Срединная стратегия 30 страница

В «Шести секретных учениях» Тай-гун, рассматривая положение, в котором оказывается обороняющаяся сторо­на, неожиданно осажденная неприятелем, предлагает не­сколько другую тактику:

«У-ван спросил:

— Предположим, что противник разделил свои силы на три или четыре отряда — одни будут сражаться с нами и занимать нашу землю, другие — продолжать угонять на­ших лошадей и скот. Их основные силы еще не подошли, но их первые отборные воины прижали нас к стенам горо­да. Тогда наши три армии будут сильно испуганы. Что мы должны делать?

Тай-гун сказал:

— Внимательно наблюдай за противником. Сделай'не- обходимые приготовления и ожидай, пока все его основные


силы подойдут. На расстоянии четырех ли от стен возведи укрепления, расставив в правильном порядке гонги и ба­рабаны, знамена и флаги. Другие наши части пусть устроят засаду. Прикажи большому числу арбалетчиков располо­житься на вершине укреплений. Через каждые сто шагов установи „взрывные ворота", за которыми выстави рога­тины. Наши колесницы и конница должны находиться снаружи, в то время как сильные, мужественные и бес­страшные воины должны быть спрятаны за укреплениями. Если враг подойдет, пусть легковооруженные солдаты всту­пят в бой, а затем изобразят отступление. Пусть на верши­не городской стены поднимут знамена и флаги и ударят в боевые барабаны, завершив все приготовления к защите го­рода. Противник подумает, что мы будем защищать стены, и атакует нас под ними. Тогда введи в бой силы, спрятан­ные в засаде, — одни пусть ударят в лоб, другие — с флан­гов. Тогда три армии должны молниеносно перейти в на­ступление и ударить с фронта и тыла. Даже храбрые солда­ты противника не смогут сражаться, а у самых быстрых не будет времени бежать. Это называется „взрывной войной". Хотя враг превосходит нас числом, он будет обращен в бег­ство* (с. 121-122).

Тактические приемы, позволяющие удачно проводить осаду, также рассматриваются в главе 80 «Осады», в кото­рой мы обратимся к отрывкам из других текстов.


Порядок

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом, если вражеские ряды и порядки не нарушены, а командиры и войска спокойны и невозмутимы, нельзя начинать атаку. Полезно подождать, пока враг не начнет двигаться или перестраиваться, и тогда нанести внезапный удар. Тактический принцип из «Искус­ства войны» гласит: «Не нападай на флаги, удерживающие порядок».

Исторический пример

В эпоху Троецарствия вэйский полководец Сыма И отпра­вился в поход на Гунсунь Юаня. Сыма И переправил свои войска на лодках через реку Ляо и окружил неприятеля. Однако он снял осаду и приказал идти на Сянпин, глав­ный опорный пункт Гунсунь Юаня. Военачальники не одоб­ряли его действий, говоря: «Не напасть на город после того, как взял его в кольцо, означает не проявить своей числен­ной силы».

Сыма И возражал: «Лагерь разбойников надежен, а его укрепления высоки, поэтому Гунсунь Юаня хочет измотать нашу армию. Если мы атакуем его, то последуем предна-


черпанному им плану. Большая часть негодяев скопилась здесь, так что их родная земля незащищена и пустынна. Видя, что мы направляемся к Сянпину, их воины, несо­мненно, устрашатся при мысли о том, что происходит во внутренних областях страны. Если они вступят в битву, ох­ваченные страхом, конечно, мы их уничтожим». После это­го он выстроил свои войска в боевой порядок и отошел от города. Когда разбойники увидели, что армия движется им в тыл, они вышли из города, чтобы вступить в сражение. Тогда Сыма И отправил своих воинов в контратаку и нанес врагу тяжелое поражение.

Комментарий

В этой и следующей главах рассматриваются преимуще­ства, достигаемые при нападении на войска, охваченные беспорядком, и при уклонении от столкновения с врагом, поддерживающим строгий порядок. Этот принцип подчер­кивает Сунь-цзы в главе «Боевое сражение», когда советует: «Не нападай на хорошо организованное войско» (с. 214). В этом между собой согласны авторы всех военных тракта­тов, начиная с «Сыма фа» и заканчивая поздним сочине­нием «Вопросы и ответы». Все они уделяют значительное внимание тактическим приемам, позволяющим вызвать беспорядок в стане врага и использовать его в своих целях. В историческом примере мы находим прекрасную иллюст­рацию действенности подобного подхода. Осознав, что враг прибег к выжидательной стратегии, Сыма И открыто начал движение, чтобы «захватить то, что он любит», по­казывая, что собирается напасть на внутренние области вражеской территории, и тем самым вызвав панику у не­приятеля, решившегося на быстрое и беспорядочное пере­движение. Как только порядок во вражеских войсках был нарушен, Сыма И напал на них и одержал легкую победу. (Принцип «захвати то, что больше всего любит враг», ко­нечно, составлял суть стратегии Сунь Биня в двух знаме-

т нитых сражениях при Гуйлине и Малине, о которых мы уже говорили. Следует также отметить умение Сыма И ис­пользовать необычные войска в столкновении с Гунсунь Юанем, так как он скрыл свои истинные намерения при помощи хорошо организованного отхода по направлению к удаленной цели. Его методы ведения войны рассматри­ваются также в историческом примере к главе 78 «Неизбеж­ная битва», в которой вновь описывается этот же поход.)

В стратегии Сыма И использован основополагающий психологический принцип: испуганные и обеспокоенные войска не будут хорошо сражаться. Например, в «Шести секретных учениях» говорится: «Воспользоваться их стра­хом и испугом — вот средство, благодаря которому один может напасть на десятерых». В более консервативном трактате «Сыма фа» мы находим совет: «Неожиданно на­неси удар по его сомнениям. Ударь по его нерешительно­сти. Заставь его сжать формирования. Нанеси внезапный удар по его порядкам. Воспользуйся его ошибками, чтобы избежать вреда. Затрудни выполнение его стратегии. Про­никни в его мысли. Извлеки выгоду из его страха» (с. 182).


Беспорядок

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом, если ряды и порядки противника нарушены, а его командиры и воины шумят и кричат, следует отправить свои войска в атаку, ибо тог­да ты одержишь победу. Тактический принцип из «Искус­ства войны» гласит: «Создай у врага беспорядок и захва­ти его».

Исторический пример

В эпоху Весен и Осеней, когда государство У напало на небольшое государство Чжоулай, государство Чу направи­ло на выручку армию, составленную из войск нескольких феодальных князей. Хэ Люй, будущий правитель У, сказал: «Феодальных князей, подчиняющихся Чу, много, но мно­гие из них управляют небольшими княжествами и не могут не присоединиться к Чу, так как они боятся. Говорят, что когда превосходство вызывает любовь в военных делах, то даже незначительные силы обязательно будут хорошо орга­низованы. Правители Ху и Шэнь молоды и крайне безрас­судны; высший чиновник у Шэнь опытен, но глуп; пра­вители Дунь, Сюй и Цай ненавидят Чу, а командующий
войсками Чу не пользуется уважением, но держит много фаворитов, так что их административные приказы не еди­нообразны. Хотя эти семь государств выступили заодно, в умах у них нет единства. Так как командующий Чу не вы­зывает к себе уважения и не способен отдавать приказы войскам, его приказам не хватает величия, поэтому Чу можно победить. Если мы разделим нашу армию и сначала нападем на Ху, Шэнь и Чжэнь, они непременно побегут первыми. Когда мы нанесем поражение этим трем госу­дарствам, армии других феодальных князей будут охваче­ны страхом. Если феодальные князья окажутся в смятении, армия Чу несомненно будет разбита и бежит. Я думаю, что нам следует сначала послать незначительные, плохо подго­товленные войска, одновременно уплотнив порядки в ты­лу и обеспечить хорошую организацию в отрядах». Его отец, правитель У, последовал этому совету.

В день сюй-чэнь, последний день луны, они сразились у Цзи-фу, послав сначала три тысячи осужденных в атаку на Ху, Шэнь и Чжэнь. Войска трех этих государств вступи­ли в сражение. Армия У разделилась на три части, чтобы следовать за первым натиском. Правитель У принял коман­дование над центральной армией, Хэ Люй встал по главе армии правого фланга, а другие отряды разместились на левом. Некоторые части У, составленные из заключенных, бежали, но другие держались и бились. Войска трех госу­дарств охватило смятение, и отряды У усилили натиск, в конце концов разбив врагов, и захватив их правителей. Затем командующий У отпустил своих только что захва­ченных пленников из Ху и Шэнь, чтобы они бежали к вой­скам Сюй, Цай и Дунь л по своей глупости сообщили всем, что их правители убиты. Воины этих трех государств с шу­мом и криком побежали за ними, оставив поле сражения. Когда эти армии отступили, армия Чу, в свою очередь, под­далась и бежала.

Комментарий

В этой главе продолжается обсуждение преимуществ, до­стигаемых при нападении на войска, потерявшие порядок. Этот принцип пользовался всеобщим признанием у авто­ров военных трактатов. Например, в «Шести секретных учениях» беспорядок во вражеском войске перечисляется среди четырнадцати условий для удачного нападения:

«Тот, кто хочет напасть, должен внимательно изучить и понять четырнадцать изменений врага. Когда какие-либо из четырнадцати становятся очевидными, нападай, ибо противник обязательно будет побежден. <...> Когда враг на­чал соединяться, его можно атаковать. Когда люди и лоша­ди не кормлены, его можно атаковать. Когда время года или погодные условия неблагоприятны для него, его мож­но атаковать. Когда местность плохо защищена, его можно атаковать. Когда враг бежит, его можно атаковать. Когда враг утратил бдительность, его можно атаковать. Когда пол­ководец сторонится командиров и войск, его можно атако­вать. Когда враг идет по длинной дороге, его можно атако­вать. Когда враг переходит реку, его можно атаковать. Когда враг не отдохнул, его можно атаковать. Когда враг столк­нулся с крутыми оврагами или находится на узкой дороге, его можно атаковать. Когда его боевой строй в беспорядке, его можно атаковать. Когда враг испуган, его можно атако­вать» (с. 130).

У Ци также перечисляет несколько проявлений беспо­рядка, которые можно использовать для нападения:

«Ведя войну, необходимо выяснить сильные и слабые стороны врага и спешить, чтобы воспользоваться его сла­бым местом. Если противник только что прибыл издале­ка и его боевые построения еще не в порядке — напасть на него. Если враг поел, но еще не разбил лагерь — напасть на него. Если враг суетится — напасть на него. Если он слишком занят — напасть на него. Если он еще не вос­пользовался выгодами местности — напасть на него. Если он потерял время и не воспользовался моментом — напасть на него. Если он совершил длительный переход и задние ряды не отдохнули — напасть на него. Если он переходит реку и только половина сил перешла на другую сторону — напасть на него. Если он на узких и стиснутых дорогах — напасть на него. Если флаги и знамена врага беспорядочно двигаются — напасть на него. Если его построения часто переходят с места на место — напасть на него. Если полко­водец отделен от своих солдат — напасть на него. Если враг напуган — напасть на него. При этих условиях нужно ото­брать лучшие части, чтобы обрушиться на врага, разделить оставшиеся силы и продолжать наступление — проводя атаку быстро и решительно» (с. 265).

Среди тридцати двух ошибок военачальников, кото­рые, по мнению Сунь Биня, можно с успехом использо­вать, он перечисляет следующие признаки'беспорядка и смятения:

«Второе, если он собирает вместе буйных людей и сразу же нанимает их или если он приостанавливает отступле­ние и сразу же вступает в сражение, его можно победить... Четвертое, если его приказы не исполняются, а войска не объединены, его можно победить. Пятое, если его под­чиненные непокорны, а войска небоеспособны, его мож­но победить... Девятое, если его воины дезертируют, его можно победить. Десятое, если его воины пребывают в бес­порядке, его можно победить. Одиннадцатое, если армия несколько раз была напугана, его можно победить... Во­семнадцатое, если приказы часто меняются и воины зани­маются грабежом, его мохАю победить. Девятнадцатое, ес­ли армия распадается, а воины не уважают своих началь­ников и командиров, не считая их способными, его можно победить... Двадцать первое, если полководец охвачен со­мнениями, так что воины также сомневаются, его можно победить... Двадцать пятое, если их умы мечутся во время, назначенное для сражения, его можно победить... Двадцать девятое, если он в разладе с войсками и умы людей полны ненависти, его можно победить. Тридцатое, если он не в состоянии удачно выстроить свои войска, а дорога к отсту­плению узка, его можно победить. Тридцать первое, если в передних рядах армии находятся воины из задних рядов и они не организованы и не сплочены с передними отряда­ми, его можно победить. Тридцать второе, если, вступая в сражение, он озабочен фронтом и потому оставляет пус­тым тыл, или, заботясь о тыле, оставляет пустым фронт, или, заботясь о левом фланге, оставляет пустым правый, или, заботясь о правом фланге, оставляет пустым левый, и, вступая в битву, охвачен беспокойством, его можно по­бедить».

В историческом примере описана битва при Цзифу, знаменитое сражение во время возвышения государст­ва У, обозначившее перелом в военной кампании, вед­шейся с целью покорить государство Чу. Так как прави­тель Хэ Люй четко описал стратегию кампании, а тактиче­ские приемы подробно обсуждались нами в предисловии к «Искусству войны» Сунь-цзы, мы можем опустить даль­нейшие комментарии, предложив вместо этого перевод еще одного исторического примера из другого списка на­шего текста:

«Танский полководец Дуань Чжисюань следовал за вое­начальником Лю Вэньцзином, обороняясь против Цюй Тутуна у перевала Тун. Лю Вэньцзин потерпел поражение от одного из военачальников Цюй Тутуна, Сан Синхэ. Хо­тя лагерь Лю был уже разрушен, Дуань Чжисюань все же отправился туда с двадцатью всадниками и ударил по вра­гу, убив несколько десятков, прежде чем отступил. При отступлении ему в ногу попала стрела, но из страха, что вой­ска могут впасть в смятение, он терпел, не говоря ни слова. После этого он еще несколько раз тревожил врага. Армию Сан Синхэ охватила паника, так что Дуань Чжисюань, да­же не обладая никакими силами, сумел восстановить по­рядок в своих войсках и после этого нанес сокрушительное поражение армии Сан Синхэ».


Решительные действия Дуаня вновь подтверждают ста­рую истину, что и малое число смелых воинов способно успешно сражаться против гораздо более многочисленно­го, но менее мотивированного врага и что возникший бес­порядок трудно прекратить, но легко использовать.


Разделение

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом, если у тебя много лю­дей, а у неприятеля мало, нужно найти для сражения ров­ную, простую и широкую местность, чтобы одержать побе­ду. Если ты сильнее врага в пять раз, тогда три пятых твоей армии должны следовать канонической тактике, а две пя­тых применять необычные тактические приемы. Если ты сильнее врага в три раза, две трети твоих войск должны следовать канонической тактике, а одна треть — необыч­ной. Вот что имеется в виду, когда говорят, что одна часть армии стоит с неприятелем лицом к лицу, а другая атакует с тыла. Тактический принцип из «Вопросов и ответов* гла­сит: «Тот, кто не разделяет войско, когда это необходимо, создает в армии сумятицу».

Исторический пример

В эпоху Северных и Южных династий лянские полковод­цы Чэнь Басянь и Ван Сэнбянь вели карательный поход против армии мятежного военачальника Хоу Цзина на ост­рове Чжангун. Их развевающиеся стяги затмевали солнце, а бесчисленные корабли скрывали от глаз реку. Воспользо­
вавшись отливом, они двинулись вниз по течению. Хоу Цзин стоял на большом камне и смотрел на них. В раздра­жении он сказал: «Армию, воины которой полны боевого духа, нельзя изменить». Затем он приказал бить в барабаны и повел в наступление десять тысяч всадников, готовых на смерть. Чэнь Басянь обратился к Ван Сэнбяню: «Тот, кто преуспел в управлении армией, подобен змеям с горы Чан, у которых отзывается и голова, и хвост. Эти разбойники по собственной воле скачут на смерть, стремясь навязать нам решающее сражение. Нас много, а их мало, поэтому лучше будет разделить их силы». Ван Сэнбянь последовал этому совету, поставив храбрых арбалетчиков против вражеского фронта и приказав легким кавалерийским отрядам обру­шиться на врага с тыла, когда главные силы нанесут ему удар по центру. В конце концов Хоу Цзин был наголову разбит, оставил город и бежал.

Комментарий

Понятия «разделения» и «соединения», игравшие важней­шую роль в маневренной войне и применении сложных тактических приемов, возникли в Китае в те времена, ког­да греческое военное дело сводилось к лобовому столкно­вению фаланг. Очевидно, Сунь-цзы первым подчеркнул важность разделения и соединения в следующем отрывке: «Армия устанавливается обманом, продвигается ради пре­имущества и изменяется через разделение и соединение» (с. 213). Более того, в этой связи он отмечает:

«В древности те, кто умел вести войну, могли препят­ствовать тому, чтобы передние формирования противника и тыл поддерживали связь друг с другом; чтобы крупные и мелкие части опирались друг на друга; чтобы знатные и низкие приходили друг другу на помощь; чтобы низшие и высшие чины доверяли друг другу. Они умели способст­вовать тому, чтобы войска были разделены и не могли со­единиться, а если бы даже соединились, ими нельзя было бы управлять. Они выступали, когда было выгодно; когда не выгодно, останавливались» (с. 223).

Тай-гун сказал: «Разделение войск на четыре и пять час­тей поможет атаковать круговые построения противника и уничтожить квадратные» (с. 97). Основываясь на «Шести секретных учениях», он часто советует разделить войска, особенно при затруднительных обстоятельствах, на три боевых единицы. Возможно, это отражает идеи Сунь Биня о боевом резерве и представления того же автора о важности разделения и соединения для запутывания врага и захвата стратегического преимущества. Сунь Бинь писал: «Расхо­диться и перемешиваться, как облака, — вот средство соз­дать тактическую неустойчивость силы и взрывоопасное движение». Он советовал применять этот прием в опреде­ленных боевых положениях. Например, при столкновении с превосходящими силами противника, выстроенными в квадратное построение, он рекомендовал рассредоточить­ся, чтобы разделить вражеские силы: «Чтобы нанести удар по врагу, используй рассредоточенное построение и разде­ли силы противника; если они правильно соединены, разъ­едини их; втяни их в сражение, а затем притворно отступи; и убей командира их арьергарда так, чтобы они об этом не знали. Это Дао нападения на квадратное построение».

Изложение тактических принципов начинается с опи­сания боевого положения, уже освещавшегося в главе 11 «Большие силы», однако в данном случае применяются гораздо более сложные и продуманные тактические дейст­вия. Глава 11 основывается на отрывке из «Сыма фа», ран­нем военном трактате, который, хотя и относится ко вре­мени после написания «Искусства войны», тем не менее содержит более древние материалы и в котором можно найти лишь косвенные упоминания о понятии необыч­ной тактики. Сунь-цзы и Сунь Бинь, напротив, полностью разработали это понятие, и их разработки впоследствии использовались на протяжении двухтысячелетий, хотя тео­рия и реальная боевая обстановка всегда оставались двумя совершенно разными вещами. Таким образом, изложение этих приципов в «Неканонических стратегиях» отражает приблизительно две тысячи лет их непрерывного развития и, возможно, содержит их наивысшее выражение.

Знаменитое высказывание Сунь-цзы гласит: «Если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним сразиться. Ес­ли сил меньше, перехитри его. Если враг тебя превосходит, избегай его» (с. 204). Однако в этой главе изложение такти­ческих принципов, скорее всего, опирается на отрывки из «Вопросов и ответов», в которых часто упоминаются поня­тия обычности / необычности (или, в других терминах, гибкости / прямоты) и разделения / соединения. (Понятие обычности / необычности уже обсуждалось в главах 42 и 41 «Обычное» и «Необычное».) В одном из таких отрывков поясняются важные факторы, действующие непосредст­венно на поле сражения:

«Тай-цзун спросил:

— Устанавливают ли пять флагов различных цветов пять направлений для прямых войск? Служат ли знамена и флаж­ки для проникновения в ряды врага гибких войск? Разде­ление и перестроение — это изменения; как определить со­ответствующее количество отрядов?

Ли Цзин ответил:

— Я изучил и использую правила древних. В целом, ког­да три отряда сходятся, их флаги склоняются друг к другу, но не пересекаются. Когда пять отрядов соединились, фла­ги двух из них пересекаются. Когда десять отрядов соеди­нились, флаги пяти из них пересекаются. Когда раздается звук горна, пять пересекающихся флагов разделяются, и единый отряд рассыпается, образуя десять. Когда два пере­секающихся флага разделяются, единый отряд вновь рас­сыпается, образуя пять. Когда два флага, склоняющиеся друг к другу, но не пересекающиеся, разделяются, единый отряд вновь распадается на три.


Когда солдаты разделены, соединить их — это гибкость; когда соединены, разделить их — это прямота» (с. 422).

Объясняя свой тактический анализ ситуации, полково­дец Чэнь проводит аналогию со змеями, а это показывает, насколько хорошо были знакомы военачальники с «Искус­ством войны» Сунь-цзы в середине VI века н. э. Сунь-цзы использовал это сравнение, рассуждая о хорошо организо­ванной и дисциплинированной армии под началом умного военачальника: «Поэтому тот, кто умело ведет войну, по­добен змее шуайжань. Шуайжань живет на горе Чан. Если ударить ее по голове, отзовется хвост; если ударить по хво­сту, отзовется голова. Если ударить посередине, отзовутся и хвост, и голова» (с. 22S). Полководец Чэнь был обеспо­коен тем, что войска Хоу Цзина, загнанные на гибельную местность, будут сражаться с ббльшим воодушевлением, чем его воины, и смогут благодаря отваге и решимости вы­рвать победу. Поэтому, несмотря на многочисленность своей армии, он предпочел разделить вражеские войска и тем самым ослабить их силу и взаимную поддержку. Это решение полностью соответствует совету Сунь Биня: «Ког­да твоя стратегическая мощь превышает неприятельскую, то, размещая войска, чтобы вступить с ним в сражение, используй фланговую атаку».


Соединение

Изложение тактических принципов

Ныне всем известно, что, когда армия рассредоточена, ее стратегическая мощь мала, а когда она соединена, ее стра­тегическая мощь велика. Поэтому, если твои войска стоят лагерем в разных местах, при вражеской атаке нужно со­единить армию, чтобы контратаковать противника. Такти­ческий принцип из «Вопросов и ответов» гласит: «Тот, кто не собирает войска, когда их необходимо собрать, стано­вится одинокой армией».

Исторический пример

В эпоху правления Кай-юань во времена династии Тан тур- фаны совершили крупный набег, перейдя через границу, и об этом было сообщено солдатам, стоявшим в Синьчэне. Рано утром турфаны пошли в конную атаку на правительст­венные войска. Так как защитников было гораздо меньше, чем нападавших, обороняющююся армию охватил страх. Полководец Ван Чжунсы, хлестнув свою лошадь, рванулся вперед, а за ним в едином порыве последовали те, кто на­ходился слева и справа от него, прорвав ряды неприятеля и вынудив его разделиться. Ван и его всадники выехали по
отдельности, а затем соединились, убили несколько сотен врагов и ввергли турфанов в хаос. Затем по противнику в отдельных точках нанесли удар три армейских подразделе­ния, и турфаны потерпели сокрушительное поражение.

Комментарий

Хотя эта глава на первый взгляд подытоживает обсуждение противопоставленных понятий разделения / соединения, в данном случае суть сводится к гораздо более простому выводу, подчеркивающему необходимость сосредоточения сил при сражении с сильным противником. В отличие от этого в историческом примере содержится прекрасная иллюстрация применения «разделения, а затем соедине­ния», вполне следующего в русле совета Сунь Биня по про­тиводействию сильному построению: «Чтобы нанести по врагу удар, следует разделить свою армию на три боевые группы, вынуждая врага разделить свои силы. Одна группа должна растянуться по горизонтали, а две другие должны отойти, чтобы ударить по вражеским флангам. Их высшие чины будут охвачены страхом, а низшие придут в смяте­ние. Если верхние и нижние чины окажутся в хаосе, их три армии будут наголову разбиты. Вот Дао нападения на силь­ного противника».

Основная суть изложения тактических принципов за­ключается в цитате: «Тот, кто не собирает войска, когда их необходимо собрать, становится одинокой армией». Все остальные тактические схемы отпадают за ненадобностью при реальном столкновении с превосходящими силами противника. Конечно, Сунь-цзы тоже говорил о важности сосредоточения сил перед сражением, но уже после того, как предприняты действия по ослаблению вражеской по­зиции и образования в его положении уязвимых мест. На­против, реальные исторические битвы, проводившиеся по гораздо более упрощенным тактическим схемам, чем пред­писывает теория, с очевидностью показывают, что для про­


тивостояния мощному натиску противника требуется опре­деленный минимальный уровень силы, если маневрирова­ние с целью избежать сражения оказывается невозможным. Поэтому на протяжении столетий теория военного дела на Западе уделяла основное внимание достижению численно­го и огневого превосходства для одержания наискорейшей победы при минимальных потерях, хотя военачальники и продолжали действовать вопреки их (иногда) заявленному желанию следовать теоретическим указаниям, предприни­мая отважные атаки, часто из сложных позиций.

В «Вопросах и ответах», из которых позаимствованы ци­таты в обеих этих главах, содержится интересный обзор данного вопроса, рассмотренного на примере двух знаме­нитых кампаний, которые уже описывались в «Неканони­ческих стратегиях»:

«Тай-цзун сказал:

— Когда армия разделяется и соединяется вновь, в каж­дом случае важно, чтобы действия были правильными. Со­гласно записям о делах древности, кто преуспел в этом?

Ли Цзин сказал:

— Фу Цзянь командовал армией в миллион человек и был разбит у реки Фэй. Вот к чему приводит то, что армия может соединиться, но не способна разделяться. Когда У Хань усмирял Гунсунь Шу, он отправил войска со своим помощником Лю Шаном, которые расположились лагерем в двадцати ли. Гунсунь Шу пошел вперед и напал на У Ханя, и когда Лю Шан выступил, чтобы соединиться с У Ханем в наступлении, Гунсунь Шу потерпел жестокое поражение. Такого результата можно достичь, если армия разделяется и может соединиться вновь. Тай-гун сказал: „Войско, ко­торое желает разделиться, но не может, — это армия, пой­манная в ловушку; войско, которое желает соединиться вновь, но не может, — это одинокая армия".

Тай-цзун сказал:

— Да. Когда Фу Цзянь Ван Мана, он знал, как вести войну, и затем занял срединную равнину. Когда Ван Ман умер, Фу Цзянь потерпел сокрушительное поражение, бы­ло ли это поражением „армии, попавшей в ловушку"? Ког­да император Гуан У назначил У Ханя, армия управлялась не издалека, и Хань смогла усмирить землю Шу. Разве это не означает, что армия не попала в положение, называемое „одиноким войском"? Исторические записи о приобрете­ниях и потерях достаточны, чтобы служить зеркалом для десяти тысяч поколений» (с. 432—433).

Глупость Фу Цзяня, приведшая его к поражению в бит­ве на реке Фэй, уже служила предметом обсуждения в гла­ве 11 «Большие силы», а поражение Гунсунь Шу было опи­сано в главе 50 «Опасность».


Гнев

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом, перед боем нужно во­одушевить командиров и войска, вселив в них гнев. Такти­ческий принцип из «Искусства войны» гласит: «Гнев — это то, что позволяет людям убивать врагов».

Исторический пример

В первый год эпохи правления Цзянь-у во времена дина­стии Поздней Хань император Гуан У направил полковод­цев Ван Ба и Ма У для усмирения Чжоу Цзяня, укрывше­гося в Чуйхуэй. Су Мао во главе армии более четырех ты­сяч человек пошел на выручку Чжоу Цзяню. Сначала он приказал отборным кавалерийским частям окружить и пе­ререзать пути снабжения Ма У. Когда У двинулся, чтобы спасти свои обозы, Чжоу Цзянь послал воинов из города, чтобы напасть на него. Войска Ма У рассчитывали на под­держку со стороны Ван Ба и потому не сражались с долж­ным упорством. Когда войска Ма были разбиты Су Мао и Чжоу Цзянем, он отступил и, проходя мимо лагеря Ван Ба, громко воззвал о помощи. Ван Ба ответил: «Силы него­дяев ныне на подъеме, так что если мы выступим, обе наши


армии непременно потерпят поражение. Вам нужно наде­яться только на себя!» После этого он заперся в лагере и укрепил стены.

Все его советники выражали свое несогласие. Ван Ба сказал: «У Су Мао отборные и готовые к бою части; кро­ме того, его войска весьма многочисленны. Наши воины и командиры в страхе. Если мы пойдем на помощь Ма У, наши армии не будут едины, так что это приведет лишь к поражению. Сейчас я закрыл лагерь и укрепил оборону, чтобы показать, что мы не собираемся идти на выручку Ма У. Враг непременно использует это стратегическое по­ложение, чтобы безоглядно ринуться в атаку. Воины Ма У вне себя от того, что мы не пришли им на помощь, так что их ярость в бою удвоится. Поэтому многочисленные вой­ска Су Мао будут измотаны, благодаря чему мы сможем их одолеть».








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 455;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.