Срединная стратегия 28 страница
Когда хан принял посланников Тан, он сильно обрадовался и пренебрег военными приготовлениями. Авангард Ли Цзина воспользовался густым туманом, чтобы подойти на расстояние семи ли от ставки хана, прежде чем хан об этом узнал. До того, как тюрки успели стать в строй, Ли Цзин отправил свои войска в атаку. В итоге погибло больше десяти тысяч вражеских воинов. Они также взяли в плен более ста тысяч мужчин и женщин, захватили ханского сына Гу ло ши и убили принцессу Ичэн. Хан бежал, но вскоре был схвачен Чжан Баосяном, Главнокомандующим походной армией датунского округа, и отвезен к императору. Таким образом Танская династия расширила свою территорию от горы Инь к северу до пустыни Гоби.
Комментарий
Наступление при подходящей возможности, обсуждаемое в этой главе, образует естественную пару с отступлением
т
при необходимости, предметом следующей главы. Изложение тактических принципов по сути представляет собой вариации на тему главы 37 «Нападение», во многом дословно следуя этому разделу. В обеих главах основной пафос заключается в призыве энергично использовать все возможности, проистекающие из любых слабостей противника. В сущности, все авторы классических военных трактатов не только признавали этот принцип, но и перечисляли множество конкретных условий, при которых враг становится уязвим для нападения, такие как голод, жажда, усталость и беспорядок. Главный упор делается на понятии своевременности, правильном выборе момента или стечения обстоятельств (как описывается в «У-цзы»), когда становится возможным изменять и определять ход событий по своей воле. Такие моменты не следует упускать, если наступающая армия хочет одержать победу.
В историческом примере рассказывается о бесславном, но победоносном нападении Ли Цзина на тюркского хана уже после того, как тот изъявил желание сдаться. Эти события иллюстрируют несколько любопытных моментов. Во-первых, полководец никогда не должен расслабляться, ни при мирных переговорах, ни просто при передышке в военных действиях. Во-вторых, Ли Цзин действовал противно всем положениям конфуцианства, согласно которым определяющими факторами при нападении являются справедливость, доверие и честность, и после этого часто подвергался осуждению со стороны канфуцианских писателей за свое вероломство, учитывая особенно то, что оно нанесло ущерб доброму имени императора. Однако официальные летописцы, так же как и сам император, приняли его объяснение, представив дело таким образом, будто бы Ли Цзин догадался об истинных намерениях хана, собиравшегося обмануть императора и продолжить военные действия. В «Вопросах и ответах» приводится беседа, якобы состоявшаяся между Ли Цзином и императором, в которой обсуждался этот вопрос:
«Тай-цзун сказал:
— Ранее, когда Тан Цзянь был отправлен посланником к тюркам, вы воспользовались случаем, чтобы напасть на них и уничтожить. Люди говорили, что вы использовали Тан Цзяня как „невозвратимого шпиона". До сих пор у меня есть сомнения относительно этого. Что вы скажете?
Ли Цзин дважды поклонился и сказал:
— Тан Цзянь и я в равной степени служили вашему величеству. Я предполагал, что предложений Тан Цзяня будет недостаточно, чтобы убедить их покориться с миром. Поэтому я воспользовался возможностью идти с армией и напасть на них. Ради устранения большой опасности я оставил заботы о справедливости. Хотя люди считали Тан Цзяня невозвратимым шпионом, это не было моей целью.
Согласно Сунь-цзы, использование шпионов — это последнее средство. Однажды я подготовил обсуждение этого вопроса и в конце сказал: „Вода может нести лодку, но она может и опрокинуть ее. Некоторые используют шпионов, чтобы добиться успеха; другие, полагаясь на шпионов, оказываются свергнутыми или разгромленными".
Если один заплетает волосы и служит правителю, принимает должное выражение лица при дворе, верен и чист, надежен и полностью искренен, то даже если другой успешно шпионит, как его можно использовать, чтобы посеять разлад? Случай с Тан Цзянем — второстепенный. Какие сомнения испытывает ваше величество?
Тай-цзун сказал:
— Действительно, „без гуманности и справедливости нельзя использовать шпионов". Как может обычный человек сделать это? Если Чжоу-гун, обладавший величайшей справедливостью, уничтожил своих родственников, то что же говорить об одном посланнике? Ясно, что сомневаться не в чем» (с. 428—429).
Отход
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в сражение с неприятелем, если враг многочислен, а у тебя мало войск, местность'не выгодна и у тебя не хватает сил, чтобы вступить в битву, нужно быстро отступить, чтобы избежать столкновения и тем самым сохранить свою армию в целости. Тактический принцип гласит: «Когда видишь трудности, следует отступить».
Исторический пример
Во времена Троецарствия вэйский полководец Цао Шуан напал на царство Шу. Сыма И также выступил из Вэй в этот поход. Они прошли через Логу, а затем пришли к Си- нюань. Шуский военачальник Ван Линь воспользовался наступлением темноты для неожиданного нападения, но Сыма И приказал своим войскам стойко удерживать позиции, не отвечая на нападение. Когда Ван Линь отошел, Сыма И сказал своим командирам: «Полководец Фэй Хуэй займет ущелья и подготовится к отважной обороне, так что мы не сможем провести наступление и одержать победу в сражении. Нападая на них, нельзя действовать в спешке. Было бы лучше повернуть армию, чтобы обдумать
будущий поход». Затем Цао Шуан и его войска отступили. Фэй Хуэй на самом деле спешно отправил своих солдат в Саньлин защищать ущелья. Шуан продолжил отступление, скрытно проведя армию через ущелья этой области, и затем ушел.
Комментарий
В изложении тактических принципов автор смело советует просто отступать перед лицом превосходящих сил противника или в случае непреодолимых стратегических трудностей, тем самым вступая в противоречие с Сунь-цзы и большинством авторов военных трактатов, предлагавших использовать в подобных обстоятельствах методы маневренной войны и другие необычные меры, чтобы изменить тактическое положение в свою пользу. (Например, см. главу 12 «Малые силы». Хотя сам Сунь-цзы и сказал: «Тот, кто не может одержать победу, занимает оборону», это высказывание отражало его минималистическую позицию, так как, с другой стороны, он подробно обсуждает меры, необходимые для превращения неблагоприятных обстоятельств в благоприятные и для принуждения врага совершать нужные действия. Более того, Сунь-цзы говорит: «Для армии многочисленность — не самое главное, ибо малочисленность всего лишь означает невозможность угрожать и нападать. Достаточно оценить собственные силы, оценить положение врага и захватить его» (с. 219). Впрочем, не меньше внимания уделялось и статическим оборонительным мерам, таким как возвышение укреплений и обустройство рвов, с целью измотать противника, как мы видели в предыдущей главе и как мы увидим в главе «Отказ от сражения».) Кроме того, отступление, всегда представляющее собой рискованную меру, может оказаться агрессивным действием, если начать его до вступления в сражение, а не в тот момент, когда войска уже уступают превосходящему неприятелю. В таком случае отступление может
явиться средством перехватить инициативу и контролировать положение.
Исторический пример представлен в чрезвычайно упрошенном виде. Здесь не упоминается о том, что Цао Шуан оставил без внимания указания Сыма И и не стал отступать, а вместо этого попытался пробиться в ущелья и вступил в неудачное сражение с Фэй Хуэем, только после этого предприняв отступление. Таким образом, исторические события лишь еще ярче подчеркивают мудрость отступления перед лицом неблагоприятных обстоятельств.
Провокация м.
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в битву с врагом, если два ваших укрепленных лагеря расположены на определенном расстоянии друг от друга и ваши стратегические силы примерно равны, можешь использовать легкую конницу в провокационном нападении, поддержанном войсками из засады, которые будут ожидать ответа врага. Тогда армию противника можно будет уничтожить. Однако, если эту тактику использует неприятель, нельзя наносить по нему удар всеми силами. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Когда враг издали вызывает нас на сражение, он хочет, чтобы мы двинули наших людей в наступление».
Исторический пример
В эпоху Пяти династий Яо Сян — вождь племен цян — занял Хуанло, поэтому правитель Фу Цзянь из Восточного Цзинь отправил полководцев Фу Хуанмэя и Дэн Чая, отдав им под начало и пехоту, и конницу, чтобы они уничтожили Яо Сяна. Углубив рвы и возвысив укрепления, Яо Сян удерживал прочную оборону, не вступая в сражение. Дэн Чай сказал: «По своей природе Яо Сян упрям и безрассуден,
так что нам будет легко вызвать его на совершение необдуманных действий. Если мы начнем наступать, растянув нашу линию, чтобы прижать его к укреплениям, Яо Сян без сомнения придет в ярость и выйдет, чтобы сразиться с нами. Тогда мы сможем захватить его в одной схватке».
Полководец Фу Хуанмэй последовал этому совету, отрядив Дэн Чая во главе трех тысяч всадников, чтобы он расположился за воротами укреплений Яо Сяна. Яо Сян пришел в гнев и послал все свои отборные части в битву. Дэн Чай притворился, будто он неспособен одержать победу, и начал отводить свою конницу. Тогда Яо Сян стал преследовать их и дошел до Саньюаня, где Дэн Чай внезапно развернулся и встретил наступающую армию Сяна. Тут подошел Фу Хуанмэй, и в последовавшем сражении Яо Сян был убит, а войска его захвачены в плен.
Комментарий
Использование малого числа войск, чтобы тревожить и провоцировать врага, тем самым обращая себе на пользу любую слабость полководца и приводя в бешенство его воинов, очевидно, было обычной тактикой в военном деле древности. Согласно обобщению, сделанному Сунь Бинем в «Военных методах», эта тактика способна вывести армию из равновесия и принудить ее к передвижению, тем самым открывая возможность для удачного нападения из засады:
«Циский правитель Вэй-гун, интересуясь использованием военных методов, сказал Сунь Биню: „Если две армии стоят друг против друга, а два полководца смотрят друг на друга, и оба они занимают прочные и безопасные позиции, так что ни один не осмеливается двинуться первым, что можно сделать?"
Сунь Бинь ответил: „Используйте легкие части, чтобы испытать врага, поставьте во главе их храброго командира невысокого ранга. Пусть они бегут, не стремясь к победе. Разместите ваши войска в укрытии, чтобы внезапно напасть на вражеские фланги. Это называется Великим Достижением"».
Исторический пример, как и события, описанные в некоторых предыдущих главах, например, в главе «Конница», говорит о том, что подобная тактика часто вела к желаемому результату. Соответственно, Сунь-цзы, видимо, предостерегал от испытания войск, главные силы которых находятся в удалении, как отмечено в изложении тактических принципов. Однако такие тактические действия можно применять и для того, чтобы просто испытать неприятеля, как советует У Ци в знаменитом отрывке:
«Князь У-хоу спросил:
— Когда наши армии стоят друг против друга, но я не знаю их полководца, какие методы можно применить, чтобы проникнуть в его замыслы?
У Ци ответил:
— Прикажи самым отважным из низов встать во главе небольшого легкого отряда и проверить его. Когда враг ответит, они должны бежать назад, а не сражаться. Затем изучи наступление противника, являются ли его действия слаженными, и сохраняется ли при этом организованность; если он, преследуя отступающих, показывает, что не может их поймать, или, если ему подвернулась выгода, показывает, что не видит ее, — такого полководца можно назвать „мудрым полководцем". Не вступай с ним в сражение.
Если войска противника приближаются с шумом и криками, их знамена и флаги перемешаны, одни воины продвигаются сами по себе, а другие — останавливаются; оружие то поднято вверх, то выставлено вперед; если они преследуют наши войска так, будто боятся, что не настигнут нас, а видя преимущество, боятся не воспользоваться им — это означает, что полководец у врага глуп. Даже если его войска многочисленны, его можно захватить» (с. 271-272).
Естественно, полководец, реагировавший на такие действия безрассудно и позволявший своим войскам утратить
организованность, просто не успевал понять, что против него применена хорошо известная тактика.
В цитате, приведенной в изложении тактических принципов и заимствованной из главы «Маневрирование армии», входящей в «Искусство войны» Сунь-цзы, обобщаются наблюдения знаменитого военачальника о поведении вражеского войска, которое можно было часто видеть в эпоху Весен и Осеней. Несколько других примеров из той же главы помогут нам лучше понять широту охваченных признаков и соответствующих им пояснений:
«Если враг невдалеке от нас ведет себя тихо, он опирается на помощь оврагов. Если издалека он вызывает на бой, значит, он хочет, чтобы ты наступал, ибо занимает выгодную и удобную ровную местность.
Если зашевелились деревья, враг приближается. Если в густой траве много заметных препятствий, это для того, чтобы вызвать наше подозрение. Если взлетают птицы, там засада. Если животные испуганы, враг готовит внезапную атаку.
Если пыль поднимается кверху столбом, это значит, что идут колесницы. Если она стелется низко и широко, это наступает пехота. Если она рассеивается тонкими струйками, значит, собирают хворост. Если она редкая и то приближается, то удаляется, значит, разбивают лагерь.
Тот, кто говорит почтительно, но усиливает приготовления, будет наступать. Тот, кто говорит воинственно и продвигается поспешно, отступит.
Тот, кто ищет мира, не ставя никаких предварительных условий, следует страте геме. Тот, кто направляет посланников с предложениями, хочет передышки.
Тот, чьи войска то наступают, то отходят, заманивает.
Те, кто стоит, облокотись на оружие, голодны. Если те, кто носит воду, пьют первыми, значит, они испытывают жажду. Если они видят ясную выгоду, но не знают, наступать или нет, значит, они устали.
Там, где птицы собираются в стаи, никого нет. Если противник перекликается ночью, он напуган. Если армия
волнуется, значит, полководцу недостает жесткости. Если знамена и флаги перемещаются с места на место, противник в смятении. Если его командиры в ярости, значит, враг утомлен.
Если войска противника подняты и приближаются к нашим силам только для того, чтобы занять позиции, и не вступают в битву, за ними нужно внимательно наблюдать» (с. 217-219).
Принуждение
Изложение тактических принципов
Если вынуждаешь противника двинуться вперед и вступить в сражение, его стратегическое расположение силы обычно будет пустым, так что он будет не в состоянии идти в бой, в то время как твоя стратегическая сила всегда будет существенна. Если используешь много приемов, чтобы вынудить врага двинуться вперед, когда ты занимаешь выгодную местность и ожидаешь его, то всегда одержишь победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Вынуждай других, не давай вынудить себя».
Исторический пример
В четвертый год эпохи правления Цзянь-у (29 г. н. э.) при династии Поздней Хань император Гуан-у призвал Гэн Яня и назначил его военным уполномоченным, возложив на него ответственность за сбор всех войск, подчиняющихся Хань, и их военную организацию, а также за назначение военных и гражданских начальников. Гэн Янь взял под свое начало командующего кавалерией Лю Синя и Чэнь Цзюня, охранителя уезда Тайшань, встав во главе их войск и двинувшись на восток. Когда Чжан Бу, который восстал
против Хань, услышал об этом, он приказал своему полководцу Фэй И расположиться у Лися и отправил другую часть войска, чтобы она стала лагерем у Чжу-а. Вдобавок в ожидании врага он выстроил ряд из сорока укрепленных лагерей между Тайшанем и Чжунчэном.
Гэн Янь переправился через Желтую реку и стал сначала наступать на Чжу-а. Захватывая город, он намеренно оставил открытой брешь в окружении, чтобы позволить части вражеских войск бежать к своим опорным пунктам. Когда люди в Чжунчэне услышали о том, что Чжу-а уже захвачен, они испугались и бежали, оставив после себя опустевшее укрытие. Полководец Фэй И разделил войска, отправив своего младшего брата Фэй Ганя защищать Цзюй ли. Когда Гэн Янь начал наступление, то прежде всего двинулся на Цзюйли. И тогда он строго приказал всем и каждому в армии поспешить с починкой боевого снаряжения, по-видимому собираясь бросить все свои силы в атаку на укрепления Цзюйли через три дня. Однако втайне он оставил брешь для того, чтобы несколько воинов бежали из города, вернулись к Фэй И и сообщили ему, когда Гэн Янь намеревается напасть на город.
В назначенный день Фэй И во главе своих отборных частей двинулся на выручку осажденных. Гэн Янь обратился к своим командирам: «Причина, по которой я приказал починить наше боевое снаряжение, заключалась в том, что я хотел вынудить врага двинуться к городу. Если мы не нападем на их армию в поле, что толку брать этот город?» Тогда он разделил свою армию, оставив часть осаждать Цзюйли, а сам повел храбрые, отборные части на окрестные холмы и горы. Поэтому они смогли использовать высоты, когда вступили в битву с Фэй И, и сумели нанести сокрушительное поражение его армии и убить самого Фэй И. Затем они взяли его отрубленную голову и показали ее защитникам Цзюйли, приведя их в ужас. Фэй Гань в сопровождении части своих войск бежал к Чжан Бу. Гэн Янь собрал все продовольствие и припасы, оставленные
бежавшими, а затем отправил своих воинов в атаку на всех, кто еще не сдался, захватив более сорока укрепленных мест и умиротворив уезд Цзинань.
Комментарий
В этой главе обсуждается основополагающий принцип маневренной войны: вынуждай к действиям противника, не давай вынудить себя. Поэтому знаменитое изречение Сунь- цзы из главы «Пустота и полнота» его «Искусства войны» стало восприниматься как призыв управлять действиями врага, создавать благоприятные условия, позволяющие достичь легкой победы. Естественно, авторы военных трактатов расходились во взглядах на то, какие меры следует принимать для достижения этой цели, но главное положение принималось безоговорочно. Не было ничего похожего на яростные споры, сопровождавшие принятие доктрины маневренной войны Военно-Морским Флотом США в начале 1990-х годов.
Исторический пример служит иллюстрацией одного из основных принципов Сунь-цзы: «Война — это Дао обмана». В «Начальных расчетах», первой главе «Искусства войны», Сунь-цзы дает несколько тактических указаний по применению обманных действий, чтобы управлять врагом и добиться желанных результатов:
«Война — это Дао обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда ты должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко» (с. 200).
В нескольких исторических примерах «Неканонических стратегий» мы находим разнообразные уловки, от самых простых, вроде использования соломенных чучел или волочения хвороста для создания впечатления многочисленности своих войск, до более сложных и требующих тша- га тельного выполнения, вроде хитроумного плана Гэн Яня, давшего знать противнику точную дату, когда он нападет на город. Как говорил Сунь Бинь, «тайные замыслы и скрытые обманы суть средства вовлечь врага в сражение. Намеренные тактические просчеты и легкие потери суть средства заманить неприятеля».
В историческом примере мы также видим прекрасную иллюстрацию управления вражеским ци, так как Гэн Янь строил свои планы таким образом, чтобы вызвать страх у противника и тем самым подорвать его оборонительный потенциал. Сначала, когда его войска захватили Чжу-а, он позволил бежать нескольким до смерти напуганным воинам, которые принесли печальную весть о их поражении и потому заразили своим страхом другие укрепления, заставив их тревожиться и волноваться. Позже он выставил напоказ голову Фэй И у Цзюйли, следуя общепринятому обычаю той эпохи, чтобы убедить защитников в тщетности их усилий. (По-видимому, ему и в голову не приходило, что существует опасность вызвать противоположный результат — ярость и решимость сражаться насмерть. Очевидно, он хорошо знал характер и душевное состояние неприятеля.) Таким образом он ослабил вражеский боевой дух, одновременно методично осуществляя собственные планы, и одержал крупную победу.
Изложение тактических принципов
Когда вы с противником располагаетесь на противоположных берегах реки, если ты захочешь переправиться через реку вдали от врага, следует подготовить много лодок и весел, чтобы показать, будто собираешься переправляться вблизи. Враг, несомненно, в ответ соберет свои войска, и тогда ты сможешь провести переправу в таком месте, где у врага образовалась пустота. Если у тебя не хватает лодок и весел, можно использовать бамбук, тростник, большие сосуды для вина, кухонную утварь или копья и пики, связанные вместе, чтобы сделать плоты и переправиться через реку. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Когда цель далеко, создавай впечатление, что она близко».
Исторический пример
В начале эпохи династии Хань Бао, правитель недавно возродившегося государства Вэй, сначала подчинился Хань и оставался в столице, но затем попросил дозволения вернуться в свою страну из-за болезни какого-то близкого родственника. Прибыв в Вэй, он перекрыл проходы и броды и
подписал мирный договор с государством Чу. Ханьский император отправил к нему посла, чтобы убедить его не делать этого, но Бао-ван не хотел ничего слушать. Тогда ханьский император назначил Хань Синя Главным советником Левого крыла, приказав ему нанести внезапный удар по Бао-вану. Бао-ван разместил свои войска по всей области Пубань и перекрыл Линьцзинь. Тогда Хань Синь увеличил численность частей, которые он изначально намеревался использовать, чтобы обмануть противника, и приготовил лодки, якобы собираясь переправиться через реку у Линьцзинь. Однако в действительности он отвел войска, чтобы переправиться у Ся-ян, используя глиняные сосуды, привязанные к брусьям, таким образом переправив свою армию. Осуществив переправу, он неожиданно напал на Аньи. Вэйский Бао-ван был изумлен. Он повел свою армию навстречу Хань Синю, но в сражении был разбит и взят в плен. После этого область к востоку от Желтой реки была усмирена.
Комментарий
В этой главе излагаются указания для осуществления беспрепятственной переправы через реку с помощью намеренного введения противника в заблуждение путем создания показной активности в одном пункте, в то время как на самом деле переправа планируется в другом. И все же узость применения принципа «когда далеко, создавай впечатление, что близко», приложения его только к речным операциям, вызывает определенное удивление, так как, должно быть, он часто использовался на протяжении всей китайской истории и в сухопутных действиях. Однако так как переправы через рекй отличались повышенной опасностью, как отмечается в главах 7 и 65, автор, очевидно, посчитал, что они требуют особого выделения для описания этого принципа. (В комментарии к предыдущей главе уже была приведена полная цитата из «Начальных расчетов»
Сунь-цзы, отрывок из которой процитирован в изложении тактических принципов данной главы.)
Как в изложении тактических принципов, так и в историческом примере становится очевидным творческий, если не спонтанный характер речных переправ, так как, по-видимому, в ход шло любое сочетание плавучих средств, связанных и скрепленных шестами, потому что армия, двигающаяся по суше, достаточно отягчена обычными припасами и продовольствием, необходимым для людей и животных, чтобы тащить еще и лодки с веслами. Поэтому, как говорил Тай-гун, «необычные технические приемы суть средства, при помощи которых можно переправиться через глубокие воды и реки». Сунь Бинь (среди прочих), напротив, говорил об особой уязвимости армии на переправе: «Непривычные перемещения и необычные действия суть средства, при помощи которых можно сокрушить неприятеля на переправе». По сути, армия должна иметь при себе искусных плотников и мастеров, способных при необходимости изготавливать плоты, лодки и наплавные мосты, точно так же, как и строить различные виды осадных машин.
Близкое
Изложение тактических принципов
Когда вы с противником располагаетесь на противоположных берегах реки, если ты захочешь напасть на него вблизи от своих позиций, следует, напротив, показать ему, что ты собираешься нападать вдали. Следует создать впечатление многочисленных войск, намеревающихся переправиться через реку и вверху, и внизу по течению. В ответ враг, несомненно, разделит свои войска, и тогда ты сможешь неожиданно напасть скрытыми вблизи частями, уничтожив неприятельскую армию. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Когда цель близка, создавай впечатление, что она далеко».
Исторический пример
В эпоху Весен и Осеней государство Юэ напало на государство У. Армия У заняла оборону у Личжэ, разместив свои силы на дальней стороне реки. Полководец Юэ расположил свои войска справа и слева, на своем берегу, а когда настала ночь, они начали бить в барабаны, громко кричать и пошли в наступление через реку. Армия У разделилась, чтобы защитить оба своих фланга. После этого
командующий армией Юэ повел три армии, которые он оставил посередине, и, втайне переправившись через реку прямо напротив центрального участка лагеря У, только тогда приказал бить в барабаны. Армия У понесла тяжелое поражение, а само государство впоследствии погибло.
Комментарий
В изложении тактических принципов рассматривается логическое следствие, вытекающее из положения, изложенного в предыдущей главе: «Когда цель близка, создавай впечатление, что она далеко». Оба указания являются вариантами общего принципа обманных действий с целью не дать противнику понять, где будет нанесен главный удар, хотя в данном случае они носят более конкретный характер, так как здесь используется особая уловка, а не просто создается видимость, вынуждающая врага защищать все возможные пункты. Достоинство этого приема состоит в том, что от истинной цели нападения отводится даже то ограниченное число неприятельских войск, которое занимает рассредоточенную оборону в этом месте, так как противник вынужден сосредоточить силы для эффективного отражения мнимой опасности.
Сражение, приведенное в качестве примера, уже рассматривалось в главе 26 «Ночь», которая была посвящена тактическим действиям, направленным на подавление врага в ночной атаке. Благодаря тому что армия У не встретила обходящие с флангов силы противника, твердо стоя на занятых позициях, она подверглась неожиданной атаке по центру, и потери были столь значительны, что государство так и не сумело оправиться от этого поражения, вскоре просто исчезнув. (Подробное обсуждение с картами военных действий можно найти в историческом введении к нашему переводу «Искусства войны» Сунь-цзы.)
Реки
Изложение тактических принципов
Если ты располагаешь свои войска вдоль берегов или ставишь свои суда на якорь посреди реки, чтобы вступить в бой с врагом, это называется войной на реке. Когда приближаешься к реке, нужно расположить свои линии на некотором расстоянии от берега, потому что тогда ты можешь заманить противника, который попытается переправиться через реку, и одновременно покажешь, что ему нечего опасаться. Если ты полон решимости вступить в сражение, не подходи слишком близко к реке, чтобы встретить неприятеля, потому что он может испугаться того, что не сумеет успешно переправиться. Если ты не хочешь вступать в битву, то действуй против врага прямо у реки, чтобы помешать ему и сделать переправу невозможной. Если враг переправляется через реку, чтобы подойти и вступить с тобой в сражение, лучше всего ожидать его у самой кромки воды, пока половина его войск не переправится, и тогда ударить по неприятелю. Тактический принцип из «У-цзы» гласит: «Когда половина их войск переправится через реку, на них можно напасть».
m
Исторический пример
Во времена династии Хань ханьский вельможа Ли Шэн попытался убедить правителя Ци покориться Хань, но каждый день правитель и Ли Шэн напивались вином, и правитель пренебрегал оборонительными приготовлениями. Куай Тун известил Хань Синя о положении дел, и тот переправился с ханьскими войсками через реку, внезапно напав и уничтожив армию Ци. Правитель Ци, решив, что Ли Шэн его предал, приказал сварить его в масле, а сам затем бежал в Гаоми и попросил прислать помощь из Чу.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 440;