Срединная стратегия 32 страница
Военачальники просили у него позволения напасть на город, но Сыма И не дал своего разрешения. Цзянь Гуй сказал: «В прежние времена, когда вы напали на Шанъюн, за десять дней вы разрушили прочные городские стены и казнили Мэн Да. А теперь мы зашли так далеко, но вы проявляете еще большее спокойствие и неторопливость. Меня это удивляет». Сыма И ответил: «У Мэн Да было мало войск, но припасов ему хватило бы на год. Армия Юаня в четыре раза больше армии Мэн Да, но припасов им хватит только на месяц. Если, потратив месяц, мы могли бы успешно атаковать врага с годовым запасом продовольствия, то почему бы не действовать быстро? Если бы могли напасть на неприятеля при соотношении четыре на одного, то даже если бы мы потеряли половину армии, но одержали победу, так и следовало бы поступить. Конечно, суть заключается в количестве припасов, а не в числе убитых и раненых. Так насколько же это важнее теперь, когда мятежников много, а нас мало, мятежники голодны, а мы не испытываем ни в чем недостатка. Кроме того, как раз сейчас все еще льют дожди, а наши осадные орудия еще не подготовлены, так зачем же нам идти в атаку? С тех самых пор, как мы выступили в поход из нашей столицы, я нисколько не беспокоился о том, что мятежники нападут на нас, а только о том, что они сбегут. Теперь у них вышли все припасы, а наше окружение еще не замкнуто. Если мы угоним их скот и лошадей и заберем весь фураж, это вынудит их уйти. Дао войны — это путь обмана, и тот, кто преуспел в военном деле, меняется в соответствии с ходом событий. Мятежники по недоумию полагаются на свою многочисленность, так что, даже страдая от голода, не хотят покориться. Мы должны создать видимость нашей неспособности, чтобы успокоить их. Если ради достижения небольшого преимущества мы их напугаем, это не пойдет на пользу».
Позже дожди наконец прекратились, и вэйские войска построили осадные орудия, чтобы напасть на Сянпин. Камни и стрелы падали дождем. В городе закончились припасы, и осажденные чуть не дошли до каннибализма. После этого Гунсунь Юань послал двух своих полководцев — Ван Цзяня и Лю Фу — для переговоров, чтобы они узнали, на каких условиях Сыма И согласится снять осаду. Когда Сыма И и два вражеских военачальника — правитель и подданный — встретились, Сыма И приказал отрубить им головы. Гун сунь Юань внезапно вырвался из города, и Сыма И вновь погнался за ним до Ди шуй, где убил мятежника и затем усмирил область Ляо.
Комментарий
Эта глава является зеркальным отражением предшествующей. Вместо того чтобы ослаблять атакующую мошь своих сильных и обеспеченных необходимыми припасами войск, применяя выжидательную стратегию, нападающая сторона должна вынудить обороняющихся вступить в сражение. Поэтому атакующие должны спешить, угрожать и выводить из равновесия местные войска, чтобы выманить их из укреплений и заставить отказаться от тактики сдерживания. Управление действиями врага требует творческого применения различных тактических приемов и использования многих принципов, уже обсуждавшихся ранее в этой книге, в том числе и принципа «захвати то, что любит неприятель». Впрочем, так как лежащая в основе этих действий теория подробно рассматривалась в главе «Нападение» и некоторых других разделах, мы не считаем нужным приводить здесь дополнительные разъяснения.
В развернутом историческом примере содержится упоминание о быстрой победе, одержанной Сыма И над Мэн Да в ходе кампании, описанной в главе 68 «Быстрота» и приведенной в качестве исторического примера также к главе 69 «Порядок». Целесообразность быстрой атаки на загнанного в угол противника разъясняется в обсуждении тактических принципов к главам 67 и 68 «Медлительность* и «Быстрота» и далее развернуто излагается Мужун Це в историческом примере к данной главе.
Уклонение
Изложение тактических принципов
В целом, когда вступаешь в сражение с сильным противником, если сам ты слаб, а они воодушевлены духом, если они двинулись вперед, а тебе будет трудно им противостоять, следует уклониться. Если ты выждешь, когда они утомятся, а затем внезапно нападешь, то одержишь победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Избегай пылающей ци противника; наноси удар, когда ци вялая или истощена».
Исторический пример
На шестой год периода правления Чжун-пин при династии Поздняя Хань Ван Го, командовавший мятежными войсками из Лянчжоу, осадил Чжэньцан. Император Лин отправил Хуанфу Суна уничтожить мятежников. Дун Чжо предложил наступать как можно быстрее, но Хуанфу сказал: «Одержать сто побед в ста сражениях не столь важно, как подчинить неприятеля без боя. Тот, кто преуспел в войне, первым делом выбирает позицию, где он не может быть разбит, вместе с тем не упуская любой возможности разбить врага. Хотя Чжэньцан маленький город, он прекрасно
ш
подготовлен, и взять его нельзя. Когда Ван Го попытается взять Чжэньцан приступом и не сможет этого сделать, его войска будут очень утомлены. Напав на уставшего врага, мы непременно одержим полную победу».
Ван Го осадил город и пошел на приступ, но защитники отбили нападение. Войска мятежников устали и утомились, поэтому Ван Го снял осаду и отошел. Тогда Хуанфу Сун повел армию в наступление, погнался за противником и вступил в сражение. Дун Чжо сказал: «Не преследуй загнанного в тупик, не сражайся с армией, отступающей в родную страну». Хуанфу возразил: «Это не так». Затем без Дун Чжо он пустился в погоню за Ван Го, разгромил его в бою и уничтожил. Узнав об этом, Дун Чжо пришел в изумление.
Комментарий
В обсуждении тактических принципов вновь рассматривается фундаментальный принцип (уже довольно подробно проанализированный в главах «Безопасность» и «Дух»): уклоняться от столкновения с воодушевленным врагом, пока он не упадет духом и не устанет. Большой интерес представляют цитаты из «Искусства войны» Сунь-цэы, введенные в диалог, который ведут между собой полководцы в историческом примере. Это в очередной раз свидетельствует о том, что к III веку н. э. книга Сунь-цзы уже тщательно изучалась и часто заучивалась наизусть. Объяснение Хуанфу Суна начинается со знаменитой цитаты из главы «Планирование нападения», приведенной в несколько урезанном виде: «Одержать сто побед в ста сражениях — это не вершина превосходства. Подчинить армию врага, не сражаясь — вот подлинная вершина превосходства» (с. 203). Затем он цитирует высказывание из главы «Боевая диспозиция»: «Тот, кто преуспел в войне, первым делом выбирает позицию, где он не может быть разбит, вместе с тем не упуская любой возможности разбить врага» (с. 206). Очевидно, Хуанфу Сун не только читал трактат Сунь-цзы, но
и полностью разделял философию одержания победы без боя, уничтожения врага путем тактического превосходства и умелого использования стратегической мощи.
Интересно также, что конечный итог действий Хуанфу Суна ставит под вопрос тактические принципы, обсуждавшиеся ранее в главах 75 и 76 «Отступление» и «Погоня». Дун Чжо цитирует хорошо известное предупреждение из трактата «Сыма фа» об опасности преследования отступающего противника, но Хуанфу Сун игнорирует его совет и отправляется в погоню, в конце концов одерживая полную победу. Таким образом, не обращая внимания на потенциальные угрозы и засады, Хуанфу использует благоприятную возможность, исходя из безнадежного положения врага и маловероятность того, что за его вступлением скрывается тактическая уловка.
Осады
Изложение тактических принципов
В целом Дао ведения осады заключается в окружении врага со всех четырех сторон, но предоставлении ему открытой лазейки, чтобы оставить путь к спасению. Если сможешь сделать так, что неприятель не будет сражаться изо всех сил, то сумеешь взять город и разбить его армию. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Если осаждаешь армию, оставь открытый проход».
Исторический пример
В конце правления династии Поздняя Хань вэйский Цао Цао окружил Хугуань, но не смог его взять. Тогда Цао Цао объявил, что после того, как он возьмет город, он похоронит всех в огромном кургане. Но город держался день за днем, не собираясь сдаваться.
Цао Жэнь сказал Цао Цао: «Когда осаждаешь город, нужно показать защитникам путь к спасению, чтобы дать им надежду избежать смерти. Ваше объявление, что вы похороните всех врагов, заставило всех их мужественно обороняться. Кроме того, крепостные стены прочны, а внутри много припасов. Если вы пойдете на приступ, наши войска понесут тяжелые потери; если вы просто продолжите осаду, она будет длиться без конца и срока. Бросить наших воинов на прочные крепостные стены и напасть на врага, готового стоять насмерть, такая стратегия не принесет успеха». Цао Цао последовал его совету и вскоре смог захватить город.
Комментарий
Главные условия, по которым военачальник определяет, идти ли на приступ или просто осадить город или укрепленный лагерь, уже обсуждались в главах 67 и 68 «Медлительность» и «Быстрота», в комментарии к которым приведены относящиеся к этому вопросу развернутые цитаты из классических текстов. В этой главе подчеркивается нецелесообразность чрезмерного давления на осажденного противника, так как в этом случае он окажется в «смертельной местности» и, по всем канонам китайской военной теории, будет оказывать ожесточенное сопротивление. Поэтому излишне агрессивная тактика считалась ошибочным методом. (Тем не менее следует обратить внимание на отрывок из «Вэй Ляо-цзы», процитированный в комментарии к главе 68 и посвященный описанию психологии обороняющейся стороны. Как вытекает из этого описания, поднять боевой дух и воодушевить людей, обреченных на верную гибель, вовсе не так просто и иногда недостижимо. Естественная склонность к отчаянию, отмечаемая в «Вэй Ляо- цзы», которую столь успешно использовали в своих целях монголы и другие завоеватели, проводившие кампании устрашения, — во многом противоречит традиционной точке зрения. Впрочем, в историческом примере Цао Цао достигает успеха, следуя каноническим принципам китайской военной науки.)
В общем, военные теоретики начиная с Тай-гуна (см. главы «Безотлагательная битва» и «Решительное отступление» в его «Шести секретных учениях») и на всем протяжении эпохи Тан рекомендовали ослаблять боевой дух врага и подрывать его решимость, предоставляя надежду на спасение. За этими советами стоит тот же анализ психологических факторов, на котором основываются принципы, запрещающие препятствовать отступающему неприятелю и полностью загонять в тупик противника, будь то в поле или в лагере. Осады относятся к числу типичных ситуаций, рассмотренных Тай-гуном, как, например, в следующем отрывке, в котором он советует оставить проход, чтобы побудить врага к бегству:
«У-ван спросил:
— Предположим, что когда снабжение отрезано — враг не может ничего доставить извне, — и те и другие условятся и дадут клятву, все рассчитают и выступят ночью, бросив в смертельную схватку все свои силы. Одна часть колесниц, конницы и пехоты атакует нас изнутри, другая — извне. Командиры и солдаты в смятении, три армии побеждены. Что должно быть сделано?
Тай-гун сказал:
— В этом случае раздели свои войска на три части. Внимательно оцени условия местности и затем стратегически расставь их. Необходимо в деталях знать точное расположение второй армии, а также главных и вспомогательных укреплений противника. Оставь им проход, чтобы побудить врага пробиваться. Враги будут испуганы и если не уйдут в горы или леса, то возвратятся в город или поспешат на соединение со второй армией. Поскольку их колесницы и конница далеко, атакуй в лоб, не давая им уйти. Так как оставшиеся в городе подумают, что у тех, кто двинулся первым, есть надежный путь к отступлению, их хорошо организованные части и сильные командиры пойдут следом, оставив в городе только слабых и старых. Раз наши колесницы и конница проникли в глубь владений противника, двигаясь в отдалении, никто из вражеской армии не посмеет приблизиться. Не давай им вступить в битву; пусть отрежут снабжение и дороги, и тогда победишь» (с. 117-118).
Сходные рекомендации содержатся в следующей цитате из «Вэй Ляо-цзы», где перечисляются несколько факторов, по которым можно определить целесообразность осады и нападения на город:
«Когда полководец легкомысленен, укрепления — низки, а умы людей — в разброде, на них можно напасть. Если полководец тверд, а укрепления высоки, но войска испуганы, их можно окружить. В целом, когда окружаешь кого- нибудь, создай видимость небольшой выгоды для врага, чтобы он слабел день ото дня. Тогда обороняющиеся вынуждены будут урезать пайки, пока им не будет нечего есть. Когда войска сражаются друг с другом ночью, они испуганы. Если войска избегают своих обязанностей, они недовольны. Если они лишь ждут, что кто-то придет и спасет их, а когда приходит время битвы, они возбуждены, значит, они все утратили волю и удручены. Потеря духа уничтожает армию; ошибочные расчеты уничтожают государство» (с. 335-336).
Таким образом, ослабив боевой дух противника, полководец приблизит победу и снизит число возможных потерь среди своих войск.
Разглашение
Изложение тактических принципов
В целом на войне то, что называется «разглашением», означает определенное утверждение. Например, если ты говоришь, что будешь нападать с востока, но вместо этого атакуешь с запада, если ты намечаешь одних, а нападаешь на других, вражеские войска не могут понять, где готовиться к защите. Поэтому место, куда ты направишь свой удар, непременно не будет защищено. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Когда кто-то умеет нападать, враг не знает, где организовать оборону» (с. 209).
Исторический пример
На пятый год периода правления Цзянь-у в эпоху династии Поздняя Хань Гэн Янь и Чжан Шэ столкнулись друг с другом. Чжан Шэ послал своего младшего брата Чжан Ланя во главе двадцати тысяч отборных войск защищать Сиань, меж тем как военные охранители нескольких уездов, объединив свои силы и создав единую армию в десять тысяч человек под началом самого Чжан Шэ, обороняли Линь- цзы. Эти два города находились на расстоянии сорок ли один от другого. Гэн Янь повел свою армию на Хуачжун,
который располагался посередине между ними. Он знал, что, хотя Сиань маленький город, он хорошо укреплен, а обороняют его отборные части. И наоборот, хотя Линь- цзы большой город, на него можно напасть. После этого он собрал своих подчиненных и сообщил им, что через пять дней они нападут на Сиань. Когда об этом узнал Чжан Лань, он день и ночь стал подготавливать Сиань к обороне.
В назначенное время Гэн Янь приказал своим военачальникам накормить их отряды посреди ночи и с рассветом выступить на Линьцзы. Сюнь Лян из Оборонительной армии и другие полководцы высказывали недовольство таким решением, считая, что лучше будет быстро атаковать Сиань. Гэн Янь сказал: «В Сиане знают, что мы хотим напасть, поэтому они готовились к обороне день и ночь. Однако, нанеся удар по Линьцзы, мы пойдем туда, где нас не ждут, поэтому наше появление несомненно приведет их в замешательство и смятение. Если мы пойдем на приступ, то возьмем город за один день. Когда мы захватим Линь цзы, Сиань останется без поддержки. Если Чжан Лань будет отрезан от Чжан Шэ, он непременно отступит. Это называется „ударить по одному и захватить двоих". Напротив, если мы безуспешно попытаемся взять Сиань, мы бросим наших воинов на их прочные крепостные стены и потеряем много людей ранеными и убитыми. Даже если нам удастся захватить город, Чжан Лань просто отведет своих воинов к Линьцзы, где соединится со второй армией, и тогда они смогут составить стратегический план против нас. Мы зашли далеко в глубь вражеской территории, так что у нас нет тылового обеспечения. Если мы не вступим в сражение в течение недели, то попадем в сложное положение. То, что предлагаете вы, не принесет нам успеха». После этого он напал на Линьцзы, взял город за полдня и укрепился там. Когда Чжан Лань услышал об этом, он действительно отступил.
Комментарий
Дезинформация во все времена сопутствовала военному делу. Впрочем, в концепции Сунь-цзы она, как и обман, является всего лишь конкретным выражением фундаментального принципа бесформенности и потому ценится меньше, чем сама бесформенность. Конечно, средний полководец вряд ли смог бы задумать и привести в исполнение обычный круг уловок и простых обманов, включая ложные атаки, поднятие пыли с помощью хвороста, притворные отступления и дезинформацию, подобную описанной в историческом примере. Немногие способны успешно скрыть бесформенность за внешней видимостью армейской диспозиции, несмотря на то что именно этот аспект особо выделял Ли Цзин в качестве высшей ее реализации.
Название главы, буквально означающее «звук», может относиться к любым звукам, используемым для введения неприятеля в заблуждение. Хотя в обсуждении тактических принципов все внимание сосредоточено на намеренной утечке ложной информации, под это определение с равным успехом подойдут любые словесные выражения — такие как постановка задачи, современная пресс-конференция или же заявленное Гэн Янем намерение напасть на Сиань в историческом примере. Кроме того, на конкретном тактическом уровне сама армия может начать наступление, сопровождаемое большим шумом, в одном месте, чтобы напугать защитников и вызвать неадекватную ответную реакцию, наметив направление основного удара в другой точке. Выражение «говорить о востоке, но ударить на запад» долгое время служило пословицей, означавшей намеренную дезинформацию. Самым знаменитым историческим примером использования этой уловки, несомненно, являются действия союзников до высадки в Нормандии, когда они сфабриковали целые горы данных и организовали многочисленные утечки сведений, косвенно указывающих на то, что они собираются напасть на Кале, вынудив немцев неоправданно укрепить оборону в этом районе. Тем самым они воплотили в жизнь основной принцип Сунь- цзы, рекомендованный им для введения в заблуждение обороняющейся стороны:
«Поэтому, когда кто-то умеет нападать, враг не знает, где организовать оборону; когда кто-то умеет обороняться, враг не знает, где атаковать. Непостижимо! Непостижимо! Это приближается к бесформенному. Возвышенное! Возвышенное! Это достигает беззвучности. Поэтому он может быть властителем судьбы врага» (с. 209).
«Поэтому, если я определяю расположение сил противника, в то время как мои войска неразличимы, я могу собрать их, когда силы врага разделены. Если мы собраны в единую силу, а противник разделен на десять частей, то мы нападем на него с превосходящей в десять раз мощью. Тогда нас будет много, а врагов — мало. Если мы сможем напасть такими большими силами на малое количество врагов, вступившие с нами в битву будут сжаты со всех сторон.
Место, где мы будем сражаться с врагом, не должно быть изестным ему. Если он не знает о нем, он будет вынужден подготовить множество узлов обороны. Если узлов обороны, подготовленных врагом, будет много, тогда сил, с которыми он вступит в бой, будет мало. Тогда, если он изготовится спереди, сзади будет мало воинов. Если они защищают тыл, впереди будет мало сил. Если он готовится обороняться слева, то справа будет мало воинов. Если он готовится обороняться справа, то тогда слева будет мало воинов. Если у него не будет незащищенных позиций, то тогда в любом месте воинов будет немного. Немногие готовятся против многих; многие заставляют немногих готовиться против них» (с. 210).
Мирные переговоры
Изложение тактических принципов
Когда собираешься вступить в битву с врагом, сначала отправь к нему несколько посланцев, чтобы обсудить условия заключения мира. Даже если неприятель согласится на переговоры, вы будете по-разному понимать язык предложений. Затем, полагаясь на их вялость и расслабленность, собери отборные части и внезапно ударь по врагу, чтобы уничтожить его армию. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Тот, кто ищет мира, не ставя никаких предварительных условий, следует страте геме* (с. 218).
Исторический пример
В конце эпохи династии Цинь, когда по всей стране собирались армии, Лю Бан занял ущелье Угуань, собираясь нанести удар по войскам Цинь в ущелье Яогуань. Чжан Лян сказал: «Циньская армия все еще сильна, и разгромить ее нелегко. Я узнал, что их полководцы по большей части сыновья мясников и торговцев, поэтому, если мы соблазним их выгодными предложениями, нам будет гораздо проще. А пока что нам лучше оставаться среди скал». Затем он отправил отряд, чтобы тот двинулся вперед и создал
видимость, будто готовится накормить здесь пятьдесят тысяч человек, и, кроме того, приказал увеличить число знамен и стягов, чтобы ввести врага в заблуждение относительно истинной численности своей армии. Лю Бан также послал Ли Шэна и Лу Цзя подкупить вражеских военачальников. Как и ожидалось, циньские полководцы согласились заключить мир, а Лю Бан, со своей стороны, захотел выслушать их условия. Однако Чжан Лян сказал: «Поднять мятеж против Цинь хотят только полководцы; может быть, низшие начальники и войска настроены по-другому. Нужно воспользоваться беспечностью военачальников, чтобы внезапно напасть на них». Тогда Лю Бан повел своих воинов в атаку на циньскую армию и разбил неприятеля наголову.
Комментарий
Начало переговоров о мире или перемирии во время войны или военного кризиса неизбежно порождает определенные надежды у тех, кто привержен справедливости, стремится избежать военных столкновений или просто рассчитывает одержать верх над врагом без боя, а также входит в интересы тех, кто пытается протянуть время или скрыть свои истинные намерения. Надежаы на мирное разрешение конфликта непременно снижают напряженность, а тем самым и бдительность, предоставляя благоприятную возможность для тех, кто не привык обременять свою совесть такими понятиями, как честь, доверие и добродетель, — иными словами, для «реалистов», стремящихся к победе любой ценой. Подобная практика, вероятно, была широко распространена, поскольку Сунь-цзы — но, что любопытно, только он один — уже чувствовал необходимость предупредить читателя об опасности таких уловок, входящих в арсенал тактических ловушек, которым должен располагать всякий мудрый военачальник. (Поэтому в главе 84 «Сдача» читатель получает предупреждение никогда 3S0 не впадать в беспечность при сходных обстоятельствах.) С другой стороны, военачальники, прибегающие к обманным переговорам, тем самым приносят в жертву свою репутацию, хотя бы они даже утверждали, будто совершенно искренне выдвигали мирные предложения, которые были отвергнуты противником. Если бы такой полководец захотел прибегнуть к ложным переговорам о сдаче или заключении мира в будущем, немногие оказались бы столь глупы, чтобы позволить ему затянуть время и применить новую тактику во второй раз.
Переговоры, инициированные японцами незадолго до событий в Перл Харборе, часто приводятся в качестве печально известного примера использования этой уловки, а также неспособности прислушаться не только к предостережениям Сунь-цзы (несомненно, незнакомым американским генералам), но и просто к голосу здравого смысла. Очевидно, иудеохристианская этика (а равным образом и конфуцианская), предписывавшая верить людям на слово, попросту сбивала с толку легковерных, когда речь шла о жизненно важных вопросах, тем более что, по-видимому, тщетное желание избежать конфликта заложено в самой человеческой природе. Впрочем, еше более поразительным выглядит та готовность, с которой в конце Второй мировой войны союзники слепо верили в то, что Япония действительно приняла условия капитуляции. Когда Тихоокеанский флот вошел в японские прибрежные воды, он вполне мог быть уничтожен, если бы японцы решились еще раз прибегнуть к старой уловке, уже доказавшей свою эффективность. С другой стороны, в эту же категорию «нежелание» всерьез воспринять стремление японцев к миру, часто приводящееся в качестве аргумента современными критиками, осуждающими применение атомных бомб как бесчеловечное, ненужное и неоправданное.
Отражение
нападения
Изложение тактических принципов
На войне, если врагов много, а твоих воинов мало и неприятель быстро движется, чтобы окружить тебя, следует изучить относительную численную силу и расположение в понятиях пустоты и полноты. Ты не можешь поступить безрассудно и попытаться ускользнуть по открытому пути, так как есть опасность, что по тебе ударит хвост неприятельской армии. Нужно применить круговое построение и выстоять во вражеском окружении. Даже если ты видишь брешь, ее надо укрыть, чтобы укрепить сердца начальников и воинов. Если ты пойдешь в яростное наступление во всех четырех направлениях, то непременно добьешься преимущества. Тактический принцип из «Сыма фа» гласит: «Если враг многочислен, собери свои силы и сдерживай его атаки».
Исторический пример
В эпоху Северных и Южных династий в первый год периода правления Цзинь-тай, вэйский Гао Хуань отправился в карательный поход на циньского военачальника Эрл Чжу Чжао, разбившего лагерь в области Синьду. Через год, вес
ной первого года периода правления Юн-си императора Сяо-у Гао Хуань захватил город Е. Эрл Чжу Гуан вышел из Чанани, Эрл Чжу Чжао из Цзиньяна, Эрл Чжу Ду люй из Лояна, а Эрл Чжу Чжун Юань из Дунцзюня, и все они собрались у Е. Их соединенные силы числом в двадцать тысяч воинов стали лагерем по обеим берегам реки Чжан. Гао Хуань вышел из Е и остановился у Цзымо. У него не было и трех тысяч конницы, а пехоты не больше тридцати тысяч, так что он стал круговым построением у подножия горы Ханьлин. Он связал вместе волов и ослов, чтобы перегородить обратный путь и заставить своих воинов сражаться насмерть. Затем Гао Хуань отделил отборные конные и пехотные части, приказав им прорвать окружение, напал на врага по всем направлениям и наголову разгромил соединенные вражеские армии.
Комментарий
Положение, описанное в обсуждении тактических принципов, соответствует ситуации, обрисованной в главе 80 «Осады», но рассматривается с точки зрения осажденных. В подобных обстоятельствах первая задача полководца заключается в том, чтобы не дать соблазнить своих воинов надеждой на спасение, если враг намеренно оставит открытую брешь в окружении, как рекомендуется в главе 80. Поэтому в обсуждении тактических принципов дается совет закрыть все бреши, чтобы войска осознали безнадежность своего положения. Такие действия полностью согласуются с советом, приведенным в главе 50 «Опасность». Кроме того, предупреждение о возможной засаде, почти наверняка ожидающей армию, пытающуюся улизнуть по оставленному открытым пути, вероятно, отражает доктрину, изложенную в главе 71 «Разделение», в соответствии с которой сильное войско, окружающее малочисленного противника, должно разделиться на обычные и необычные части. Конечно, за этим кроется фундаментальный принцип, требующий вынудить врага к нарушающему его порядки передвижению, даже если он малочислен, тем более что численно превосходящим силам сложно задействовать всю свою мощь в атаке на компактные построения. Тем не менее в главе «Планирование нападения» Сунь-цзы советует: «Если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его» (с. 204).
Среди приблизительно двадцати построений, использовавшихся в китайском военном деле (и подробно обсуждаемых Сунь Бинем в главе «Десять построений»), основными следует считать круговое и квадратное. Любая хорошо обученная армия с эпохи Весен и Осеней умела быстро перестраиваться из одного построения в другое. По словам Сунь Биня, «круговое построение объединяет», что особенно важно в ситуации, рассмотренной в данной главе. А у Сунь-цзы мы находим следующее высказывание: «В суматохе и растерянности их построение — круговое, и победить их невозможно» (с. 208). В главе 5 «Пехота» нашей книги также рекомендуется применить круговое построение, когда пехотные части подвергаются нападению со всех сторон, и в подходящий момент перейти в контратаку по всем направлениям: «Если враг атакует со всех четырех сторон, нужно перестроиться в круговой порядок, разделив свои войска на четыре части, чтобы атаковать врага со всех сторон». В главе 4 «Военных методов» Сунь Биня также содержатся указания, как применять колесницы и различные виды оружия, чтобы создать временные полевые укрепления, которые не только послужат оборонительной линией (которую советует в некоторых ситуациях возводить Тай- гун), но и сплотят защищающихся воинов. И напротив, рекомендуемый Сунь Бинем метод нападения на круговое построение (излагаемый в «Десяти вопросах») выявляет динамический характер подобных столкновений и проясняет задачи, стоящие перед обороняющейся стороной:
«Чтобы нанести удар по врагу, ставшему в круговой строй в ожидании нашего нападения и полагающегося на
прочность рядов, нужно разделить наши три армии на четыре или пять ударных частей. Одни из них должны напасть на противника и обратиться в притворное бегство, будто из страха перед ним. Когда неприятель увидит, что мы испугались, он разделит свои силы и погонится за нами, тем самым расстроив свои ряды и нарушив их прочность. Тогда начнут бить наши барабаны, и пять ударных частей вместе пойдут в атаку. Если все пять ударят одновременно, три армии будут едины в своей неудержимости. Таково Дао нападения на круговое построение».
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 441;