Срединная стратегия 31 страница
Как и было сказано, Су Мао и Чжао Цзянь собрали все свои войска и пошли в атаку на Ма У, вступив с ним в затяжное сражение. Несколько десятков отважных воинов из армии Ван Ба умоляли его ввязаться в бой, и только тогда Ван Ба открыл ворота, чтобы перейти в наступление. Его отборные кавалерийские части внезапно ударили в тыл противнику, так что Су Мао и Чжао Цзянь были атакованы одновременно с фронта и с тыла, в конце концов были разбиты и бежали.
Комментарий
В этой и следующей главах обсуждается вопрос о воодушевлении воинов к битве, вселении в них сил преодолеть свой страх, стать лицом к лицу с неприятелем и отважно сражаться, а не просто занимать место на поле сражения. В некоторых предшествующих главах (глава 14 «Устрашающая сила» и глава 16 «Наказание») уже говорилось о необходимости наказаний, чтобы внушить страх, который не даст воинам бежать с поля боя, и о даровании щедрых
наград, чтобы побудить их к полной самоотдаче (глава 15 «Награды»)* Кроме того, теория Сунь-цзы, подразумевающая решительное наступление и намеренное перемещение войск на смертельную местность, также рассматривалась в главах 50 и 51 «Опасность» и «Смелость отчаяния». Авторы военных трактатов определили и ряд других мотивационных факторов, в первую очередь эмоционального характера, такие как позор, честь, жадность, патриотизм и любовь. Например, в раннем трактате «Сыма фа» отмечено: «Люди будут умирать из-за любви, из-за гнева, из-за устрашающей силы, из-за справедливости и из-за выгоды. В целом на войне: если людей хорошо наставлять, они будут легко относиться к смерти. Если они поверят, они будут умирать искренне» (с. 179). В главе «Воодушевление командиров» У Ци подчеркивает мотивационную силу человеческого стремления к славе и чести и поэтому советует устраивать пышные пиры в честь отважных воинов, одновременно проявляя заботу к семьям погибших. С помощью именно этих средств У Ци воодушевлял войска и одерживал победы над любым противником, с кем ему доводилось столкнуться.
Мощное мотивирующее воздействие имели также обязательства, возлагаемые на каждого воина системой взаимной ответственности, крепкими узами скреплявшей команды из пяти человек. Так как каждый член «пятерки» пострадал бы от ошибки, допущенной на поле боя любым из его товарищей, каждый должен был храбро сражаться, чтобы избежать наказания не только для себя, но и для своих соратников по «пятерке». Сплоченность минимальной боевой единицы на протяжении веков являлась, конечно же, самым сильным мотивирующим фактором, так как большинство людей просто не хочет подвести своих товарищей в бою или опозориться у них на глазах. Авторы китайских военных трактатов использовали этот фактор, уделяя подчеркнутое внимание «пятерке», которая, начиная по крайней мере с эпохи Весен и Осеней, составляла основу всех формирований и начальную боевую единицу в тактических действиях разделения, соединения и в маневренной войне. В трактате «Вэй Ляо цзы», в котором наиболее подробно обсуждается система «пятерок», говорится: «Добейся, чтобы члены «пятерок» и «десяток» были как родня, а воины в соединениях и их командиры были как друзья. Когда они остановятся, они будут как прочная круговая стена, когда они продвигаются, они будут как ветер и дождь. И тогда колесницы не повернут назад, воины не побегут. В этом путь создания основы для сражения» (с. 306—307). Конечно, страх насилия на поле сражения или после битвы со стороны товарищей по «пятерке» также удерживал воина от бегства перед врагом.
В «Вэй Ляо-цзы» приводится описание последовательного сужения цели по мере возрастания решимости у воинов:
«У воинов есть пять обязательств: ради полководца они забывают о своих семьях; переходя границу, они забывают своих родственников; встретясь с врагом, они забывают самих себя; когда им суждено умереть, они будут жить; и последнее — это стремление к победе. Сто человек, жаждущих испытать боль от ранения оружием, могут проникнуть в ряды врага и вызвать беспорядок в строю. Тысяча человек, жаждущих испытать боль от ранения оружием, могут захватить врага и убить его полководца. Десять тысяч человек, жаждущих испытать боль от ранения оружием, могут пересечь Поднебесную по своему желанию» (с. 334).
Эта последовательность играет фундаментальную роль в психологии ци (боевого духа), к обсуждению которой мы перейдем в следующей главе.
В изложении тактических принципов упоминается важность мотивации воинов посредством воодушевляющей речи перед сражением. Принесение клятвы в Китае входило в ритуал с древнейших времен, но позднее уступило место более пылким обращениям к войску, сопровождавшимся неистовым опорочением противника. В трактате «Сыма фа», содержащем несколько упоминаний о клятвах в различных
контекстах, мы находим отрывок, показывающий, как с веками менялись место и время формального объявления о сражении, параллельно общей тенденции уклонения от добродетели:
«Шунь объявил о миссии в столице государства, ибо хотел, чтобы люди первым делом услышали его приказания. Правители династии Ся произносили клятвы среди армии, ибо хотели, чтобы люди первым делом закончили их мысли. Правители Шан клялись за воротами лагеря, ибо хотели, чтобы люди первым делом укрепляли свои побуждения и ожидали битвы. Чжоуский У-ван ждал, пока вот-вот скрестится оружие, и затем произнес клятву, чтобы укрепить волю людей к сражению» (с. 168).
Изложение тактических принципов
Полководец ведет войну благодаря воинам, воины идут в бой благодаря ци (духу). Ци одерживает победу благодаря бою боевых барабанов. Так как барабаны способны вдохнуть ци в командиров и войска, их нельзя использовать постоянно. Если их использовать слишком часто, ци воинов упадет. Их также нельзя использовать вдали от неприятеля. Если расстояние слишком велико, сила воинов быстро их покинет. Нужно рассчитать, пока враг не окажется в шестидесяти-семидесяти шагах, и тогда бить в барабаны, чтобы дать командирам и войскам сигнал идти в наступление. Если вражеское ци слабеет, а твое возрастает, враг будет непременно разбит. Тактический принцип из «Вэй Ляо- цзы» гласит: «Когда их ци полно, они будут сражаться; когда их ци будет вырвано с корнем, они обратятся в бегство».
Исторический пример
В эпоху Весен и Осеней государство Ци напало на государство Люй. Чжуан-гун, командующий войсками Люй, собирался бросить армию в бой, когда Цао Гуй попросил позволения присоединиться к нему. Чжуан-гун посадил его в
колесницу рядом с собой и отправился на битву при Чаншао. Чжуан-гун уже собирался приказать барабанщикам бить наступление, когда Цао Гуй сказал ему: «Еще не пора». В армии Ци барабаны пробили три раза, и тогда Цао сказал: «Вот теперь пора». Они ударили в барабаны и вступили в сражение. Армия Ци была наголову разбита. Чжуан- гун спросил, почему Цао Гуй тянул с приказом бить в барабаны. Цао ответил: «Сражение — это дело отважного духа (ци). Барабанный бой поднимает воинское ци, с повторным боем ци спадает, а при третьем бое ци истощается. Враги были истощены, а мы бодры, поэтому мы и победили их».
Комментарий
В этой главе мы находим анализ военной психологии, рассматривающий храбрость и отвагу в терминах ци, жизненной пневмы, питающей тело и душу. Хотя автор не скидывает со счетов ни решимость, ни собранность, ни «волю», именно подъем ци (духа) воодушевляет воинов на битву, и потому, если хочешь победить, его нужно стимулировать, подпитывать и контролировать. Так, в «Сыма фа» сказано: «В целом бой выдерживают благодаря силе, а победы добиваются с помощью духа. Можно выдержать оборону, но победа достигается в опасности. Когда сердце в основе своей твердо, новая волна ци принесет победу» (с. 178). Изложение тактических принципов начинается и заканчивается разорванной на две части цитатой из трактата «Вэй Ляо-цзы»: «То, с чем сражается полководец, — это люди; то, с чем сражаются люди, — это их ци. Когда ци полна, они будут сражаться; когда ци уничтожена, они будут побеждены» (с. 305).
Суть изложения тактических принципов, равно как и знаменитого исторического события (битва, состоявшаяся в VII веке до и. э.), приведенного в качестве примера и заимствованного из трактата «Цзо чжуань», состоит в необходимости избегать излишнего давления на воинов, которое может оказаться чрезвычайно вредным, если начать стимулировать их ци слишком рано, так как в подобных случаях ци может достичь своей наивысшей точки, а затем упасть, не принеся никакого результата. По словам У Ци, ци возрастает и уменьшается, и успех в сражении зависит от умения подвести ци к кульминации в сам момент схватки. Сунь-цзы подчеркивал важность, которую имеют в военном деле осведомленность об этих состояниях ци и умение их применять, в знаменитом отрывке, приобретшем широкую известность с эпохи Борющихся Царств:
«Ци трех армий можно вырвать с корнем; разум у полководца можно отнять. Поэтому утром ци врага — пылающая; в течение дня ци становится вялой; к сумеркам ци истощается. Тот, кто умело использует армию, избегает пылающей ци противника и наносит удар, когда ци вялая или истощена. В этом путь управления ци* (с. 213).
Многие меры, предлагаемые Сунь-цзы, направлены в первую очередь на управление действиями врага, с целью измотать его эмоционально и физически, пока его дух или, в нынешних терминах, воля к битве не упадет настолько, что победа над врагом станет несомненной.
Однако слова Сунь-цзы часто неверно истолковывались в том смысле, что он советует нападать только на исходе дня. Это неправильное толкование вызвало вопрос Тай- цзуна и ответ Ли Цзина, который дал расширенное понимание этого отрывка из трактата Сунь-цзы:
«Тай-цзун сказал:
— Сунь-цзы говорил о стратегиях, с помощью которых можно уничтожить ци трех армий: „Утром их ци пылает; днем.их ци увядает; в сумерках их ци истощается. Тот, кто умело ведет войну, избегает пылающей ци и наносит удар, когда ци вялая или истощена". Как это?
Ли Цзин сказал:
— Кто бы ни обладал жизнью и природным характером, если он умирает без задних мыслей, когда барабаны призывают идти в бой, это ци побуждает его быть таким. Поэтому правила ведения войны первым делом требуют изучать
своих командиров и войска, побуждать их ци к победе, и лишь затем атаковать врага. Среди четырех жизненных точек У Ци жизненная точка ци — самая главная. Нет другого Дао. Если можешь распалить своих людей, никто не сможет противостоять их пылу. То, что Сунь-цзы подразумевал под пылающей утром ци, не ограничено лишь этими часами. Он использовал начало и конец дня для сравнения. Вообще, если барабан ударил трижды, а ци врага не пришла в упадок и не исчезла, как можно заставить ее стать вялой или истощиться? Возможно, те, кто изучает текст, просто произносят пустые слова и введены в заблуждение врагом. Если просветить их о принципах устранения ци, им можно будет доверить армию» (с. 435—436).
Как мы видели ранее в комментарии к главе 18 «Гость», по мере продвижения в глубь вражеской территории у воинов изменяется как образ мыслей, так и эмоциональное состояние. Развивая положения Сунь-цзы, Сунь Бинь определил следующие психологические стадии:
«Когда созываешь армию и собираешь людей, сосредоточься на укреплении их ци. Когда снова снимаешься с лагеря и собираешь армию, сосредоточься на расстановке воинов в боевые порядки и на заострении их ци. Когда подходишь к границе и приближаешься к врагу, сосредоточься на том, чтобы заточить их ци. Когда назначен день битвы, сосредоточься на том, чтобы сделать их ци решительным. Когда день битвы совсем близко, сосредоточься на расширении их ци».
Учитывая сложность психологической подготовки к сражению, отсутствие должного настроя у врага немедленно даст о себе знать и проявится в каких-либо внешних признаках, так что его можно будет использовать, как отмечается в трактате «Вэй Ляо-цзы»: «У того, кто занимает ущелье, недостаточно ума для сражения. У того, кто с ходу бросается в битву, недостаточна полнота' ци. У того, кто воинствен в бою, недостаточно солдат, способных одержать победу» (с. 309).
Отступление
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в решительное сражение с врагом, если без всяких видимых причин противник отступает, нужно тщательно исследовать обстоятельства. Если вражеские силы действительно на исходе и дух сломлен, можно отправить в погоню отборные храбрые кавалерийские части. Если же в действительности перед тобой отступающая армия, не следует ей мешать. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Не мешай армии, отступающей к своим рубежам».
Исторический пример
На третий год эпохи правления Цзянь-ань императора Сянь-ди из династии Поздняя Хань Цао Цао окружил Чжан. Сю у Вань. Лю Бяо отправил войска на выручку Чжан Сю. Чжан укрыл свою армию в безопасной местности и занял оборонительные позиции в ущельях, чтобы перекрыть все проходы в тыл. Армия Цао Цао была не в состоянии атаковать и потому сама была атакована Чжан Сю с фронта и войсками, шедшими на помощь, с тыла. Той ночью Цао Цао посадил часть войска в ущельях в засаду, а сам обра-
зп
тился в притворное отступление. Чжан Сю отправил в погоню всю свою армию, после чего Цао Цао бросил свои гибкие войска в атаку с обеих сторон, нанеся Чжан Сю тяжелое поражение. Цао Цао сказал: «Враг помешал отступлению нашей армии и вступил с нами в сражение на смертельной местности. Поэтому мы одержали победу».
Комментарий
В этой и следующей главе разбираются фактически одни и те же тактические вопросы, касающиеся целесообразности преследования отступающей армии, поэтому данный комментарий относится к обеим главам. Суть вопроса заключается в том, отступает ли враг на самом деле или же лишь исполняет заранее задуманный маневр, чтобы выманить ваши войска с занятых позиций и тем самым подставить их под неожиданный контрудар в тот самый момент, когда они уже будут торжествовать победу и в пылу погони ослабят свое внимание.
До появления современных видов оружия самый кровопролитный исход имели те сражения, во время которых одна из сторон теряла боеспособность и бежала, подставляя спины под удары врага. Соответственно, необходимо было всемерно использовать любую возможность, чтобы не дать неприятелю перегруппировать свои силы и вернуть войскам боевой дух. Вместе с тем следовало избегать хитроумных тактических уловок, не поддаваясь на притворное бегство. Это противоречие породило исключающие друг друга утверждения, которые можно встретить во многих военных трактатах в зависимости от того, подчеркивает ли автор важность бесповоротного закрепления успеха в сражении или прежде всего озабочен возможностью попасть в ловушку. В трактате «Сыма фа», отличающемся консервативностью и в целом призывающем к умеренности и сдержанности, мы находим такой совет (цитируемый в следующей главе): «Преследуя бегущего врага, не отдыхай»
ш
(с. 182). Тем не менее если оставить в стороне этот совет, то основной упор в «Сыма фа» делается на рекомендациях, как избежать гибельных неожиданностей: «В древности люди не преследовали бегущего врага слишком далеко и не шли за отступающей армией по пятам. Не преследуя далеко, трудно попасться на хитрость; не подходя слишком близко, трудно угодить в засаду» (с. 167).
И напротив, Сунь Бинь и некоторые другие авторы предпочитают быстрое и решительное нападение: «Конница особенно полезна при преследовании разбитого врага и при нападении на неприятеля, расстроившего ряды». Впрочем, одновременно рекомендуется применять ложное отступление, чтобы нарушить порядки вражеских войск и выманить их на открытую местность с укрепленных позиций.
В одном отрывке из «Шести секретных учений» обсуждается практически та самая тактика, которую использовал Цао Цао в ходе военных действий, описанных в историческом примере. Здесь также предлагаются средства для устранения могущей возникнуть опасности.
«У-ван спросил:
— Враг, зная, что мы его преследуем, оставил свои лучшие части в засаде, делая вид, что продолжает отступать. Когда мы достигнем засады, его войска повернутся, часть атакует нас спереди, другие — сзади, третьи — нанесут удар по укреплениям. Наши три армии испуганы, в смятении нарушают строй и оставляют занимаемые позиции. Что мы должны делать?
Тай-гун сказал:
— Раздели войска на три части, затем преследуй его, но не заходи за линию засады. Когда все три соединения прибыли, пусть одни атакуют спереди и сзади, другие же должны ударить с флангов. Команды должны быть ясными; тщательно выбирай, какие приказы отдавать. Яростно атакуй, продвигаясь вперед, и враг неизбежно будет разбит» (с. 115).
Как мы видели выше, Цао Цао также отмечал одну важную причину, по которой не следует препятствовать отступающей армии: в таком случае она окажется в безнадежных условиях, сходных с определением «гибельной местности», в которых,' по мысли китайских военных теоретиков, ее боевой дух многократно увеличится, как уже говорилось в главе 51 «Смелость отчаяния». Естественно, это противоречит интересам преследователей и всем тактическим принципам, описывающим правила военных действий против загнанного в угол неприятеля. Как писал Тай-гун, «оставь им свободный проход, чтобы побудить их бежать». Если бы этому совету последовали во время битвы за Манилу во Второй мировой войне, остатки японских войск, скорее всего, бежали бы, вместо того чтобы отчаянно защищаться, что в итоге привело к огромным потерям среди мирных жителей и разрушению города.
Изложение тактических принципов
Когда гонишься за бегущим врагом или преследуешь отступающего неприятеля, нужно уметь отличить притворное бегство от настоящего. Если их флаги не перемешаны, барабаны подают правильные сигналы, а команды и приказы единообразны, то даже если кажется, будто они отступают в хаосе и смятении, это не настоящее поражение, а, несомненно, необычная тактика. Перед тем как предпринять какие-либо действия, следует над этим поразмыслить. Однако если их флаги перемешаны в беспорядке, большие и малые барабаны бьют вразнобой, а команды и приказы отдаются громким криком и противоречат друг другу, это поистине побежденная и устрашенная армия, которую нужно преследовать со всей энергией. Тактический принцип из «Сыма фа» гласит: «Преследуя бегущего врага, не отдыхай. Если некоторые остановились на дороге, будь начеку!» (с. 182).
Исторический пример
В первый год периода правления У-дэ при династии Тан танский Тай-цзун выступил в поход на Сюэ Жэньгао. Полководец Цзун Лохоу попытался оказать сопротивление, но танский Тай-цзун нанес ему сокрушительное поражение при Цяньшуйюань, а затем во главе конницы поспешил в погоню, добравшись до Гаочжи, где окружил войско Сюэ Жэньгао. Многие начальники из армии Сюэ подходили к танским рядам и сдавались. Затем они захотели вернуться и забрать своих коней. Тай-цзун разрешил им это сделать. Вскоре после этого они действительно вернулись на своих лошадях. По этим действиям Тай-цзун понял, каково истинное стратегическое положение Сюэ Жэньгао, и поэтому приказал своим войскам замкнуть кольцо окружения. Тогда он позволил нескольким красноречивым чиновникам пойти к Сюэ Жэньгао и обрисовать ему сравнительные выгоды и недостатки сдачи в плен и сражения. Выслушав их, Сюэ Жэньгао в конце концов сдался.
Военачальники Тай-цзуна поздравили его с победой и затем спросили: «О великий, нанеся первое поражение врагу, вы оставили пехоту и без осадного снаряжения поскакали по кратчайшему пути, чтобы сразу выйти к городским укреплениям. Мы все сомневались, что нам удастся победить врага, так как же получилось, что он сдался?» Тай-цзун сказал: «Суть заключается в тактическом неравновесии сил. Более того, воины, которыми командовал Цзун Лохоу, все уроженцы этой местности, так что даже хотя мы разбили их, немногих мы взяли в плен или убили. Однако если бы мы продвигались медленно, тогда они все успели бы войти в город, где Сюэ Жэньгао собрал бы их вместе и вселил в них боевой дух, так что победить их было бы нелегко. Отправившись за ними в погоню, мы рассеяли их по округе, и город Гаочжи был пуст. Так как Сюэ Жэньгао утратил мужество и не имел времени подготовить какой-либо тактический план, он испугался и сдался».
Комментарий
Это вторая глава, посвященная описанию опасностей, которым подвергается войско, преследующее отступающего противника; основной комментарий приведен к предыдущей главе. Тем не менее метод определения характера отступления — подлинное ли это бегство или тактическая уловка — отражает общий принцип, согласно которому сохранение порядка выдает притворное бегство, а полный беспорядок указывает на истинное смятение неприятеля, которым необходимо воспользоваться. (Очевидно, по мнению авторов военных трактатов, войска не способны успешно имитировать беспорядочное отступление.) Например, Тай-гун дает следующий совет
«Знаки победы или поражения первым делом проявляются в духе врага. Просвещенный полководец изучает их, так как их можно узнать, наблюдая за людьми. <...> Если их построения нетверды, а их флаги и знамена повисли и перепутаны; если они не используют выгоды сильного ветра и дождя; если командиры и солдаты запуганы; если их ци сломлена отсутствием единства; если их боевые лошади испуганы и разбрелись, а у колесниц сломаны оси; если звуки их гонгов и колоколов беспорядочны и слабы, а бой барабанов унылый и подавленный — все это признаки, предвещающие великое поражение» (с. 100—101).
У Ци также перечисляет несколько признаков, позволяющих ответить на вопрос, управляема ли армия или вышла из-под управления, исполняет ли она ложный маневр или действительно находится в состоянии хаоса:
«Если противник приближается бездумно и безрассудно, если знамена.и флаги перемешаны в беспорядке, если люди и кони глядят по сторонам, тогда один отряд может атаковать десять, и они будут беспомощны» (с. 264).
«Прикажи самым отважным из низов встать во главе небольшого легкого отряда и проверить его. Когда враг ответит, они должны бежать назад, а не сражаться. Затем изучи наступление противника, являются ли его действия слаженными, и сохраняется ли при этом организованность; если он, преследуя отступающих, показывает, что не может их поймать, или, если ему подвернулась выгода, показывает,
что не видит ее, — такого полководца можно назвать „мудрым полководцем". Не вступай с ним в сражение.
Если войска противника приближаются с шумом и криками, их знамена и флаги перемешаны, одни воины продвигаются сами по себе, а другие — останавливаются; оружие то поднято вверх, то выставлено вперед; если они преследуют наши войска так, будто боятся, что не настигнут нас, а видя преимущество, боятся не воспользоваться им — это означает, что полководец у врага глуп. Даже если его войска многочисленны, его можно-захватить» (с. 272).
Таким образом, флаги и барабаны используются для донесения приказов командующего до подразделений армии, а любое замешательство в их сигналах неизменно свидетельствует об утрате порядка.
Отказ от сражения
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в сражение, если враг многочислен, а вас мало, если враг силен, а ты слаб, это стратегически невыгодно для армии. Если враг пришел издалека, но его линии снабжения не перерезаны, это также невыгодно. В обоих случаях нельзя вступать в битву. Вместо этого нужно укрепить стены и удерживать оборону, чтобы измотать противника, и тогда его можно будет уничтожить. Тактический принцип из «Искусству войны» гласит: «Вступать или не вступать в сражение — зависит от меня».
Исторический пример
В период правления У-дэ при династии Тан Тай-цзун повел армию на восток через Желтую реку, чтобы уничтожить Лю Учжоу. В это время 70-летний Ли Даоцзун, правитель Цзянся, участвовавший в походе, взошел на стену крепости Юйби, чтобы взглянуть на армию мятежников. Тан- ский Тай-цзун, глядя вокруг, увидел его и спросил: «Разбойники, полагаясь на свою многочисленность, пришли, чтобы перерезать нам путь и втянуть в сражение. Как вы думаете, что нам делать?» Он ответил: «С этими разбойни-
чими отрядами нельзя вступать в лобовое столкновение. Нам легко будет использовать тактику, чтобы покорить их, но трудно будет применить силу, чтоб сражаться с ними. Нам нужно немедля углубить рвы и возвысить стены укреплений, чтобы задержать их. Они подобны стае птиц, собравшейся на время и неспособной долго оставаться единой. Скоро у них закончатся привезенные ими припасы, и они рассеются сами по себе. Вы сможете заватить их без боя». Тай-цзун сказал: «То, что вы говорите, совпадает с моими мыслями». Вскоре у врагов действительно закончились припасы, и однажды ночью они ушли. Тай-цзун гнался за ними до Цзечжоу, где разгромил их в одном бою, обратив их в бегство.
Комментарий
В этой и следующих двух главах вновь обсуждаются взаимосвязанные аспекты нападения и обороны. Обсуждение тактических принципов начинается с двух условий, уже рассматривавшихся ранее в этой книге — численного превосходства противника (глава 12) и столкновения с более сильным неприятелем (глава 20), поэтому мы не будем повторять здесь подробный комментарий к этим двум главам. Более того, в разделе «Гость» (глава 18), посвященном описанию психологии наступающей стороны, отмечается, что проникновение в глубь враждебной территории повышает самоотверженность воинов и придает им дополнительные силы. Бесперебойное обеспечение необходимыми припасами также увеличивает стратегическую мощь армии, представляющую собой сочетание четырех составляющих: грубой силы, боевого духа, материального снабжения и позиции. Соответственно, в обсуждении тактических принципов рекомендуется занять оборонительную позицию, требующую, по словам Тай-гуна, «глубоких рвов, высоких стен и большого количества припасов, чтобы длительное время удерживать позицию».
В историческом примере описывается успешно примененная танским Тай цзуном выжидательная стратегия, в общем противоречащая привычной для него тактике динамичной лобовой атаки. Так как принципы, лежащие в основании этого метода, подробно обсуждались в комментариях к главам «Ответ» и «Безопасность», мы не будем далее углубляться в рассмотрение этого вопроса.
Неизбежная Битва
Изложение тактических принципов
Когда собираешь армию и заходишь далеко в глубь вражеской территории, если их стены высоки и они отказываются вступать в сражение, стремясь измотать твои войска, нужно разделить армию и использовать отряды, чтобы напасть на их войско. Окружи их главную базу, перекрой пути к отступлению и перережь линии снабжения. Когда дело дойдет до того, что они не смогут избежать сражения, нужно ударить по ним самыми отчаянными воинами, ибо тогда враг будет разбит. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Даже если у противника высокие валы и глубокие рвы, он не сможет избежать боя, ибо я нападаю на цели, которые он должен спасать» (с. 210).
Исторический пример
В эпоху Троецарсгвия на третий год периода правления Цзин-чу вэйский император Мин-ди вызвал Сыма И в Ча- нань и поставил его во главе армии, которая должна была отправиться в Ляотун и уничтожить Гунсунь Юаня. Сначала император спросил: «Чтобы выступить в поход для усмирения мятежников и пройти четыре тысячи ли, даже
если использовать конницу, потребуется великая решительность, продуманная тактика и большие расходы на припасы и продовольствие. Как вы думаете, какую тактику применит Гунсунь Юань?»
Сыма И ответил: «Покинуть город Сянлин и отойти до нашего прибытия будет наилучшей стратегией, а расположиться в Ляодуне и оказывать там сопротивление нашей великой армии будет тоже разумным решением. Укрыться же в Сянпине и защищать город означает потерпеть поражение».
Император спросил: «Какую из этих трех тактик он выберет?»
Сыма И ответил: «Только мудрый полководец сумеет оценить свои силы и силы противника и предвосхитить развитие событий. Гунсунь Юань не способен на это».
«Сколько продлится поход?»
Сыма И сказал: «Чтобы прийти на место, потребуется сто дней, чтобы вернуться сто дней, на нападение сто дней, на отдых шестьдесят дней, так что нам хватит года».
После этого он отправился в поход. Гунсунь Юань послал своих полководцев во главе нескольких десятков тысяч пехоты и конницы, приказав им стать лагерем в Ляодуне и выкопать по периметру ров двадцати ли в окружности. Военачальники Сыма И хотели внезапно напасть на врага, но И запретил им это делать: «Гунсунь Юань предпринимает шаги, чтобы измотать нашу армию. Если мы нападем на них, то поступим согласно его замыслу. Такая стратегия привела к тому, что Ван И покрыл себя позором при Куньяне. Так как здесь у них собрано много войск, а их главная база пуста и незащищена. Если мы пойдем прямо на Сянпин, то двинемся туда, где они нас не ждут, и непременно одержим победу». Затем он приказал увеличить число флагов и знамен и выступить в южном направлении, как будто собираясь идти на юг. Разбойники выслали свои отборные части, чтобы помешать ему. Сыма И тайно уклонился от столкновения и пошел прямо на Сянпин, рассеяв заградительные отряды и осадив город.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 451;