Срединная стратегия 18 страница
У-ван спросил:
— Предположим, что нет ни холмов, ни курганов, ни оврагов, ни лощин. Враг наступает, многочисленный и воинственный. Его колесницы и конница обходят нас с боков и наносят внезапный удар по нашему переднему и заднему краю. Наши три армии устрашены и, разбитые, бегут в панике. Что мы должны делать?
Тай-гун сказал:
— Прикажи командирам и солдатам установить рогатины и деревянные „ежи“, расставив между ними лошадей и
скот по пять в ряд, и путь войска займут четырехсторонний наступательный порядок. Когда увидишь, что колесницы и конница врага собираются наступать, в тылу наши воины должны на одном уровне расставить „ежи" и выкопать ямы в пять футов глубиной и в диаметре. Это приспособление называется „Судьба травы дракона".
Наши воины должны схватить рогатины и продвигаться. Колесницы должны быть использованы в качестве валов и передвигаться вперед и назад. Где бы они ни встали, используй их как защитные укрепления. Наши отборные солдаты и арбалетчики должны быть готовы' отразить нападение слева и справа. Наконец, прикажи трем нашим армиям яростно сражаться без передышки» (с. 139—140).
В главе «Стратегическая мощь» Сунь-цзы также комментирует использование кругового построения при обороне: «Неистовый бой кажется беспорядочным, но их нельзя привести в беспорядок. В суматохе и растерянности их построение — круговое, и победить их невозможно» (с. 208). Кроме того, Тай-гун рекомендует тактическое использование «дымовых завес»: «Пусть наши старые и слабые воины таскают кустарник, чтобы поднять пыль, бьют в барабаны и кричат, а также передвигаются туда-сюда, некоторые направо, некоторые налево, не приближаясь к врагу более чем на сто шагов. Их полководец будет утомлен, а войска станут пугливыми» (с. 113). Конечно, четырехсторонние построения, подобные знаменитому строю швейцарских пикейщиков, применялись и в Европе для противостояния разрушительному потенциалу прямой кавалерийской атаки.
Конница
Изложение тактических принципов
Когда конные части вступают в бой с пехотой, если они наталкиваются на горы, леса, расщелины, лощины, водные преграды или болота, они должны как можно быстрее преодолеть их и немедленно отступить. Это шесть типов местности, на которых неизбежно поражение; не вступай на них в битву. Если желаешь дать бой, следует выбрать ровную, удобную местность, на которой кавалерия не встретит препятствий ни в нападении, ни в отступлении. И тогда при столкновении с вражеской пехотой ты несомненно одержишь победу. Тактический принцип гласит: «Используй коннйцу на удобной местности».
Исторический пример
В период Пяти династий, около 910 г. н. э., цзиньский правитель Чжуан-цзун, которому суждено было вскоре стать императором Поздней Тан, захотел спасти Чжао и поэтому встретил- войска государства Лян примерно в пяти ли от Бо-сяна. Армия Чжуан-цзуна встала лагерем к северу от реки Е. Хотя цзиньских войск было мало, среди многочисленных солдат Лян под началом полководца Ван Цзинжэня
было мало отборных частей. Когда цзиньские воины заметили в отдалении врага, они побледнели. Полководец Чжоу Дэвэй обратился к ним с ободряющими словами: «Это всего лишь обычные люди из Бянь и Сун, их ожидает поражение». Затем он сообщил о создавшемся положении правителю. Чжуан-цзун сказал: «Мы привели нашу армию за тысячу ли, поэтому было бы полезно быстро вступить в сражение. Если мы не используем нашу стратегическую мощь, чтобы быстро напасть на врага, он сможет узнать нашу истинную силу, после чего будет уже невозможно осуществить наши замыслы». Полководец Чжоу ответил: «Не так! Люди Лян превосходно сражаются с укрепленных оборонительных позиций и не искусны в бою на открытой местности. Наш путь к победе заключен в коннице. Конница прекрасно сражается на широких равнинах и обширных пустошах. Теперь же наша армия стоит лагерем вверх по реке в опасной близости от вражеских позиций, и эта местность вряд ли принесет нам преимущество».
Недовольный Чжуан-цзун удалился, чтобы лечь в своей палатке. Ни один из военачальников не осмеливался войти к нему. Тогда командующий Чжоу обратился к Смотрителю Армии Чжан Дэнъе: «Правитель недоволен тем, что его старый полководец не завязал быстрый бой. Дело не в том, что я испугался, а в том, что нас мало и мы находимся на расстоянии ширины реки от врат неприятеля. Возможно, войска Лян заполучили лодки и весла, чтобы переправиться через реку, а у нас нет такого снаряжения. Будет лучше отвести армию к Хаои и тем самым ввести противника в соблазн, чтобы он оставил свои укрепления, разбил свой строй и подвергся утомительному переходу. С такой стратегией мы сможем одержать победу». Дэнъе вошел в палатку и сказал правителю Чжуан-цзуну: «Командующий Чжоу старый военачальник, прекрасно разбирающийся в военных делах. Я прошу вас не пренебрегать его словами». Правитель Чжуан-цзун быстро поднялся и сказал: «Я только что это понял».
Вскоре после этого солдаты Командующего Чжоу захватили разведывательный патруль Лян и расспросили его о действиях Командующего Ван Цзинжэня. Они сказали, что он велел изготовить несколько сот лодок, чтобы навести понтонный мост. Тогда Командующий Чжоу привел их к правителю Чжуан-цзуну. Правитель рассмеялся: «Лян действует точно так, как ты и ожидал». После этого они отвели армию к Хаои.
Затем Командующий Чжоу отрядил триста всадников завязать перестрелку с лагерем Лян, а сам последовал за ними с тремя тысячами отборных кавалеристов. В раздражении Командующий Ван вышел со всеми своими войсками и вел бои с Командующим Чжоу на протяжении нескольких десятков ли. Когда они оказались к югу от Хаои, обе стороны выстроились в боевые порядки, а затем армия Лян растянулась по полям на шесть или семь ли. Правитель Чжуан-цзун хлестнул коня, взлетел на вершину, взглянул оттуда и довольно сказал: «Гладкие равнины и низкая трава — мы можем наступать и отходить. Поистине, это местность, на которой мы можем победить». После этого он отправил гонца к Командующему Чжоу с повелением: «Теперь нужно заставить их вступить в сражение».
Командующий Чжоу вновь не согласился: «Без какой- либо подготовки войска Лян в спешке покинули лагерь и зашли так далеко. Кроме того, они вели с нами бои на ходу. Так как они спешили, у них, наверное, не было времени подготовить продовольствие; даже если у них есть припасы, у них не было ни минуты покоя, чтобы приготовить пищу. К полудню их люди и лошади захотят есть и пить, и их армия несомненно отойдет. Если мы нападем на них во время отхода, мы одержим верную победу». Через некоторое время после полудня с позиций Лян поднялась густая пыль. Командующий Чжоу приказал бить в барабаны, и с громким шумом они бросились в атаку. Армия Лян потерпела сокрушительное поражение.
Комментарий
Сочинители китайских военных трактатов прекрасно понимали, что тип местности накладывает неизбежные ограничения на использование различных родов войск и обоза. Хотя приведенный выше тактический принцип косвенным образом перекликается с воззрениями великого танского полководца Ли Цзина (которому приписываются «Вопросы и ответы»), самый подробный и ясно изложенный анализ представлен в «Шести секретных учениях», произведении конца эпохи Борющихся Царств. Например, в главе «Конница в битве» перечисляются «десять победных условий и девять смертельных условий». Среди условий, приводящих к поражению конницы, присутствуют многочисленные препятствия: сложная местность, такая как болота или илистая земля, и тесные проходы, существенным образом понижающие мобильность конных частей и позволяющие врагу эффективно использовать разрушительную силу стрелкового оружия. Из этих препятствий Тай-гун особо выделяет горы, глубокие низины, высокую густую траву, леса, водные преграды, ущелья, холмы и болота.
В историческом примере содержится описание знаменитой битвы при Байсяне, в которой великий цзиньский полководец Чжоу Дэвэй применил несколько фундаментальных тактических принципов, в конечном итоге обеспечивших его победу, несмотря на значительное численное превосходство противника. Во-первых, не считаясь с нетерпеливостью правителя, он не стал вступать в битву до тех пор, пока не были созданы условия для победы. Как писал Сунь-цзы, «победоносная армия сначала осознает условия победы, а затем ищет битвы; проигравшая армия сначала сражается, а затем ищет победу» (с. 206). Во-вторых, он взвесил преимущества и слабости неприятеля, проведя прежде успешные кавалерийские атаки на превосходящие силы противника. Тогда командующий Лян, чтобы напугать врага, поднял 30 тысяч человек, облаченных в сверкающие доспехи. Тем самым Чжоу Дэвэй вынудил
противника переправиться через реку, чтобы занять позицию у Бай-сяна.
Так как войска Лян состояли по большей части, если не исключительно, из пехотных частей и, как оказалось, не были сильны в бою на открытой местности, Командующий Чжоу решил выманить их с укрепленных позиций, чтобы загнать неприятеля на близлежащую пустошь. Намеренно манипулируя действиями врага и ослабляя его, следуя советам китайских военных авторов начиная с Сунь-цзы, он использовал высокомерие и вспыльчивость Командующего Вана, то есть два хорошо известных недостатка, обрекающих любого полководца на поражение. Затем, вместо того, чтобы поспешно перейти в наступление, Командующий Чжоу выждал, пока боевой дух неприятеля не ослабеет по мере возрастающей нужды в продовольствии, тем самым осуществив еще одну основную идею Сунь-цзы, воздействие на дух ци. (Психология ци подробно обсуждается в «Неканонических стратегиях», особенно в главах 73 и 74, «Гнев» и «Дух».) Наконец, учитывая то обстоятельство, что армия становится особенно уязвимой при попытке отступления, он позволил своей отдохнувшей и сытой коннице воспользоваться расстройством противника и одержать победу. Весь план этой битвы может служить превосходным примером продуманного командования войсками.
Сунь Бинь в своем сочинении «Военные методы», в главе «Десять вопросов», советовал применять в подобных обстоятельствах именно такую тактику:
«Предположим, наша армия встречает неприятеля, и обе стороны устраивают лагерь. У нас много колесниц и конницы, но мало людей и оружия. Если у врага людей в десять раз больше, как напасть на него?
Чтобы напасть на него, тщательно избегай ущелий и теснин; оставь открытым один путь и покажи ему, выманив его на удобную местность. Даже если врагов в десять раз больше, удобная местность будет помогать нашим колесницам и коннице, и наши три армии могут напасть. Это Дао победы над пехотой».
7 А
Стратегии амфибии
Изложение тактических принципов
Если ты вступаешь с противником в бой на реке или озере, необходимо позаботиться о лодках и веслах. Кроме того, следует занять позицию вверх по течению или по ветру. Занявший позицию вверх по ветру может, используя ветер, предпринять огневую атаку, чтобы сжечь неприятеля. .Занявший позицию вверх по течению может воспользоваться стратегической мощью течения, чтобы сокрушить врага боевыми судами с высокими стенами. В подобных случаях ты всегда одержишь победу. «Искусство войны» гласит: «Желающий вступить в битву не идет против течения».
Исторический пример
В эпоху Весен и Осеней Хэ-люй, будущий правитель У, напал на государство Чу. Правитель Чу приказал своему главному министру совершить гадание об исходе битвы, и гадание оказалось неблагоприятным. Князь Цзы Юй, военный министр, сказал: «Мы заняли превосходную позицию вверх по течению, что же может нам неблагоприятствовать?» Поэтому Чу вступил с У в сражение, используя массивные суда с высокими стенами, чтобы внезапно прорвать строй
флотилии У. Тем самым стратегическая мощь У была ослаблена, и их армии было сложно отразить сухопутные войска Чу. В конце концов армия У была наголову разбита.
Комментарий
Хотя центры китайской цивилизации располагались по большей части по берегам рек Янцзы и Хуанхэ, военные действия в древний период обычно разворачивались на центральных равнинах или в близлежащих горных районах. Поэтому, несмотря на обилие в Китае рек и озер, авторы классических военных трактатов периода Борющихся Царств, включая Сунь-цзы, в сущности, обходили молчанием действия на воде. Даже в объемном сочинении «Шесть секретных учений» проблемам, возникающим в связи с военным противостоянием на реках и озерах, посвящено лишь несколько отрывков, да и в тех проводится мысль, заимствованная у ранних авторов, советовавших избегать подобных местностей и принимать бой на них лишь в случае крайней необходимости. Тем не менее военачальники прекрасно умели использовать стратегическую силу течения и проводить атаки вниз по реке, как показывает имевшее место в эпоху Весен и Осеней столкновение между государствами Чу и У, в ходе которого для перевозки войск широко использовались суда. Кроме того, юго-восточная часть страны, в которой находились государства У и Юэ, представляет собой особенно сырую прибрежную область, богатую большими болотами и озерами и практически исключавшую возможность использования колесниц, одновременно подталкивая к развитию пехоты. Военачальники по необходимости были вынуждены разрабатывать тактические приемы военных действий на воде, подобные тактикам, кратко изложенным в раннем сочинении «Цзо чжуань», однако военные теоретики, очевидно, уклонялись от рассмотрения этой темы. Если не считать нескольких строк, посвященных ей в «Военных методах»
Сунь Биня, из всех авторов классических военных трактатов наибольшее внимание ей уделил Сунь-цзы в «Искусстве войны»:
«Перейдя реку, держись на расстоянии от врага. Если он переходит реку, чтобы напасть, не встречай его в воде. Когда половина его сил переправилась, это удобный момент, чтобы нанести удар. Если хочешь вступить в бой с врагом, не располагай свои войска около реки, чтобы встретить его, а ищи удобную позицию и займи высоты. Не становись против течения. Таков путь расположения армии там, где есть реки» (с. 216).
Сунь-цзы посвятил также целую главу огневым атакам, совершенно не учитывавшимся в других канонических произведениях даже несмотря на то, что они несомненно применялись в древности, судя по советам, как от них защищаться, содержащимся в «Шести секретных учениях» и «Военных методах». В «Неканонических стратегиях» они обсуждаются в главе 27 «Подготовка» и в главе 66 «Огневые стратегии».
Колесницы Jjiy
Изложение тактических принципов
Если используешь конницу или пехоту в сражении на широких равнинах или обширных пустошах, следует применять прямоугольные закрытые колесницы и колесницы «оленьи рога» в прямоугольном построении. Тогда ты одержишь победу, поскольку они предоставят в твое распоряжение средства управлять расходованием энергии, обеспечат защиту передней линии, организуют и сплотят полки и «пятерки». Тактический принцип из «Вопросов и ответов» гласит: «На широкой местности используй построения колесниц».
Исторический пример
В 279 г. н. э., в эпоху династии Западной Цзинь, Ян Синь, военный смотритель уезда Лянчжоу, вступил в раздор с ця- нами и жунами и был убит. После этого область к западу от Желтой реки была отрезана. Когда императору случалось посмотреть на запад, он приходил в беспокойство, спускался ко двору и спрашивал вздыхая: «Кто сможет пройти через Лянчжоу, чтобы предпринять карательный поход против этих разбойников?» Ни один из его придворных министров не мог ответить ему.
Командующий Ма Лун вышел вперед и сказал: «Если бы ваше величество согласились облечь меня своим доверием, я мог бы усмирить их».
Император сказал: «Если ты способен изничтожить этих грабителей, как могу я не доверить тебе этого дела? Это лишь вопрос твоей стратегии».
Ма Лун сказал: «Если ваше величество пожелает доверить мне это поручение, вы должны позволить мне определить стратегию*..
Император сказал: «Расскажи нам о ней».
Ма Лун ответил: «Я прошу позволения набрать три тысячи отважных воинов, не спрашивая о их происхождении, и повести их в поход на запад. Ввиду необозримой добродетели вашего величества уничтожить этих негодяев не составит труда».
Император согласился, назначив Ма Луна Охранителем уезда Увэй. Тогда Ма Лун набрал людей, умеющих использовать большие арбалеты весом в 36 катти, и установил мишени, чтобы испытать их. Начав испытания рано утром, к полудню он отобрал 3S00 человек, заявив, что этого числа людей ему хватит для выполнения поручения.
Затем Ма Лун повел свои войска на запад, чтобы переправиться через реку Вэнь. Му изи нэн и другие вожди варваров более чем с 10 тысячами всадников воспользовались ущельями, чтобы отрезать передний край Луна, и устроили засады, чтобы отсечь его заднюю линию. Тогда, в соответствии с «диаграммой восьми рядов», Ма Лун построил прямоугольные колесницы. Там, где местность была широкой, он использовал колесницы «оленьи рога»; где дорога была узкой, он установил на колесницах защитные деревянные домики. Таким образом он смог сражаться и наступать, и куда бы ни падали их стрелы, после каждого спуска тетивы падал человек. Преследование велось тысячу ли, и количество мертвых и раненых исчислялось тысячами.
Когда Ма Лун прибыл в Увэй, он захватил главного вождя варваров Цуй ба хана. После этого изъявили свою
покорность Це вань нэн и другие, начальствовавшие над войском в 10 тысяч. Таким образом, число человек, которых Ма Лун казнил и убил, с теми, кто подчинился и покорился власти Цзинь, составило несколько десятков тысяч. Кроме того, он привел дружественных вождей жунов, таких как Му гу нэна, сражаться с Му цзи нэном и его союзниками и убил его. После этого Лянчжоу был усмирен.
Комментарий
Колесницы, впервые появившиеся в Китае в эпоху династии Шан, являлись главной боевой силой, на которой строились все военные действия не только в периоды Шан и Западного Чжоу, но и на протяжении большей части периода Борющихся Царств, когда их число оставалось весьма велико, но их роль значительно снизилась по мере того, как на первый план выдвигалось использование крупных пехотных соединений. В эпоху Шан и ранний период эпохи Чжоу, когда сражения велись в основном силами знати, а походные армии насчитывали от нескольких тысяч до примерно 20 или 30 тысяч человек, бои носили весьма локальный характер и часто выливались в схватки отдельных воинов между собой. Военная организация основывалась на боевых командах, сопровождавших колесницу. При этом в сражениях в раннюю эпоху участвовало только от ста до тысячи колесниц. Однако ко времени походов Ма Луна против варваров в середине III века н. э. колесницы уже не играли никакой роли и задействовались только в таких дальних бросках во враждебные земли. Такое положение, в сущности, создалось еще при династии Хань, непосредственно предшествовавшей этому периоду. Ма Лун благодаря многолетним усилиям достиг замечательных успехов и приобрел заслуженную славу, особенно если учитывать общий контекст нескончаемого противостояния Китая и кочевых народов.
а
В изложении тактических принципов не только приводится тактическое правило из «Вопросов и ответов», но и цитируется отрывок из первой главы этого сочинения, как можно увидеть из следующей цитаты:
«Тай-цзун сказал:
— Когда Ма Лун при династии Цзинь вел карательный . поход против Лянчжоу, это также соответствовало .диаграмме восьми рядов", и он построил узкие колесницы. Когда местность была широкая, он использовал лагерь из колесниц „оленьи рога", а когда дорога была узкой, он строил деревянные домики и помещал их на колесницы, так что они могли и сражаться, и наступать. Я убежден, что это были прямые войска, которые так ценили древние!
Ли Цзин сказал:
— Когда я вел карательную экспедицию против тюрков, мы шли на запад несколько тысяч ли. Если бы это были не прямые войска, как бы мы могли зайти так далеко? Узкие колесницы и колесницы „оленьи рога" необходимы для армии. Они позволяют управлять расходованием сил, обеспечивают защиту переднего края и организуют отряды и „пятерки". Эти три используются поочередно. Именно этому МаЛун столь старательно учился у древних» (с. 396-397).
Уровень специализации колесниц, сложившийся к середине периода Борющихся Царств, можно найти в главе «Снаряжение армии» в «Шести секретных учениях», а глава «Колесницы в битве» из того же произведения содержит подробный анализ удобных и неудобных типов местности для действия колесниц.
Преданность
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в сражение с врагом, если начальники и войска наступают без страха и сожаления там, где десять тысяч умрут на одного выжившего, они делают это из преданности. Когда высшие ценят преданность и относятся к низшим с искренностью, они всегда без тени сомнения расточают свои чувства и никогда не терпят поражения в битве. Тактический принцип из «Шести секретных учений» гласит: «Тот, кому можно доверять, не будет лгать».
Исторический пример
В эпоху Троецарствия вэйский император Мин-ди лично возглавлял войска в походе против Шу, а затем двинулся в Чанъань. Он отправил Сыма И принять под свое верховное командование армии полководца Чжан Гэ и дополнительные храбрые части из Юнчжоу и Лянчжоу в 200 тысяч человек. Сыма И скрыл эти армии и украдкой двинулся вперед, изыскивая возможность для нападения на Цзяньгэ. В это время Чжугэ Лян, главный министр Шу, укрылся на горе Ци. Его знамена заняли прекрасные позиции, боевое оружие было отточено, а оборонительные части захватили
все ущелья и опорные пункты. Именно тогда Шу собирался сменить некоторые свои войска, так что настоящая численность врага составляла примерно 80 тысяч. Когда вэйские войска в первый раз выстроились в боевой порядок, получилось так, что к Чжугэ Ляну пришло пополнение, чтобы завершить смену состава. Его штаб решил, что, так как вражеские войска сильны и многочисленны, лучше отложить сражение, распустив имеющиеся войска на месяц, чтобы затем соединить их силу с силой пополнений.
Чжугэ Лян сказал: «Когда я собрал этих храбрых воинов и отправился в этот поход, я подчеркнул важность преданности. „Достигнуть цели, но потерять доверие** считалось древними достойным сожаления. Готовившиеся уйти свернули свои одежды и ожидают приказа разойтись. Их жены, вытягивая шеи, ожидают их и считают дни. Даже если мы столкнемся в этом походе с большими сложностями, нельзя забывать о справедливости». Затем он настоял, чтобы им позволили уйти.
После этого те, кто должен был уйти, испытали большое воодушевление и захотели остаться еще на одну битву, а те, кто только что пришел, почувствовали желание проявить свою храбрость и подчиняться его приказам, даже если бы он приказал идти на верную смерть. Они говорили между собой так: «Даже наши смерти не окупят милости князя Чжугэ Ляна». Когда подошло время сражения, все они выхватили свои мечи и все хотели первыми вступить в бой. Каждый из них стал равен десяти вражеским воинам, они убили Чжан Гэ и вынудили Сыма И отступить. Великая победа, одержанная в этом сражении, была достигнута благодаря преданности.
Комментарий
Цитата, приведенная в изложении тактических принципов, заимствована из главы «Обсуждение полководцев» в «Шести секретных учениях» и в сущности определяет черты
характера и качества, присущие хорошему военачальнику, частично рассматриваемые с точки зрения его лояльности правителю. Впрочем, важность преданности, искренности и правдивости у начальников подчеркивали практически все военные теоретики. При отсутствии этих качеств приказы будут вызывать сомнения, а воины не будут соблюдать дисциплину. Типичным примером этих воззрений служит отрывок, лежащий в основе цитаты: «То, что называется пятью достоинствами [полководца], — это мужество, мудрость, надежность, гуманность и преданность. Если он мужественен, его нельзя превзойти. Если он мудр, его нельзя смутить. Если он гуманен, он будет любить своих людей. Если ему можно доверять, он не будет лгать. Если он предан, он не будет вести „двойную игру"» (с. 87). Однако автор «Шести секретных учений» также отмечает, что известная'слабость преданных и надежных состоит в их склонности чрезмерно доверять другим, делающей их уязвимыми для обмана и обрекающей на позор поражения.
Исторический пример освещает события III века и. э., в ходе которых Чжугэ Лян вспоминает знаменитый случай, имевший место в эпоху Весен и Осеней, приводя изречение: «.Достигнуть цели, но потерять доверие" считалось древними достойным сожаления». В 634 г. до н. э. Вэнь- ван, правитель государства Цзинь, прервал осаду Юаня и отступил, не сумев взять город за три назначенных для этого дня, хотя его падение казалось неминуемым. Он объяснил свой поступок, сказав: «Доверие — драгоценное достояние государства, на которое полагаются простые люди для сохранения. Если мы захватим Юань, но утратим их доверие, что мы сделаем, чтобы сохранить людей? Мы потеряем во много раз больше». На жителей Юаня его надежность произвела такое впечатление, что они немедленно сдались.
to
Наставления
Изложение тактических принципов
Когда собираешь армию, прежде всего следует наставить воинов в военном деле. В мирное время воины трех армий должны упражняться в рассредоточении и воссоединении, собирании и рассеянии, и тщательно готовиться бесшумно садиться, вставать, наступать и отступать по команде. Убедись в том, что они взглянут на знамена и стяги, когда встретят врага, чтобы своевременно перестроиться в боевой порядок, и будут следовать знакам гонгов и барабанов в наступлении и отступлении, ибо тогда они всегда будут одерживать победы в битвах. Принцип из «Суждений и бесед» гласит: «Вступать в войну с населением, не прошедшим военной подготовки, означает потерять его».
Исторический пример
В эпоху Борющихся Царств вэйский полководец У Ци говорил: «Люди постоянно гибнут из-за неумения и терпят поражения от незнания. Поэтому среди правил ведения войны, первое — это обучение и разъяснение. Один человек, обученный военному делу, может обучить десять человек. Десять человек, изучивших военное дело, могут п
преподать его ста. Сто таких людей могут обучить тысячу. Одна тысяча — десять тысяч, а десять тысяч, обученных военному делу, научат этому все три армии.
«С близкими ожидай далеких, с бодрыми ожидай усталых, с сытыми ожидай голодных.
Построй их в круговые порядки, затем измени их на квадратные. Пусть они сядут, потом встанут, движутся, затем остановятся. Пусть они поворачиваются налево и направо, идут вперед и назад. Пусть они разделяются и соединяются, собираются и рассыпаются. Когда эти изменения им знакомы, дай им оружие. Это называется .«делами полководца**» (с. 267).
Комментарий
В этом разделе вместо исторического примера автор цитирует слова У Ци из главы «Управление армией». Краткое обсуждение вопросов необходимости и важности военной подготовки и обучения можно найти во всех произведениях военных классиков, но особенно большое внимание им уделяется в «Шести секретных учениях» и «Вопросах и ответах». В обоих сочинениях излагаются основные методы обучения солдат главным боевым построениям. В трактате «Сыма фа», составленном, вероятно, в начале эпохи Борющихся Царств из более ранних материалов, также содержатся проницательные наблюдения, посвященные этой теме. Например, автор трактата — возможно, Сыма Жанизюй — отмечает, что люди различаются по темпераменту и привычкам и потому следует изменять в первую очередь их обычаи и устои еще до того, как преподать им основы военного дела.
«В целом на войне не трудно сформировать боевой порядок; достичь того, чтобы воинам можно было приказать встать в боевой порядок — вот в чем трудность. Не трудно заставить их изготовиться; суметь использовать их — вот в чем трудность. Не трудно знать о том, что делать; реализовать это — вот трудность. Воины со всех четырех
сторон света имеют свою природу. Характеры в областях разнятся. В результате обучения у них складываются местные привычки, поэтому обычаи всех государств отличаются. Только через Дао можно изменить их обычаи» (с. 180).
Люди приобретают общие представления, ценности и предсказуемое поведение благодаря обучению, как говорится в отрывке из «Сыма фа», отражающем содержание цитаты из знаменитых «Суждений и бесед» Конфуция, приведенной в изложении тактических принципов:
«Когда люди обучены, можно отбирать их и использовать. Когда дела правления приведены в порядок, сто ведомств могут быть полностью обеспечены. Когда наставления рассмотрены, люди проявят доброту. Когда обычаи привычны, люди будут следовать им. В этом суть изменения через просвещение» (с. 166).
В трактате «Вэй Ляо-цзы», созданном в конце периода Борющихся Царств, обобщается опыт и воззрения уставших от непрерывных войн военных теоретиков:
«Сегодня, когда люди поворачиваются спиной к пограничным воротам и решают вопрос жизни и смерти, если они научены умирать без колебаний, этому есть причина. Тренировка и обучение сделали защитников неприступными; вступающих в сражение — жаждущими биться; плохие расчеты — неприменимыми; плохих людей — безмолвными; приказы — выполняемыми безоговорочно; армию — наступающей решительно; легкие отряды — подобными ударам грома, чтобы обрушиться на испуганного врага. Возвышай имеющих заслуги, делая отличия ясными, как между черным и белым. Сделай так, чтобы люди следовали приказам вышестоящих так, как четыре конечности следуют разуму.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 528;