Срединная стратегия 23 страница

Исторический пример

В правление императора Сюань-ди из династии Ранней Хань поднял мятеж Сянь лин Цян. Он перешел границу, преодолел перевал, атаковал города и убил высших чинов­ников. После этого император отправил посланца к Чжао

Чунго, старому полководцу, которому было уже за семьде­сят лет и которого он теперь считал слишком дряхлым, что­бы спросить, кому можно поручить армию в борьбе с вар­варами. Чжао ответил: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Военные дела сложно решать наперед. Я бы хотел съездить в Цзиньчэн и разработать для вашего вели­чества тактический план. Эти цяны — незначительная гор­стка варваров, восставшая против Небес. Их изничтоже­ние не займет много времени. Я прошу ваше августейшее величество доверить это поручение вашему старому слуге. Вы об этом не пожалеете». Император рассмеялся и дал свое согласие.

Когда командующий Чжао прибыл в Цзиньчэн, все вой­ска, которые он затребовал, — десять тысяч всадников, за­хотели переправиться через реку, но он побоялся, что на них могут неожиданно напасть варвары. Поэтому той ночью он отправил трех командиров с их отрядами, чтобы они тайно переправились через реку и немедленно подготовили все необходимое для лагеря. На следующий день все войска пе­решли реку и собрались там.

Группы в несколько сот всадников подъезжали к вой­скам и завязывали стычки с отрядами, расположенными по периметру. Командующий Чжао сказал: «Наши воины и кони только что пришли, поэтому они обессилены и не могут преследовать кавалерию. Вражеские всадники силь­ны и искусны, их тяжело одолеть. Кроме того, я боюсь, что они всего лишь дразнят и заманивают нашу армию. Нужно напасть на варваров только тогда, когда мы сможем уни­чтожить их. Не следует стремиться обрести столь малую выгоду». Он приказал своим войскам не нападать.

Командующий Чжао отправил разведчиков, чтобы раз­ведать положение в ущелье Сыванся, и они донесли, что варваров там нет. К полуночи они дошли до Лоду, где ко­мандующий Чжао созвал своих командиров и обратился к ним: «Я знал, что варвары цяны невежественны! Если бы они отправили несколько тысяч человек, чтобы занять


ущелье Сыванея, как бы смогло наше огромное войско м|юйти на варварские земли?»

Командующий Чжао всегда придавал большое значение дальним разведчикам и наблюдателям. Поэтому в походе его войска всегда были готовы к сражению, а когда оста­навливались, возводили вокруг лагеря мощные укрепления. Кроме того, он пользовался большим уважением, любил сиоих командиров и солдат и всегда составлял план до всту­пления в сражение. В итоге он усмирил Сянь лин Цяна.

Комментарий

Важная роль, которую в любой походной армии или воен­ной части играют разведывательные разъезды, выдвинутые посты и разведчики, в целом признавалась, но почти не обсуждалась классическими военными авторами. Напри­мер, Тай-гун ограничивается кратким утверждением: «Пра­вила командования армией требуют первым делом выслать разведку далеко вперед так, чтобы еще в двухстах л и от вра­га уже знать о его местонахождении» (с. 116). Сунь Бинь также рассматривает действия по обеспечению безопасно­сти армии в «Военных методах»: «В пяти ли от своих укре­плений выставь наблюдательные посты, приказав, чтобы они держались в поле зрения друг друга. Если стоишь ла­герем на высоком месте, расположи их квадратом; если стоишь в низине, расположи их по круговому периметру. Ночью бей в барабаны, днем разворачивай флаги».

Необходимость в постоянных наблюдательных постах, как размешенных на границах, так и выдвинутых в глубь спорных земель, особенно отчетливо ощущалась во време­на династии Хань, когда империя наслаждалась внутрен­ним миром, а основная военная угроза, за исключением времен династических катаклизмов, исходила от различных кочевых народов из степей. Сигнальные флаги, поднимав­шиеся на длинных древках с противовесом, на открытой местности можно было увидеть за несколько ли, особенно при благоприятном ветре, развевавшем стяги, или в тех случаях, когда наблюдательный пост располагался на воз­вышенности. Барабаны не служили столь же надежным знаком оповещения, так как их звук было легко заглушить. Кроме того, его могли унести в сторону частые в степи сильные ветры. Разожжение же сигнальных огней, кото­рые можно увидеть ночью на большом расстоянии, зани­мало много времени даже при условии, что под рукой у наблюдателей всегда находился нужный материал. (Поход, описанный в историческом примере, разбирается также в главе 92 «Истощение», где будут представлены дополни­тельные сведения о тактике.)


п

Болота

Изложение тактических принципов

Когда собираешь армию и отправляешь ее в поход, если она наталкивается на трясины и болота или же на мест­ность, в которой разрушены плотины, нужно идти двой­ными переходами и быстрым шагом, чтобы выбраться от­туда. Не следует задерживаться в таких местах. Если нет выбора, если нельзя немедленно уйти — возможно, из-за долгой дороги и захода солнца — и нужно провести здесь ночь, следует разместиться на местности, очертания кото­рой напоминают спину черепахи. Тогда нужно разбить кру­говой лагерь на высоком месте, склоны которого уходят на все четыре стороны, чтобы получить возможность проти­востоять нападению неприятеля с любой стороны. Это пре­дотвратит опасность в случае наводнения, а также ты избе­жишь вражеского окружения. Тактический принцип из «Сыма фа» гласит: «Двигайся по влажной земле, пересекай разрушенные дороги; выбирай местность для лагеря, по­добную панцирю черепахи» (с. 182).

Исторический пример

На первом году эпохи правления Тяо-лу при династии Тан (679 г. н. э.) было получено сообщение о том, что мятеж
поднял вождь кочевых тюрков Аши-дэ вэнь. Император призвал начальника личного состава, одновременно зани­мавшего должность главнокомандующего императорской гвардией правой стороны, Пэй Синцзяня и назначил его командующим армией, отправлявшейся в область Тинсян. Когда армия подошла к границе с землями хана, солнце уже зашло, поэтому они разбили лагерь и окружили его рвами. Однако затем командующий Пэй приказал передви­нуть лагерь на высокий холм. Его помощник сказал: «Ко­мандиры и солдаты уже обустроились в лагере, не следует их тревожить». Командующий Пэй не стал слушать и на­стоял на своем приказе. Той ночью подул сильный ветер, пошел ливень, ударил гром и сверкали молнии, так что в их прежнем лагере вода покрыла землю более чем на шесть футов. Все пришли в изумление и спрашивали, как коман­дующий узнал про то, что поднимется ветер и начнется дождь. Командующий Пэй улыбнулся и ответил: «Отныне просто полагайтесь на мои запреты и приказы и не спра­шивайте, откуда я об этом знаю».

Комментарий

Вода во всех формах представляла почти непреодолимое препятствие для древних армий. Для озер и прудов требо­вались лодки, если нужно было избежать долгого обходно­го пути; через реки с быстрым течением, особенно в сезон дождей, переправиться было зачастую вообще невозмож­но. Были известны и использовались временные понтон­ные мосты, описанные уже в «Шести секретных учениях», однако снаряжение для их наведения чрезвычайно отяго­щало походную армию, которая, в сущности, с легкостью могла передвигаться лишь по ровной открытой местности. Болота и трясины, как постоянные, так и образовываю­щиеся во время сезонных наводнений, не давали пройти колесному транспорту. К такому же результату приводи­ли сильные дожди, превращавшие большинство дорог в


Полота. Эти сложности дали повод Сунь Биню сказать: «Местность причиняет армии неудобства. Так, говорят, что три ли болот причинят армии неудобства, а переход через такие болота приведет к тому, что главные силы останутся позади».

Поэтому основнбй принцип, которому следовали армии, опиравшиеся на колесницы, а позднее на конницу, состо­ял в том, чтобы попросту избегать болот и заболоченной местности, которая не только затрудняла передвижение войск, но и превращала их в легкую мишень для вражеских арбалетчиков. Например, У Ци говорил: «В целом не сле­дует использовать колесницы, когда погода дождливая, а земля болотистая, их нужно использовать в жаркую и су­хую погоду. Ищи возвышенности и избегай низин. Когда двигаешь отборные колесницы, наступая или отходя, смот­ри на дорогу. Если противник выступает, иди по его сле­дам» (с. 275).

Тем не менее, оказавшись на заболоченной местности, нужно было несколько видоизменить основной принцип и постараться занять относительно высокое место, как гово­рится в следующем диалоге:

«Князь У-хоу спросил:

— Если мы сталкиваемся с противником на обширной за­болоченной местности, где колесницы погружаются в воду по самые дышла; конница и колесницы продвигаются с тру­дом; у нас не приготовлены лодки и весла, поэтому мы не можем ни наступать, ни отходить, что нам следует делать?

У Ци ответил:

— Это называется „войной на воде". Не используй ко­лесницы и конницу, пусть они останутся с краю. Заберись на возвышение и осмотрись по сторонам. Необходимо оце­нить условия и протяженность водной преграды и изме­рить глубину воды. Затем можно использовать необычную стратагему для достижения победы. Если противник начал переходить через водную преграду, нападай, когда перешла половина войск» (с. 275).

Кроме значительного снижения мобильности армии су­ществовала еще и опасность затопления вследствие вне­запного наводнения или же целенаправленных действий врага, который мог разрушить плотины, повернуть течение реки или же на время запрудить реку, пока не наберется достаточное количество воды, способное попросту смыть неприятельское войско. Все авторы военных трактатов пре­дупреждали о том, что не следует занимать позиции в ни­зинах, даже сухих, которые могли бы стать ареной для по­добных атак, и практически все они подписались под сло­вами Сунь-цзы: «Когда переходишь через солончаковые болота или трясину, сделай все возможное, чтобы побыст­рей уйти оттуда, не медли. Если вступишь в битву на боло­те, займи травянистое место, и пусть лес будет сзади. Таков путь расположения армии в болотах и трясинах» (с. 216).


Спорная

местность

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в сражение с врагом, если спорная мест­ность предоставляет стратегические преимущества, сле­дует первым занять ее, так как в этом случае ты победишь в грядущей битве. Если же первыми прибывают непри­ятельские войска, не нападай на них; будет более выгодно, если ты подождешь, пока их положение не изменится, и тогда нанесешь внезапный удар. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Не атакуй на спорной местно­сти» (с. 223).

Исторический пример

В эпоху Троецарствия на втором году эпохи правления Цин-лун (234 г. н. э.) при вэйской династии полководец Чжугэ Лян из государства Шу двинулся через долину Сегу. В это время вэйский командующий Сыма И располагался лагерем к югу от реки Вэй. Вэйский полководец Го Хуай полагал, что Чжугэ Лян непременно вступит с ними в борь­бу за то, кто первым дойдет до северных равнин, но другие спорили с ним. Хуай сказал: «Если Чжугэ Лян переправится через реку Вэй и доберется до равнин, рассеет свои войска


по северным горам, перережет императорские дороги и вы­зовет смятение в народе, это не будет к выгоде государства».

Сыма И одобрил рассчеты Хуая и приказал ему разбить лагерь на северных равнинах. Прежде чем солдаты успели завершить возведение укреплений и вырыть ров, появилась шуская армия. Хуай пошел в быструю контратаку. Не­сколько дней спустя со всем цветом своей армии Чжугэ Лян двинулся на запад, и все полководцы Хуая поняли это действие как подготовку к атаке в западном направлении. Один только Хуай понимал, что Чжугэ Лян всего лишь де­лает вид, что хочет двинуться на запад, чтобы подтолкнуть многочисленные вэйские войска к ответным действиям, а сам непременно нападет на востоке. Той ночью Чжугэ Лян на самом деле напал на Яндуй, но так как вэйская армия была готова к этому, она не потерпела поражения.

Комментарий

Понятие «спорной местности» было впервые выдвинуто Сунь-цзы в главе «Девять местностей», в отрывке, глася­щем: «Если, когда мы занимаем местность, это выгодно нам, а когда занимает противник, выгодно ему, тогда это „спорная местность**» (с. 222). Тактические советы Сунь- цзы применительно к действиям в спорной местности край­не просты: «Не атакуй на спорной местности» (с. 223) и «На спорной местности я выдвигаю тыловые части вперед» (с. 226). Однако в ряде отрывков, приписываемых Сунь- цзы и сохранившихся в трактате VIII века «Тун дянь», пред­ставлено более развернутое пояснение:

«Правитель У спросил Сунь-цзы:

— Что касается спорной местности, предположим, что противник пришел первым, занял стратегические позиции и удерживает выгодные позиции отборными войсками и хорошо обученными солдатами. Некоторые из них переме­шаются, другие занимают оборону, тем самым готовясь к нашей необычной тактике. Что делать?

Сунь-цзы ответил:

— Вот правило сражения на спорной местности: укло­няющийся выиграет, сражающийся проиграет. Если враг занял позиции, ни в коем случае не нападайте на них. Вы­маните его с позиций, притворяясь, что собираетесь уходить. Поднимите флаги, бейте в барабаны и быстро двигайтесь к тому, что ему дорого. Пусть воины тащат хворост, подни­мая облака пыли, залепите врагу глаза и уши. Разделите ваши лучшие части и тайно посадите их в засаду. Враг не­пременно выступит, чтобы спасти намеченную вами цель. Мы дадим другим то, что они хотят, и заберем то, что они оставляют. Таково Дао сражения за землю, которую враг занял первым.

Если мы приходим первыми и враг использует эту стра­тегию, то отберите храбрые войска для сильной обороны наших позиций. Пусть наши легкие войска преследуют притворно отходящего противника, отделив отряды, чтобы устроить засады в ущельях и теснинах. Если враг повернет, чтобы напасть, пусть войска в засадах на флангах подни­мутся. Таково Дао для достижения полной победы».


 


Выгодная

местность

Изложение тактических принципов

Если вступаешь в битву с врагом, три армии обязательно должны занять выгодную местность; только тогда немно­гие могут бороться с многими, а слабый — одержать победу над сильным. Сунь-цзы говорил: «Знать, что на противни­ка можно напасть, и знать, что наша армия способна со­вершить нападение, но не знать, что местность для сраже­ния неудобная, это только полпути к победе» (с. 222). Речь идет о том, что, если уже знаешь противника и, более того, знаешь себя, но не можешь воспользоваться удобной мест­ностью, победа не будет полной. Тактический принцип гласит: «Сезоны Неба не столь хороши, как выгоды Земли».

Исторический пример

В эпоху Северных и Южных династий, когда император У-ди из династии Цзинь предпринял карательный поход, чтобы уничтожить государство Южное Янь, правитель Южного Янь Мужун Чао созвал своих министров, чтобы обсудить, как отразить нападение цзиньской армии. Гунсунь Улоу сказал: «Цзиньские войска сильны и решительны, эти качества дают преимущество в быстрых боях. В начале не


следует нападать на их передовые части, храбрые и сви­репые. Лучше занять горную область Тайсянь, чтобы не позволить им проникнуть на нашу территорию. Нужно за­ставить их терять дни и часы, бесцельно растрачивая свой боевой дух. Вы можете отрядить две тысячи отборных всад­ников, чтобы они скрытно двинулись на юг вдоль берега моря и перерезали их линии снабжения. Отправьте отдель­но Дуань Хуэя во главе армии, набранной в наших округах, чтобы он тайно перевалил через горы и двинулся на вос­ток, и внезапно атакуйте противника и спереди, и с тыла. Это наилучший план.

Или же в любом случае прикажите вашим начальникам обороны положиться на неприступность стратегических ущелий. Кроме необходимых припасов сожгите все и по­травите поля, чтобы врагу, если он пойдет вперед, нечем было прокормить войска. Тогда ожидайте нападения с креп­кими стенами и пустыми полями, и это обычный план.

Или же позвольте разбойникам вступить в горную об­ласть, а затем выведите войска из наших городов, чтобы вступить с врагом в сражение, и это худший план».

Мужун Чао ответил: «Столичный округ богат и благо­денствует; население велико и многочисленно. Нельзя укре­пить его за такое короткое время. Зеленые злаки, в изоби­лии растущие на наших полях, невозможно внезапно по­травить. Я не могу уничтожить хлеб и защищать город лишь для того, чтобы спасти наши жизни. Если мы обопремся на силу наших пяти округов, вкупе с непреодолимостью наших гор и рек, да еще добавим наши десять тысяч колес­ниц и десятки тысяч отборных всадников, мы можем по­зволить им пройти через горную область Тайсянь и выйти на равнины, а затем спокойно используем наши отборные части, чтобы управлять действиями врага. Они непремен­но попадут в ловушку».

Мужун Чжэнь сказал: «Если мы последуем вашим про­свещенным указаниям, то нам следует развернуть нашу армию примерно на десять ли в глубь равнин. Когда будут


возведены укрепления армии, мы сможем с выгодой ис­пользовать нашу конницу. Когда мы таким образом дви­немся из горной области Тайсянь, чтобы сойтись в битве с врагом, если мы не одержим победы, то все равно сможем отступить на оборонительные позиции в горах. Было бы неосмотрительно позволить врагу занять горную область Тайсянь и тем самым по собственной воле предоставить ему возможность подавить наши силы. В древности прави­тель Чэнаня не стал защищать обрывистую местность у Цзинсин, и это кончилось тем, что он подчинился Хань Синь. Чжугэ Чжань не сумел защитить ущелья в Цзяньгэ и был внезапно захвачен Дэн Аем. Я считаю, что все сезоны Неба не стоят преимуществ Земли. Поэтому бдительная за­щита горной области Тайсянь представляется наилучшей стратегией».

И снова Мужун Чао не последовал этому совету, а вме­сто этого приказал двум пограничным округам Шэлюй и Лянфу привести в порядок стены и рвы, отобрать воинов и лошадей и, подняв боевой дух, ожидать врага. Тем летом цзиньские войска захватили восток, так что Мужун Чао отправил пятьдесят тысяч пехотинцев и всадников в Армию левой стороны под командованием Дуань Хуэя и других полководцев, чтобы они вступили в область Л иньцюй и за­хватили ее. Вскоре после этого цзиньская армия пересекла горную область Тайсянь, и Мужун Чао, охваченный стра­хом, повел оставшиеся у него сорок тысяч на соединение с Дуань Хуэем в Линьцюй. Затем они вступили в сражение с цзиньскими войсками, но были разбиты. Мужун Чао бежал в Гуангу, который был взят несколько дней спустя. Таким образом, земля Южной Янь была усмирена.

Комментарий

Тактический принцип, приведенный в этом разделе, фигу­рирует также в нескольких сочинения более раннего вре­мени, включая «Вэй Ляо-цзы», в котором он цитируется,


чтобы показать, что главнейшую роль на войне играют не молитвы, обращенные к Небу и духам, а человеческие уси­лии: «Сезоны Неба не столь хороши, как выгоды Земли; выгоды Земли не столь хороши, как гармония между людь­ми. То, что ценит совершенномудрый, — это человече­ские усилия, вот и все!» (с. 307-308). Большинство авторов военных трактатов следовали в определении типов местно­сти словам Сунь-цзы: «Земля охватывает далекое и близ­кое, трудное и легкое, обширное и сжатое, смертельную и надежную местность» (с. 199) — и столетиями на разные лады объясняло это определение. Тем не менее Небеса про­должали оказывать существенное влияние на земные дела и понимались не только в смысле духов и знамений, по­годных условий и естественных явлений, но и как поведе­ние людей. Этот вопрос обсуждается в главах 8S и 86 «Не­беса» и «Человек».

Необходимость занятия выгодных позиций, «хорошей земли», прекрасно осознавалась и неоднократно подчер­кивалась в эпоху Борющихся Царств, а на Западе особен­ное значение этим представлениям придавалось во вре­мена Наполеона и вплоть до Гражданской войны. После этого понятие выгодных позиций несколько уходит в тень. В эпоху Борющихся Царств была разработана предельно дробная классификация различных форм местности, вос­ходящая к категориям, впервые выделенным Сунь-цзы. Поэтому предполагалось, что даже самый невежественный военачальник приложит все усилия, чтобы добиться такти­ческого преимущества, которое обеспечивают выгодные позиции, и применит определенные тактические приемы в зависимости от имеющихся в его распоряжении войск. Уступающие по численности войска рекомендовалось раз­мещать в местности, рельеф которой ограничивал бы мо­бильность вражеских сил и образовывал наиболее широ­кую область поражения. Свидетельством успешности та­кой тактики может служить знаменитая битва при Малин, в которой Сунь Бинь одержал победу над превосходящими

1(9

силами Пан Цзюаня и отборными частями вэйской армии. Оставить по собственной воле естественную линию обо­роны, особенно образованную неприступными горами и ущельями, как поступил Мужун Чао в самом начале V века н. э., тем самым потеряв и государство, и жизнь, граничи­ло с безумием и, возможно, явилось следствием долгих лет распутства.

Знаменитые битвы, которые приводили в пример более разумные военачальники, пытавшиеся убедить Мужун Чао, кратко описаны в главах 18 «Гость» (о Хань Сине) и 41 «Не­обычное» (о Дэн Ае). Частое обращение к историческим прецедентам в подобных ситуациях говорит о текстовой природе китайской военной науки и о внимании, которое уделялось реальным примерам боевых сражений.



 

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в бой с врагом, будь то в горных лесах или на ровной местности, следует занять возвышенность и опе­реться на стратегические формы местности, удобные для нападения и удержания, которые позволят быстро атако­вать неприятеля, ибо тогда ты одержишь победу в сраже­нии. Тактический принцип гласит: «В горном сражении не иди против возвышенностей».

Исторический пример

В эпоху Борющихся Царств государство Цинь напало на государство Хань, а Хань, в свою очередь, обратилось за спасением к государству Чжао. Правитель Чжао призвал Лянь По и спросил его «Можем ли мы спасти их или нет?» Лянь По ответил: «Поход будет долгим, а дорога узкой, по­этому спасти их будет сложно». Правитель призвал также Юэ Чэна и спросил: «Можем ли мы спасти Хань или нет?» Юэ Чэн дал такой же ответ, что и Лянь По. Тогда правитель призвал Чжао Шэ и задал ему тот же вопрос, но Чжао Шэ ответил: «Поход будет долгим, а дорога узкой. Это можно сравнить с двумя крысами, дерущимися в норе. Победит более храбрый военачальник». Тогда правитель приказал Чжао Шэ возглавить армию и спасти Хань.

Когда армия отошла примерно на тридцать ли от столи­цы Чжао Ханьдань, Чжао Шэ остановил продвижение и приказал строить мощные укрепления, после чего обнаро­довал указ, в котором говорилось, что «всякий, кто посме­ет возражать в военных вопросах, будет казнен». Когда циньская армия дошла до У-ань, один человек в лагере Чжао Шэ упрекнул полководца в бездействии и был не­медленно казнен. Чжао Шэ еще больше укрепил стены, за­тем двадцать восемь дней оставался на месте, никуда не двигаясь, а затем вновь усилил укрепления. Появились шпионы из Цинь; Чжао Шэ хорошо накормил их и послал обратно. Когда эти шпионы сообщили свои донесения, циньский командующий .с воодушевлением сказал: «Они лишь на тридцать ли отошли от своих границ, но вместо того чтобы наступать, только усиливают свои укрепления. Чжао Шэ вне всяких сомнений не осмелится двинуться так далеко». Однако, отправив циньских шпионов, Чжао Шэ тут же приказал своим войскам свернуть доспехи и поспе­шить за ними, так что они подошли к циньскому лагерю через день. Когда циньская армия узнала об их появлении, они надели доспехи и выстроились.

Сюй Ли, один из командиров армии Чжао Шэ, попро­сил разрешения поговорить с Чжао Шэ и высказать свои возражения. Командующий Чжао дал ему дозволение, и Сюй Ли сказал: «Циньская армия не ожидала, что наши войска придут сюда. Они полны боевым духом, и поэтому вам, нашему командующему, следует расположить наши войска плотным строем, чтобы ожидать нападения Цинь. В противном случае мы будем разбиты». Чжао Шэ сказал: «Хотелось бы узнаггь ваши указания». Сюй Ли сказал: «Я про­шу о наказании». Чжао Шэ сказал: «Вам придется подож­дать, пока мы не объявим о возвращении в Ханьдань». Тогда Сюй Ли посоветовал: «Кто первым займет гору на севере, одержит победу; а кто'яе успеет этого сделать, потерпит


поражение». Чжао Шэ согласился и отправил десять тысяч человек закрепиться на горе. После этого туда пришли цинь- ские войска и попытались подняться на гору, но им это не удалось. Чжао Шэ напал на них, наголову разбив циньскую армию и тем самым заставил Цинь снять осаду с Хань.

Комментарий

В этом разделе, как и в следующем, формально посвящен­ном войне в долинах, разбираются тактические вопросы горных сражений и, как описано в историческом примере, важность захвата и использования возвышенностей. Как говорил Тай-гун, «занятие высот поможет быть бдитель­ным и подготовиться к обороне» (с? 98). Тем не менее этот вопрос осложнялся тем обстоятельством, что войска, за­крепившиеся в горах, могли оказаться в изоляции, быть от­резанными от линий снабжения и не получить поддержки извне, как следует из показательного исторического при­мера в следующем разделе.

Хотя в целом военные теоретики склонялись к мнению, что войска на горе следует размещать на стороне ян (то есть на южном склоне), несомненно, из-за лучшего расположе­ния по отношению к солнцу, позволявшего избежать сы­рости и связанных с этим проблем, этот принцип нельзя назвать универсальным. Типичный анализ подобной си­туации дошел до нас в «Шести секретных учениях»:

«У-ван спросил Тай-гуна:

— Предположим, что мы зашли с войсками в глубь вла­дений удельных князей и ИЬред нами высокие горы и отвес­ные скалы, с многочисленными остроконечными пиками, без всяких деревьев и травы. Со всех сторон мы окружены врагом. Наши три армии испуганы, командиры и войска — в растерянности. Я хочу, чтобы, если мы выберем оборону, она была прочной; если выберем сражение, оно было по­бедным. Что мы должны делать?

Тай-гун сказал:

ТО

— Когда бы три армии ни заняли высоту, они будут пой­маны в ловушку врагом. Однако когда противник занял территорию под горой, он сам является пленником войск наверху. Если высота уже занята, необходимо подготовить соединения „вороны и облака". Они должны быть подго­товлены на склоне инь и на склоне ян. Одни станут лагерем на стороне инь, другие — на стороне ян. Те, кто займет сто­рону ян, должны приготовиться к атакам со стороны инь. Те, кто займет сторону инь, должны приготовиться к ата­кам со стороны ян. Находящиеся на левом склоне горы должны приготовиться к нападению с правого склона, и наоборот. Когда противник начал восхождение, наши вой­ска должны установить внешнюю линию обороны. Если есть дороги, проходящие через долину, перекрой их бое­выми колесницами. Установи знамена и флаги на высоте. Будь осмотрителен, командуя тремя армиями: не позволяй врагу догадаться о твоем истинном положении. Это назы­вается „горной стеной".

Когда все линии установлены, командиры и войска за­действованы, правила и приказы отданы, тактика — пра­вильная и необычная — рассчитана, введи в действие насту­пательные силы по внешнему периметру обороны, и пусть они улучшат занимаемые позиции. Затем составь из колес­ниц и конницы соединения „вороны и облака". Когда три армии атакуют врага, то пусть даже он многочислен, их полководца можно захватить» (с. 124—125).

В историческом примере циньский командующий, ве­роятно, счел бездействие Чжао Шэ частью стратегическо­го замысла, нацеленного на то, чтобы противостоять вой­скам, находящимся за границами Чжао, и тем самым не допустить их вторжения в Чжао. Такие выводы, к которым циньского командующего, без сомнения, осознанно под­талкивал сам Чжао Шэ, казались тем более вероятными, что показная осада Хань вполне могла оказаться уловкой, скрывающей истинные цели Цинь, как явствует из многих сходных ситуаций в эпоху Борющихся Царств.


Лолины

Изложение тактических принципов

Когда ведешь армию по горам и ущельям, если захочешь выстроить ее в боевой порядок, следует делать это, опи­раясь на долины. Это даст в твои руки преимущество тра­вы и воды, а также ты обретешь прочные оборонительные позиции в ближайших ущельях. Если затем ты вступишь в сражение, то одержишь победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Пересекая горы, двигайся до­линами» (с. 216).

Исторический пример

Во времена династии Поздней Хань, когда полководец Ма Юань служил Великим хранителем Лунси, цяны вместе с другими племенами, живуШими за перевалом, совершали набеги на эту область, убивая местных чиновников. Ма Юань, командуя войском в четыре тысячи воинов, выступил, что­бы напасть на них и в конце концов пришел в область Дидао. Цяны заняли горные высоты, поэтому Ма приказал своей армии занять надежную местность внизу, где они захватили воду и траву, не вступая в бой с неприятелем. Через неко­торое время цяны оказались в крайней нужде. Несколько


сот тысяч солдат бежали за перевал, а их полководцы и бо­лее десяти тысяч человек сложили оружие. Цян не мог­ли понять преимуществ обладания долинами и поэтому обрекли себя на поражение.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 524;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.