Срединная стратегия 29 страница

Правитель Чу поставил во главе армии, отправленной в Ци, Лун Це. Некто сказал ему: «Так как ханьские войска сражаются далеко за пределами своей страны, они будут отчаянно биться, и их сила неодолима. Напротив, армии Ци и Чу будут сражаться на родной земле, поэтому, когда они вступят в сражение, их воины будут быстро разбиты и рассеяны. Поэтому лучше всего для нас обоих возвысить стены укреплений. Если вы посоветуете правителю Ци приказать своим верным подданным собрать всех людей из захваченных городов, когда они услышат, что их прави­тель ждет помощи из Чу, они несомненно поднимут вос­стание против Хань. Когда ханьские войска, занимающие города Ци и Чу в двух тысячах ли от своей родной стра­ны, обнаружат, что все обратились против них, даже при всей своей мощи они не смогут раздобыть пищи и сдадутся без боя».

Лун Це сказал: «Я всегда считал Хань Синя безрассуд­ным. Когда ему нужна была пища, он положился на какую- то прачку, так что он не может обеспечить даже сам себя; он перенес оскорбление и прополз между ног у мужчины, так что у него не хватает смелости, чтобы противостоять другим. Он не достоин того, чтобы из-за него беспокоиться. Кроме того, если Ци будет спасено без боя с нашей сторо­ны, каких успехов мы достигнем? Однако, если мы вступим в сражение и захватим страну, то мы приобретем половину

Ци, так чего же сомневаться?» И затем он двинулся, чтобы вступить в битву с Хань Синем.

Оба войска расположились по разным берегам реки Вэй. Той ночью Хань Синь приказал своим людям набить кам­нями и песком более десяти тысяч мешков, чтобы прегра­дить верхнее течение реки. На следующий день он повел половину своей армии, чтобы переправиться через реку и напасть на Лун Це. Однако, завязав бой, он притворился, что не может одержать победу, и вместо этого развернул свои войска и приказал отступать. Лун Це в радости вос­кликнул: «Я знал, что Хань Синь трус!» После этого он приказал своей армии переправиться через реку и пресле­довать войска Хань Синя. Хань Синь отдал своим людям приказ разобрать временную дамбу из мешков с песком вверху по течению, и вода хлынула в прежнее русло. Более половины армии Лун Це не смогло переправиться через ре­ку, и Хань Синь немедленно напал на тех, кто уже пере­правился. Лун Це был убит, а остальные войска рассеялись и бежали. Гуан, правитель Ци, тоже бежал, и Хань Синь преследовал его в северном направлении до Чэнян, где и взял его в плен. Все войска Ци сдались, и Хань Синь усми­рил Ци.

Комментарий

Как мы отмечали ранее, в древности сражения, разворачи­вавшиеся на реке, было вести и сложно, и опасно, особен­но если эти реки были такими широкими, как Хуанхэ, или такими бурными, как некоторые стремнины за пределами срединных китайских равнин. Две армии, двигавшиеся па­раллельным курсом вверх или вниз по течению по разным берегам реки и не имевшие возможности нанести удар про­тивнику из-за разделявшего их препятствия, могли лишь наблюдать одна за другой. Однако в тех местах, где можно было переправиться через реку — а такие места были хоро­шо известны, — обе стороны в принципе могли напасть


друг на друга. Поэтому были разработаны общие правила сражения на реке как для осуществления переправы с даль­нейшим нападением на неприятеля, так и для обороны против зачастую превосходящего по численности против­ника, успешно переправившегося через реку. Там, где вода была слишком глубока, солдаты были вынуждены исполь­зовать самодельные плоты и лодки, как мы видели в гла­ве 63 «Далекое». Нужно было выбрать наиболее доступное место высадки, чтобы облегчить подъем на противополож­ный берег; с другой стороны, это открывает достаточно большое количество возможностей. Напротив, армия, пе­реходящая реку вброд, будет ограничена в маневре меля­ми, на месте которых благодаря более медленному тече­нию происходит отложение песка и камней или же русло расширилось настолько, что глубина упала до метра. В лю­бом случае обороняющиеся, прочно закрепившись на бе­регу, пользуются несоизмеримым преимуществом, обычно позволяющим остановить любое нападение. На самом де­ле, в главе «Преимущества местности» Сунь Бинь перечис­ляет «переправу через реки» среди пяти положений, в ко­торых нельзя одержать победу, наряду с нападением на противника, закрепившегося на холме; движением против течения; расположением на гибельной местности; и напа­дением на противника, стоящего в лесу. Таким образом, в изложении тактических принципов рекомендуется распо­лагаться на некотором расстоянии от берега реки, чтобы заставить неприятеля подумать, будто он может создать плацдарм. (С другой стороны, если позволить врагу соз­дать такой плацдарм, это может привести к фатальным по­следствиям, как довелось узнать на собственном горьком опыте Фу Цзяню в сражении на реке Фэй, описанной в историческом примере к главе 11 «Большие силы».)

Хотя военным действиям на реках уделялось немно­го внимания в теоретической литературе, и Сунь-цзы, и У Ци советовали дать противнику переправить полови­ну своей армии, прежде чем напасть на него. Совет У Ци,

гп


приведенный в главе «Оценка противника» из «У-цзы», входит в число тактических принципов, определяющих использование слабостей врага в типичных ситуациях:

«Ведя войну, необходимо выяснить сильные и слабые стороны врага и спешить, чтобы воспользоваться его сла­бым местом. Если противник только что прибыл издалека и его боевые построения еще не в порядке — напасть на него. Если враг поел, но еще не разбил лагерь — напасть на него. Если враг суетится — напасть на него. Если он слиш­ком занят — напасть на него. Если он еще не воспользовал­ся выгодами местности — напасть на него. Если он поте­рял время и не воспользовался моментом — напасть на не­го. Если он совершил длительный переход и задние ряды не отдохнули — напасть на него. Если он переходит реку и только половина сил перешла на другую сторону — напасть на него. Если он на узких и стиснутых дорогах — напасть на него. Если флаги и знамена врага беспорядочно двига­ются — напасть на него. Если его построения часто пере­ходят с места на место — напасть на него. Если полководец отделен от своих солдат — напасть на него. Если враг напу­ган — напасть на него. При этих условиях нужно отобрать лучшие части, чтобы обрушиться на врага, разделить остав­шиеся силы и продолжать наступление — проводя атаку быстро и решительно» (с. 26S).

В историческом примере мы находим яркое подтверж­дение двух фактов. Во-первых, Хань Синь не только изучал сочинения Сунь-цзы К У-цзы, но и применял их тактику, обратившись в притворное бегство, когда враг ввел в бой лишь половину своих войск и тем самым завлек неприяте­ля в смертельную местность. Во-вторых, командующие оценивали своего противника и действовали в соответст­вии с полученным впечатлением. Поэтому, в зависимости от точности своих оценок, они либо достигали потрясаю­щих успехов, либо терпели ужасающие неудачи. Хань Синь, сыгравший главную роль в возвышении и упрочении вла­сти династии Хань (и благодаря этому заслуживший право


на одну из самых пространных биографий в «Ши цзи», ис­тории той эпохи), был в молодости честолюбив, но беден, и потому — по крайней мере, в романтическом изложении его биографии — был вынужден многое стерпеть, чтобы выбиться в люди. Лун Це располагал верными сведениями, и его суждения о вероятном поведении Хань Синя основы­вались на разумном предположении неизменности челове­ческой природы, но он упустил из виду то влияние, которое может оказывать на людей власть, которой они облечены, и пренебрег здравым советом прибегнуть к выжидательной стратегии, находившимся в соответствии с представления­ми, содержащимися в военных трактатах. Поэтому он впал в заблуждение и в сущности сам уготовил себе поражение.

Хань Синь, со своей стороны, разработал более проду­манный план сражения, использовав мешки, набитые пес­ком, для временного снижения уровня воды, чтобы за­влечь неприятеля в погоню по мелководью. Кроме того что эта тактика интересна сама по себе (впрочем, остается не­понятным, почему разведывательные патрули Лун Це не обнаружили этих действий противника), можно отметить, что ее применяли начиная с эпохи Весен и Осеней. Реки разворачивали, чтобы затопить лагерь или предотвратить наступление, а на небольших реках и протоках устраива­лись дамбы, чтобы запрудить их, пока не наберется доста­точно воды, которую можно было бы использовать в каче­стве своеобразного тарана, способного снести неприятель­ский лагерь, разбитый вниз по течению и расположенный слишком близко от берега или в болотистой местности. Гений Хань Синя ярко проявился в искусном тактиче­ском сочетании благоприятных условий местности с уче­том основных черт характера противостоящего командую­щего. Именно благодаря этим двум составляющим он су­мел заманить противника в ловушку и одержать полную победу.


64 1

Огневые стратегии *1?

Изложение тактических принципов

На войне, когда враг занимает позиции в местности, бо­гатой травой и хворостом, строит укрытия из рами и бам­бука или собирает траву и укладывает ее в стога для фура­жа, если погода сухая и жаркая, ты можешь использовать направление ветра, чтобы пустить огонь и поджечь про­тивника. Если ты не медля вслед за этим нанесешь удар своими отборными частями, вражеская армия может быть уничтожена. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Применение огневых атак зависит от соответст­вующих условий» (с. 229).

Исторический пример

В первый год периода правления Чжун-пин императора Лина из династии Поздней Хань, Хуанфу Сун отправился в поход, чтобы подавить восстание Желтых повязок. Хань­ский военачальник Чжу Цзюнь вступил в бой с войском мятежников под началом Бо Цая и был разбит. Затем Бо Цай окружил Хуанфу Суна у Чаншэ и разбил свой лагерь посреди местности, поросшей высокой травой. Тут под­нялся сильный ветер, и Хуанфу Сун приказал своим сол­датам сделать факелы и взобраться на стены укреплений, одновременно велев отборным частям пробраться сквозь бреши в кольце окружения и выйти в тыл врагу. Выполнив приказ, эти люди пустили огонь в тылу противника, раз­разившись дикими криками и воплями, после чего люди, стоявшие на стенах, также пустили огонь на врага. Тогда Хуанфу Сун приказал бить в барабаны и отправил свои войска в атаку на вражеские позиции. Армия Бо Цая, испу­ганная и застигнутая врасплох, бежала. В это время подо­шла другая армия под началом Цао Цао, отдельно послан­ная против восставших императором, и тут же вступила в сражение, нанеся врагу сокрушительное поражение и убив более десяти тысяч мятежников.

Комментарий

Огневые атаки применялись в китайском военном деле, но мало обсуждались военными теоретиками, ра исключени­ем Сунь-цзы, Тай-гуна (суждения которого об оборони­тельных мерах уже цитировались в комментарии к главе 27 «Подготовка») и Сунь Биня. Сунь-цзы посвятил этому приему целую главу «Огневые атаки», которая так и оста­лась самым подробным описанием так называемого про­свещенного применения огня. В укороченном виде основ­ные положения этой главы заключаются в следующем:

«Существует пять видов огневых атак: первый, когда сжигают людей; второй, когда сжигают провиант; третий, когда сжигают обозы; четвертый, когда сжигают арсеналы; пятый, когда сжигают боевые порядки.

Применение огневых атак зависит от соответствующих условий. Оснащение для огневых атак нужно полностью приготовить до того, как оно потребуется. Проведение огневых атак имеет свое благоприятное время года, а раз­жигание огня — соответствующие дни.

В целом в огневой атаке необходимо отвечать на пять изменений огня. Если огонь возник в лагере противника,


следует незамедлительно ответить атакой извне. Если огонь пущен, но армия противника спокойна, подожди, не напа­дай. Когда пламя достигло апогея, если можешь, нападай; если нет, воздержись. Если атаку огнем можно начать из­вне, не полагаясь на содействие изнутри, выбери подходя­щий момент и начинай. Если огонь пущен по ветру, не ата­куй с подветренной стороны» (с. 229).

Сунь Бинь дополнил эти положения в своих «Военных методах» описанием некоторых конкретных тактических приемов:

«Если враг располагается по ветру в местности, зарос­шей сухой травой, и солдатам его трех армий некуда бе­жать, ты можешь предпринять огневую атаку. Если дует сильный холодный ветер, местность богата растительно­стью и кустарником, а хворост и трава для разжигания ко­стров уже собраны противником, но укрепления еще не подготовлены, в таких обстоятельствах ты можешь пред­принять огневую атаку. Прикажи бить в барабаны и гром­ко кричать, чтобы подбодрить своих солдат. Обеспечь на­падение стратегической мощью. Таковы тактические прие­мы ведения огневой войны».

В других частях его работы содержатся дополнительные указания для сооружения оборонительных укреплений про­тив подобных атак, но в целом лучше всего просто не раз­бивать лагерь на опасной местности и не подвергать свои склады угрозе огневой атаки со стороны врага.


Медлительность

Изложение тактических принципов

В целом нападение на укрепленные города противника — это низшая форма стратегии. Ее можно применять толь­ко в тех случаях, когда нет другого выхода. Однако если у врага высокие стены и глубокие рвы, много людей и мало припасов и нет надежды на помощь извне, а ты можешь полностью запереть и взять город, то это служит к твоей выгоде. Тактический принцип из «Искусства войны» гла­сит: «Их медлительность подобна лесу».

Исторический пример

В эпоху Северных и Южных династий полководец Мужун Це, служивший династии Ранняя Янь, неожиданно атако­вал Дуань Каня у Гуангу, в конце концов осадив его в этом городе. Все командиры настоятельно советовали Мужун Це как можно быстрее начать атаку, но Це сказал: «Есть поло­жения, в которых лучше промедлить. Если бы наши силы и силы противника были равны, а у него была бы сильная поддержка извне, то, так как нам грозила бы опасность быть атакованными и извне, и снаружи, мы были бы выну­ждены быстро напасть на врага. Если бы мы были сильны,


а враг слаб и лишен внешней поддержки или надежды на облегчение своего положения, то нам следовало бы запе­реть и удерживать его, ожидая, пока они не лишатся сил. В „Искусстве войны" сказано: „Если ты превосходишь противника в численности десять к одному, окружи его; если пять к одному, напади на него". Поистине, это отно­сится к нашему случаю. Сейчас войска Дуань Каня все еще многочисленны и сплоченны. Полагаясь на рвы и высоту стен, верхние и нижние чины, без исключения, выказыва­ют наивысшее рвение. Если мы полностью задействуем на­ши отборные части, чтобы напасть на них, город можно будет взять за несколько недель, но мы потеряем много на­ших командиров и солдат. В этой ситуации необходимо вы­ждать, пока положение врага не изменится само собой, и тогда мы сможем принять подходящие меры». После этого он приказал возвести осадные стены и башни, чтобы удер­жать врага, и в конце концов сумел захватить Гуангу.

Комментарий

Эта и следующая главы взаимно дополняют друг друга. Тактические приемы, описанные в них, по сути опреде­ляются соотношением численности людей и количества припасов в сочетании с перспективой поддержки или спа­сения извне. (Психология осадного положения также об­суждается в главе 80 «Осады», к которой мы и отсылаем читателя. Те же вопросы с точки зрения обороняющейся стороны излагаются в комментарии к следующей главе «Быстрота».) «Медлительность» в войне предполагает на­личие многочисленного войска, лишенного необходимого количества припасов, чтобы выдержать длительную осаду, и, кроме того, не питающего надежды на спасение извне. Поэтому в данном положении можно затягивать осаду, и так как укрепления в общем весьма надежны — высокие стены и глубокие рвы, — то, если их захватить, в будущем их можно будет с успехом защищать. Наоборот, положение, описанное в следующей главе «Быстрота», диаметрально противоположно: у обороняющихся много припасов, но мало людей, и к тому же существует опасность нападения полевой армии извне, если нападающие затянут с осадой. Таким образом, в первом случае нападающая сторона мо­жет позволить себе выжидать, пока осажденные не ослаб­нут, но во втором они должны действовать быстро, чтобы достичь своих тактических целей, как вытекает из превос­ходного тактического анализа, данного Мужун Це в исто­рическом примере. (Эти критерии также затрагиваются одним из действующих лиц в историческом примере к гла­ве 78 «Неизбежная битва».)

В эпоху Сунь-цзы, то есть, грубо говоря, в конце эпохи Весен и Осеней, города все еще представляли собой гроз­ные препятствия, взятие которых требовало значительных затрат времени и сил. Так как осадная технология только начинала развиваться, яростные атаки на храбрых защит­ников могли скорее в десять раз сократить численность нападающих, чем привести к взятию города. Кроме того, хотя города и являлись военными и экономическими цент­рами прилегающей области, они еще не стали жизненно важными целями, так что армия вполне могла обходить их стороной по открытой сельской местности. Ввиду этих обстоятельств, Сунь-цзы не советовал нападать на горо­да, причисляя такую тактику к низшим формам военного искусства, но и не утверждал, что этого делать в принципе нельзя, как ошибочно полагали многие авторы поздних военных трактатов:

«Поэтому высшее искусство войны — разрушить планы врага; затем — разрушить его союзы; затем — напасть на его армию; и самое последнее — напасть на его укреплен­ные города.

Города осаждают только тогда, когда это неизбежно. Подготовка больших подвижных оборонительных щитов, укрепленных осадных повозок и других приспособлений и устройств потребует три месяца. Постройка земляных укреплений до полного завершения требует еще три ме­сяца. Если полководец не сможет преодолеть нетерпе­ния и заставит воинов ползти по стенам, как муравьев, он погубит треть своих командиров и солдат, а город не будет взят. В этом гибельные последствия осады города» (с. 203).

К середине эпохи Борющихся Царств, когда свои так­тические принципы формулировал Сунь Бинь, города ста­ли важными политическими и экономическими центрами, и поэтому брать их становилось необходимо не только для того, чтобы овладеть ценностями и припасами, но и для то­го, чтобы уничтожить местную политическую власть и сни­зить военную угрозу. Поэтому в трактате «Вэй Ляо-цзы», написанном, вероятно, в конце эпохи Борющихся Царств, содержатся отрывки, подчеркивающие необходимость со­средоточить все усилия на вражеских городах:

«Поэтому, когда собирают армию за тысячу ли, требует­ся десять дней, а когда за сто ли — один день, причем ме­стом сбора должна быть вражеская граница. Когда войска собраны и полководец прибыл, они должны проникнуть вглубь земли врага, перерезать дороги и занять города и селения. Пусть войска заберутся на стены и поставят врага в опасное положение. Пусть несколько отрядов мужчин и женщин давят на врага, используя условия местности, и атакуют все стратегические препятствия. Если занимаешь земли вокруг города и перекрываешь ведущие к нему доро­ги, вслед за этим можно атаковать и сам город. Если пол­ководцы и армии врага не верят друг другу, командиры и солдаты не могут быть в гармонии и есть те, кого не затра­гивают наказания, мы разобьем их. Еще до того, как по­доспеет помощь, город падет.

Если броды и мосты не построены, стратегические пре­пятствия не приведены в порядок, опасные места в крепо­стных стенах не укреплены, а железные „ежи“ не выстав­лены, то, даже если город врага грозен с виду, у него нет никакой защиты.


Если войска с дальних застав еще не вошли в город, по­граничные войска и находящиеся в других государствах си­лы не возвратились, то даже если у врага есть люди, у него нет людей! Если шесть домашних животных не собраны вместе, если пять злаков не убраны, если богатства и веши для использования не отобраны, то даже если у врага есть запасы, у него нет запасов!

Когда город пуст, а запасы истощены, мы должны вос­пользоваться пустотой и напасть на врага. Искусство вой­ны говорит: „Они уходят одни, они приходят одни. Еще до того, как воины врага могут скрестить оружие с ними, они уже добились победы". Вот что это значит» (с. 310-311).

Поэтому Сунь Бинь даже разделил города на два раз­ряда в соответствии с тем, можно ли их взять без особых усилий или же нападения следует избегать, так как потери будут неоправданно велики. Однако на протяжении перио­да Борющихся Царств осадное дело быстро развивалось, приведя к появлению особых технологий и орудий, позво­лявших взять город в сжатые сроки, иногда в течение не­скольких дней. В «Шести секретных учениях» мы находим содержательный анализ подобных тактических ситуаций:

«У-ван спросил Тай-гуна:

— Предположим, что, одержав победу в битве, мы глу­боко проникли на территорию противника и заняли его владения. Однако большие города покорить нельзя, а вто­рая армия противника удерживает лощины и овраги, про­тивостоя нам. Мы хотим атаковать города и осадить их, но я опасаюсь, что вторая армия внезапно появится и нападет на нас. Если их внутренние и внешние силы объединятся таким образом, они будут противостоять нам и снаружи, и изнутри. Наши три армии будут в беспорядке; верхи и ни­зы будут напуганы. Что нужно делать?

Тай-гун сказал:

— Когда атакуешь и осаждаешь города, колесницы и кон­ница должны быть на расстоянии. Соединения, стоящие в лагере, и оборонительные силы должны быть постоянно


настороже, чтобы воспрепятствовать врагу извне и изнут­ри. Когда жителей города отрежут от пищи — ибо извне невозможно доставить что-нибудь, — то находящиеся за городскими стенами будут напуганы, а их полководец не­избежно сдастся» (с. 117).

Даже более полтысячи лет спустя, в середине IV века н. э., когда осады уже несколько столетий являлись обычным ру­тинным делом, Мужун Це все еще следовал тем же самым тактическим принципам и осмысливал их применимость по тем же самым критериям, прекрасно осознавая бес­смысленность и глупость отчаянных и безрассудных атак.


Быстрота

Изложение тактических принципов

Когда нападаешь на окруженный город, если у врага много припасов, но мало людей и он рассчитывает на помощь из­вне, следует быстро напасть на него, и тогда ты одержишь победу. Тактический принцип гласит: «Армия ценит боже­ственную быстроту*.

Исторический пример

В эпоху Троецарствия шуский полководец Мэн Да сдался со своим войском государству Вэй и был впоследствии в награду назначен Военным охранителем уезда Синьчэн. Вскоре он дал согласие У вновь изъявить свою преданность Шу и обратиться против Вэй. Сыма И возглавил вэйскую армию, в тайне отправленную, чтобы уничтожить его. Од­нако все его полководцы считали, что, так как Мэн Да только что восстановил отношения с Шу, разумно будет понаблюдать за ним издали и лишь затем предпринять дей­ствия. Сыма И возразил: «Мэн Да не хватает верности и добродетели. Более того, именно сейчас он охвачен сомне­ниями. Нам следует отрезать его от Шу, пока он не подго­товился к обороне*. После этого они двинулись двойными


переходами, пока не подошли к городу. Так как и У, и Шу отправили войска на выручку Мэн Да, Сыма И разделил свою армию, чтобы противостоять им.

В начале Мэн Да послал письмо Чжугэ Ляну, в кото­ром говорилось: «Область Вань, в которой стоят войска Сыма И, расположена в восьмистах ли от Лояна, где пре­бывает его император. Более того, он находится на расстоя­нии двенадцати сотен ли от государства У. Таким образом, с того времени, как он узнает о моем мятеже, до того, как его доклад дойдет до императора и он получит ответ, прой­дет по меньшей мере месяц. К тому времени я уже возве­ду надежные укрепления. Как прекрасно понимает ваше высокопревосходительство, мы занимаем стратегический опорный пункт, поэтому, несомненно, Сыма И не придет сюда сам. Если же появится кто-то из его военачальников, у меня не будет причин для беспокойства». Однако когда войска Сыма И действительно подошли к городу, Мэн Да снова сообщил Чжугэ Ляну: «Я поднял мятеж лишь восемь дней назад, но вэйские войска уже стоят у наших стен. Откуда столь божественная скорость?»

Город Шанюн был с трех сторон окружен водой, а пря­мо за его периметром Мэн Да соорудил деревянные пали­сады, чтобы добавить прочности обороне. Однако Сыма И переправился через реку, прорвался через палисады и обло­жил город у самых его стен. Через десять дней Ли Фу и другие командиры в городе казнили Мэн Да, открыли го­родские ворота и сдались.

Комментарий

В этой главе продолжается начатое в предыдущем разделе обсуждение таких вопросов, как необходимость нападения или осады того или иного укрепленного города, а также условия, при которых становится неуместным ведение дли­тельной осады: энергичные защитники, хорошо обеспечен­ные припасами, и большая опасность того, что на выручку


к осажденным придут другие войска. Промедление при та­ких обстоятельствах может привести к тому, что нападаю­щие будут вынуждены отражать решительную атаку извне одновременно с контратакой изнутри, предпринятой во­одушевленными защитниками. Скорость и быстрота игра­ют важную роль и в историческом примере, хотя в данном случае речь не идет о проведении решительного приступа. Суть состоит в поразительном впечатлении, произведен­ном внезапным появлением Сыма И и удачным преодоле­нием внешних оборонительных сооружений. Его неожи­данное прибытие и быстрый захват первых заграждений настолько поразили защитников, что из страха и в отсут­ствие какой-либо надежды на помощь извне они сложили оружие, тем самым позволив противнику не идти на при­ступ. В «Шести секретных учениях» говорится: «Быть бы­стрым, как летящая стрела, и нападать внезапно, подобно спуску тетивы, — вот средства, благодаря которым можно разрушить самые блестящие замыслы».

В трактате «Вэй Ляо-цзы» содержатся обширные отрыв­ки, посвященные проведению осад и укреплению оборо­нительных сооружений, включая краткий анализ психоло­гии защищающейся стороны, который заслуживает внима­ния в контексте предыдущего изложения:

«Когда защитники идут вперед, то, если они не занимают ни внешние стены городов, ни пограничные земли, а когда отходят назад, не устанавливают смотровых башен и за­щитных сооружений для ведения оборонительной войны, они не преуспели в обороне. Доблестные герои и отважные воины, прочные доспехи и острое оружие, мощные арба­леты и крепкие стрелы — все это должно быть внутри внешних стен. Все зерно, хранящееся в земляных погребах и амбарах снаружи стен, должно быть собрано, а дома за пределами внешних стен должны быть разрушены и пре­вращены в укрепления. Это заставит нападающих тратить в десять, в сто раз больше сил, а обороняющиеся не затра­тят №половины их. Наступающему врагу будет причинен


огромный вред, но полководцы в течение веков не знали об этом.

Защитники не должны пренебрегать стратегическими местами. Правило для обороны городских стен таково: на каждый чжан необходимо поставить десять человек — не включая ремесленников и поваров. Те, кто выходит сра­жаться, не защищают город; те, кто защищает город, не вы­ходят сражаться. Один человек в обороне может противо­стоять десяти нападающим; десять могут противостоять ста, сто могут противостоять тысяче, а тысяча — десяти ты­сячам. Поэтому сооружение внутренних и внешних стен города из рыхлой земли, впоследствии утрамбованной, по­зволит не тратить попусту силы людей, ибо это необходи­мо для обороны.

Если стена длиной в тысячу чжанов, ее должны защи­щать десять тысяч человек. Рвы должны быть глубокими и широкими, стены — толстыми и прочными, солдаты и лю­ди — подготовленными, хворост и еда — запасены, арбале­ты должны быть тугими, стрелы — крепкими, а копья и але­барды — удобными. Вот способ сделать оборону прочной.

Если нападающих не меньше ста тысяч, а у защитников есть армия снаружи, она обязательно придет на помощь, и защищать нужно именно город. Если армии снаружи, мо­гущей прийти на помощь, нет, то это не тот город, кото­рый нужно защищать.

Если стены прочны, а помощь приближается, тогда даже глупцы и несведущие женщины — все без исключения — будут защищать стены, истощая силы врага и заставляя его истекать кровью. Чтобы город мог выдержать осаду в тече­ние года, сила защитников должна превышать силы напа­дающих, а сила армии, идущей на помощь, должна превос­ходить силу защитников.

Если стены прочны, но помощь может не прийти, тогда глупцы и несведущие женщины — все без исключения — бу­дут защищать укрепления, но они будут плакать. Это обыч­ное человеческое чувство. Даже если прикажешь оЛрыть ж


запасные амбары, чтобы утешить и успокоить их, уже не сможешь их остановить. Необходимо побуждать всех от­важных героев и храбрых воинов, закованных в прочные доспехи, вооруженных острым оружием, тугими арбалета­ми и крепкими стрелами, сражаться впереди, а молодых, слабых, покалеченных и больных — проявлять свои силы позади.

Если армия в сто тысяч располагается под городскими стенами, идущая на помощь армия должна прорвать окру­жение, а защитники города должны выйти и атаковать. Ког­да они совершают вылазку, они должны охранять опасные места. Но армия, пришедшая на подмогу, не должна пере­крывать линии подвоза припасов позади осаждающих. Си­лы изнутри и снаружи должны действовать согласованно.

В таком положении желание сражаться проявляй лишь наполовину. Если проявишь его лишь наполовину, это смутит врага и можно будет ждать помощи. Противник по­ставит своих сильных воинов сзади, а слабых — впереди. Тогда он не сможет ни продвинуться, ни остановить за­щитников. Вот что такое „тактическое равновесие силы в обороне*4» (с. 311—313).








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 383;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.