Срединная стратегия 22 страница

В записке Ду Юя также можно найти свидетельства использования аналитического метода, применявшегося перед началом военной кампании, если только он не пред­ставил высокие шансы на успех в качестве простого спосо­ба убеждения. Его слова отражают утверждение Сунь-цзы: «Мудрые размышляют над взаимопроникновением выгоды и потери. Если они оценивают выгоду в трудном положе­нии, усилия могут быть оправданы. Если они оценивают вред в возможной выгоде, трудности могут быть разреше­ны» (с. 2IS).


Лень

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь с врагом в сражение при свете дня, нужно водрузить много знамен и стягов, чтобы вызвать у врага неуверенность в своих силах. Если ты не дашь врагу опрег делить силу твоего войска, ты одержишь победу. Тактиче­ский принцип из «Искусства войны» гласит: «В дневных сражениях увеличивай число флагов и знамен».

Исторический пример

В эпоху Весен и Осеней, когда правитель Цзинь направ­лялся, чтобы напасть на государство Ци, правитель Ци взо­шел на гору, чтобы осмотреть цзиньскую армию. Цзиньские войска установили сторожевые посты по всем стратегиче­ским горным и болотистым районам и постоянно развора­чивали флаги даже в тех местах, куда не доходила армия, показывая широкий размах. Кроме того, их колесницами правили люди, но с правой стороны сидели куклы. К фла­гам, укрепленным на каждой колеснице, они прицепили хворост, который тащился по пыли. Когда правитель Ци увидел это, он испугался их численного превосходства и быстро бежал.


Древние использовали множество военных хитростей и уловок, чтобы не дать противнику собрать точные сведе­ния. Если можно было предотвратить появление шпионов и разведывательных патрулей, применялись любые меры, которые могли бы ввести в заблуждение наблюдателей, находящихся на удалении и полагающихся на одно лишь зрение. Для того чтобы создать видимость численного пре­восходства, воины тащили за собой хворост, который так­же мог прикрепляться к колесницам; увеличивалось число огней в лагере или повозок с припасами; на укреплениях и на колесницах размещались соломенные куклы; воен­ные части вступали в лагерь, не таясь наблюдателей, затем скрытно уходили и вновь подходили к лагерю; увеличива­лось число стягов и знамен, а также количество барабанов. И наоборот, если требовалось вызвать противоположное впечатление и представить численность своих войск мень­шей, чем было на самом деле, использовались любые спо­собы, чтобы скрыть силу армии, такие как обустройство лагеря в лесных чащах, глубоких низинах, в высокой траве или высоко в горах; уменьшение количества огней; сокра­щение до минимума пайков, а тем самым и обоза; разме­щение людей в тесноте; а также распространение слухов и использование двойных агентов, чтобы убедить врага в своей малочисленности.

Судя по тому, что говорится в изложении тактических принципов, создается впечатление, будто Сунь-цзы совето­вал использовать увеличение количества флагов (а ночью огней, как мы увидим в следующем разделе), чтобы запутать врага. Однако в подлиннике речь идет немного о другом, так как приведенное в качестве цитаты предложение в дей­ствительности завершает отрывок, начинающийся с цитаты из древнего сочинения о вопросах сообщения на поле боя:

«В „Управлении армией" сказано: „Так как они не мог­ли слышать друг друга, придумали гонги и барабаны; так


как не могли видеть друг друга, придумали знамена и фла­ги”. Гонги и барабаны, знамена и флаги — это средство слить воедино глаза и уши людей. Когда люди объедине­ны, мужественные не будут наступать в одиночестве, пуг­ливые не будут отступать одни. Вот правило управления большими силами.

Поэтому в ночной битве сделай гонги и барабаны мно­гочисленными, а при дневном сражении сделай многочис­ленными знамена и флаги, чтобы изменить уши и глаза людей» (с. 213).

В этом вопросе сходилось большинство военных писа­телей, часто перефразировавших или цитировавших эти ар­гументы. Например, У Ци писал:

«Различными барабанами, гонгами и колоколами устра­шают уши; флагами и знаменами, флажками и стягами устрашают глаза; запретами, приказами, наказаниями и штрафами устрашают умы. Когда уши устрашены звуками, они не могут не стать восприимчивыми. Когда глаза устра­шены цветом, они не могут не стать различающими. Когда умы устрашены карами, они не могут не стать строгими. Если не установлены эти три веши, то, даже имея поддерж­ку государства, неизбежно будешь разбит врагом. Поэтому сказано, что, где бы ни были знамена полководца, все по­следуют за ним; куда бы ни указал полководец — туда пой­дут все, невзирая на смерть» (с. 271).

Соответственно, средства для устрашения глаза исполь­зуются днем, а звуковые сигналы — ночью. «В целом суще­ствует правило битвы, гласящее, что днем флаги, знамена и стяги отмеривают, а ночью барабаны, гонги, флейты и свистки взвешивают. Когда сигналят „налево”, следует идти налево; когда „направо”, то направо. Когда раздается бой барабана, войска идут, когда звук гонга — останавли­ваются» (с. 272). В результате к концу эпохи Весен и Осе­ней китайские вооруженные силы были способны совер­шать четкие маневры; полководцы командовали войска­ми, а не вели их за собой. Армия могла исполнять сложные


тактические действия, применяясь к изменившемуся по­ложению на поле боя. В то же время другие стратеги, такие как Тай-гун, прибегали к увеличению числа знамен в тех случаях, когда армия оказывалась в сложной ситуации или когда было желательно создать у противника впечатление своей многочисленности, как советует Сунь Бинь в главе «Десять боевых порядков». Сходное применение мы на­блюдали в главе 20 «Слабость» и увидим вновь в главе 91 «Сомнения».


Ночь

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в ночное сражение с врагом, следует ис­пользовать многочисленные огни и барабаны, чтобы изме­нить и ввести в заблуждение его глаза и уши. Если ты запу­гаешь врага так, что он не сможет подготовиться к твоим действиям, то одержишь победу. Тот, кто не дает врагу определить, где готовиться, одержит победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «В ночном сраже­нии увеличивай число огней и барабанов».

Исторический пример

В эпоху Весен и Осеней государство Юэ напало на госу­дарство У. Войска У заняли оборонительные позиции у ре­ки Личжэ, так что обе стороны расположились вдоль реки. Армии Юэ, разместившиеся на левом и правом флангах, поочередно били в барабаны, поднимая большой шум, и двинулись через реку. Когда войска У разделились, что­бы противостоять наступлению, центральная армия Юэ скрытно переправилась через реку напротив центра армии У и только тогда ударила в барабаны. Войска У пришли в смятение, и армия Юэ уничтожила их.


В то время как предыдущая глава посвящена обсуждению мер, призванных привести врага в смятение при дневном свете, здесь рассматриваются приемы, с помощью которых можно достичь тех же результатов в нечастых ночных сра­жениях. Цитата из Сунь-цзы вновь приведена несколько не к месту, так как в подлиннике она относится к пробле­ме сообщения на поле боя (как мы уже говорили в ком­ментарии к предыдущей главе), хотя и другие писатели рекомендовали применять двойной эффект шума и огня, чтобы сбить с толку неприятеля. Однако в битве на реке Личжэ, краткое описание которой дается в историческом примере, речь идет скорее о неожиданном использовании барабанов, а не об их завышенном количестве, так как армия Юэ привела войска У в смятение, намеренно совер­шив ночной переход через реку с большим шумом, чтобы внезапно потревожить относительно незащищенные флан­ги армии У, грозя обойти их и тем самым вынудив их части сдвинуться по периметру. Когда они совершили ответное действие, стало гораздо легче атаковать их в неожиданном месте и в неожиданное время, напав на их ослабленные части, чтобы одержать легкую победу. (Сражение на реке Личжэ также обсуждается в главе 64 «Близкое», где на его примере иллюстрируются принципы отвлечения внимания и вынужденного разделения сил.)

В западной традиции блестящий пример ночного напа­дения представляет сокрушительная победа, одержанная Сципионом Африканским над объединенными карфаген­скими войсками Сифака и Гасдрубапа под Утикой в 204 г. до н. э. Нападение опять же состояло из двух стадий, на­правленных на вызов ответной реакции и использование создавшегося положения. Вспомогательная часть тайно по­дожгла лагерь Сифака, оставшись незамеченной защитни­ками. Войска из лагеря Гасдрубала, увидев пожар в миле от своего расположения, бросились на помощь, не заметив,

МО что войска Сципиона выдвинулись на позиции рядом с их лагерем. Поспешные действия карфагенян предоставили Сципиону возможность войти в ворота лагеря и поджечь его. Среди пламени, осветившего внутренность крепости, римляне с легкостью уничтожили большую часть очутив­шейся в ловушке вражеской армии. Потери неприятеля, вызванные этой двойной атакой, составили около 40 тысяч человек, свидетельствуя о тактической одаренности Сци­пиона, позволившей ему победить численно превосходя­щие силы противника на их территории, и о его храбрости, требовавшейся для осуществления сложной Ночной атаки.


Подготовка

Изложение тактических принципов

Когда выступаешь с армией в карательный поход, чтобы уничтожить врага, следует принять подготовительные ме­ры, чтобы не быть перехваченным на марше; если останав­ливаешься, подготовься к внезапному нападению; когда разбиваешь лагерь, прими меры предосторожности против воров; при сильном ветре подготовься к огневой атаке. Если ты проведешь такую подготовку, то всегда будешь одержи­вать победы и никогда не потерпишь поражения. Тактиче­ский принцип из «Цзо чжуань* гласит: «Подготовившийся никогда не проиграет».

Исторический пример

В эпоху Троецарствия У Линь, вэйский главнокомандую­щий, отправился в карательный поход на юг. Когда армия дошла до озера Цзин, передние части под командованием полководца Мань Чуна расположились прямо напротив врага, находившегося за озером. Полководец Мань Чун обратился к своим подчиненным: «Сегодня вечером дует сильный ветер, поэтому враг непременно приблизится, что­бы попытаться поджечь наш лагерь. Лучше подготовиться


к этому». Все его военачальники были сильно напуганы. В полночь враг действительно отрядил десять отрядов, что­бы подойти к лагерю и поджечь его, но Мань Чун перехва­тил их, внезапно напав и уничтожив вражеские части.

Комментарий

Ввиду того что самый известный тактический принцип гла­сит: «Атакуй там, где не ждет противник», следовало бы ожидать, что военачальники будут одержимы параноидаль­ным стремлением к неустанной бдительности, особенно в сложных обстоятельствах. Однако в реальной обстановке войны переутомленные люди, уверенные в невозможности внезапного нападения, часто пренебрегали этим правилом. Поэтому Сунь-цзы писал: «Стратегия войны такова: не по­лагайся на то, что враг не придет, полагайся на средства, которыми располагаешь, чтобы принять его. Не полагайся на то, что враг не нападет; полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения» (с. 21S).

В историческом примере иллюстрируются опасности, вытекающие из разбиения лагеря с подветренной стороны от неприятеля, так как поднявшийся ветер можно исполь­зовать для огневой атаки, если под рукой есть трава, дерево или любые другие сухие материалы. Только три автора классических военных трактатов уделили внимание огне­вым атакам: Сунь-цзы, посвятивший им целую главу; Сунь Бинь; и Тай-гун, сосредоточившийся на вопросах оборо­ны. Его оборонительные методы изложены в главе «Огне­вая война» в «Шести секретных учениях»:

«У-ван спросил Тай-гуна:

— Предположим, что мы завели войска вглубь владений удельных князей и оказались в высокой траве и густых за­рослях, которые окружают нас со всех сторон. Три армии прошли несколько сот ли; люди и лошади устали и остано­вились на привал. Используя необычно сухую погоду и сильный ветер, противник пустил по ветру огонь против


нас. Колесницы, конница и отборные части спрятаны в на­шем тылу в засаде. Три армии устрашены, мечутся в смяте­нии и бегут. Что можно сделать?

Тай-гун сказал:

— При таких обстоятельствах используют „небесные ле­стницы" и „летающие башни", чтобы посмотреть направо и налево. Внимательно изучи положение впереди и сзади. Когда увидишь пламя, пусти огонь от своих передних ря­дов и гони его вперед. Также пусти огонь позади и гони его от себя. Если враг нагрянет, переведи армию и займи укре­пленные позиции на сожженной земле и жди наступления. Таким же образом, если увидишь пламя позади, необходи­мо уйти подальше. Если занять сожженную землю, а наши арбалетчики и опытные солдаты будут охранять правый и левый фланги, мы также сможем пустить огонь вперед и назад. Тогда враг не сможет навредить нам.

У-ван спросил:

— Предположим, что враг пустил огонь спереди и сза­ди, а также справа и слева. Дым окутывает армию, а его главные силы появляются со стороны выжженной земли. Что мы должны делать?

Тай-гун сказал:

— В этом случае предполагается овладение участком сожженной земли; по всем четырем сторонам расставь бое­вые колесницы нападения, чтобы создать преграду, а арба­летчиков рассредоточь на флангах. Это не принесет побе­ды, но и не окончится поражением» (с. 118-119).

Наличие этого текста, вероятно составленного в сере­дине периода Борющихся Царств из материалов, восходя­щих к еще более ранним эпохам, показывает, что воена­чальники часто пользовались сухой и ветреной погодой для огневых атак. Техника подобных нападений, изложенная у Сунь-цзы и Сунь Биня, будет рассмотрена в главе 66 «Огневые стратегии».


Продовольствие

Изложение тактических принципов

Если твои войска и неприятельская армия стоят друг на­против друга на укрепленных позициях и еше нельзя опре­делить, кому достанется победа и поражение, победу одер­жит тот, у кого есть продовольствие. Поэтому необходимо энергично увеличивать меры по охране наших линий снаб­жения, устраняя опасность того, что враг сможет захватить наши припасы. Более того, следует отправить отборные части, чтобы они перерезали линии снабжения неприятеля. Тогда, если у врага окажется нехватка продовольствия, его войска будут вынуждены отступить, и нападение на них при­несет победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Армия без припасов и продовольствия потеряна».

Исторический пример

В конце эпохи Поздней Хань Цао Цао и Юань Шао попали в тупиковое положение, став друг напротив друга на про­тивоположных берегах реки у Гуаньду. Когда Юань Шао захотел подвезти припасы, он приказал сопровождать их Чунь Юйцюну и четырем другим командирам во главе бо­лее десяти тысяч человек. Они разбили лагерь примерно


в 40 ли к северу от позиций Шао. Сюй Ю, начальник шта­ба Шао, был жаден и скуп. Так как Юань Шао не исполь­зовал его способности так, как тому хотелось бы, он бежал к Цао Цао и затем посоветовал Цао перейти к действиям: «Сейчас у Юань Шао более десяти тысяч повозок с припа­сами, находящихся поблизости от его войска, но они не провели достаточной подготовки к обороне. Если вы вне­запно нападете на них с легкими войсками и сожжете их припасы, менее чем через три дня Юань Шао признает се­бя побежденным».

Приказав Цао Хуну остаться и охранять лагерь, Цао Цао лично возглавил отряд, состоявший из пяти тысяч пехо­тинцев и всадников. Все они везли флаги и знамена армии Шао и даже заткнули рты солдатам и лошадям и ночью двинулись по проселочным дорогам. Некто, несущий вя­занку хвороста, когда они проезжали мимо, обратился к ним с расспросами, и Цао Цао ответил: «Шао-ван, испу­гавшись того, что Цао Цао может разграбить наши тылы, отправил эти войска, чтобы усилить их готовность». Чело­век с дровами поверил его словам. Таким образом, они прибыли к месту назначения без помех, окружили лагерь и подожгли его. Солдаты в лагере были напуганы и пришли в смятение, и Цао Цао одержал победу. Тогда Юань Шао бросил свои доспехи и бежал.

Комментарий

Основной тактический принцип этой главы заимствован из «Искусства войны» Сунь-цзы, в которой им завершает­ся рассмотрение невыгодных последствий слишком спеш­ного передвижения с целью завязать битву, которое обычно приводит к потере людей, снаряжения и припасов. Само правило звучит несколько иначе, чем цитируется в изло­жении тактических принципов: «Если у армии нет обоза и снаряжения, она погибнет; если нет провианта, она погиб­нет; если нет запасов, она погибнет» (с. 212).

ш

В древности, в отсутствие механизированного транспор­та и удобных дорог, подвозка припасов и продовольствия для стотысячного войска, составлявшего обычную числен­ность военных сил на войне, требовала геркулесовых уси­лий и тысяч громоздких повозок, обычно запряженных бы­ками. Поэтому Сунь-цзы предостерегал военачальников от поспешного вступления в войну и советовал, как и некото­рые другие военные писатели, за пределами границ своего государства жить за счет врага, грабя его территорию. По­добные агрессивные действия характеризовали также древ­ние армии Греции и Рима, но их потенциальный успех за­висел от доступности необходимых товаров, стад и даже урожая на полях. Напротив, перерезав линии снабжения вражеских войск, можно было быстро довести неприятеля до голода и значительно приблизить победу.

В историческом примере освещаются также четыре до­полнительных принципа, подробно рассматривавшихся авторами классических военных трактатов: использование разведки; применение обмана, в том числе переодевания; быстрота передвижения и внезапность нападения, обеспе­чивающая неподготовленность врага к удару. Только ис­пользуя подобные уловки, более слабые войска, такие как армия Цао Цао, могли провести успешную атаку и уничто­жить более сильного врага, такого как Юань Шао. Сход­ные ситуации приводятся во многих исторических книгах. (Эта битва была приведена в качестве исторического при­мера в главе 23 «Диспозиция». Следует в очередной раз отметить эффективность ночной огневой атаки.)


 


Местные

проводники

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом — на ровной иди обры­вистой местности, на извилистой или прямой дороге, — следует использовать местных жителей, чтобы они указы­вали армии дорогу. Только тогда ты узнаешь преимущест­ва местности и победишь в сражении. Тактический прин­цип из «Искусства войны» гласит. «Тот, у кого нет местных проводников, не воспользуется преимуществами местно­сти» (с. 227).

Исторический пример

В правление императора У-ди из Династии Ранней Хань сюнну каждый год нападали на границы, убивая многих жителей и опустошая земли. Весной пятого года эпохи правления Юань-шо (124 г. до н. э.) император приказал командующему Вэй Цзину возглавить войско в 30 тысяч всадников и двинуться за пределы государства. Даже по­лучив известие о приближении командующего Вэя, один из вождей сюнну, Достойный царь Правой стороны, в уве­ренности, что его войско не сможет догнать их, напился и уснул в своем шатре. В ту ночь подошли войска Хань и


окружили лагерь хана, сюнну были чрезвычайно изумле­ны, застигнуты врасплох, а их хан едва успел бежать с од­ной своей любимой наложницей и несколькими сотнями всадников, прорвавшись сквозь окружение и устремив­шись на север.

Командующий Вэй Цзин отрядил в погоню Го Чэна, начальника легкой кавалерии. Хотя они проехали более 400 ли, Го не сумел схватить бежавших. Однако в лагере войска Вэй Цзина убили и захватили в плен более ста ко­мандиров, пять тысяч мужчин и женщин, а также несколь­ко миллионов голов скота. После этого Вэй Цзин повел ар­мию назад к границе. Посланец от императора, привезший печать главнокомандующего, назначил Вэй Цзина в лагере главнокомандующим, а его подчиненные, с новыми почет­ными назначениями, вернулись со своими войсками и по­лучили повышения. Эта победа стала возможной благода­ря использованию в качестве проводника Чжан Цяня, ко­торый часто ездил послом к Да Ся и поэтому долгое время провел среди сюнну. Так как он знал, где искать воду и траву, армия смогла избежать голода и жажды.

Комментарий

В «Искусстве войны» Сунь-цзы содержится первое описа­ние основных типов местности, сопровожденное их такти­ческим анализом. Для Сунь-цзы и стратегов следующих поколений знание местности входило в число пяти важней­ших факторов, играющих главную роль в любом аспекте военного дела, от планирования похода до использования естественных преимуществ поля сражения. В самой пер­вой главе Сунь-цзы пишет: «Земля охватывает далекое и близкое, трудное и легкое, обширное и сжатое, смертель­ную и надежную местность» (с. 199). Поэтому нужно прила­гать все усилия для того, чтобы получить точные сведения о типе местности до того, как выбрать то или иное реше­ние. Разведка должна представить и общую, и подробную

m

информацию о возможных путях продвижения, как гово­рится в отрывке, цитата из которого приведена в изложе­нии тактических принципов: «Тот, кто не знает располо­жения гор и лесов, оврагов и ущелий, трясин и болот, не может управлять армией. Тот, у кого нет местных провод­ников, не воспользуется преимуществами местности» (с. 227). Конечно, прежде, чем рисковать армией, следует про­верить надежность сведений, полученных от проводника, по другим источникам.

В историческом примере нашел отражение один эпизод из вечного противостояния между кочевыми степными на­родами, обычно живущими за линией осадков, по которой в конечном итоге прошла Великая Стена, и народами, на­селявшими саму империю Хань. Имя Вэй Цзина сохрани­лось в анналах истории не в последнюю очередь благодаря тому обстоятельству, что он возглавлял первый поход им­перии на территорию кочевников, хотя на протяжении эпохи Борющихся Царств некоторым пограничным госу­дарствам также удавалось одерживать временные победы с помощью экспедиционных войск. Как рассказывается в историческом примере, успех Вэй Цзина был обусловлен прекрасным знанием местности, расположения противни­ка и вероятных маршрутов. Большое влияние оказал и эле­мент неожиданности, небрежность хана, не сделавшего не­обходимых приготовлений, недооценившего неприятеля и поэтому не обеспечившего надежную оборону лагеря и да­же не выславшего разведывательные отряды. Тем самым хан обрек свою армию на поражение. (Другой интересный пример использования местных проводников можно наблю­дать в сражении эпохи Весен и Осеней при Боцзюй, когда государство У осуществило успешное вторжение в грсудар- ство Чу потому, что недовольные чиновники государства — сателлита Чу предоставили проводников и сведения о пу­тях через горы Тайхан. Этот эпизод описывается и разби­рается в нашем вступлении к переводу «Искусства войны».)


Знание

Изложение тактических принципов

Когда собираешь армию, чтобы напасть на врага, следует знать, где произойдет сражение. В день прибытия армии, если сможешь вынудить врага наступать в нужный момент, если ты вступишь в бой, то одержишь победу. Если ты знаешь день битвы, твои приготовления будут целенаправ­ленны, а твоя оборона крепка. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Если знать место и день сра­жения, можно пройти тысячу ли и собрать воедино силы для боя» (с. 210).

Исторический пример

В эпоху Борющихся Царств государства Вэй и Чжао напа­ли на государство Хань. Правитель Хань сообщил о своем сложном положении властям Ци. Тогда правитель Ци по­ручил Тянь Цзи возглавить армию и двинуться прямо к вэйской столице Далян. Когда командующий вэйскими войсками Пан Цзюань услышал об этом, он остановил на­падение на Хань и повернул обратно. Армия Ци к тому вре­мени уже прошла мимо и двигалась на запад. Сунь Бинь сказал Тянь Цзи: «Вэйские солдаты грубы, бесстрашны и
храбры и не испытывают почтения к Ци. Ци называют трусливым государством. Тот, кто преуспел в военном де­ле, полагается на свою стратегическую мощь и использует свои преимущества, завлекая противника туда, куда хочет. Как говорится в „Искусстве войны": „тот, кто пройдет сто ли, борясь за выгоду, потеряет своего передового воена­чальника; тот, кто пройдет пятьдесят ли, борясь за выгоду, прибудет лишь с половиной своей армии". Пусть наша циская армия, перейдя через границу Вэй, разожжет сто тысяч костров. На следующий день разожгите пятьдесят тысяч, а еще через день — тридцать тысяч костров».

Пан Цзюань по прошествии трех дней в великом вооду­шевлении сказал: «Теперь я вне всяких сомнений знаю, что циская армия устрашена. Они пробыли в наших пределах всего три дня, но число дезертировавших командиров и солдат превышает половину армии». После этого он оста­вил пехоту и двинулся в погоню двойными переходами с одними лишь легкими отборными частями. Сунь Бинь, рассчитав его скорость, определил, что он подойдет к Ма­лин на закате.

Через Малин вела узкая дорога, а по обеим ее сторонам было множество оврагов и ущелий, в которых могли спря­таться в засаде войска. Там Сунь Бинь срезал кору с одного большого дерева, пока не показалась белая древесина, и на­писал на ней: «Пан Цзюань умрет под этим деревом».

Потом он приказал десяти тысячам искусных арбалет­чиков спрятаться в засаде по обеим сторонам дороги, ска­зав им: «Наиакате, когда вы увидите огонь, поднимитесь и начинайте стрелять все вместе». Вечером Пан Цзюань в са­мом деле прибыл под дерево с содранной корой. Он уви­дел надпись, высек искру и зажег факел. Не успел он про­читать ее, как десять тысяч арбалетчиков выпустили стре­лы. Вэйская армия пришла в совершенное смятение. Пан Цзюань понял, что его мудрость исчерпана, а войска по­терпели поражение, и перерезал себе горло.

Комментарий

И изложении тактических принципов отражено важное шачение, которое военные классики придавали перехвату инициативы, определению удачной местности для вступ­ления в битву и затем принуждению врага быстро устре­миться туда, в то время как свои войска уже заняли и улуч­шили свои позиции. Если правильно управлять последова­тельностью движений, наша армия будет подготовленной и отдохнувшей, а враг будет устал и его ряды расстроены. Поэтому Сунь-цзы писал: «Тому, кто первым приходит на ноле сражения и ожидает врага, будет легко; тот, кто при­ходит после и должен спешить в бой, будет утомлен. По­этому тот, кто преуспел в войне, подчиняет других и не дает подчинить себя» (с. 209). У Ци, подчеркивавший важность ограничения расходования сил армией во время переходов, чтобы избежать переутомления и не превратиться в легкую добычу для противника, считал, что наиболее благоприят­ный момент для нападения появляется именно при столк­новении с усталым противником:

«Ведя войну, необходимо выяснить слабые и сильные стороны врага и спешить, чтобы воспользоваться его сла­бым местом. Если противник только что прибыл издалека и его боевые построения еще не в порядке — напасть на него. Если враг поел, но еще не разбил лагерь — напасть на него. Если враг суетится — напасть на него. Если он слиш­ком занят — напасть на него. Если он еще не воспользо­вался выгодами местности — напасть на него. Если он поте­рял время и не воспользовался моментом — напасть на не­го. Если он совершил длительный переход и задние ряды не отдохнули — напасть на него. Если он переходит реку и только половина сил перешла на другую сторону — напасть на него. Если он на узких и стиснутых дорогах — напасть на него. Если флаги и знамена врага беспорядочно дви­жутся — напасть на него. Если его построения часто пере­ходят с места на место — напасть на него. Если полководец


отделен от своих солдат — напасть на него. Если враг напу­ган — напасть на него. При этих условиях нужно отобрать лучшие части, чтобы обрушиться на врага, разделить остав­шиеся силы и продолжать наступление — проводя атаку быстро и решительно» (с. 265).

Однако в изложении тактических принципов этого раз­дела речь идет о несколько иной ситуации, в которой поч­ти не осталось времени на должную подготовку. Возможно, это положение отражает условия эпохи Сун, но его опреде­ленно нельзя назвать идеальным, так как слишком мало времени отводится для укрепления позиций, возведения палисадов, обустройства зон обстрела (например, расчище- ния густой растительности) или же просто для удачного расположения войск и предоставления им отдыха хотя бы на несколько часов или на день. Напротив, битва при Ма­лин, кратко описанная в историческом примере (и подроб­но разбираемая во вступлении к нашему переводу «Военных методов» Сунь Биня), может служить'прекрасной иллюст­рацией к тщательному выбору места сражения (теснины) для максимального ограничения действий нападающего врага в сочетании с использованием естественных укрытий и высот для стрелков и рассчетом времени, необходимого для отдыха и подготовки. Кроме того, на всем протяжении китайской истории битва при Малин приводилась в каче­стве примера удачного использования высокомерия, ги­бельной черты характера полководца, как мы уже говорили в соответствующем разделе.


Наблюдатели

Изложение тактических принципов

Среди методов для выбора направления движения в походе важнейшую роль играет выдвижение наблюдателей. На ров­ной, простой местности используй кавалерию; на обрыви­стой и пересеченной местности используй пехоту. Отряд должен состоять из пяти человек, и каждый человек дол­жен нести белый флаг. Если армия зашла далеко вглубь вражеской территории, спереди и сзади, справа и слева установи сообщающиеся между собой посты и разъезды. Если они увидят приближение вражеской кавалерии, они должны передать весть об этом и доставить белый флаг. Тогда командующий военачальник должен собрать вой­ска и подготовиться к обороне. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Тот, кто, будучи полностью го­тов, ждет неподготовленного, одержит победу» (с. 205).








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 635;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.