Срединная стратегия 27 страница
«Если воин поднимает меч на площади, чтобы ударить, среди десяти тысяч не будет ни одного, кто бы не сторонился его. Если скажу, что дело не в том, что один человек храбр, а в том, что десять тысяч не такие, как он, то в чем причина? Быть готовым к смерти и искать спасения жизни — это несравнимо» (с. 303).
«Я слышал, что у людей есть сила и есть слабости, что их ци приливает и отливает. <„.> Если в лесу спрятался кровожадный разбойник, то, даже если тысяча человек будет идти по его следу, они будут оглядываться, как совы, и смотреть по сторонам, как волки. Почему? Каждый боится, что тот вдруг выскочит и кинется именно на него. Так, один человек, забывающий о жизни и смерти, может испугать тысячу» (с. 277).
Очевидно, войска Сян Юя забыли о жизни и смерти и поэтому одержали победу над врагом.
Спасение жизни
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в битву с врагом, если ты понял преимущества местности, твои командиры и войска выстроены в боевой порядок, правила и приказы доводятся без промедления, а необычные войска уже готовы, следует отдаться на волю судеб и вступить в бой, ибо тогда ты одержишь победу. Тактический принцип из «У-цзы* гласит: «Те, кто ищет возможности выжить, погибнут» (с. 267).
Исторический пример
В эпоху Весен и Осеней правитель княжества Чу напал на небольшое государство Чжэн, но на выручку Чжэн пришла цзиньская армия. Между Ао и Хао произошло сражение. Цзиньский командующий Чжао Инци отправил часть войск подготовить лодки на реке, чтобы иметь возможность переправиться через реку в случае поражения. Поэтому его полководцы и командиры расслабились, а его войско не смогло одержать победу.
Ж
Комментарий
Цитата, заимствованная из «У-цзы», а точнее, из главы под названием «Управление армией», служит обобщением теоретических принципов, представленных не только в этой главе, но и в предыдущей. Автор всего лишь немного изменил угол зрения, чтобы создать пару противоположностей, основанную на оппозиции «жизнь—смерть». Этот художественный прием последовательно проводится автором книги, хотя в главе 96-й «Страх» данная тема рассматривается несколько по-другому.
В историческом примере мы видим прекрасную иллюстрацию того, как опасно заботиться прежде всего о спасении своей жизни. Цзиньский военачальник нанес сокрушительный удар по боевому духу своего войска, выставив на всеобщее обозрение свои страхи и сомнения. Впрочем, не все так просто, так как только совершенно безответственный полководец может пренебречь подготовкой пути возможного отступления. И тем не менее это противоречило духу самоотречения, свойственного древним китайцам, особенно ввиду того, что позор поражения вполне мог повлечь за собой казнь военачальника.
Голод
Изложение тактических принципов,
В целом, когда собираешь армию, чтобы двинуться в карательную экспедицию и истребить врагов, и далеко заходишь в глубь вражеской территории, будет ощущаться нехватка припасов и фуража, поэтому нужно разделить войска, чтобы заняться фуражировкой и грабежами. Если занимаешь вражеские склады и амбары и захватываешь собранные там припасы, чтобы не прерывать снабжения армии, то одержишь победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Если опираешься на захват провианта у врага, то запасов будет достаточно» (с. 202).
Исторический пример
Во времена Северных и Южных династий военачальник Хэ Жоудунь из государства Северное Чжоу вел свои войска через реку Янцзы, чтобы захватить небольшое государство Чжэнь, поэтому полководец Хоу Ци из Сянчжоу, что в государстве Чжэнь, выступил против него, чтобы уничтожить вражескую армию. Осенние дожди затопили земли, дороги вдоль рек скрылись под водой, подвозка припасов и снабжение армии Хэ прервались. Его люди были удручены этим
затруднением. Тогда командующий Хэ разделил свои войска. отправив их на фуражировку, чтобы достать все необходимое. Между тем, так как Хэ боялся, что Хоу Ци узнает о нехватке у него продовольствия, он насыпал в лагере несколько холмов земли и покрыл их тонким слоем зерна. Затем он вызвал к себе представителей нескольких близлежащих деревень, притворяясь, будто хочет узнать у них об общем положении дел в этой местности, и после отправил их домой. Когда Хоу Ци услышал об этих холмах из зерна, он подумал, что дела с проловольствим у Хэ обстоят прекрасно. Командующий Хэ также усилил и улучшил укрепления, построив хижины из тростника, чтобы показать, что собирается оставаться на этом месте до бесконечности. Поэтому люди между Сянчжоу и Лошань прекратили возделывать поля, и Хоу Ци не знал, что ему делать.
Поначалу местные жители использовали легкие лодки, чтобы перевозить рис, просо и корзины с цыплятами и утками для прокормления армии Хоу Ци. Командующий Хэ был обеспокоен столь беспрепятственной доставкой продовольствия, поэтому он сделал несколько лодок по местному образцу, но спрятал в них вооруженных солдат. Когда солдаты Хоу Ци увидели вдали эти лодки, они подумали, что прибыли припасы, и потому наперегонки бросились в воду, чтобы доставить припасы на берег, после чего солдаты Хэ захватили их в плен. Более того, несколько раз конные дезертиры из армии Хэ искали убежища у армии Хоу, и тот каждый раз принимал их. Поэтому Хэ приказал свести нескольких лошадей в лодки, а затем приказал людям в лодках стегать их. ПЬсле того как это повторили несколько раз, лошади стали бояться лодок и не осмеливались входить в них. После этого командующий Хэ спрятал войска в засаде на берегу реки и послал солдат на лошадях, боящихся лодок, якобы искать убежища в армии Хоу Ци. Хоу Ци отправил солдат на лодках, чтобы принять перебежчиков, но они стали драться между собой за то, кто возьмет поводья. Кроме того, лошади испугались лодок и
не хотели в них заходить. Во время этого общего смятения войска вышли из засады, и все солдаты Хоу были перебиты. После этого, когда появлялись настоящие перебежчики или лодки с припасами, Хоу Ци принимал их за переодетые войска Хэ и не осмеливался принять их. Две армии оставались на своих позициях больше года, но Хоу Ци так и не смог одержать победу.
Комментарий
В этой и следующей главах разбирается проблема снабжения армии в походе с точки зрения «гостя» (атакующей стороны) и «хозяина» (защищающейся стороны). (Эти понятия рассматривались в 17-й и 18-й главах.) К концу эпохи Весен и Осеней, а также в период Борющихся Царств обеспечение снабжения превратилось в вопрос жизненной важности, так как набор, перемещение и прокормление армии в сто тысяч человек, да еще их коней, требовало обустройства огромного обоза и сопровождения многочисленного вспомогательного персонала. Это побудило Сунь-цзы высказать свои мысли относительно вредных экономических последствий затяжных кампаний и подчеркнуть необходимость всемерного использования припасов, попадающихся на пути армии или находящихся на вражеской территории, покупая или захватывая их силой. Естественно, последний способ выглядит более предпочтительным, так как при его применении снижается нагрузка на сундуки государственной казны. В знаменитом отрывке из главы «Ведение войны» Сунь-цзы пишет:
«Тот, кто преуспел в использовании армии, не набирает людей дважды и не перевозит провиант трижды. Если получаешь снаряжение из своего государства и опираешься на захват провианта у врага, то запасов будет достаточно.
Государство истощается войной, если провиант доставляется далеко. Когда провиант доставляется далеко, народ разоряется.
Те, кто близок к армии, будут дорого продавать свои юнары. Когда товары дороги, средства народа иссякнут. Когда средства иссякли, чрезвычайно трудно заставлять нмполнять военные повинности.
Когда силы истощены, а средства иссякли, дома на цен- I рольных равнинах опустеют. Расходы народа будут составлять семь десятых от того, чем он обладает. Расходы прави- юля — сломанные колесницы, павшие лошади, доспехи, шлемы, стрелы и арбалеты, большие подвижные щиты с алебардами и копьями, деревенский скот и большие по- иоэки — составят шесть десятых его богатств.
Поэтому мудрый полководец должен отнимать провиант у врага. Один мешок зерна противника стоит двадцати наших; одна единица фуража стоит двадцати наших» (с. 202).
Хотя большинство авторов военных трактатов сходилось в этом мнении с Сунь-цзы, и армии в Древнем Китае, как и в Древней Греции, часто занимались грабежами для пополнения запасов (а также ради собственной выгоды), в общем стройном хоре различаются и иные голоса, утверждающие, что необузданное разрушение и захват продовольствия может принести лишь неблагоприятные результаты, приводя к усилению вражеского сопротивления и лишая возможности заявлять, что война ведется за правое дело. В ранний период, к которому относится трактат «Сыма фа», большое значение придавалось праведной войне с целью наказать жестоких тиранов и развратных правителей и одновременно пощадить народ. В то же время крайности, в которые погрузился Китай периода Борющихся Царств, также вызвали гуманистическою реакцию и стремление свести к минимуму причиняемые опустошения. К сожалению, театры военных действий охватывали все большие пространства, лишая людей последних убежищ, в которых они могли бы укрыться от повсеместных кровавых побоищ и разрухи той эпохи.
5*
Сытость
Изложение тактических принципов
Когда враг приходит издалека, их припасы и провиант не могут не иссякнуть. Если враг голоден, а вы сыты, вы можете укрепить стены и не вступать в сражение, удерживая позиции продолжительное время, чтобы привести врага в раздражение, одновременно перерезав пути снабжения. Когда они начнут отступать, можно скрытно отправить необычные войска, чтобы перехватить их на пути отступления, и подготовить военные части для преследования. Тогда враг неизбежно будет разбит. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «С сытыми ожидай голодного» (с. 209).
Исторический пример
В период правления У-дэ в начале династии Тан Лю Учжоу, захвативший Тайюань, послал полководца Сун Цзиньгана, чтобы тот стал лагерем к востоку от Желтой реки. Когда танский Тай-цзун выступил в карательный поход против него, он обратился к своим военачальникам со словами: «Сун Цзиньган завел свою армию на тысячу ли вглубь нашей территории. Здесь все его отборные части и лучшие полководцы. Лю Учжоу, захватив Тайюань, полностью зависит от поддержки Сун Цзиньгана. По-моему, хотя войска
Суна многочисленны, по своему внутреннему состоянию они на самом деле пусты и слабы, а так как они полагаются только на фуражировку и захват продовольствия, то стремятся побыстрее вступить в бой. Нам нужно укрепить наш лагерь и ожидать, пока в их стане не наступит голод; вовсе не следует бросаться в битву». После этого он отправил Лю Хуна и других военачальников, чтобы перерезать пути снабжения. Когда войска Сун Цзиньгана вследствие этого начали голодать, он скрытно отвел их назад.
Комментарий
В этой главе рассматривается вопрос снабжения войск во время похода с точки зрения обороняющейся стороны. Хотя Сунь-цзы советовал прибегать к масштабным грабежам, чтобы снизить затраты государства, а в предыдущей главе приведен исторический пример успешного осуществления такой политики, в данном случае автор обращает внимание на слабость подобных планов и на их ненадежность, не позволяющую пользоваться ими на протяжении длительного времени. Кроме того, хотя автор обходит этот факт молчанием, многие военные писатели отмечали, что обычно в качестве первой реакции на вторжение обороняющаяся сторона перевозит все припасы и продовольствие в укрепленные места и при необходимости даже сжигает зерно, созревающее на палях, чтобы не дать им воспользоваться врагу. Захватчики, оказавшиеся в таком положении, вынуждены либо полагаться на собственные пути снабжения, либо свернуть поход после нескольких неудачных попыток завязать сражение. Поэтому обороняющейся стороне выгодно действовать «вторым номером», как показано в 40-й главе «Ответ» и в историческом примере к данной главе, то есть выжидать, пока у неприятеля не иссякнут запасы и не упадет боевой дух. После этого, когда враг попытается отступить и не сможет поддерживать в войсках прежний порядок, его армия станет жертвой засад, фланговых атак и нападений с тыла.
Усталость
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в сражение с врагом, если он первым развернул войска в боевой порядок и занял выгодные позиции, а ты пришел на поле боя вслед за ним, твои войска устанут, и неприятель легко их разобьет. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Тот, кто приходит на поле сражения вторым и должен спешить в бой, будет утомлен».
Исторический пример
В эпоху Вэй-Цзинь заведующий тюрьмами Западной династии Цзинь Лю Гунь отправил полководца Цзи Даня во главе более ста тысяч человек в карательную экспедицию против Ши Лэ. Ши Лэ выступил ему навстречу. Один человек убеждал Ши Лэ, говоря: «У Цзи Даня есть отборные части и отличные лошади, его передовым отрядам невозможно противостоять. Но если мы углубим рвы и поднимем стены укреплений, то сможем ослабить ярость их натиска. Атака и оборона — это вопрос различного стратегического расположения сил, и мы вполне'можем одержать победу».
Ши Лэ сказал: «Войска Цзи Даня зашли слишком далеко; они устали и исчерпали свои силы. Они подобны собакам
и лошадям, собранным в одном месте и получающим разноречивые приказы и указания. Одной битвы нам хватит, чтобы одолеть их, так разве можно говорить, что они сильны? Кроме того, к ним скоро прибудут подкрепления, как же мы можем отказаться от попытки? Если мы попытаемся отвести всю нашу большую армию за один раз, а Цзи Дань воспользуется нашим отходом, у нас даже не будет возможности осмотреться, углубить рвы и возвысить стены. Мы будем уничтожены без боя». Затем он приказал обезглавить незадачливого советчика и отправил Кун Чана наблюдать за развертыванием армии, предупредив, что всякий опоздавший будет казнен. Он также отправил два отряда, приказав им устроить засады в горах. После этого Ши Лэ двинул свои войска навстречу Цзи Даню, а затем обратился в притворное бегство. Цзи Дань отправил своих воинов в погоню, после чего отряды Ши Лэ, сидевшие в засаде, предприняли внезапную атаку. Цзи Дань потерпел тяжелое поражение и отступил.
Комментарий
В этой главе рассматривается первый член противопоставления «усталый—отдохнувший». В сущности, ее содержание можно свести к простому положению, в соответствии с которым отдохнувшие войска должны стремиться завязать бой с уставшим врагом. В лаконичной форме это положение сформулировано в «Искусстве войны» Сунь-цзы, отрывок из которого процитирован в изложении теоретических принципов: «Тому, кто первым приходит на поле сражения и ожидает врага, будет легко; тот, кто приходит после и должен спешить в бой, будет утомлен. Поэтому тот, кто преуспел в войне, подчиняет других и не дает подчинить себя» (с. 209). В последнем предложении выражен главный принцип военного дела: принуждай других и не дай принудить себя, тем самым получая возможность создать выгодные для себя условия. Вынудить врага двигаться
в том или ином направлении, заставляя его терять время и силы, составляло основной метод утомления неприятеля, применявшийся на всем протяжении китайской истории. Сунь-цзы советовал:
«Для того чтобы заставить врага поступить против его воли, завлекай его какой-либо ясной выгодой. Для того чтобы предотвратить выступление врага, покажи ему возможный вред этого. Поэтому, если противник свежий, можешь утомить его; если он сыт, можешь заставить его голодать; если он отдыхает, можешь беспокоить его. Выйди вперед на позиции, к которым он должен спешить. Поспеши вперед туда, где он не ожидает этого» (с. 209).
Если строго выполнять этот тактический принцип, в конечном итоге должны сложиться идеальные условия, обеспечивающие легкую победу. На это указывает Сунь Бинь в кратком обзоре, включенном в его книгу «Военные методы»:
«Те, кто преуспел в военном деле, могут заставить врага снять доспехи и отправиться в долгий путь, идти двойными переходами, утомиться и устать, но не иметь возможности отдохнуть, оголодать и испытывать жажду, но не иметь возможности поесть. Истощенный таким образом враг не сможет одержать победу! Сытые, мы будем ожидать голодного; отдыхая в укреплениях, будем ожидать его усталого; в спокойствии будем ожидать его передвижений».
В историческом примере зафиксирована казнь злополучного стратега, посоветовавшего Ши Лэ применить тактику выжидания, описанную в нескольких предыдущих главах «Неканонических стратегий», чтобы исчерпать силы врага. Вместо этого Ши Лэ, будущий основатель династии Позднего Чжао, смело двинул войска вперед и захватил инициативу, использовав благоприятную возможность, предоставившуюся благодаря внутреннему непорядку в стане неприятеля. Его победа свидетельствует о том, что военное дело, несмотря на мнимые принципы и расчеты, остается прежде всего искусством, а не наукой.
Отдых
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в битву с врагом, нельзя позволять себе расслабляться, достигнув победы, а наоборот, следует усилить бдительность и внимание, чтобы подготовиться к следующему ходу неприятеля. Даже во время отдыха нужно трудиться. Тактический принцип гласит: «Подготовившийся не потерпит неудачи».
Комментарий
Понятие отдыха и подготовленности к действиям врага составляет вторую часть тактического противопоставления «усталый—отдохнувший», рассмотрению которой была посвящена и предыдущая глава. Исходя из структуры сочинения следовало бы ожидать, что вслед за главой «Усталость» мы увидим дальнейшее обсуждение преимуществ, которые получает отдохнувшая армия над усталым врагом. Вместо этого автор предупреждает об опасности излишней самоуверенности, которая возникает после одержанной победы, между тем как этот вопрос поднимается в следующей главе, в которой, впрочем, также основное внимание уделяется высокомерию. Более того, ни в одной редакции
мы не находим какого-либо исторического примера к этой главе, хотя здесь можно было бы привести множество сражений, как, скажем, походы Сунь Биня против Пан Цзюа- ня и государства Вэй, так как Сунь Бинь вынуждал врага активно перемещаться, а затем ожидал его с хорошо отдохнувшими и удачно расположенными войсками, как было показано выше в 30-й главе «Знание».
Авторы военных трактатов неустанно предостерегают против небрежности и высокомерия, против неподготовленности, вероятно, потому, что бдительность неизбежно ослабляется, когда люди не чувствуют опасности. Как бы то ни было, наряду с наставлениями Сунь-цзы, призывавшего полностью использовать плоды победы, существовало иное направление, подчеркивавшее опасность победы и даже указывавшее на то, что чем больше побед, тем больше ослабляется войско и государство. Эти опасения ярко выражены в главе «Лунная война» в «Военных методах» Сунь Биня, а У Ци говорил:
«Одержать победу в битве легко, удержать победу трудно. Поэтому сказано, что, когда государства воюют в Поднебесной, тот, кто одержит пять побед, столкнется с несчастьем; кто одержит четыре победы, истощит свой силы; кто одержит три победы, станет гегемоном; кто одержит две победы — станет правителем; кто одержит одну победу — станет императором. Поэтому тех, кто благодаря многочисленным победам покорил мир, очень мало; тех же, кто погиб при этом — много* (с. 258).
57 дАг
Победа
Изложение тактических принципов
Если ты одержал победу, вступив в битву с врагом, нельзя расслабляться или проявлять высокомерие, но следует день и ночь тщательно готовиться, ожидая неприятеля. Тогда, даже если он предпримет нападение, так как ты встретишь его в готовности, вреда не последует. Тактический принцип из «Сыма фа» гласит: «После победы следует вести себя так, как если бы победа не была одержана».
Исторический пример
Во время правления второго циньского императора Эр- Ши-хуан-ди Сянъян приказал Лю Бану и Сян Юю напасть на город Сянъян с разных направлений и уничтожить защитников. Тем временем сам он пошел на запад и разгромил другую циньскую армию к востоку от Пуяна. Император Цинь собрал остатки своих войск в Пуяне. Лю Бан и Сян Юй напали на Динтао, а затем захватили земли к западу до самого Юнцю, где они нанесли тяжелое поражение циньским войскам и убили их командующего Ли Ю. После этого они вернулись, чтобы взять город Вайхуан.
Сян Лян проникался все большим презрением к цинь- ским войскам и стал проявлять чрезмерное высокомерие. Сун И обратился к Сян Ляну с увещеванием: «Тот, кто одерживает победу и позволяет своим войскам расслабиться, а военачальникам важничать, потерпит поражение. Мой господин, вы все больше проявляете пренебрежение, в то время как армия Цинь увеличивается с каждым днем. Поэтому я беспокоюсь за вас». Сян Лян не послушал совета и вместо этого отправил Сун И посланником в государство Ци. Когда И был в пути, он встретил посланника Ци, правителя Гаолина, и спросил его: «Собирается ли мой господин повидать Сян Ляна?» Посланник ответил, что собирается, и Сун И сказал: «Вскоре Сян Лян, несомненно, потерпит поражение. Если вы поедете медленно, то избежите смерти; если поспешите, то вас ждет беда». Император на самом деле собрал всех своих воинов под начало полководца Чжан Ханя, который внезапно напал на войска Сян Ляна, наголову разгромив их. Сян Лян погиб в войне.
Комментарий
Итак, в этой главе мы вновь находим предостережение против излишней расслабленности после одержанной победы, а также указание на не меньшую опасность, проистекающую от высокомерия. В отрывке из главы «Четкие позиции» в «Сыма фа», откуда заимствован тактический принцип, содержатся сходные напоминания о недопустимости излишней самоуверенности:
«В целом на войне, вне зависимости от количества войск, даже если они уже победили, они должны вести себя так, как будто бы они не были победителями. Войска не должны хвастаться остротой своего оружия или говорить о прочности своих доспехов, или о стойкости своих колесниц, или о быстроте своих коней; равно как и не должны они считать себя высшими, поскольку они еще не обрели Дао» (с. 180).
Как уже было показано в главе 21 «Высокомерие», это качество является гибельным недостатком военачальника, которым можно легко воспользоваться, если он уже не привел к серьезным просчетам. Однако, пытаясь не допус- шть появления излишнего высокомерия у солдат, военачальник не должен переусердствовать, чтобы не снизить их боевой дух. Вместо этого он должен стремиться достичь равновесия между самоуверенностью и гордостью. Следующий отрывок из «Сыма фа» содержит некоторые советы для поддержания нужного равновесия.
«Если одержал победу в войне, раздели достижения и похвалы с войсками. Если предстоит вновь вступить в битву, сделай награды исключительно щедрыми, а наказания — более тяжелыми. Если не удалось направить их к победе, прими вину на себя. Если должен сражаться снова, принеси клятву и встань впереди войска. Не повторяй предыдущей тактики. Победишь ты или нет, не отступай от этого метода, ибо он называется „истинным принципом"» (с. 180-181).
Поражение
Изложение тактических принципов
Если ты потерпел поражение, вступив в бой с врагом, не нужно страшиться, а вместо этого поразмыслить о возможных преимуществах, различив их в беде, которая тебя постигла. Если приведешь в порядок войска, заостришь оружие и воодушевишь своих полководцев и войска, выжидая момента, когда враг расслабится и проявит небрежение, чтобы напасть на него врасплох, ты одержишь победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Если оценить ущерб, можно выбраться из беды».
Исторический пример
Во время внутренних междоусобиц в конце правления династии Цзинь, в период Вэй-Цзинь, Сыма Юн, правитель Хэцзяня, который был в Гуанчжуне, отправил Чжан Фана, чтобы уничтожить Сыма И, правителя Чанша. Чжан Фан повел свои войска из Ханьгу на юг от Желтой реки и стал там лагерем, так что цзиньский император Хуэй отправил против него своего Командующего армией левой стороны Хуанфу Шана. Чжан Фан использовал скрытые войска, чтобы уничтожить армию Хуанфу Шана, и затем вступил в
Лоян. Хуанфу Шан, все еще выполняя приказ императора и продолжая поход против Чжан Фана, двинулся к городу, чтобы вступить с ним в бой. Когда Чжан Фан посмотрел и увидел, что приближается императорский обоз, его охватил страх. Вскоре его войска оказались не в состоянии остановить солдат Хуанфу Шана и понесли тяжелое поражение, заполнив убитыми и ранеными улицы города.
Чжан Фан отступил, чтобы занять временные позиции у моста в тридцати ли от города. Его люди были разбиты и подавлены, так что не было способа укрепить их дух и восстановить их волю. В действительности они настоятельно просили его ночью тайно сняться с лагеря и отступить. Однако Чжан Фан ответил: «Нет ничего необычного в том, что дух армии колеблется между высоким и низким. Важно извлечь выводы из поражения. Если мы возведем укрепления до наступления ночи, когда враг этого не ожидает, мы используем наши войска необычным образом». Затем, до наступления ночи, он снова двинулся вперед, подойдя на расстояние семи ли от города Лона. Хуанфу Шан, только что одержав победу, не обратил на это никакого внимания. И тут он неожиданно узнал, что войско Чжан Фана закончило возведение укреплений, поэтому он вышел из города, чтобы вступить с ним в сражение, но был жестоко разбит и вынужден отойти.
Комментарий
В этой главе автор вновь возвращается к теме двух предыдущих разделов — опасности, проистекающей от самоуспокоенности и высокомерия после одержанной победы, — но с точки зрения побежденных, а не победителей. В случае если побежденные способны собрать войска, восстановить дисциплину, достать необходимые материалы и воодушевить солдат, если потери не были слишком велики, они могут воспользоваться естественной расслабленностью победителей и предпринять успешное внезапное нападение.
Исторический пример, относящийся к событиям, происходившим в первые годы IV века и. э. во времена междоусобиц, которыми завершался период правления династии Цзинь, в действительности содержит две иллюстрации к тактическому принципу, изложенному в этой главе, отражающие превратности описанного здесь длительного сражения. Сначала войска Хуанфу Шана понесли тяжелые потери после внезапного нападения из засады, но затем перешли в наступление, завязав сражение с Чжан Фаном в очень тесной городской местности, особенности которой могут быть выгодно использованы более слабыми войсками для одержания временной победы над более сильным противником. Однако Чжан Фан, понимавший сущность боевого духа и превратности, которым он подвержен в сражении, не стал впадать в отчаяние и вместо этого, воодушевив свои войска, перешел в наступление, застав врасплох Хуанфу Шана, который очень быстро забыл о собственном боевом опыте, полученном в предыдущей фазе сражения. (С этими резкими изменениями в ходе битвы можно сравнить обсуждение в главе 95 «Укрепление духа», в которой предлагаются различные меры для воодушевления разбитой армии.)
Наступление
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в битву с врагом, если ты наверняка знаешь, что у противника есть слабость, которую можно использовать для достижения победы, нужно быстро двинуть армию о наступление и ударить по неприятелю, ибо тогда ты всегда одержишь победу. Тактический принцип гласит: «Наступай, когда видишь, что это можно сделать».
Исторический пример
Во времена династии Тан, когда Ли Цзин занимал должность Главнокомандующего походной армией динсянской области, он врасплох напал на тюрков и наголову разбил их войско. Цзели, хан племени, вернулся под защиту горы Те и отправил посланника ко двору Тан, чтобы признать свою вину в нападении и объявить о том, что государство подчиняется Тан. Император послал Ли Цзина принять капитуляцию.
Хотя хан попросил позволения посетить императорский двор, он все еще испытывал сомнения. Ли Цзин догадался о его намерениях. В это время император призвал Начальника церемоний Тан Цзяня и отправил его со спутниками,
га
чтобы передать хану официальные заверения и успокоить его. Ли Цзин сказан Чжан Гунизиню, Военному уполномоченному, служившему под его началом: «С прибытием императорских посланников тюрки, несомненно, почувствуют себя в полной безопасности. Если бы мы отправили десять тысяч всадников с тремя дневными пайками на каждого по дороге Бай, мы могли бы неожиданно напасть на них и достичь своих целей».
Чжан Гунцзинь сказал: «Император уже согласился принять их капитуляцию. А как же те люди, которые отправились к ним послами?» Ли Цзин сказал: «Не следует упускать благоприятную возможность. Именно так Хань Синь уничтожил Ци, когда основывалась династия Хань. А что до людей такого почтенного возраста, как Тан Цзянь, то что тут жалеть?» Он поднял солдат в спешное наступление. Когда они дошли до горы Инь, то встретили больше тысячи человек из заградительных отрядов хана, которые все сдались и присоединились к армии Ли.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 469;