Срединная стратегия 24 страница

Комментарий

В этом разделе, дополняющем предыдущий и посвящен­ном войне в горах, описываются трудности, которые могут возникнуть при занятии горных высот, так как несмотря на то, что они предоставляют занявшему их преимущества высоты и естественного укрытия, зачастую здесь отсутст­вуют другие жизненно важные ресурсы. Кроме того, даже если линии снабжения хорошо развиты, войско, распо­ложившееся лагерем на обрывистой местности, неизбеж­но будет испытывать трудности с доставкой продовольст­вия. Поэтому преимущества, описанные в предыдущем разделе, нужно использовать с большой осторожностью. Время от времени к ним следует прибегать в случае край­ней необходимости, например, если враг намного превос­ходит численностью и положение вынуждает к крайним мерам.

Хотя в изложении тактических принципов разбирают­ся общие положения действий в долинах, приведенное историческое событие, являющееся прекрасным примером идеальной победы по Сунь-цзы, достигнутой без сражения, представляет собой иллюстрацию теоретических принци­пов скорее в негативном смысле. В целом хорошие страте­ги пытались заманить вражеские силы в хорошо укреплен­ные долины, чтобы с максимальным успехом использовать свою огневую мощь, одновременно сведя риск к минимуму. Однако гораздо чаше полководцу случалось наталкиваться на долину, уже обороняемую врагом, или же внезапно ока­зываться лицом к лицу с неприятелем в обширной долине. В первом случае Сунь Бинь в «Десяти вопросах» совето­вал выманивать врага с занимаемых позиций, а некоторые т методы, пригодные для действий во второй ситуации, пред­ложил У Ци:

«Князь У-хоу спросил:

— Если я столкнулся с врагом в глубокой долине, где ущелья и овраги окружают нас со всех сторон, а его войска многочисленны, в то время как у нас их мало. Что я дол­жен делать?

У Ци ответил:

— Быстро переходи через холмистые районы, леса, до­лины, высокие горы и обширные болота. Н6 медли. Если вдруг в горах или в долине армии столкнутся друг с другом, необходимо первым ударить в барабаны и поднять шум — и под прикрытием этого выдвинуть вперед лучников и арбалетчиков, чтобы они стреляли в противника и захва­тывали пленных. Внимательно следи за порядком у врага; если он перепуган, атакуй без сомнения.

Князь У-хоу спросил:

— Слева и справа высокие горы, а местность очень уз­кая и тесная. Если, встретившись с врагом, мы не осмели­ваемся вступить в бой, но и не можем отступить, что тогда?

У Ци ответил:

— Это называется „войной в долине". Даже если у нас много войск, они бесполезны. Пусть самые талантливые командиры противостоят врагу, а легкая пехота с лучшим оружием встанет впереди. Раздели колесницы и построй конницу, укрыв их на расстоянии нескольких ли по всем четырем направлениям так, чтобы они не были видны. Враг, безусловно, сожмет оборонительные ряды, не осме­ливаясь ни наступать, ни отходить. Затем покажи свои флаги и расположи знамена, спустись с горы и стань лаге­рем. Враг обязательно будет испуган, и наши колесницы и конница должны будут все время тревожить его, не давая передышки. Таково Дао войны в долине» (с. 274—275).


Нападение

Изложение тактических принципов

В целом на войне то, что называется «нападением», озна­чает знание врага. Если ты знаешь, что у врага есть нечто, что можно разрушить, и посылаешь армию атаковать в этом направлении, то всегда одержишь победу. Тактиче­ский принцип из «Искусства войны» гласит: «Кто может победить, атакует».

Исторический пример

В эпоху Троецарствия вэйский правитель Цао Цао назна­чил Чжу Гуана на должность Великого хранителя Луцзяна с лагерем в Вань. Он также приступил к выполнению об­ширной задачи возделать пустующие земли и, кроме того, приказал своим шпионам побудить войска, потерпевшие ранее поражение от государства У и ныне живущие в Поян, поднять мятеж внутри страны.

Полководец Люй Мэн из У сказал правителю: «Их поля и пустоши в Луцзян плодородны. Если они соберут хоть один урожай, их число несомненно увеличится. Еще несколько таких лет, и будет сложно сдержать Цао Цао. Лучше вытес­нить его как можно раньше». Затем он подробно обрисовал
поенную обстановку. После этого Сунь Цюань, правитель V, лично возглавил свои войска, напал на Чжу Гуана и че­рез день подошел к Вань. Когда правитель спросил своих полководцев, какую тактику следует использовать, все они посоветовали ему осадить город и возвести осадные соору­жения. Люй Мэн сказал: «Возведение осадных сооружений займет несколько дней, а их укрепления сильны, и они успели хорошо подготовиться. Вполне вероятно, что на вы­ручку им придет внешняя армия, и поэтому не следует по­мышлять об осаде. Кроме того, если мы воспользуемся се­зоном дождей, чтобы войти в город, промедли мы несколь­ко дней, и мы будем вынуждены отступить совсем. Наш отход в таком случае будет чрезвычайно тяжелым, поэтому мы безусловно окажемся в опасности. Однако я заметил, что городские стены не очень прочны. Если мы напааем со всех четырех сторон, а боевой дух трех армий будет высок, мы сразу же захватим их. Прежде чем настанет сезонное навод­нение, мы вернемся домой, и это будет стратегией сохра­нения победы». Сунь Цюань, правитель У, согласился с ним.

Тогда Люй Мэн посоветовал поручить нападение на вэйские передовые позиции Гань Нину, Смотрителю осад­ных стен, а сам он поддержит его с отборными частями. Когда они подошли, чтобы начать атаку с первыми лучами солнца, Люй Мэн лично схватил палочки и стал бить в ба­рабан. Командиры и войска бросились вперед и взобрались на стены и за короткое время разрушили город Вань. По­сле того как все было кончено, Чжан Ляо с вэйскими вой­сками, шедшими на выручку города, прибыл в Цзяши, но услышав, что город уже пал, отступил. Сунь Цюань поздра­вил Люй Мэна с победой и назначил его Великим храните­лем округа Луцзян.

Комментарий

В этом разделе и следующем, посвященном обороне, раз­бирается еще одна пара страте гем, восходящая к «Искусству войны». До недавних пор учение Сунь-цзы о взаимосвязи нападения и обороны содержало некоторые крайне запутан­ные пункты, являвшиеся камнем преткновения для иссле­дователей на протяжении примерно 2500 лет. Однако откры­тие так называемого «могильного текста», случившееся около двух десятилетий назад, разрешило эти сложности. Отрывки, сыгравшие наибольшую роль для прояснения этих вопросов, обнаружились в главе «Боевая диспозиция»:

«В древности те, кто преуспел в войне, прежде делали непобедимыми себя, чтобы ждать [момента, когда] можно покорить врага. Непобедимость заключается в себе самом; возможность победить зависит от врага. Поэтому тот, кто преуспел в войне, может сделать непобедимым себя, но не обязательно может заставить врага покориться. Поэтому сказано, что стратегию победы над врагом можно познать, но не всегда можно применить.

Тот, кто не может победить, занимает оборонительную позицию; кто может победить — атакует. При этих обстоя­тельствах, если занимать оборону, сил будет более, чем до­статочно, в то время как при нападении их будет недоста­вать» (с. 205).

Очевидно, что цитаты, приведенные в изложении так­тических принципов этого и следующего раздела, в слег­ка измененном виде отражают завершающий абзац этого отрывка.

В «Вопросах и ответах» содержится иной взгляд на учение Сунь-цзы, разбираемое с точки зрения его осуществимости:

«Тай-цзун сказал:

— Являются ли на самом деле нападение и оборона одним? Сунь-цзы говорил: „Когда кто-либо умело напа­дает, враг не знает, где обороняться. Когда кто-либо умело обороняется, враг не знает, где нападать". Он не говорил о ситуации, когда враг наступает на меня, и я тоже наступаю на врага. Если мы занимаем оборону, и враг также в обо­роне, если и в нападении и в защите наши силы равны, какую тактику следует выбрать?

Ли Цзин сказал:

— Таких случаев взаимного нападения или взаимной обороны в предшествующие века было множество. Все они свидетельствуют: „Обороняются, когда сил недостаточно. Нападают, когда сйл в избытке14. Так, они называли недо­статок слабостью, а избыток — силой. Очевидно, они не понимали правил нападения и обороны. Я вспоминаю, что Сунь-цзы говорил: „Тот, кто не может победить, обороня­ется; тот, кто может победить, нападает44. Это означает, что, если врага нельзя покорить, я должен временно занять обо­рону. Когда мы дождемся, что врага можно покорить, то­гда мы нападем на него. Это не заключение о слабости и силе. Последующие поколения не поняли смысла его слов, поэтому, когда они должны атаковать, они защищаются, а когда должны защищаться, атакуют. У этих двух вещей свое время и свои правила.

Тай-цзун сказал:

— Я вижу, что понятия избытка и недостатка привели потомков к непониманию силы и слабости. Возможно, они не знали, что сущность оборонительной стратегии в том, чтобы показать врагу недостаточность. Сущность насту­пательной стратегии в том, чтобы показать врагу избыток. Если покажешь врагу недостаток, он пойдет вперед и будет атаковать. В этом случае „враг не знает, где атаковать44. Если покажешь врагу избыток, он займет оборону. В этом слу­чае „враг не знает, где обороняться44. Нападение и оборо­на — это одно, но враг и я делим его на два. Если я пре­успею, враг будет разгромлен. Если враг добьется успеха, мои цели не будут достигнуты. Приобретение или потеря, успех или неудача — наши цели и цели врага различны, но нападение и оборона — это одно! Если понимаешь, что они — одно, тогда в ста сражениях одержишь сто побед. Поэтому сказано: „Если знаешь себя и знаешь врага, в ста сражениях не окажешься в опасности44. Это означает по­нимание такого единства, не так ли?

Ли Цзин дважды поклонился и сказал:


— Поистине великолепны правила совершенномудро­го. Нападение — это стратегия обороны, оборона — это стратегия нападения. И то и другое направлено к победе, и все! Если при нападении не понимаешь обороны, а при обороне не понимаешь нападения, а вместо этого не толь­ко разделяешь их на два различных дела, но и облекаешь ответственностью за них разных командиров, тогда, даже если уста повторяют слова Сунь-цзы и У-цзы, в сердце нет мыслей о непостижимости равенства нападения и оборо­ны. Как тогда можно знать то, что происходит на самом деле?* (с. 433—434).


Оборона

Изложение тактических принципов

В целом на войне то, что имеют в виду под «обороной», означает знание себя: Если знаешь, что у тебя нет страте­гической мощи, чтобы одержать победу, нужно укрепить оборону и ожидать момента, когда можно будет уничто­жить врага. Если затем ты отправишь армию атаковать не­приятеля, то непременно победишь. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Тот, кто знает, что не может победить, занимает оборону».

Исторический пример

Во время правления императора Цзин-ди династии Ран­ней Хань, семь государств, включая У и Чу, подняли мятеж против императорской власти. Император назначил Чжоу Яфу Защитником империи и поручил ему отправиться на восток и напасть на У, Чу и другие государства. После это­го Чжоу лично обратился к императору с просьбой: «Воины Чу проворны и легки, поэтому сложно вовлечь в сражение их передовые линии. Я хотел бы использовать небольшое, государство Лян в качестве приманки. Если затем мы пере­режем линии снабжения неприятеля, то сможем захватить


его». Император согласился, и Чжоу Яфу отправился к сборному пункту своих войск у Жунян. Войска. У уже нача­ли нападение на Лян, поэтому правитель Лян просил Чжоу Яфу прийти ему на выручку. Чжоу повел свою армию на северо-восток, спеша добраться до Чанъи где затем он воз­вел мощные укрепления и занял оборону. Правитель Лян отправил посланца, чтобы тот попросил Чжоу немедленно предпринять какие-нибудь действия, но Чжоу просто оста­вался на занятых позициях, улучшая оборону, и не соби­рался никуда двигаться.

Тогда правитель государства Лян прелставил просьбу са­мому императору Цзин-ди, и император приказал Чжоу оказать ему помощь. Чжоу не подчинился приказу, а вме­сто этого укрепил стены, так и не двинувшись с места. Однако он приказал Гунгао-хоу и другим подчиненным во главе легкой конницы перерезать линии снабжения в тылу армий государств У и Чу. Вскоре войска У и Чу стали испы­тывать нехватку в продовольствии, начали голодать и ста­ли подумывать об отступлении. Несколько раз они пред­принимали попытки вовлечь в сражение войска Чжоу, но он всегда отказывался вступать в бой. Однажды ночью вои­ны его армии пришли в испуг и смятение и сражались друг с другом у его палатки. Так как Чжоу в это время крепко спал, он так и не пробудился, и вскоре смятение улеглось само собой.

Войска У двинулись к юго-восточному краю стен, но Чжоу приказал своим войскам подготовиться к: обороне на северо-западе. Когда они закончили приготовления, вои­ны У на самом деле бросились на северо -запад, но не смог­ли прорваться внутрь. Армии У и Чу страдали от голода, поэтому они отвели своих воинов и отступили. После это­го Чжоу Яфу отправил свои отборные части в погоню, что­бы они напали на отступающих, и они уничтожили многих воинов. Правитель У внезапно оставил свою армию и бежал с несколькими тысячами отборных солдат, чтобы укрыться в Даньту к югу от реки Янцзы. Ханьские войска, развивая «ною победу, преследовали их и в конце концов взяли в плен илм убили всех, кроме правителя, принудив их земли и округа покориться. Чжоу Яфу издал указ, в котором по­корилось: «Кто принесет голову правителя У, получит ты­сячу катти золота». Спустя месяц один житель Юэ обезгла- иил его и сообщил об этом. В целом их оборонительные и наступательные действия длились семь месяцев, но затем юсударства У и Чу были полностью усмирены.

Комментарий

В этом разделе разбирается вторая часть учения Сунь-цзы о взаимодействии обороны и нападения. Его следует рас­сматривать в теснейшей связи с предыдущим разделом и обширным комментарием к последнему, а также с главой 77 «Отказ от сражения». Тактические приемы, использовав­шиеся в историческом примере, естественно, чрезвычайно схожи с приемами, приведенными в предыдущих случаях, и тем не менее в данном случае на первый план выдвигается наступательный потенциал прочной обороны. Как и в пре­дыдущих примерах, отказ от сражения позволяет скрыть свою истинную силу и в сочетании с энергичными удара­ми по неприятельским линиям снабжения подталкивает вражеских полководцев к поспешным действиям в надежде одержать победу до того, как будут исчерпаны все припа­сы. В этих исторических событиях также выявляется любо­пытная проблема, встающая перед военачальником, — как совладать с недовольством, вызванным бездеятельностью, снять напряжение в лагере, когда солдатам запрещается вступать в сражение, даже если они страшатся этого боль­ше всего на свете.


Инициатива

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом,- если после прибытия они еще не успели развернуть свои войска или же не успе­ли выстроиться в боевой порядок, если ты первым начнешь внезапную атаку, то одержишь победу. Известный прин­цип гласит: «Тот, кто успевает раньше других, завладевает их разумом».

Исторический пример

В эпоху Весен и Осеней сунский князь Сян-гун собирался вступить в сражение с войсками государства Чу у реки Хун. Сунские войска уже выстроились в боевом порядке, а чу- ские воины еще не закончили переправляться через реку. Сыма Цзыюй сказал Сян-гуну: «Их много, а нас мало. Я полагаю, что нужно неожиданно напасть на них, пока они не закончили переправы». Сян-гун не дал своего согласия. Ко­гда чуские войска почти закончили переходить через реку, но еще не успели выстроиться в боевой порядок, Цзыюй вновь обратился с тем же предложением, но Сян-гун вновь отверг его. После того как армия Чу выстроилась, началось сраже­ние, и войска Сун потерпели сокрушительное поражение.


Комментарий

Тактический принцип, приведенный в изложении, в своем первоначальном виде фигурирует в «Искусстве войны»: «Ци трех армий можно вырвать с корнем; разум у полко­водца можно отнять» (с. 213). Сходный, но несколько бо­ксе развернутый анализ представлен в «Вэй Ляо-цзы»: «То, с чем сражается полководец, — это люди; то, с чем сража­ются люди, — это их ци. Когда ци полна, они будут сра­жаться; когда ци уничтожена, они будут побеждены. <...> Гот, кто умело ведет войну, способен захватить других и не дать захватить себя. Захват — это искусство ума» (с. 305). Поэтому приемы, направленные на захват инициативы и подрыв боевого духа противника, часто и подробно обсуж­дались авторами военных трактатов, как мы увидим на примере главы 74 «Дух».

Знаменитая битва, состоявшаяся в 638 г. до н. э. и опи­санная в историческом примере, представлялась анахро­низмом даже для эпохи Западного Чжоу, так как в эпоху Весен и Осеней войны уже значительно увеличили свой размах и жестокость. Поединки между отдельными воина­ми на колесницах или же отборными частями давно усту­пили место тактике, в которой главным действующим ли­цом являлась пехота, и иерархической организации, однако Сян-гун, даже уступая неприятелю в численности, сохранял пылкую веру в необходимость исполнения обязанностей, накладываемых ли, образцами поведения, обязательными для знати. Ненужное рыцарство привело его к гибели, и в истории он прославился своим безрассудным пренебреже­нием реальной обстановкой, а не героической привержен­ностью ценностям прошлых веков. После него только один полководец во времена династии Тан повторил его ошиб­ку. Захват инициативы, нападение на врага в тот момент, когда он не ждет атаки и уязвим, — эти методы быстро во­шли во всеобщее употребление.


Ответ

Изложение тактических принципов

В целом на войне, если вражеские войска построены в бое­вой порядок и сильны духом, не следует вступать с ними в сражение. Лучше укрепить оборону и выжидать, пока их дух не ослабнет в течение того времени, что они стоят в боевом строю. Если затем подняться и напасть на вра­га, непременно одержишь победу. Та1сгический принцип гласит: «Двигайся после других, чтобы дождаться их исто­щения».

Исторический пример

В середине начального периода правления династии Тан Ли Шиминь, будущий император, осаждал Ван Шичуна в восточной столице Лоян. Доу Цзяньдэ со всеми своими войсками шел на помощь Ван Шичуну, поэтому Ли Ши­минь занял оборону у Улао, чтобы остановить его. Доу Цзяньдэ развернул армию к востоку от реки Фань, и его войска растянулись на несколько ли. Военачальники Ли побледнели от страха.

Ли Шиминь в сопровождении нескольких всадников поднялся на ближайшую возвышенность, чтобы осмотреть


местность, а затем обратился к подчиненным: «Эти раз­бойники пришли с восточной стороны гор, так что до сих пор они никогда не видели сильного противника. Когда они переходили ущелья, в армии был шум и беспорядок, означаюший, что в армии нет дисциплины. Они развер­нули боевой порядок вблизи от наших городских стен, по­казывая, что они с презрением относятся к нашей силе. Если мы сдержим наши войска и не сойдем с места, а вме­сто этого подождем, пока их дух не ослабнет, а воины не станут страдать от голода, долго стоя в строю, они не­пременно отойдут по собственной воле. Если мы нападем на них во время отступления, как не сможем мы одержать победу?»

Воины Доу Цзяньдэ стояли в боевом строю с раннего утра до послеполуденного времени. Войска устали и хоте­ли есть; многие в конце концов сели на землю, а другие дрались между собой из-за питьевой воды. Ли Шиминь приказал Ювэнь Шицзи обойти разбойников с тремя сот­нями всадников с запада, а затем двинуться на юг, преду­предив его: «Если разбойники не сдвинутся, тогда просто отведите людей и возвращайтесь. Если же заметите движе­ние, ведите всадник<)в на восток». Когда Ши цзи прошел с западной стороны, неприятельские войска в самом деле зашевелились. Ли Шиминь сказал: «Можно напасть на них» — и затем приказал начальникам конницы поднять флаги и выстроиться в боевые порядки, выйти из Улао, ис­пользуя высоты, чтобы проникнуть в южные горы, и нако­нец пройти по восточным долинам, чтобы выйти в тыл разбойникам. После этого Доу Цзяньдэ спешно начал отво­дить свои войска, остановившись в Дунюань. Они не успе­ли еще построиться в боевой порядок, когда на них вне­запно напапалегкая кавалерия Ли Шиминя, уничтожая все на своем пути. Чэн Яоцзинь и другие командиры во главе конницы, развернувшей знамена, ворвались в расположе­ние врага и пробились сквозь него. Их флаги сохраняли стро­гий порядок, атака развивалась как изнутри, так и снаружи.

Вражеские войска потерпели сокрушительное поражение, а Доу Цзяньдэ был даже взят в плен живым.

Комментарий

В изложении тактических принципов обобщаются преиму­щества, вытекающие из выжидательной позиции, занятой по отношению к врагу, стремящемуся завязать сражение, и позволяющей скрыть свои истинные силы, пока его бое­вой дух не ослабеет. Такая тактика применялась в бесчис­ленном количестве сражений, в том числе и в некоторых битвах, описанных в «Неканонических стратегиях», позво­ляя превратить неблагоприятное положение в легкую по­беду. Однако в целом считалось, что военачальники долж­ны захватить инициативу, управлять действиями врага и вынуждать противника к ответным мерам. Подобная такти­ка могла потребовать занятия обороны, как рекомендуется в главе 77 «Отказ от сражения», но в той же степени могла выражаться и во внезапной беспорядочной ранней атаке. Как мы увидим в главе 74 «Дух», в таких случаях психоло­гический фактор играл не менее важную роль, чем числен­ность войска и диспозиция. Тем не менее существовала серьезная опасность чрезмерно затянуть с нападением, со­ставляющая пару с риском вступить в бой слишком рано, и тем самым вселить в свою армию сомнения и колебания, обрекающие ее на поражение. В раннем сочинении «Сыма фа», авторы которого рассматривали этот вопрос, говорит­ся: «В целом на войне: если двигаться первым, то легко ис­тощить силы. Если двигаться после врага, то люди могут быть напуганы. Если отдыхать, люди могут стать расхля­банными; если не отдыхать, они могут истощить силы. Однако, если отдыхать очень долго, они опять-таки могут испугаться» (с. 183). Таким образом, военачальник должен был тщательно взвесить положение, чтобы выбрать между двумя этими противоположностями, уделив основное вни­мание как тактической ситуации, так и духу армии.


Необычное

Изложение тактических принципов

В целом на войне то, что называется «необычным», озна­чает нападение, когда враг не готов, и движение, когда он того не ждет. Когда вступаешь в сражение с врагом; напу­гай его спереди и ошеломи с тыла, пройди на восток и ударь на запад, не давая определить, где подготовить обо­рону. Таким образом ты одержишь победу. Тактический принцип из «Вопросов и ответов» гласит: «Когда видишь у врага пустоту, нужно быть необычным».

Исторический пример

На четвертом году периода правления Цзин-юань (263 г. до н. э.) в эпоху Троецарствия вэйский император созвал своих полководцев, чтобы предпринять карательный поход на государство Шу. Великий командующий армией Сыма Сюаньван, который в качестве Смотрителя уезда был обле­чен властью главнокомандующего, отправил полководца Дэн Ая сдержать войска шуского военачальника Цзян Вэя в Юнчжоу, пока Инспектор Чжугэ Сюй не зайдет в тыл Цзян Вэю, отрезав ему путь домой. Тогда командующий Дэн Ай отправил Ван Ци, Хранителя Тяньшуй, и других
командиров, чтобы они напали на лагерь Цзян Вэя; Цянь Хуна, Хранителя Лунси, чтобы он оказал давление на его передовые позиции; и Ян Синя, Хранителя Цзиньчэна, чтобы он шел в Гансун. Цзян Вэй узнал, что войска под на­чалом вэйского полководца Чжун Хуэя уже вошли в округ Ханьчжун, поэтому он отступил. Войска Ван Ци перевали­ли через горы и нанесли Цзян Вэю тяжелое поражение, по­сле которого он бежал со своей армией. После этого Цзян Вэй услышал, что Смотритель уезда Юнчжоу Чжугэ Сюй уже перерезал дороги и разбил лагерь в Цяотоу, поэтому он пошел по дороге на север через долину Кунхань, стремясь обойти Юнчжоу. Чжугэ Сюй узнал об этом и отступил на тридцать ли. Когда Цзян Вэй прошел около тридцати ли по северной дороге, он в свою очередь узнал об отступлении Чжугэ Сюя и прошел через Цяотоу. Чжугэ Сюй бросился наперерез, чтобы перехватить его, но за день так и не смог его догнать.

После этого Цзян Вэй отступил на восток и занял обо­рону в Цзяньгэ, где на него напал Чжун Хуэй, оказавшийся не в состоянии разбить войско Цзян Вэя. Командующий Дэн Ай представил императору доклад, в котором говори­лось: «Теперь враги попали в тяжелое положение, и нам следует выйти из Иньпин, следуя по плохим дорогам через Дэянтин в области Ханьчжун, чтобы ступить в область Фу, отойдя на сто ли западнее Цзяньгэ и на триста ли западнее Чэнду, чтобы наши необычные войска смогли проникнуть в самое сердце их страны. Защитники Цзяньгэ, несомненно, отойдут обратно в Фу, и наши войска в Цзяньгэ смогут тогда пойти по их следам и продвинуться вперед. Если шуская армия в Цзяньгэ не вернется в Фу, там будет совсем немно­го вражеских войск, чтобы ответить на нашу необычную атаку. В „Военных суждениях1* говорится: „Нападай там, где враг не готов, наступай там, где тебя не ждут**. Если мы смо­жем одолеть их пустоты, то непременно уничтожим врага».

Затем командующий Дэн Ай пошел в наступление через. Иньпин по разоренным землям, преодолев более семисот ли, проделав трудный переход через горы, возводя мосты и деревянные настилы. Горы были высоки, долины глубоки, путь крайне тяжел. В обозе подошли к концу припасы; час­то над войском нависали серьезные опасности. Дэн Ай, за­вернувшись в полотно из грубой ткани, пробивался впе­ред. Его командиры и солдаты, пробираясь между деревьев и взбираясь на утесы, один за другим преодолевали горную тропу. Когда они пришли в Цзянью, начальник шуской обороны Ма Мяо сдался. Начальник шуской император­ской гвардии Чжугэ Чжань вернулся в Фу через Мяньчжу и выстроил войска в ожидании Дэн Ая. Дэн Ай отправил сво­его сына Дэн Чжуна в наступление на правом фланге, а Сыма Шици на левом. Как Чжун, так и Ци потерпели не­удачу, столкнувшись с неприятелем, и отступили, говоря: «Этих разбойников еше нельзя покорить». Дэн Ай в гневе сказал: «Различие между сохранением жизни и гибелью заключается в этой битве. Почему нельзя нанести им по­ражение?» Он проклинал их и остальных и уже собирал­ся отрубить обоим головы. Однако Чжун и Ци поскакали обратно и храбро вступили в новое яростное сражение, на­неся врагу тяжелое поражение. Они убили Чжугэ Чжаня и привели армию в Чэнду. Лю Шань, правитель Шу, отпра­вил посланца с предложением сдаться, и государство Шу было уничтожено.

Комментарий

Понятия «необычного» и «обычного», рассматриваемые в этом и следующем разделах, вероятно, были сформулиро­ваны Сунь-цзы и составляли основу его взглядов и концеп­ции военного дела. Если пытаться в немногих словах обоб­щить суть этих понятий, можно сказать, что при «обычной» тактике речь идет об использовании войск общеприняты­ми способами, то есть, например, о лобовых атаках, прово­димых большими силами. Одновременно на первый план выдвигается порядок и осторожное передвижение войск.


Напротив, при «необычной» тактике творческим, непри­вычным, неожиданным образом используются в первую очередь гибкие войска. Поэтому вместо того, чтобы послать в атаку колесницы, полководец, следующий необычной тактике, предпочтет удары с тыла или фланговые атаки. Вместо фронтального нападения избираются обходные пу­ти, чтобы выйти противнику в тыл, особенно если до того удалось обмануть врага и заманить его в ловушку, в резуль­тате чего у него появляются пустоты. Их определение, ко­нечно же, зависит от того, чего обычно следует ожидать в данной боевой ситуации, а также от того, чего именно ожи­дает враг, и поэтому они взаимно определяют друг друга, взаимно изменяясь и, по сути, вместе образуя единый круг, как поясняет Сунь Бинь, разбирающий эти понятия. В сле­дующей главе, «Обычное», мы приведем этот отрывок.

В «Искусстве войны» содержится раздел, в котором опре­деляются параметры обычного и необычного:

«В целом в битву вступают с обычными войсками, а одерживают победу с помощью необычных. Поэтому тот, кто пускает в бой необычные войска, неистощим как Не­бо, безграничен, как реки Хуанхэ и Янцзы. Солнце и луна достигают конца и появляются вновь. Четыре времени го­да умирают и возрождаются.

Тонов не более пяти, но все изменения пяти тонов не­возможно услышать. Цветов не более пяти, но все измене­ния пяти цветов невозможно увидеть. Вкусов не более пяти, но все изменения пяти вкусов невозможно перепробовать. В войне стратегическая мощь исчерпывается правильным и необычным, но изменения правильного и необычного невозможно исчерпать. Они порождают друг друга, подоб­но бесконечному циклу. Кто может истощить их?» (с. 207).

Поэтому, как говорится в военных трактатах, обычное можно использовать необычно, а обычное нападение мо­жет превратиться в необычное, если его не ждет противник именно потому, что оно обычное; фланговая или непрямая атака в таком случае считалась бы ожидаемой и потому


обычной. Ложная лобовая атака, предпринятая крупными силами, чтобы отвлечь неприятеля или заманить его в ло­вушку, также рассматривается как необычная. Это поня­тие приводит к крайне запутанным усложнениям и в исто­рии китайской военной мысли часто получало неправиль­ное толкование или же даже отвергалось как'чрезмерно упрощенное, хотя в действительности дело обстоит прямо противоположным образом. Тем не менее по сути своей оно остается средством описания тактических приемов, ха­рактеристики и управления войсками применительно к ожиданиям врага, а не образом действий, к которому сле­дует прибегать в конкретной ситуации, определяемой со­ставом войск и их вооружением точно так же, как исполь­зуются различные боевые построения.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 532;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.