Срединная стратегия 21 страница

Комментарий

В этом разделе завершается обзор пары сильный—слабый и рассматриваются проблемы, связанные с противостоя­нием более сильному, численно превосходящему против­нику, во многом сходные с вопросами, обсуждавшимися в главе 12. Соображения целесообразности требуют, чтобы слабая сторона как можно быстрее прибегла к обману и военной хитрости, чтобы ввести врага в заблуждение отно­сительно своей истинной силы, и затем воспользовалась передышкой для того, чтобы достичь преимущества на отдельном участке и атаковать или же чтобы избежать

IIS

столкновения с противником. Сунь-цзы советовал избегать врага до тех пор, пока не удастся создать условий для управ­ления его действиями, дающих шансы на победу в локаль­ных операциях, хотя немногим более ста лет спустя Сунь Бинь предлагал разделять вражеские войска и свою армию и затем вступать в сражение или же использовать засады. Эти подходы отражены и в сочинениях других военных авторов, советовавших избегать врага или маневрировать до тех пор, пока сосредоточенные на отдельном участке войска не окажутся в состоянии одержать победу.

В историческом примере упоминается уловка Сунь Би- ня, состоявшая в уменьшении количества огней в лагере. Он осуществил эту хитрость, чтобы заставить высокомер­ного Пан Цзюаня убедиться в том, что его подозрения о трусости армии Ци подтвердились, а уменьшающееся чис­ло огней говорит об уменьшении численности войск в ла­гере из-за дезертирства. В этой уверенности Пан Цзюань спешно оставил свой обоз и тяжелые части и совершил бы­стрый переход в тысячу ли только для того, чтобы сойтись с хорошо отдохнувшими и окопавшимися войсками Сунь Биня в знаменитой битве при Малине. Арбалетчики Ци под руководством Сунь Биня с легкостью нанесли неприятель­ской армии ужасающие потери, убив, вероятно, около ста тысяч людей и положив конец военному могуществу госу­дарства Вэй. (К битве при Малине относится первое пись­менное свидетельство использования арбалетов в сраже­нии, хотя они еще ранее использовались для стрельбы зал­пами. Ход битвы описан в историческом примере к главе 30 «Знание».)

Для правильного понимания исторического примера необходимо обратиться к двум цитатам из «Искусства вой­ны». Во-первых, по словам Сунь-цзы, «чтобы осуществить отступление, которому нельзя помешать, иди с непревос­ход и мой скоростью» (с. 209). Во-вторых, Сунь-цзы не со­ветует идти с чрезмерной скоростью в бой, так как это про­сто исчерпает жизненные силы и изнурит войска: m

•Поэтому сражение между армиями может быть выгод­ным, сражение между армиями, может быть опасным. Если иси армия борется за преимущество, не прибудешь вовре- ми. Если урезать армию ради преимущества, обоз и снаря­жение сильно пострадают.

Поэтому, если сбросишь доспехи, чтобы идти вперед ансм и ночью, не останавливаясь на отдых, проходя за день вдвое больше обычного, и пройдешь сто ли, чтобы бороть- 1М за выгоду, полководцы трех армий будут захвачены в плен. Первыми придут сильные, а истощенные — послед­ними. С такой тактикой только один из десяти достигнет поли боя. Когда за выгоду борются за пятьдесят ли, коман- лующий верхней армией будет в трудном положении. С та­кой тактикой половина людей дойдет до цели. Если борют- сн за выгоду за тридцать ли, то две трети армии дойдут до цели.

Поэтому, если у^рмии нет обоза и снаряжения, она по- I ибнет; если нет провианта, она погибнет; если нет запа­сов, она погибнет» (с. 212).

Человек, критиковавший действия Юй Сюя, бездумно процитировал слова Сунь-цзы, не пытаясь приложить их к существующему военному положению.


 


Высокомерие

Изложение тактических принципов

Если враг чрезвычайно силен и ты не можешь быть уверен в победе, следует говорить скромно и вести себя с подобо­страстием, чтобы вселить в него высокомерие. Подожди, пока можно будет использовать какой-нибудь политиче­ский предлог, тогда, проведя одну мобилизацию, ты смо­жешь уничтожить его. Тактический принцип из «Искусст­ва войны» гласит: «Будь почтителен, чтобы он возомнил себя непобедимым» (с. 200).

Исторический пример

В эпоху Троецарствия шуский полководец Гуан Юй воз­главил нападение на север, захватив вэйского военачаль­ника Юй Цзиня и окружив Цао Жэня у города Фань. Пол­ководец Люй Мэн из государства У, командовавший вой­сками в Лукоу, пожаловался на болезнь и отправился в Цзянъе. Лу Сунь пошел к нему и сказал: «Как же так, когда Гуан Юй приближается к границе, вы уезжаете и уходите с вашего поста. Не станет ли это позже поводом для сожале­ний?» Люй Мэн сказал: «Все, что вы говорите, верно, но я действительно болен». Лу Сунь сказал: «Гуан Юй всегда
отличался высокомерием, всегда был холоден и груб с дру- I ими. Ныне в первый раз он достиг столь крупных успехов и поэтому стал еще высокомернее, но и менее тверд. Кро­ме того, когда Гуан Юй узнает, что вы больны, он забросит подготовку. Если же вы двинетесь туда, где он не ждет, вы сможете захватить и подчинить его. Если вы собираетесь попросить у императора аудиенцию, будет мудро составить плин». Люй Мэн сказал: «Гуан Юй по своей природе храбр и горяч, он и раньше был сильным врагом, а теперь, когда он захватил Цзинчжоу, действуя благородно и пробудив к себе доверие, и учитывая его первоначальный успех, его храбрый дух укрепился. Нелегко будет справиться с ним».

Люй Мэн поехал в столицу, и император Сунь Цюань спросил его: «Господин, так как вы больны, кто может за­менить вас?» Люй Мэн ответил: «Лу Сунь дальновидный и глубокий мыслитель, обладающий талантом для исполне­ния тяжелых поручений. Я знаю его мысли, его можно об­лечь великой ответственностью. Кроме того, так как он еще не успел прославиться, Гуан Юй не будет обеспокоен его назначением. Однако он не повторит своей ошибки. Если им назначите Лу Суня, нужно будет научить его скрыть свои таланты, но изнутри исследовать диспозицию и оборону армии. Только тогда он сможет одержать победу». Тогда Сунь Цюань призвал Лу Суня и назначил его заместителем командующего и уездным смотрителем взамен Люй Мэна.

Затем Лу Сунь направился в Лукоу, откуда отправил письмо Гуан Юю, в котором говорилось:

«Прежде вы воспользовались политическим предлогом для нападения, привели армию в хороший порядок и, при­ложив лишь небольшие усилия, совершили великое завое­вание! Когда вражеское государство терпит тяжелое пора­жение, выгода распространяется и на союзников победи­теля. Мы надеемся разделить малую толику удовольствия от ваших удивительных достижений. К несчастью, ваш слу­га не отличается проницательностью, но с тех пор как я получил повеление отправиться на запад, я с восхищением


следил за вашим несравненным величием, не оставляя на­дежды превзойти ваши великие достижения.

Пленение вами Юй Цзиня и других полководцев было с радостью встречено и близкими, и дальними. Ваше вели-, кое достижение несомненно достойно того, чтобы поведать о нем следующим поколениям. Оно даже превосходит уди­вительные свершения древности, включая победу Вэнь- вана при Чэнпу и стратегию Хань Синя, с помощью которой он захватил Чжао. Я слышал о пехоте и коннице Сюй Гуана, их флаги выстроены в нетерпеливом ожидании благопри­ятной возможности для нападения на вас. Сам Цао Цао — коварный разбойник. В гневе он не обращает внимания на трудности и тайно увеличивает силу своих войск, чтобы осуществить свои честолюбивые замыслы. Хотя и говорят, что его армия устала, у него есть конница, не знающая жа­лости. Кроме того, после великой победы, подобной одер­жанной вами, появляется опасная склонность к неуважи­тельному отношению к врагам и пренебрежению делами. В древности полководцы усиливали бдительность после одержанной победы. Я надеюсь, что господин составит об­ширный план, чтобы осуществить несравненное и полное завоевание. Хотя я всего лишь скромный ученик, недо­стойный возложенной на него ответственности, я надеюсь использовать все свои способности, чтобы прославить ва­шу необычайную добродетель. Хотя эти надежды, возмож­но, не укладываются в ваши планы, я не устаю их питать».

Когда Гуан Юй прочел это письмо, составленное в само­уничижительном тоне и, по-видимому, написанное с целью приобрести его покровительство, он почувствовал облег­чение и не испытал никаких подозрений. Тогда Лу Сунь подробно изучил стратегическое положение и разместил войска в местах, удобных для захвата стратегических пози­ций, которые можно будет захватить. Сунь Цюань тайно выдвинул свою армию и приказал Лу Суню и Люй Мэну возглавить передовые части. Когда он прибыл, они высту­пили, чтобы захватить города Гунань и Наньцзюнь.

ПО

Комментарий

Использование недостатков характера, таких как склон­ность к высокомерию или гневу, составляло базовый спо­соб для создания необходимого преимущества перед сраже­нием. Практически все военные теоретики оставили целые списки подобных недостатков и советовали использовать любые обстоятельства и уловки, чтобы подпитывать их, принуждая врага совершать ошибки. Знаменитый пример применения такого способа — действия Сунь Биня, сокра­щавшего количество огней в лагере, чтобы сыграть на вы­сокомерии Пан Цзюаня, обсуждавшиеся в предыдущей главе и описанные также в историческом примере из главы 30 «Знание». Правило, приведенное в изложении тактиче­ских принципов, сформулировал еще Сунь-цзы, а так как победа вызывает в людях надменность, этот метод часто применялся при помощи либо устных переговоров, либо военных хитростей.

Большинство авторов военных трактатов считали, что таланты и особенности характера полководца играют важ­нейшую роль в управлении армией, а многие военные тео­ретики также описывали слабости и недостатки, с большой вероятностью влекущие за собой поражение. Типичный список мы находим в «Шести секретных учениях»:

«У полководца есть пять важнейших достоинств и де­сять недостатков. <...> То, что называется пятью достоин­ствами, — это мужество, мудрость, надежность, гуманность и преданность. Если он мужественен, его нельзя превзой­ти. Если он мудр, его нельзя смутить. Если он гуманен, он будет любить своих людей. Если ему можно доверять, он не будет лгать. Если он предан, он не будет вести двой­ную игру.

То, что называется десятью недостатками, это: быть му­жественным, но легко относиться к смерти; быть поспеш­ным и нетерпеливым; быть жадным и любить выгоду; быть человечным, но неспособным разрушать; быть мудрым, но

П1

пугливым; быть надежным, но полагаться на других; быть щепетильным и неподкупным, но не любить людей; быть мудрым, но нерешительным; быть непоколебимым, но са­моуверенным; быть осторожным, но облекать ответствен­ностью других.

Того, кто мужественен, но легко относится к смерти, можно уничтожить силой. Поспешного и нетерпеливого можно уничтожить настойчивостью. Жадного и любящего выгоду можно подкупить. Гуманного, но неспособного раз­рушать можно изнурить. Мудрого, но боязливого можно утомить. Надежного, но полагающегося на других можно обмануть. Щепетильного и неподкупного, но не любящего людей можно оскорбить. Мудрого, но нерешительного мож­но внезапно атаковать. Непоколебимого, но самоуверен­ного можно сбить с толку событиями. Осторожного, но облекающего ответственностью других, можно провести.

Поэтому война — это великое дело государства, Дао жизни и смерти. Судьба государства находится в руках пол­ководца. „Полководец — это опора государства", человек, которого ценили все прежние правители. Поэтому, назна­чая полководца, необходимо тщательно оценить и изучить его характер» (с. 87—88).

В историческом примере описана запутанная политиче­ская ситуация, сложившаяся в эпоху Троецарствия, с точ­ки зрения государства У, вступившего в союз с Шу по ини­циативе Лю Бэя, действовавшего в соответствии со страте­гическим обзором Чжугэ Ляна, изложенным в первой главе «Неканонических стратегий». В следующем разделе, «Сою­зы», с другой точки зрения обсуждается та же самая череда событий, из которой извлекаются совершенно другие уро­ки. Поэтому следующая глава составляет определенное единство с данным разделом. Естественно, зачастую сою­зы зиждились на соображениях выгоды, а вовсе не были священными заветами, выбитыми на камне.


Союзы

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом, если рядом есть со­седние государства, следует разговаривать почтительно и отправлять им щедрые подарки, чтобы заручиться их под­держкой. Если атакуешь врага спереди, а они наносят удар с тыла, войска противника непременно понесут поражение. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «На узловой местности объединяйся и заключай союзы» (с. 223).

Исторический пример

В эпоху Троецарствия шуский полководец Гуан Юй окру­жил Цао Жэня у Фань, и поэтому царство Вэй отправило Командующего Левой стороны Юй Цзиня и других, чтобы спасти его. Случилось так, что в это самое время река Хань начала быстро выходить из берегов. Гуан Юй использовал лодки с экипажами из моряков, чтобы захватить командую­щего Юй Цзиня и остальных, около 30 тысяч пехоты и кон­ницы, и отослал их обратно в Цзянлин. В это время столи­цей императоров Хань был Сюйчан, который, по мнению Цао Цао, располагался в опасной близости от врага. Поэто­му он хотел перенести столицу к северу от Желтой реки,

Ю

чтобы удалить ее от линии фронта. Сыма И возражал, го­воря: «Командующий Юй и другие с ним были уничтожены наводнением, а не потерями на поле боя или при оборони­тельных действиях. Это не наносит ущерба великой стра­тегии государства, так что если мы перенесем столицу, то проявим слабость перед врагом и население областей Хуай и Мянь придет в волнение. Кроме того, хотя кажется, буд­то Сунь Цюань и Лю Бэй едины, на самом деле они разоб­щены. Конечно, Сунь Цюань не станет поощрять Гуан Юя и не потерпит осуществления его замыслов. В сущности, вы можете побудить Цюаня нанести удар в тыл Гуан Юю, и тем самым осада Фань прекратится сама собой». Цао Цао последовал этому совету, отправив посланца, чтобы всту­пить в союз с Сунь Цюанеи, который впоследствии послал на запад Лу Мэна, чтобы тот произвел внезапное нападе­ние на Гунань и Наньцзюнь. Л у Мэн захватил эти города, и Гуан Юй на самом деле снял осаду с Фань и отошел.

Комментарий

Из авторов классических военных сочинений Сунь-цзы единственный рассмотрел роль и важное значение союзни­ков при проведении широких военных кампаний. «Узло­вая местность», о которой говорится в цитате, в сущности, определяется исходя из доступности данной местности для войск других государств: «Земля удельных князей окруже­на с трех сторон так, что кто бы ни пришел первым, по­лучит выгоду в Поднебесной; этоузловая местность» (с. 223), а также «когда четыре стороны открыты, это узло­вая местность» (с. 226). Армия, выступившая в поход и со­бирающаяся напасть на врага в «узловой местности», по необходимости вынуждена учитывать действия соседних государств и принимать меры, чтобы по меньшей мере обеспечить их нейтралитет, если не безусловную поддерж­ку. В противном случае армия может внезапно оказаться окруженной враждебными силами. Поэтому, создав пред- т |»арительный союз, армия должна объединиться с союзни­ками на «узловой местности».

Ввиду стратегической значимости союзов, они пред­ставляли собой естественную цель для политических и во­енных ударов. Сунь-цзы писал: «Поэтому высшее искусство войны — разрушить планы врага; затем — разрушить его союзы; затем — напасть на его армию; и самое последнее — напасть на его укрепленные города» (с. 203). Сведения, до­бытые с помощью шпионов, перебежчиков и осведомлен­ных путешественников и посланцев, играют важнейшую роль при противодействии попыткам врага установить вы­годные для него союзы. «Тот, кто не знает замыслов удель­ных князей, не может наперед заключать союзы» (с. 212). После этого, успешно применяя политические и военные меры, можно изолировать врага и затем нанести ему воен­ное поражение, если использование силы окажется необ­ходимым. «Когда армия гегемона или подлинного правите­ля нападает на большое государство, оно не может собрать свои силы. Когда она направляет на врага свою устрашаю­щую силу, его союзы распадаются. Поэтому она не борется ни с какими союзами в Поднебесной» (с. 227).

В историческом примере воспроизводится описание бит­вы, обсуждавшейся в предыдущей главе «Высокомерие», но с точки зрения государства У, а не с точки зрения Вэй и его правителя Цао Цао. Мы уже отмечали, что союз между Лю Бэем и Сунь Цюанем, оказавшийся крайне непрочным, возник по инициативе Лю Бэя, следовавшего советам Чжугэ Ляна. Образовав новый союз с Цао Цао, Сунь Цюань, есте­ственно, нарушил свои обязательства перед правителем Шу Лю Бэем, но только после того, как тог добился опреде­ленных успехов, отмеченных в предыдущей главе.


Диспозиция

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в сражение с врагом, если их войска чрез­вычайно многочисленны, следует принять пустую форму, чтобы вынудить их раздробить свою стратегическую мошь, ибо они не осмелятся не разделить своих солдат, чтобы подготовиться к встрече с тобой. Когда стратегическая мошь неприятеля раздробится, их солдат на каждом отдель­ном участке будет немного. Таким образом, если сосредо­точить свои войска и образовать единую часть, их будет, естественно, больше на каждом данном участке. Если на­пасть на немногочисленного врага с большими силами, всегда одержишь победу. Тактический принцип из «Искус­ства войны» гласит: «Определяй расположение сил против­ника, когда твои войска неразличимы».

Исторический пример

На пятый год периода правления Цзянь-ань (200 г. н. э.) в конце эпохи Поздней Хань Цао Цао и Юань Шао ока­зались в тупиковом положении на разных берегах реки у Гуаньду. Юань Шао отправил своих заместителей Го Ту, Чунь Юйцюна и Янь Ляна напасть на военачальника Цао

Цао Лю Яня, Великого Охранителя Восточной провин­ции, в городе Байма. Сам Юань Шао повел свои войска к Лиян и подготовился к переходу через Желтую реку. В чет­вертый месяц лета (июнь) Цао Цао собирался двинуться на север на выручку Лю Яню в Байма, когда Сюнь Ю дал ему совет: «Сейчас наших солдат мало и они не сравнятся с врагом. Однако если нам удастся раздробить их страте­гическую мощь, победа станет возможной. Если мой гос­подин двинется к Яньцзинь и затем переправится через Желтую реку, чтобы зайти в тыл Юань Шао, он несо­мненно ответит на это действие тем, что двинется на за­пад. Тогда ваши легкие части смогут нанести внезапный удар на Байма, застав их врасплох, а командующего Янь Ляна можно будет схватить». Цао Цао последовал этому совету.

Когда Юань Шао услышал, что войска Цао готовятся к переправе через Желтую реку, он разделил свои войска и двинулся на запад. Тогда Цао Цао повел свою армию двойными переходами к Байма. Прежде чем они успели пройти десять ли, пораженный Янь Лян двинулся в контр­атаку. Цао Цао отправил Чжан Ляо и Гуан Юя вперед, что­бы напасть на врага. Они уничтожили войска Яня, обез­главили самого Яня и избавили город Байма от осады.

Комментарий

В изложении тактических принципов автор рекомендует систематически применять концепцию, изложенную у Сунь- цзы в главе «Пустота и полнота», концепцию бесформен­ности (иными словами, отсутствия видимого врагу распо­ложения сил), которая принуждает неприятеля разделять свои войска, чтобы обеспечить круговую оборону грани­цы, укрепленных пунктов и важнейших интересов. Бес­форменность скрывает намерения, маскирует перемеще­ния и может ввести в заблуждение относительно целей нападения:

«Место, где мы будем сражаться с врагом, не должно быть известным ему. Если он не знает о нем, он будет вы­нужден подготовить множество узлов обороны. Если узлов обороны, подготовленных врагом, будет много, тогда сил, с которыми он вступит в бой, будет мало. Тогда, если он изготовится спереди, сзади будет мало воинов. Если они защищают тыл, впереди будет мало сил. Если он готовится обороняться слева, то справа будет мало воинов. Если он готовится обороняться справа, то тогда слева будет мало воинов. Если у него не будет незащищенных позиций, то тогда в любом месте воинов будет немного. Немногие го­товятся против многих; многие заставляют немногих гото­виться против них» (с. 210).

В соответствии с этими взглядами Сунь-цзы заключает: «Поэтому военное развертывание в наивысшей точке при­ближается к бесформенному. Если оно бесформенно, то даже самый тайный шпион не сможет распознать его, муд­рый не сможет составить план против него» (с. 211).

Вслед за маскировкой своей диспозиции и намерений нужно узнать планы и расположение врага, так как со­средоточение сил на отдельном участке в таком случае мо­жет принести значительное преимущество и обеспечить победу. .

«Поэтому, если я определяю расположение сил против­ника, в то время как мои войска неразличимы, я могу со­брать их, когда силы врага разделены. Если мы собраны в единую силу, а противник разделен на десять частей, то мы нападем на него с превосходящей в десять раз мощью. Тогда нас будет много, а врагов — мало. Если мы сможем напасть такими большими силами на малое количество врагов* вступившие с нами в битву будут сжаты со всех сто­рон» (с. 210).

Историческое событие, избранное для этого раздела, лишь в слабой мере отражает заявленный теоретический принцип, и скорее служит прекрасным примером управления действиями врага, введения его в заблуждение с помощью


поенной хитрости и последующего сосредоточения основ­ных сил для отражения поспешной контратаки, предпри­нятой второстепенными вражескими частями. С другой стороны, маневры Цао Цао скрывали его истинные наме­рения и тем самым соответствовали принципу, согласно которому бесформенное следует скрывать под четкой дис­позицией, кажущейся очевидной врагу. (Эта битва рассмат­ривается с другой точки зрения в качестве исторического примера в главе 28 «Продовольствие».)


Стратегическая

мощь

Изложение тактических принципов

На войне стратегическая мощь означает использование стратегического преимущества. Когда враг оказывается в таком положении, когда его можно рассеять и уничтожить, это следует сделать, предприняв нападение, так как в этом случае неприятельская армия непременно погибнет. Так­тический принцип из «Трех стратегий» гласит: «Полагайся на стратегическую мощь, чтобы уничтожить врага».

Исторический пример

В эпоху Вэй-Цзинь император У-ди из династии Цзинь со­ставил тайный план для уничтожения династии У, но боль­шинство его придворных возражали против его выполне­ния, и лишь Ян Ху, Ду Юй и Чжан Хуа поддерживали стра­тегию императора. Когда Ян заболел, он рекомендовал на свое место Ду Юя. Затем, когда Ян умер, император назна­чил Ду Юя Главнокомандующим Южными войсками и Военным Смотрителем всех военных дел Цзинчжоу. Когда Ду Юй прибыл в расположение армии, он привел в поря­док оружие и доспехи воинов, укрепил их устрашающую силу и отобрал элитные части, намереваясь уничтожить У.

Чжан Чжэн, Военный Смотритель уезда Сицзин в государ­стве Цзинь, после этого попросил императора назначить лату нападения на У, но император ответил, что он хочет дождаться следующего года, прежде чем предпринять все­общую мобилизацию. Тогда Ду Юй представил ему док­ладную записку, в которой писал:

«В каждом деле перемешиваются и выгоды, и потери. Расчеты на выгоду в данном замысле составляют восемь или девять к десяти, а возможность потери — лишь один или два к десяти. Отложив это сейчас, мы попросту не смо­жем ничего достичь. Ваши придворные министры утверж­дают, что мы не сможем осуществить наши замыслы и уничтожить врага только потому, что не они предложили этот план и не им будет принадлежать слава его выполне­ния. Стыдясь своих прежних ошибок, все они придержи­ваются этого мнения.

В прежние времена ханьский император Сюань-ди, обсу­див пограничные военные проблемы, поднятые в записке командующего Чжао Чунго, высказал свое недовольство спорившим, которые склонили головы, умоляя простить'их за то, что они не рассмотрели противную точку зрения. С осени наши приготовления к уничтожению этих разбой­ников стали очевидны. Даже если теперь мы приостано­вим их, Сунь Хао уже испуган ими и составит свой собст­венный план, возможно, перенесет столицу в Учжан или же укрепит и усилит города к югу от Желтой реки. Тогда население его страны сместится дальше от границ, его го­рода нельзя будет атаковать, на полях не останется припасов для наших войск, и если нам придется собрать большие лодки у Сякоу, чтобы переправиться через реку, мы не смо­жем осуществить наши замыслы даже в следующем году».

Император играл в шахматы с Чжан Хуа, когда принес­ли записку Ду Юя. Чжан Хуа отодвинул шахматную доску, сложил руки и сказал: «Ваше величество обладает просве­щенностью мудреца и пониманием военных дел, прису­щим духам. Государство богато, армия сильна, а правитель

У погряз в распутстве и жестокости, убивая и казня достой­ных и одаренных. Если теперь вы выступите в поход про­тив него, вы сможете уладить дела, затратив небольшие усилия». Тогда император дал согласие.

Ду Юй разместил войска у Цзянлин и однажды ночью отправил Чжоу Чжи и У Чао, чтобы они переправились Че­рез реку на парусных судах и внезапно напали на Юэсян. При отправлении они увеличили количество флагов и зна­мен, разожгли костры высотой с гору Ба и вышли к страте­гическим пунктам. Потом они захватили в плен Сунь Синя, Военного Смотрителя У. Когда они овладели верховьями Желтой реки, провинции и уезды государства У от Сянцзян до Цзяочжоу и Гуанчжоу на юге склонились на сторону по­бедителя, вернулись под власть Цзинь, и Ду Юй умиротво­рил эти земли именем императора.

Когда цзиньские военачальники собрались в следую­щий раз, кто-то сказал: «Люди У разбойничают уже сто лет, их нелегко завоевать. Теперь летняя жара в самом разгаре, и поэтому уровень воды скоро пойдет на убыль, начнутся повальные болезни. Будет лучше подождать с новым похо­дом до зимы». Ду Юй сказал: «В древности Юэ И восполь­зовался единственной битвой на западе Ци, чтобы захва­тить все государство Ци. Устрашающая сила нашего войска ныне сотрясает страну. Это можно сравнить с разделкой бамбука — после нескольких разрезов оставшаяся часть с легкостью поддается лезвию и распадается; нам не нужно будет прилагать больших усилий». Потом он отправил своих военачальников наступать прямо на Молин. Все города, че­рез которые они проходили, сдавались без сопротивления, и в конце концов они захватили Сунь Хао.

Комментарий

Понятие стратегической мощи — военной силы в сочетании с позиционным стратегическим преимуществом — играло Огромную роль в китайской военной науке. Впервые оно


получило выражение в «Искусстве войны» Сунь-цзы, где |Тредстало уже в чрезвычайно сложной и подробно разра­ботанной форме. В сущности, Сунь-цзы подчеркивает, что стратегическая мощь, если ее использовать надлежащим образом, непременно приведет к поражению врага:

«Стратегическую мощь можно увидеть в натиске сдер­живаемой воды, переворачивающей камни. Действие мож­но видеть в нападении хищной птицы, разбивающей кости своей жертвы. Поэтому стратегическая мощь тех, кто пре­успел в войне, предельно заострена, их расчеты тщатель­ны. Их стратегическая мощь подобна натянутому до пре­дела арбалету, их расчеты подобны нажатию на спусковой крючок» (с. 207—208).

Искусный военачальник, желающий правильно исполь­зовать свои войска, должен лишь умело выбрать тактиче­ские приемы, необходимые для достижения позиционного преимущества, и тем самым создать надлежащие условия для победы.

В изложении тактических принципов отражен и другой совет Сунь-цзы, всемерно использовать плоды победы: «Если кто-либо побеждает в битве и успешно нападает, но не использует этих средств, это беда, а его самого называ­ют „расточительным и медлительным"» (с. 230). Этот урок рассматривается и в историческом примере, выражающем мнение Сунь-цзы о том, что «война — это великое дело государства», дорогостоящее, ослабляющее и требующее необычайной быстроты: «Я слышал об успехе быстрых во­енных походов и не слышал об успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной войны» (с. 202). С этим соглашаются практически все китайские военные теоретики, а Сунь Бинь и некоторые другие даже утверждают, что чем больше побед, тем больше ущерб.

Ночные бои нечасто случались в древности, так как за­щитники, окопавшись на знакомой местности, пользова­лись гигантскими преимуществами. Тем не менее, если атаку на неподготовленного врага вели хорошо дисципли- ш нированные войска, благодаря неожиданности нападения агрессор мог оказаться в крайне тяжелом положении. Вой­ско государства Юэ использовало ночную атаку в сочета­нии с переправой через реку, во многом сходную с описан­ной в историческом примере, в знаменитом сражении на реке Личжэ сразу после завершения эпохи Весен и Осеней, в котором была практически уничтожена армия государст­ва У. (Эта битва описана во введении к нашему переводу «Искусства войны», а краткий ее обзор представлен в виде исторического примера к главе 26 «Ночь».) Обдумывая свою стратегию, Ду Юй, один из первых комментаторов «Искусства войны», применил несколько советов Сунь- цзы, включая разнообразные приемы ночного боя, чтобы достичь условий, необходимых для подавления вражеского духа. Как писал Сунь-цзы, *ци (дух) трех армий можно вы­рвать с корнем; разум у полководца можно отнять» (с. 213). Это в особенности верно в отношении окопавшейся армии, которая, считая протекающую вблизи реку непреодоли­мым препятствием не только днем, но и ночью, не позабо­тится о чрезвычайных мерах безопасности, как предсказы­вал Тай-гун.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 617;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.