Срединная стратегия 20 страница
психологию наград и наказаний гораздо подробнее, чем военные писатели, и, возможно, значительно способствовали распространению этих идей в эпоху Борющихся Царств. Тем не менее большинство философов и многие военные теоретики считали более важными факторами позор, преданность и природную храбрость. Даже мудрейший Сунь Бинь несколько принижает значение наград и наказаний, говоря: «Награды — вот средство осчастливить простых солдат и заставить воинов забыть о смерти. Наказания — вот средство исправить беспорядочное и заставить людей бояться своих начальников. Их можно использовать, чтобы облегчить победу, но они не являются делами первостепенной важности».
Наказание
Изложение тактических принципов
В целом на войне следует сделать так, чтобы командиры и войска решительно наступали и не осмеливались бежать. Отступивший даже на дюйм должен быть подвергнут самому суровому наказанию, ибо тогда можно одержать победу. Тактический принцип из «Сыма фа» гласит: «Когда наказываешь кого-то, не перемещай его на другой пост» (с. 170).
Исторический пример
Во времена династии Суй великий полководец Ян Су руководил армией сурово, стремясь к порядку. Всякий, кто не выполнял приказ, немедленно подвергался казни, снисходительность не пользовалась почетом. Когда они готовились к встрече с врагом, командующий врасплох заставал солдат, нарушавших военные установления, и казнил их. В большей части случаев их число превышало сотню, в меньшей — составляло несколько десятков. Даже когда перед ним проливалась их кровь, не менялся ни его смех, ни его речь. Когда армия выстраивалась в боевой порядок, он сначала приказывал трем сотням напасть на врага. Если они разрывали ряды неприятеля, задание было исполнено;
однако если они возвращались, не добившись успеха, он не спрашивал, сколько человек не исполнило своего долга, а велел казнить всех. После этого он опять приказывал двум или трем сотням идти в атаку и поступал с ними по возвращении, как и с первым отрядом. У его полководцев и солдат дрожали колени, но они были преисполнены решимостью сражаться насмерть. В результате Ян Су одерживал победы во всех битвах.
Комментарий
В этом разделе, составляющим пару с предыдущим, подчеркивается необходимость прилюдного наложения тяжелейших наказаний, чтобы вселить в воинов страх и заставить их повиноваться приказам и яростно сражаться. Этот подход в сущности отражает воззрения знаменитого государственного деятеля и философа правителя Шана, одним из первых заложившего основу будущего блестящего взлета Цинь, первой жестокой императорской династии. Он советовал жестоко наказывать за незначительные проступки, чтобы предотвратить совершение крупных злодеяний. Хотя военные писатели по сути разделяли это положение, их взгляды отличались большей взвешенностью. Они рекомендовали налагать менее серьезные наказания за мелкие нарушения, используя понижение в чине, несение сверхурочных караулов и порку. Однако для достижения устрашающего воздействия на солдат они настаивали на суровости, беспристрастности и быстроте при исполнении наказаний. За дезертирство с поля боя полагалась смерть. Эта философия в обобщенном виде излагается в «Шести секретных учениях»:
«Полководец утверждает свою устрашающую силу, казня великих, и становится осведомленным, вознаграждая малых. Запреты делаются нерушимыми, а приказы — исполняемыми благодаря безупречной точности в применении наказаний. Если после казни одного армия будет дрожать
or страха, убей его. <...> Казня, цени большое, награждая, цени малое. Когда убиваешь могущественного и почитаемого, это то наказание, которое достигает верхов. <...> Когда наказания достигают верхов, а награды распространяются на низших, тогда устрашающая сила утверждена» (с. 91).
Также Тай-гун говорил: «Суровые наказания и тяжелые изыскания суть способы, которые принуждают идти в наступление усталых и ленивых».
Наказания следует последовательно применять и в обычное время. Нужно выявлять все злое, чтобы люди не осмеливались совершать проступки или не подчиняться приказам, даже если бы могли остаться незамеченными. Эта система была укреплена еще больше взаимной ответственностью членов одной «пятерки». Тем самым использовалась такая движущая сила, как чувство стыда, в сочетании со страхом поставить под удар своих товарищей, которые одновременно становились друг для друга надзирателями и потенциальными палачами. Во второй части трактата «Вэй Ляо-цзы», сохранившей несколько глав об армейских порядках и правилах, вероятно, отражающих практику династии Цинь, перечисляются разнообразные наказания, приуроченные к системе взаимной ответственности. Здесь же мы находим утверждение, что наказания составляют средство достижения военного могущества:
«Если добьешься, чтобы люди боялись тяжелых наказаний внутри государства, тогда вне государства они будут легко смотреть на врага. Так, правители древности сначала делали ясными установления и приказы, а потом проявляли устрашающую силу и накладывали тяжелые наказания. Когда наказания тяжелые, они будут их бояться внутри государства. Когда они боятся их внутри государства, они будут стойкими за его пределами» (с. 324).
Очевидно, не чувствуя угрозы боли и смерти, армия была бы неспособна к дисциплине и к правильным действиям во время сражения.
Хозяин
Изложение тактических принципов
На войне нападающий на твою территорию исполняет тактическую роль «гостя*, а ты — «хозяин* и поэтому не можешь не раздумывая вступать в сражение. Напротив, так как командиры и войска беспокоятся о своих домах, следует успокоить армию, собрать людей, занять долины, защитить города, подготовить засады в теснинах и перерезать неприятельские пути снабжения. Если нападающий пытается вовлечь тебя в сражение, ему это не удастся; между тем припасы, которых он ожидал, не прибудут. Если ты подождешь, пока враг не придет в уныние и расстройство, прежде чем напасть на него, ты непременно одержишь победу. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Когда удельные князья сражаются на собственной земле, это „рассеивающая местность"» (с. 222).
Исторический пример
В эпоху Северных и Южных династий император У-ди из Поздней Вэй лично возглавлял нападение на Мужун Дэ из Поздней Янь в городе Е, однако его передовая армия потерпела жестокое поражение. Мужун Дэ захотел немедлен- too
мо контратаковать, но Хань Цзюэ, Помощник по коннице уездного Военного смотрителя, выступил вперед и сказал: «Только достигнув сначала победы при дворе, древние напилили на врага и устраивали сражение. В данный момент есть четыре причины, по которым неуместно нападать на И')й, и три причины, по которым для нас в Янь неуместно вообще начинать какое-либо движение».
Мужун Дэ спросил: «Какие причины?»
Хань Цзюэ сказал: «Армия Вэй постепенно изматывается из-за пребывания на нашей земле, поэтому сражение предоставило бы преимущество им, и это первая причина, почему нельзя на них нападать. Они проникли вглубь нашей территории и приблизились к нашей столице, ступив ни гибельную землю, и это вторая причина, почему на них нельзя нападать. Их авангард уже потерпел поражение, поэтому их тыловые части несомненно сплотились, и это третья причина, почему на них нельзя нападать. Их много, и нас мало, и это четвертая причина, по которой на них нельзя нападать.
Наши командиры и войска будут сражаться на своей земле, и это первая причина, по которой нам неуместно начинать действия. Если мы вступим с ними в бой, но не одержим победы, будет сложно укрепить дух войска, и это вторая причина, по которой нам неуместно начинать действия. Так как стены и рвы еще не были должным образом приведены в порядок, если враг подойдет, мы окажемся неподготовленными, и это третья причина, по которой нам неуместно начинать действия.
Все стратеги стараются избежать подобных условий, поэтому лучше будет углубить рвы, возвысить стены и затем, хорошо отдохнув, ожидать усталого врага. Войска Вэй возят зерно за тысячу л и и не могут добыть пропитания в пустошах, поэтому с течением времени их три армии будут страдать от тягот и лишений, а многие командиры и солаты погибнут. Когда их армия таким образом станет „старой" и будет надеяться всего лишь выжить, если вы приведете
в исполнение ваши мудрые стратегические замыслы, то одержите победу». Мужун Дэ сказал: «В словах Хань Цзюэ поистине воплощена мудрость знаменитых стратегов Чжан Ляна и Чэнь Пина».
Комментарий
В этом и следующем разделах обсуждается тактика, пригодная для нападающей стороны, которая называется «гостем», и для защищающейся, получившей наименование «хозяина». В целом идея «хозяина» прилагалась не только к защищающейся стороне, запертой в пределах родного государства, но в той же степени характеризовала любую армию, занимающую какую-либо активную оборонительную позицию. Первым эту концепцию, по-видимому, изложил Сунь-цзы, но она появляется и в других сочинениях, включая «Военные методы» Сунь Биня и «Вопросы и ответы», что говорит об относительной природе этого определения.
Так как в следующем разделе разбирается тактика и психология «гостя», здесь наши комментарии ограничиваются ролью и опытом «хозяина». Китайские военные теоретики полагали, в отличие от современных взглядов, что солдаты, вступающие в сражение на родной земле, обычно впадают в смятение, беспокойство о своих семьях, возможно, становятся самоуверенными, но в равной степени колеблются и падают духом, а вовсе не полны решимости сражаться насмерть, защищая свою страну. Сунь-цзы назвал это «рассеивающей местностью», так как люди имеют тенденцию рассеиваться, возвращаясь в свои родные города, и разобрал психологические и тактические аспекты этого явления в отрывке, долгое время не входившем в сохранившиеся списки текста «Сунь-цзы», но включенном нами в перевод «Искусства войны» под заголовком «Девять местностей». Автор «Неканонических стратегий» при написании изложения тактических принципов во многом опирался на этот отрывок:
«Правитель У спросил Сунь-цзы: „На рассеивающей местности командиры и войска думают о своих семьях. Так как мы не можем вступить в сражение, мы должны твердо защищать наши позиции и не идти вперед. Если враг нападает на наши малые города, грабит наши поля, не дает ним собирать хворост, префаждает наши главные дороги и ожидает нашего изнурения и оскудения, чтобы немедленно двинуться вперед и напасть, что нужно делать?**
Сунь-цзы ответил: „Если враг проник вглубь нашей страны, оставив за спиной многочисленные укрепления и города, их командиры и солдаты считают армию своей семьей, отличаются целеустремленностью и с легкостью идут в битву. Однако наши войска находятся у себя на родине; они чувствуют себя в безопасности на своей земле и хотят жить. Поэтому в боевом построении они не тверды, когда они вступают в бой, то не одерживают победы. Нужно собрать людей, собрать продукты, скот и одежду; оборонять укрепленные города и приготовиться защищать проходы; нужно отправить легкие войска перерезать их пути снабжения. Если они не смогут вовлечь нас в сражение, припасы не прибудут к ним, а в сельской местности не окажется ничего, что они могли бы разфабить, то их три армии попадут в тяжелое положение. Воспользуйтесь ситуацией, чтобы выманить их, и тогда мы одержим победу**».
Древние государства и современные Сфаны, претерпе- нающие нашествие превосходящих вражеских сил, намеревающихся установить долгосрочную окуппацию, не Офа- ничиваясь простыми набегами, часто вынуждены, подобно Китаю во время Второй мировой войны, применять тактику выжженной земли, чтобы не позволить врагу воспользоваться необходимыми материалами и припасами. Однако и случае обычных фабительских набегов У Ци советовал выжидать лишь до тех пор, пока враг не будет обременен своей добычей:
«Когда появляются жестокие разбойники, необходймо внимательно оценить их силы и занять прочную оборону.
Не отвечай на их выпады, вступая в бой. Когда к концу дня они соберутся уходить, их груз будет тяжел, а сердца неизбежно перепуганы. Отходя, они будут бежать, и обязательно будут отставшие. Тогда следует преследовать и атаковать, и их можно будет разбить» (с. 276).
В любом случае обороняющиеся должны сначала выстоять в неблагоприятной ситуации, чтобы затем нанести ответный удар.
Гость
Изложение тактических принципов
Когда ведешь войну, если враг поставлен в положение «хозяина», а ты действуешь в роли «гостя», следует сосредоточить все усилия, чтобы глубоко проникнуть на его территорию. Если ты зашел далеко вглубь его страны, враг, будучи «хозяином», не сможет победить, потому что ты создал такое положение, при котором местность является тяжелой для «гостя» и «рассеивающей» для «хозяина». Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Когда заходишь далеко на территорию врага, войска сплотятся».
Исторический пример
В начале династии Хань Хань Синь и Чжан Эр, имея под началом несколько десятков тысяч солдат, готовились двинуться на восток через Цзинсин, чтобы напасть на государство Чжао. Правитель Чжао и Чжэнь Юй, господин Чэнаня, собрали своих воинов у устья Цзинсин; их соединенные армии насчитывали около 200 000 человек. Ли Цзоцзюнь, владетель Гуанъу, посоветовал князю Чэнаня: «Я слышал, что, когда Хань Синь переправился через Желтую реку и пошел на запад, чтобы захватить Вэйбао и
уничтожить Ся Шуй, кровь текла до самого Гуанюя. Теперь ему помогает Чжан Эр и они обсуждают поход на Чжао. По всей видимости, чтобы использовать опыт предыдущих побед, они зайдут далеко от своих границ. Там, докуда доходят слухи о их приближении, люди начинают дрожать от страха. Никто не устоит против них лицом к лицу. Однако я слышал, что, когда припасы перевозятся за тысячу ли, у солдат голодный взгляд, и что, когда они разжигают костры только после того, как соберут для этого хворост, армия не засыпает на сытый желудок. Сейчас на дороге к Цзинсин не разместятся бок о бок две колесницы и не пройдет в ряд конница в правильном построении. Их припасы и продукты остались за их спинами. Поэтому я бы просил ваше величество позволить мне лично возглавить тридцать тысяч всадников, чтобы пройти окольными тропами и перерезать пути снабжения. Между тем вашему величеству подобает углубить рвы и усилить укрепления, не вступая в битву с врагом. Когда они окажутся не в состоянии наступать или отступать, так как им нечем будет прокормиться, до истечения десяти дней вы сможете повесить головы этих двух военачальников под вашими знаменами. Я просил бы ваше величество проявить осмотрительность, иначе вас могут захватить». Князь Чэнаня, гордившийся своей искушенностью в военном деле, пренебрег советом и был на самом деле убит.
Комментарий
В этом разделе описывается положение, при котором нападающая сторона глубоко проникает на территорию противника, в терминах, введенных в предыдущем разделе, то есть «гостя» (или нападающей стороны) и «хозяина» (или стороны обороняющейся). Анализ ситуации основывается на нескольких строках о формах местности из «Искусства войны»: «Когда удельные князья сражаются на собственной земле, это „рассеивающая местность1*. Когда они вступают на
чужие земли, но не глубоко, это „ненадежная местность". <...> Когда кто-либо заходит вглубь чужой земли, обходя многочисленные города, это „трудная местность". <...> Когда, самоотверженно сражаясь, выживают, а если не сражаются, то погибают, это „местность смерти"» (с. 223).
Сунь-цзы различает несколько психологических стадий, которые проходят войска по мере отдаления от границ родного государства, пересечения вражеских границ и пребывания на «ненадежной местности» и, наконец, продвижения на «тяжелую местность», на которой сражение становится единственным возможным выходом. (Согласно одному из главных принципов Сунь-цзы, обсуждаемому в главах 20 и 51 «Слабость» и «Смелость отчаяния», если солдаты окажутся в гибельной местности, это побудит их проявить всю свою волю, а не вызовет полного упадка духа перед лицом безвыходного положения.) Сунь-цзы номинально приписываются также большие отрывки — сохранившиеся в «Тун дянь» и по большей части игнорируемые учеными, — в которых предлагается систематический анализ этих тактических ситуаций и описание психологических состояний:
«Правитель У спросил Сунь-цзы: „Предположим, мы зашли в ненадежную местность и только что пересекли вражескую границу. Наши командиры и воины думают о возвращении. Тяжело наступать, но просто отступать. За нашей спиной мы еще не оставили ущелий и теснин, и три армии в страхе. Командующий хочет наступать, а командиры и войска хотят отступать, так что верхние и нижние мыслят по-разному. Враг обороняет свои обнесенные стенами города и мощные укрепления, приводя в порядок свои колесницы и конницу. Одни занимают позиции спереди, другие наносят удары сзади. Что нужно делать?"
Сунь-цзы ответил: „Когда мы дошли до ненадежной местности, командиры и солдаты еще не устремлены к цели, потому их задача пересечь границу, а не вступить в сражение. Не следует приближаться к главным городам врага и переходить главные дороги. Притворитесь, что пребываете в сомнении; сделайте вид, что вы обескуражены. Покажите врагу, будто собираетесь отступать. Затем прежде всего отправьте отборную конницу, чтобы проникнуть на вражескую территорию и угнать скот, лошадей и других животных. Когда три армии увидят, что наши всадники осуществили удачное наступление, они не будут бояться. Разделите отборных воинов и прикажите им втайне подготовить засады. Если враг подойдет, ударьте без колебаний; если не подойдет, покиньте засады и отойдите".
Также Сунь-цзы сказал: „Предположим, что армия перешла границу. Враг усиливает свои укрепления, не вступая в битву. Наши командиры и войска думают о возвращении домой, но даже если бы мы захотели отступить, это было бы также сложно сделать. Это называется ненадежной местностью. Нужно отправить отборную конницу устроить засады на стратегических дорогах. Когда мы станем отступать, враг начнет преследование; когда он подойдет, нанесите удар“.
Правитель У спросил Сунь-цзы: „Предположим, мы завели войска далеко в трудную местность, пройдя большое расстояние, так что наши пути снабжения перерезаны. Предположим, что мы хотим вернуться домой, но не можем миновать их стратегических узловых точек. Если мы хотим прокормить войска на вражеской земле и сохранить наши силы без потерь, что нужно делать?"
Сунь-цзы ответил: „Когда мы остаемся на трудной местности, командиры и войска становятся храбрее. Если пути снабжения закрыты, нужно грабить врага, чтобы пополнить запасы. Все зерно и одежду, которую достанут низшие чины, нужно представлять высшим, и предъявившие наибольшую добычу должны получить награду. Воины больше не будут думать о возвращении домой.
Если вы хотите повернуть, срочно подготовьте защиту. Углубите рвы и возведите валы, являя врагу решимость оставаться на месте бесконечно. Враг заподозрит, что у нас
остался открытый путь для отхода и передвинет части с нужных дорог. Тогда можно приказать отправиться легким колесницам, соблюдая тишину, вздымая пыль и используя и пишу скот и лошадей. Если враг отправляется в путь, бей- гс в барабаны и следуйте за ним. Загодя тайно спрячьте воинов в засаде, условившись с ними о времени, чтобы наши войска могли начать одновременное нападение снаружи и изнутри. Тогда враг потерпит поражение**».
Обеспечение непрерывного подвоза припасов неизбежно становится главной проблемой, которую следует разрешить при действиях в глубине вражеской территории. Однако более важную роль играет численность нападающих, так как суть дела состоит не только в проникновении, но и в соотношении сил, как ясно показала русская кампания Германии во Второй мировой войне. В этом отношении в «Сыма фа» излагается консервативный подход:
«В войне: если углубляешься на территорию врага с легкими войсками — это опасно. Если углубляешься в землю врага с тяжелыми войсками — это бесполезно. Если пойдешь еще дальше с легкими — будешь разгромлен. Если пойдешь еще дальше с тяжелыми — можешь победить. Так соседствуют в войне легкие и тяжелые силы» (с. 178).
Сила
Изложение тактических принципов
В целом если ты хочешь, чтобы враг вступил в бой с твоими более сильными, более многочисленными войсками, ты должен притвориться испуганным и слабым, чтобы вовлечь его в сражение. Когда он опрометчиво подойдет, можно внезапно атаковать его отборными частями, и армия противника неизбежно потерпит поражение. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Если ты и способен, притворись неспособным».
Исторический пример
В эпоху Борющихся Царств командующий войсками государства Чжао Ли Му долгое время защищал Яньмэнь от соседних сюнну (гуннов). Он уделял главное внимание пригодности человека, назначая командиров на должности, и приказывал тратить на войска все налоги и пошлины, поступавшие в их военные штабы. Каждый день, чтобы доставить удовольствие командирам, он приказывал приготовить несколько коров. Он упражнял войска в верховой езде и стрельбе из лука, установил строгие правила для сигнальных огней и во множестве использовал шпионов.
ПО
11осле этого он объявил солдатам особые приказы: «Когда «ижну совершат набег, быстро собирайтесь в крепость и обороняйте ее. Всякий, кто осмелится вступить в бой с вра- юм, будет обезглавлен». События разворачивались таким <юдом, к которому он готовил войска несколько лет, так что они не понесли никаких потерь. Поэтому сюнну решили, •по Ли Му испугался, и даже сами пограничные войска Чжао сочли своего командующего трусом. Правитель Чжао осыпал его упреками, но Ли Му продолжал свою линию.
Правитель призвал Ли Му обратно ко двору и заменил ею другим военачальником. На протяжении года каждый раз, когда сюнну совершали набег, пограничные войска выходили сражаться с ними, но не достигали успехов и несколько раз несли серьезные потери. После этого в пограничной области стало невозможно возделывать землю и пасти стада. Поэтому правитель еще раз попросил Ли Му шить на себя ее оборону. Ли Му отклонил просьбу, ссылаясь на болезнь, запер дверь и не выходил. Правитель вновь обратился к Ли Му с настоятельными просьбами возглавить армию. Ли Му сказал: «Если вы хотите назначить меня, я должен действовать, как и прежде; только тогда я осмелюсь принять ваш мандат». Правитель согласился, и Ли Му отправился к войскам. Сразу же после прибытия он объявил войску те же приказы, что и раньше.
Когда бы сюнну ни совершали набег, они не могли ничего захватить и решили, что Ли Му боится. Между тем, так как пограничные солдаты получали свою ежедневную плату и другие награды, но простаивали, их охватило желание сражаться. Тогда Ли Му отобрал лучшие колесницы, примерно тринадцать сотен, и всадников общим числом около тринадцати тысяч, и других отборных воинов, каждый из которых стоил сотню катти золотом, числом пятьдесят тысяч, а также сто тысяч искусных лучников. Он собрал их всех в стороне от остального войска для дополнительной подготовки и приказал выпустить пастись весь скот. Простолюдины наполнили луга. Когда пришла орда сюнну, он притворился разбитым и оставил несколько тысяч солдат в заграждении. После того как хан услышал об этом, он повел на границу огромную массу конницы. Ли Му использовал много неканонических построений, растянул свои левый и правый фланги, чтобы напасть на них, и нанес им тяжелое поражение, убив более ста тысяч всадников сюнну. Хан бежал, и более десяти лет после этого сюнну не осмеливались переходить границу Чжао.
Комментарий
В этом разделе рассматривается проблема, сходная стой, которая обсуждалась в главе 11 «Большие силы». В последней основное внимание уделялось вопросам простого численного перевеса, а в этой главе преимущество носит составной характер и слагается не только из численного превосходства, но и из большей силы, достигнутой за счет лучшего обучения или снаряжения войск, благодаря большей мобильности составных частей или же, возможно, из-за акцентированного использования арбалетов, представлявших собой в те времена последнее слово военной технической мысли. Так как немногие военачальники были способны на такую глупость, как открытое сражение со значительно превосходящими силами противника, в изложении тактических принципов рекомендуется прибегнуть к уловкам и обману, чтобы создать у врага впечатление своей слабости и заставить его ввязаться в бой, так и не осознав истинного соотношения сил. (Здесь можно сослаться на совет Сунь Биня, приведенный в нашем комментарии к 11-й главе.)
Впрочем, сам Сунь-цзы предлагал не столь замысловатый подход, полагая, что существенное превосходство в силе позволяет действовать напрямик:
«Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если враг тебя превосходит, избегай его. Поэтому малочисленное упорствующее войско станет пленником большого» (с. 204).
Исторический пример служит прекрасной иллюстрацией принципа: «Если ты и способен, притворись неспособным». Более того, стратегия Ли Му несомненно требовала решительности и терпения. Годы прошли, прежде чем создались все необходимые условия для единственной решающей битвы. Ли Му пришлось даже пожертвовать несколькими тысячами человек, чтобы вовлечь хана в сражение, и его жестокость подвергалась недвусмысленному осуждению и поздних исторических сочинениях. Тем не менее следует обратить внимание на одно замечание в «Вэй Ляо-цзы»:
«Я слышал, что в древности те, кто умело вел войну, могли уничтожить половину своих воинов и командиров. Следующие могли убить одну треть, а низшие — одну десятую. Устрашающая сила того, кто мог пожертвовать поло- ииной своих войск, сотрясала всех в пределах четырех морей. Сила тех, кто мог пожертвовать третью своих войск, могла быть направлена против удельных князей. Приказы гсх, кто мог пожертвовать одной десятой, выполнялись среди его войск и командиров» (с. 339).
В богатой военной истории Китая известны многие командиры, намеренно жертвовавшие ротами и даже батальонами, чтобы обмануть врага и тем самым заманить его в ловушку. Чаше использовалась уловка, состоявшая в приторном бегстве, чтобы завлечь неприятельские войска в заранее подготовленную засаду. Однако в данном историческом примере Ли Му выстроил свои войска в растянутом горизонтальном построении, которое представляет собой стандартную диспозицию для эффективного использования большого войска, а затем, очевидно, обошел войско хана с флангов, образовав двойное кольцо окружения, позволившее многочисленным арбалетчикам беспрепятственно перебить невообразимое число вражеских воинов, включая чрезвычайно мобильную конницу.
Слабость
Изложение тактических принципов
В целом в военном деле, если врагов много, а вас мало, если враг силен, а ты слаб, следует поднять много флагов и знамен, удвоить число огней и показать врагу силу. Если ты сделаешь так, что враг не сможет определить численность твоих войск, много их или мало, и твою стратегическую силу, слаб ты или силен, несомненно, он не пойдет в сражение без раздумий. Таким образом, ты сможешь быстро отступить, тем самым сохранив армию и удерживая безопасное расстояние. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит. «Сила и слабость — это вопрос диспозиции».
Исторический пример
Во времена династии Поздней Хань народ варваров цянов восстал и захватил территорию Хань до Уду. Вдовствующая императрица Дэн, возглавлявшая правительство, полагала, что Юй Сюй обладает искусством тактического планирования на уровне, подобающем командующему, и поэтому назначила его на должность Великого Охранителя Уду. Затем цяны отправили несколько тысяч человек, чтобы перехватить его у стратегического прохода Яогу в уезд
Чжэньцан. Юй Сюй задержал свои колесницы, остановил продвижение и прилюдно заявил, что он отправил цен- фальному правительству просьбу прислать войска и будет ожидать их прибытия, прежде чем выступить. Когда об этом услышали цяны, они разделились, чтобы разграбить соседние области. Воспользовавшись их рассеянием, К)И Сюй двинулся вперед, не останавливаясь ни днем ни ночью и совершая двойные переходы, покрывая за день более ста ли. Кроме того, он приказал своим чиновникам и командирам зажечь по два огня, а затем каждый день удваивал их число, так что цяны не осмеливались приближаться. Кто-то спросил его: «Сунь Бинь уменьшал число огней, а вы увеличиваете. Кроме того, по „Искусству вой- ны“ армия на марше не должна проходить более 30 ли в день, а сегодня вы прошли сто ли. Почему?» Юй сказал: •У врага большое войско, а нас мало. Когда варвары видят, ч го у нас каждый день увеличивается число огней, они несомненно примут это за свидетельство того, что к нам присоединяются местные войска из уезда. Считая, что нас много, хотя мы быстро передвигаемся, они не осмелятся преследовать нас. Сунь Бинь демонстрировал врагу слабость, а я — силу, потому что соотношение стратегических сил у нас разное».
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 539;