущих за собой карательные действия:
«Тот, кто воспользуется слабостью других государств или малостью государства, будет окружен со всех сторон.
Тот, кто убивает достойных людей или вредит людям, будет свергнут.
Тот, кто в своем государстве жесток и нападает на другие государства, будет удален.
У кого поля зарастают травой, а люди бродяжничают, у того будут урезаны границы.
Тот, кто, пользуясь выгодами местности, не подчиняется приказам, будет смят.
Тот, кто ненавидит своих родственников, будет проучен.
Тот, кто убивает своего правителя, будет казнен.
Тот, кто строптив и вздорен, кто вспыльчив и негодует, будет истреблен» (с. 166).
Хотя черты поведения дурного правителя и признаки гибели государства описываются в нескольких ранних военных трактатах, наиболее развернутое описание содержится в «Трех стратегиях»:
«Когда деяния правителя необычайно жестоки, его подчиненные будут спешить принятьсуровые меры. Когда налоги обременительны, повинности многочисленны, штрафы и наказания бесконечны, а люди вредят и крадут друг у друга, это называется „погибшим государством".
Когда государственные чиновники образуют группы и клики и каждый выдвигает тех, кто ему знаком; когда государство призывает и назначает злых и развращенных, преследуя гуманных и достойных; когда чиновники поворачиваются спиной к государству и радеют лишь о себе, а люди одного звания ими разделены, это называется „источником беспорядка".
Когда сильные кланы собирают злых, когда почитаются люди, не имеющие заслуг, и нет никого, кто не страшился бы их величия; когда эта практика распространяется и переплетается с притворной добродетелью, выражающейся в благодеяниях, и они вырывают власть у занимающих должности; когда они вредят тем, кто ниже их, а в государстве шум и клевета, и при этом министры покрывают друг друга и молчат, это называется „порождением беспорядка в корнях".
Когда правитель относится к хорошим как к хорошим, но не выдвигает их; когда он ненавидит злых, но не смещает их; когда достойные отошли от дел и прячутся, а недостойные занимают посты, государству будет нанесен вред.
Когда лживые министры занимают высшие посты, вся армия будет шумной и вздорной. Опираясь на свое влияние, они услащают любимцев и действуют так, что это возмущает войска. В выдвижении и смещении нет никакого основания, злых не отстраняют, а люди ищут выгоду всеми возможными способами. Они присваивают себе право назначения, а при выдвижении и смешении хвастаются своими заслугами. Они клевещут и чернят исполненных великой добродетели и несправедливо обвиняют достойных. Они обращаются одинаково и с хорошими, и с плохими. Они прибирают к рукам и затягивают дела правления так, что приказы не исполняются. Они назначают грубых чиновников, изменяя пути древних и извращая то, что уже сложилось. Когда правитель использует таких безнравственных, он обязательно столкнется с бедствиями и несчастьями» (с. 368—369).
Когда Небеса обращают на правителя свой гнев, следует ожидать дурных предзнаменований и стихийных бедствий, а их появление означает утрату правителем благоволения Небес. (Небеса в данном случае означают некое божество, хотя и в неперсонифицированном воплощении. Впрочем, в военных трактатах «Небеса» по большей части соответствуют «сезонам Неба», означая сезонные и климатические явления, такие как жара и холод, ветер и дождь.) Когда государство Чжоу уничтожило династию Шан, чжоуские правители оправдывали свои действия, указывая на разнузданность и тиранию шанских государей, подчеркивая необходимость спасти жителей государства Шан от дальнейших страданий и одновременно заявляя, что правитель Шан утратил благоволение Неба. В «Шести секретных учениях» приводится взгляд Тай-гуна на преступления и будущую участь династии Шан:
«Ныне в Шан люди одурманены и запутывают друг друга. Вопиющая и неустанная, их жажда удовольствий и развлечений ненасытна. Это признак гибнущего государства. Я видел их поля — сорняков и травы больше, чем злаков. Я видел их людей — жестоких и лгунов больше, чем справедливых и прямых. Я видел их чиновников — они грубы, порочны, бесчеловечны и злы. Они извратили законы и разрушили систему наказаний. Ни высшие, ни низшие чины не осознают положения вещей. Пришло время исчезнуть их государству* (с. 76—77).
Человек
Изложение тактических принципов
В военном деле понятие, называемое «человек», означает, что следует полагаться только на человека и не принимать в расчет предсказания и знамения. Когда армия идет в поход, если над главным знаменем соберутся совы, если покраснеет вино в чаше или если сломается древко знамени, только командующий может устранить следствия этих зловещих предзнаменований. Если ты борешься со злом в согласии с добродетелью, если используешь прямых, чтобы изничтожить кривых, а достойных — чтобы победить глупых, у тебя не должно возникнуть сомнений. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит. «Запрети предсказания, устрани сомнения, и они умрут без колебаний» (с. 225).
Исторический пример
На шестой год периода правления У-дэ при династии Тан поднял мятеж Фу Гунюй, поэтому император отправил против него Ли Сяогуна, правителя уезда Чжоу, и других военачальников. Прежде чем выступить в поход, полководцы и командиры собрались на пир. Командующий приказал принести воды, но вода обратилась в кровь, и все бывшие
при этом побледнели. Однако Ли Сяогун сохранил спокойствие и сказал: «Несомненно, это означает, что Фу Гунюй останется без головы!» Он выпил всю воду, и все вокруг успокоились.
Когда они в первый раз столкнулись с врагом, войска Фу, занимавшие неприступную позицию, разбившись на мелкие отряды, напали на армию Ли, находившуюся среди ущелий, но Ли приказал лишь укрепить оборону и остался на месте. Затем он отправил гибкие войска перерезать вражеские пути снабжения. Вскоре мятежники стали страдать от голода и предприняли ночную атаку. Ли крепко спал и не двинулся со своих позиций. На следующий день он отправил на вражеские укрепления слабые части, чтобы вызвать врага на бой, и подготовил отборную конницу в ожидании ответного удара. Затем слабые части отступили, преследуемые мятежниками, которых тут же встретили отряды под началом Лу Цзушана. Лу вступил в сражение и разбил неприятеля, а Ли Сяогун не преминул воспользоваться победой, чтобы уничтожить оставшиеся неприятельские силы. Так как Фу Гунюй не мог удержать свои позиции, он бежал, но был захвачен в плен конницей.
Комментарий
В противоположность предыдущей главе, согласно которой такие знаки Небес, как чудесные явления, стихийные бедствия и затмения, знаменуют шаткость государства и грядущее падение правителя, данная глава отражает противную точку зрения, излагаемую в большинстве классических военных трактатов и предостерегающую от веры в знамения, пророчества и странные природные явления из-за их отрицательного психологического воздействия.
В древности любое важное государственное мероприятие, а уж тем более война, предпринималось только после проведения гаданий. Многое из того, что нам ныне известно о династии Шан, включая сведения о численности армии, организационной структуре и длительности походов, мы черпаем из многочисленных гадательных текстов, сохранившихся на черепашьих панцирях и бараньих лопатках. Даже в «Шести секретных учениях» при перечислении чиновников главного штаба и их обязанностей все еще упоминаются три астролога:
«Астрологи, трое: ответственны за звезды и календарь; наблюдение за ветром и ци; определение благоприятных дней и времен; изучение знаков и явлений; понимание плохих знамений и бедствий; знание воли Неба относительно завершения дел или отказа от них» (с. 85).
Таким образом, предсказания сопутствовали военным действиям от начала и до конца и оставались их неотъемлемой частью и в последующие эпохи как в Китае, так и на Западе, несмотря на то что обращение к гаданиям и внимание к предзнаменованиям часто порицались военными теоретиками.
Величайшая опасность, которую несли знамения, предсказания и гадания, заключалась в потенциальном негативном психологическом давлений на воинов, так как они могли вызвать беспокойство, сомнения и страх. Поскольку любое проявление сомнения считалось «тяжелейшим бедствием, которому может подвергнуться армия», многие высказывались против использования гадательных практик и других форм предсказания будущего (или любых других отвлекающих факторов, например получения писем из дома, как мы увидим в главе 97 «Письма»). Впрочем, если официально объявленный запрет на гадания часто себя оправдывал, то от природных явлений, таких как затмения, странное поведение птиц или падающие звезды (как в историческом примере к главе 49), нельзя было так просто отмахнуться. Согласно «Сыма фа», чтобы снизить воздействие подобных феноменов, командиры должны вселить в души воинов такую уверенность в своих силах, что в их сердцах не останется места сомнениям и они просто не обратят внимания на зловещие знамения:
«Когда бы дела ни были завершены, они будут продолжаться; когда они соответствуют пути древних, они осуществятся. Если клятва дорога людям, они будут сильными, а ты сам сможешь различить роковые предзнаменования и благоприятные знаки. Дао устранения роковых предзнаменований в следующем: оно называется „справедливостью**. Доверяй честности людей, приблизь их силой, установи основы величественного правления, объедини силу Поднебесной* (с. 17S).
Истории известны ставшие расхожими примерами случаи, когда военачальники терпели неудачу вследствие пренебрежения зловещими приметами, скажем, вступая в сражение в последний день лунного календаря (как в знаменитой битве на реке Личжэ). Ли Цзин, советовавший сохранить определенные мистические обряды, так как умелый полководец может с умом обратить их себе на пользу, привел в следующем отрывке один любопытный пример (а также контрпример) их использования:
«Тай-цзун сказал:
— Можно ли отбросить гадательную практику инь и ян?
Ли Цзин сказал:
— Нельзя. Война — это Дао хитрости, поэтому, если мы верим в гадательную практику инь и ян, мы можем влиять на жадных и глупых. Ее нельзя отбросить!
Тай-цзун сказал:
— Однажды вы сказали, что выбор благоприятных сезонов и дней — не для просвещенных полководцев. Только невежественные полководцы придерживаются их, поэтому лучше этот выбор отбросив».
Ли Цзин сказал:
— Тиран Чжоу погиб в день, обозначенный как цзя- цзы; У ван достиг процветания в тот же день. Согласно благоприятным сезонам и дням, цзя-цзы — это первый день. Шан была в беспорядке, а Чжоу хорошо управлялась. Процветание и упадок различны в данном случае. К тому же сунский император У-ди собрал свои войска в .день, когда
га
идут к гибели*4. Все командиры в армии считали это непозволительным, но император сказал: „Я пойду вперед, и враг погибнет44. Действительно, он покорил их. Ссылаясь на эти случаи, ясно, что выбор можно отбросить.
Однако, когда Тянь Дань был окружен Янь, Дань приказал одному человеку предстать в образе духа. Он поклонился и обратился к нему, и дух сказал, что Янь можно уничтожить. Затем Дань использовал пылающих животных, чтобы наступать, и атаковал Янь, нанеся им сокрушительное поражение. В этом Дао хитрости военных мыслителей. Выбор благоприятных сезонов и дней сходен с этим.
Тай-цзун сказал:
— Тянь Дань вверил свою судьбу таинственному и уничтожил Янь, а Тай-гун сжег стебли тысячелистника и черепашьи панцири и тем не менее выступил, чтобы уничтожить тирана Чжоу. Как же так, ведь эти два поступка противоречат друг другу?
Ли Цзин сказал:
— Непостижимые побуждения были одинаковыми. Один действовал противно правилам и захватил врага, другой — в соответствии с ними и осуществил свои расчеты.
В древности, когда Тай-гун помогал У-вану, они достигли Му-е, где попали под дождь с грозой. Флаги и барабаны были сломаны или уничтожены. Сань Ишэн хотел гадать о благоприятном отклике, прежде чем выступить. Это тот случай, когда из-за сомнений и страха в армии он полагал, что они должны положиться на гадание, чтобы спросить духов. Но Тай-гун был убежден, что сгнившая трава и иссохшие кости не стоят того, чтобы их спрашивать. К тому же в случае, когда подданный нападает на своего правителя, разве будет еше одна такая возможность? Я полагаю, что Сань Ишэн выказал свои побуждения в начале, но Тай-гун приобрел их впоследствии. Даже если один противоречил, а другой следовал практике гадания, причины этого были одинаковыми. Когда ранее я говорил, что эту практику нельзя отбросить, это большей частью для того, чтобы сохранить жизненную точку ци до того, как дела начнут проявлять себя. Будут ли они успешными, это лишь вопрос человеческих усилий, и все!» (с. 439—440).
Как видно из этой цитаты, Ли Цзин не верил в достоверность примет и гаданий, но, следуя заветам Сунь-цзы, использовал любую доступную возможность, чтобы поднять дух воинов и вселить в них уверенность в своих силах.
Трактат «Вэй Ляо-цзы», написанный в конце эпохи Борющихся Царств, начинается со знаменитого отрывка, в котором осуждаются полководцы, полагающиеся на что- либо, кроме человеческих усилий. Позднее этот пассаж также был включен в текст «Вопросов и ответов»:
«Лянский Хуэй-ван спросил Вэй Ляо-цзы:
— Правда ли, что Желтый император, благодаря наказаниям и добродетели, одержал сто побед, не потерпев ни одного поражения?
Вэй Ляо-цзы ответил:
— Наказания использовались при нападении на восставших, добродетель использовалась для сохранения народа. Это не то что называется „небесными знамениями, благоприятными часами и днями, инь и ян, обращением лицом или спиной**. Победы Желтого императора были след - ствием человеческих усилий, вот и все. Почему так было?
Если есть укрепленный город и его атакуют с востока и с запада, но не могут взять, может ли быть, что при нападении со всех четырех сторон был упущен благоприятный момент? Если все еще не можешь взять город, то оттого, что стены высоки, рвы глубоки, оружие и снаряжение полностью подготовлены, материалы и зерно накоплены в больших количествах, а у храбрых воинов врага — единый план. Если стены низкие, рвы неглубокие, а оборона слабая, город можно взять. С этой точки зрения „момент**, „сезоны** и „небесные знамения** не так важны, как человеческие усилия..
Согласно „Небесным знамениям**, расположение войск, когда позади них вода, называется „отрезанной армией**.
Расположение войск, когда впереди хребет горы, называется „брошенной армией". Когда У-ван напал на шанского Чжоу, он расположил войска так, что позади него была река Цзи, а впереди — склон горы. Имея 22 500 человек, он напал на сотни тысяч воинов правителя Чжоу и уничтожил династию Шан. Однако разве правитель Чжоу не расположил войска согласно небесным знамениям?
Полководец из Чу по имени Гун-цзы Синь собирался вступить в сражение с Ци. Согласно верованиям, тот, над кем хвост кометы, одержит победу и его нельзя атаковать. Гун-цзы Синь сказал: „Что может знать комета? Те, кто сражается, не сводя глаз с кометы, будут разбиты и завоеваны". На следующий день он вступил в сражение с Ци и нанес им тяжелое поражение. Желтый император сказал: „Ставить демонов и духов на первое место не столь хорошо, как проверять прежде свои знания". Это означает, что небесные знамения есть ни что иное, как человеческие усилия* (с. 299-300).
В «Вопросах и ответах» Ли Цзйн также разоблачает старые предрассудки, которые способны оказать неблагоприятное воздействие на маневренность армии:
«Тай-цзун сказал:
— Тай-гун утверждал: „Когда пехота вступает в сражение с колесницами и конницей, она должна воспользоваться выгодами холмов, могильных курганов, оврагов и ущелий". К тому же Сунь-цзы сказал: „Местность, подобная изломам Неба, холмы, погребальные курганы и старые укрепления не должны быть заняты армией". Что скажете об этом?
Ли Цзин сказал:
— Успешное ведение войны зависит от единства сердец. Единство сердец основано на запрещении знамений и устранении сомнений. Если у полководца будет что-нибудь, в чем он сомневается или чего он боится, его чувства будут поколеблены. Когда чувства поколеблены, враг воспользуется трещинами, чтобы напасть. Поэтому в охране лагеря или защите местности все зависит от человеческих усилий!
Такая местность, как обрывистые склоны, глубокие ушелья, овраги, проходы с высокими стенами, „природные темни- цы“ и заросшие земли, не подходят для человеческих дел. Поэтому военные стратеги избегают вести туда войска, чтобы не дать врагу получить выгоду. Холмы, погребальные курганы и старые укрепления — это не отрезанная местность и не опасные места. Если мы получили их, это будет выгодой, поэтому как же может быть правильным развернуться и оставить их? То, о чем говорил Тай-гун, — это самая сущность военных дел.
Тай-цзун сказал:
— Я думал, что среди орудий силы нет более устрашающего, чем армия. Если собирать армию выгодно для человеческих дел, как можно — ради того, чтобы избежать дурных предзнаменований, — сомневаться? Если в будущем любой из полководцев не предпримет нужных действий из-за инь и ян или роковых знаков, вам следует приструнить и обучить его* (с. 431—432).
Хотя в данном случае взгляды Тай-гуна оцениваются даже выше советов Сунь-цзы, в «Шести секретных учениях» все-таки содержатся следы гадательных ритуалов, которые можно увидеть в 28-й и 29-й главах «Пять тонов» и «Отличительные признаки армии». В первой обсуждается метод предсказания победы и поражения при помощи особого свистка, издававшего звук пяти различных тонов в зависимости от состояния неприятеля. Во второй ряд привычных признаков силы и слабости завершается отрывком, в котором обсуждается метод определения уязвимости того или иного города по характеру его ци. В целом гадание по ци считалось высоким искусством, долгое время сохранявшим свое значение и культивировавшимся на протяжении веков.
Трудности
Изложение тактических принципов
В целом Дао командования армией заключается в разделении с войсками радостей и тягот. Если войско вступит на опасную и трудную местность, полководец не должен оставлять армию, чтобы спасти свою жизнь. Столкнувшись с трудностями, военачальник не должен изыскивать способа избежать их, но должен стремиться сохранить и защитить все свое войско, не покидая его ни в жизни, ни в смерти. Если он будет поступать таким образом, как воины трех армий смогут забыть об этом? Тактический принцип из «Сыма фа» гласит: «Если столкнешься с опасностью и трудностями, не забывай о людях» (с. 174).
Исторический пример
В эпоху Троецарствия Цао Цао отправился в поход на Сунь Цюаня и затем вернулся в свою страну. Его полководцы Чжан Ляо, Лэ Цзинь и Ли Дянь, имевшие под своим началом более семидесяти тысяч человек, разбили лагерь в Хэфэй. Когда затем Цао Цао выступил в поход на Чжан Лу, он оставил у командующего обороной Сюэ Ди письмо с указаниями, приказав вскрыть его только в случае прибли-
жения врага. Вскоре после этого Сунь Цюань во главе своих войск окружил Хэфэй, так что военачальники вскрыли письмо, в котором было написано: «Если придет Сунь Цюань, полководцы Чжан Ляо и Ли Дянь должны выйти со своими отрядами и вступить в сражение, а армия Лэ Цзиня должна оборонять город и не участвовать в битве».
Все три военачальника были озаоачены этими указаниями. Наконец, Чжан Ляо сказал: «Цао Цао воюет далеко отсюда, поэтому, если враг придет сюда, мы неизбежно будем уничтожены. Поэтому он дал нам такие указания. Однако прежде чем вступить в битву с врагом, мы должны провести контратаку, чтобы ослабить его громадное преимущество в стратегической мощи и тем самым успокоить умы наших воинов. После этого мы сможем держать оборону. Та самая тонкая грань, что отделяет победу от поражения, заключается в этом единственном усилии, так в чем же могут быть сомнения?»
Ли Дянь придерживался того же мнения, поэтому ночью Чжан Ляо отобрал восемьсот храбрых воинов и устроил для них пир, заколов быка, чтобы они как следует подготовились к грядущему сражению. На заре Чжан Ляо надел доспехи и повел солдат на битву. Поначалу они прорвали ряды противника, убив несколько десятков мятежников и обезглавив двух командиров высокого ранга. Затем, громко выкрикивая свое имя, Чжан повел их в атаку на отряд личных телохранителей Сунь Цюаня. Сунь Цюань был крайне испуган. Остальные войска не понимали, что происходит, поэтому они поднялись на возвышенность и увидели, что Сунь Цюань защищается от нападающих длинной алебардой. Чжан Ляо, насмехаясь, предлагал Сунь Цюаню спуститься, но тот не осмеливался двинуться с места.
Воины Суня несколькими рядами окружили Чжан Ляо и его людей, взяв их в плотное кольцо, но Ляо ринулся направо и налево и яростно ударил в лоб, прорвав окружение. Несколько десятков его воинов вырвалось из окружения вместе с ним, но оставшиеся в кольце закричали:
т
«Неужели наш полководец нас покинет?» Чжан Ляо двинулся назад и помог спастись остальным, и никто из армии Сунь Цюаня не осмелился помешать ему. Сражение длилось все утро, и армия Суня упала духом. Тогда Чжан Ляо вернулся в город и привел в порядок защитное снаряжение, тем самым успокоив сердца своих воинов. Сунь Цюань пытался взять город десять дней, но, не добившись успеха, отступил. Чжан Ляо отправился в погоню и напал на армию Сунь Цюаня, чуть было не захватив его самого в плен.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 475;