Срединная стратегия 16 страница

Командование большими соединениями, способными со­вершать сложные маневры, и полное владение многочислен­ными боевыми порядками, введенными традиционной китай­ской военной наукой, требовали от военачальников не толь­ко проницательности и практического опыта, но и гибкости мышления, решительности, мудрости, смелости и вдохнове­ния. Полководец, подверженный определенным слабостям или порокам, склонный к эмоциональным реакциям или об­ладающий ослабляющими чертами характера, такими как вы­сокомерие или алчность, обрекает своих людей на смерть и поражение еще до того, как войска столкнутся между собой. Поэтому сочинения на военные темы часто отводят обшир­ные места описанию характера и способностей, которыми должны обладать генералы и офицеры на всех ступенях воен­ной иерархии, а история полна примеров успешного исполь­зования пороков и профессиональных слабостей, в том числе несколько примеров в качестве исторических иллюстраций мы находим и в «Неканонических стратегиях».

Хороший военачальник также должен знать военную пси­хологию и всегда заботиться о морали своей армии, точно так же, как он заботится о ее физическом состоянии и других ка­чествах. Во многих военных трактатах содержатся разверну­тые размышления о воинском духе (или ци, жизненная пнев- ма). Постепенно был разработан комплексный подход, объ­ясняющий, как воодушевлять солдат, поддерживать высокую мораль, повышать их боевой дух перед сражением и вселять в них решимость сражаться насмерть. Впрочем, еше в раннем сочинении «Цзо чжуань» мы находим отрывок о том, какое неблагоприятное действие на воинский дух может оказать преждевременная попытка повысить его с помощью барабан­ного боя, а Сунь-цзы посвятил этим вопросам отдельные от­рывки, которые подробно обсуждаются в нескольких главах «Неканонических стратегий».

За проблемой воинского духа скрывается фундаменталь­ная тема управления войсками — организации, руководства и успешного сплачивания единой силы, которая немедленно претворяет в жизнь намерения полководца. Несколько глав «Неканонических стратегий» посвящены вопросам наград и наказаний и содержат краткое обсуждение основных про­блем. Обучение лежит в основе всех успехов, однако гораздо более важную роль играет иерархическая организация армии, основанная на «пятерках», в сочетании с узами взаимной от­ветственности, которые связывают судьбу каждого воина с судьбами его товарищей, тем самым обеспечивая наивысшее напряжение сил перед лицом опасности. Изгнав из сердец своих воинов страх и сомнения, полководец получает в свое распоряжение полностью управляемое войско, позволяющее ему применять гибкие тактические схемы и использовать для своей выгоды постоянно меняющиеся условия на поле боя.

Хотя между профессиональными военными и образован­ными чиновниками, составлявшими бюрократический класс, всегда были натянутые отношения, поскольку последние по складу ума и образованию часто полностью погружались в изысканный мир ханжеского конфуцианства (за исключением начальных периодов усиления той или иной династии, когда мри дворе главенствующее положение занимали деловые лю­ди), большинство все же разделяло мнение, что война — дело мужчин, и поэтому ее надо изучать и надо к ней готовиться. Конечно, эта точка зрения вступала в противоречие с позд­ними конфуцианскими воззрениями (первоначально поддер­жанными Мэн-цзы), согласно которым человеческая приро­да стремится к добру, а также с господствующим положением, что покорить мир может одна лишь внушающая благоговей­ный трепет добродетель. Соперничество при разделе скудных налоговых поступлений наряду с врожденным страхом перед сильными полководцами, несомненно, лежали в основе мно­гих столкновений между гражданской и военной властью, а пышный имперский образ жизни часто опустошал сундуки государственной казны, разоряя военное сословие и предос­тавляя страну на милость кочевникам. В компилятивном тексте «Хуай нань-цзы», написанном во времена Ранней Хань, говорится:

«Когда древние использовали военную силу, они делали это не для расширения своих земель и не из желания заполу­чить золото и нефрит. Они делали это для спасения стоящих на краю гибели, для восстановления разорванного, для уми­ротворения хаоса под Небом и для уничтожения зла, причи­няющего горе миллионам людей.

У зверей есть кровь и ци, есть зубы и рога, есть когти спе­реди и шпоры сзади; рогатые бодают, зубастые кусают, ядо­витые жалят, копытные лягают. В довольстве они играют друг с другом; в злобе они нападают друг на друга. Поэтому эта природа от Неба.

Люди хотят еды и одежд, но вещей не хватает, чтобы обес­печить их. Поэтому они собираются вместе в разных местах. Если распределение вещей несправедливо, они с яростью от­правляются на поиски, и тогда возникает столкновение. При столкновении сильный подавляет слабого, храбрый посягает на боязливого. Так как у людей нет мощи сухожилий и кос­тей, остроты когтей и зубов, они кроят кожу, чтобы сделать


доспехи, и плавят железо, чтобы сделать клинки. В древно­сти жадные, алчные и тупые люди уничтожали и опустошали все под Небом. Миллионы людей приходили в смятение и снимались с мест, никто не мог найти спокойствия в своем жилище. Затем внезапно появились мудрецы, чтобы наказать сильных и жестоких и умиротворить век хаоса. Они уничто­жили опасность и избавились от порочных, обратив мутное в прозрачное, опасность в мир».

К сожалению, военные мыслители часто оказывались в двойственном положении: с одной стороны, их не любили при дворе и презирал народ, и тем не менее, от них ожидали успешных действий при внезапных грабительских набегах враждебных держав и отражения жестоких походов непри­ятельских войск. Вероятно, такая двойственность заложена в самой человеческой природе.

Хотя автор «Неканонических стратегий» сосредотачивает свое внимание на тактике и очень кратко описывает историче­ские сражения, чтобы проиллюстрировать конкретным при­мером обсуждение в ряде по сути своей самодостаточных уро­ков, определенные основные сведения могут оказаться полез­ными для прояснения природы и способностей вооруженных сил, действовавших в эти эпохи. Вне зависимости от периода китайская военная практика склонялась к кумулятивному подходу, всегда дополняя прошлые достижения новыми тех­нологиями и методами и все же стараясь включить эти нов­шества в теоретическую схему, ставшую канонической к кон­цу эпохи Борющихся Царств. Например, когда в эпоху дина­стии Хань колесницы перестали играть главенствующую роль в китайской армии, уступив первенство соединенным пехот­ным и конным частям, принципы маневренной войны не претерпели никаких изменений, хотя скорость, с которой они могли теперь осуществляться, возросла во много раз. Хотя от­дельные тактические приемы устаревали, общий военный опыт никогда не прерывался, позволяя автору «Неканониче­ских стратегий» черпать свои примеры из истории почти в две тысячи лет.


В сочинении резко выделяются некоторые повторяющие­ся темы. Во-первых, столкновения часто возникают'между императором, воплощением и носителем централизованной деспотической власти, и рассредоточенными центрами силы, то есть либо правителями отдаленных провинций, либо мя­тежными подданными, командующими победоносными по­ходными армиями. Во-вторых, постоянно появлялись рели­гиозные движения, которые не только угрожали подорвать императорскую власть, но и опустошали обширные террито­рии в титанической борьбе. В-третьих, императорскому Ки­таю так и не удалось разрешить насущную проблему в лице агрессивных степных народов; обычно делались малоэффек­тивные попытки включить их в орбиту китайского государст­ва в роли государств-данников и привести их к повиновению, навязав им заданное раз и навсегда китайское видение мирово­го порядка; иногда предпринимались походы в степь с целью уменьшить их силы; и часто китайские власти откупались от кочевников и тем самым ослабляли экономику страны, ни­сколько не повышая ее обороноспособности. Время от време­ни китайские власти пытались ограничить угрозу, используя «варваров против варваров», опираясь на китаизированные племена, чтобы обеспечить активную оборону в пограничном районе (в конечном итоге огражденном Великой Стеной) ме­жду степью и самим Китаем. В случае недовольства или пло­хого обращения эти полуоседлые племена часто поднимали восстания и извлекали выгоду из своего стратегического по­зиционного преимущества, легко разграбляя империю.

Определяющие черты традиционного устройства воору­женных сил в Китае по большей части не менялись с конца эпохи Весен и Осеней (эпохи Сунь-изы) до появления огне­стрельного оружия вслед за написанием «Неканонических стратегий». Основанные на строгой иерархической организа­ции, минимальную единицу которой составляла «пятерка», армии в несколько тысяч человек были способны разделяться и переформировываться, совершая разнообразные построения, изменяя строй единиц внутри таких построений и исполняя


текущие команды во время сражения. Единство армии под­держивалось строгой дисциплиной, искусным управлением и жестокими карами за неповиновение. За период, который охватывают «Неканонические стратегии», произошло лишь три значительных изменения: переход от организации, опи­равшейся на боевые колесницы в эпоху Весен и Осеней и в начале периода Борющихся Царств, к крупным пехотным со­единениям, ведущим затяжные бои; изменения в соотноси­тельном значении родов войск с увеличением роли конницы в конце эпохи Борющихся Царств и с все более частым ее использованием для быстрого исполнения гибкой тактики; а также постепенное вытеснение бронзового оружия желез­ным, совершавшееся на протяжении долгих веков и проте­кавшее с начала эпохи Борющихся Царств до конца периода ранней династии Хань. Хотя можно выделить и другие пере­мены — многие из них в обобщенном виде изложены в При­ложении, — все они явились следствием эволюционного дви­жения, а не революционных сдвигов и прекрасно вписыва­лись в рамки живой традиции китайской военной науки.

Хотя войны разоряли Китай на всем протяжении его ис­тории, побуждая специалистов анализировать их проявления и исследовать их принципы, до наших дней дошло весьма ограниченное число трактатов на военные темы. Несомнен­но, множество ранних тактических сочинений, написанных на шелке или бамбуковых планках до изобретения бумаги в эпоху династии Хань, исчезли, так и не получив того распро­странения, которое могло бы обеспечить их сохранность, а другие рукописи пропали до введения книгопечатания при Тан. Более того, часто отмечавшаяся склонность китайцев ценить древние произведения выше современных привела.к тому, что небольшое число трудов, переживших бесчислен­ные катаклизмы и века нескончаемых раздоров, стали счи­таться каноническими. Впрочем, поскольку военная наука, включая оружие и рода войск, почти не развивалась начиная с эпохи Хань, эти старые труды не утратили своего значения, а это обусловило их сохранность. После долгих усилий по выборке, пересмотру, систематизации и комментированию текстов особое положение заняли семь книг, которые были признаны фундаментальными описаниями военного учения и тактики и собраны в стандартизованном издании под на­званием «Семь военных канонов» при династии Сун. В этот список вошло и «Искусство войны» Сунь-цзы, которым ши­роко пользовался автор «Неканонических стратегий». Хотя в период Троецарствия Цао Цао добавил к «Искусству войны» свои комментарии и написал собственный трактат, как де­лали вслед за ним многие другие полководцы и военные чи­ны, ни одно из их произведений так и не смогло сравниться по значению с «Семью военными канонами». Многочислен­ные небольшие работы, трактаты по отдельным техническим вопросам, учебники тактики и компиляции, появлявшиеся начиная с периода Тан, несомненно, были знакомы автору «Неканонических стратегий», но ни разу не упоминаются в этом тексте, а это также многое говорит о неувядающей важ­ности канонических текстов для военной теории в позднюю эпоху.

Нужно отметить еще одно сочинение: «Военные методы», большая часть которого была, вероятно, написана Сунь Бинем (возможно, правнуком Сунь-цзы) в середине периода Борю­щихся Царств. Поскольку оно было утрачено при династии Хань (и вновь обнаружено лишь в 1970-х), представленные в нем взгляды не учитываются в «Неканонических стратегиях». Тем не менее, так как в «Военных методах» содержится ран­ний материал и поскольку они в сущности составляют вось­мой военный канон, мы цитируем некоторые наиболее важ­ные отрывки в комментариях к отдельным главам.

Семь книг различного объема и происхождения, включен­ные в «Семь военных канонов», образуют теоретическую ос­нову практически всех тактических принципов в «Неканони­ческих стратегиях», и в завершении каждой выборки цити­руется краткий отрывок. Перечислим эти семь трактатов в каноническом порядке, установленном при династии Сун. cho «Искусство войны», «У-цзы», «Методы Сыма» («Сыма фа»),

2S


«Вопросы тайского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна», «Вэй Ляо-цзы», «Три стратегии Хуан Ши-гуна» и «Шесть секрет­ных учений Тай-гуна*. Хотя существует некоторая неопреде­ленность относительно авторства и датировки этих текстов и возникает вопрос, до какой степени они являются компиля­тивными произведениями, опирающимися на общие источ­ники и содержащими отрывки утраченных сочинений, этот порядок расположения вне всяких сомнений не основывает­ся на хронологическом принципе. Почти тысячу лет «Искус­ство войны» Сунь-цзы считалось древнейшим и обширней­шим дошедшим до нас китайским военным произведением даже несмотря на то, что предполагаемый автор «Шести сек­ретных учений» Тай-гун жил на пятьсот лет раньше Сунь- цзы. Хорошо известно, что в «Сыма фа» содержится матери­ал, восходящий к началу эпохи Чжоу; трактат «У-цзы», обыч­но приписываемый великому полководцу У Ци, возможно, был записан его учениками, в результате чего значительно увеличился его объем; «Три стратегии», очевидно, были соз­даны после «Вэй Ляо-цзы», однако некоторые традициона­листы до сих пор опрометчиво связывают их с именем Тай- гуна. Впрочем, если сравнить содержание различных трудов с подлинными историческими сражениями, вероятной эво­люцией военного дела в Китае и бесчисленными археологи­ческими находками (со многими лакунами и оговорками), мы получим следующую периодизацию и последовательность: начальный период — «Сыма фа» и «Искусство войны»; вто­рой период — «У-цзы»; третий период — «Военные методы» Сунь Биня, «Вэй Ляо-цзы», «Шесть секретных учений» и «Три стратегии»; и последний период, период династии Тан или Сун— «Вопросы и ответы».

Для удобства читателей, интересующихся историческим фоном цитируемого в изложении отдельных тактических прин­ципов материала, далее во вводном обзоре мы приводим са­мые краткие биографии предполагаемых авторов — некото­рые из них также появляются в описании исторических собы­тий, включенных в «Неканонические стратегии», — и бегло рассматриваем вероятную датировку составления, по большей части излагая сокращенное содержание введений к отдель­ным главам нашего перевода «Семи военных канонов». Одна­ко следует иметь в виду, что многие свидетельства, служащие основой для выдвигаемых датировок, остаются достаточно сомнительными, а историческое изучение стратегической мысли и военных учений в Китае стало приобретать четкую систематизированную форму лишь в,недавнее время.

«Шесть секретных учений Тай-гуна*

Обычно считается, что в «Шести секретных учениях» со­держатся политические советы и тактические наставления, преподанные Тай-гуном правителям династии Чжоу Вэнь-ва- ну и У-вану в середине XI века до н. э. Хотя эта книга опреде­ленно датируется эпохой Борющихся Царств, некоторые уче­ные, ориентированные на традицию, до сих пор полагают, что в ней сохраняются по меньшей мере какие-то следы древней- 'ших китайских военных учений. В качестве исторического лица Тай-гун славился в Китае как первый знаменитый вое­начальник и основоположник стратегической науки. «Шесть секретных учений» представляют собой солидный труд, не только охватывающий вопросы стратегии и тактики, но и предлагающий правительству меры, необходимые для осуще­ствления эффективного государственного контроля и дости­жения общего благосостояния. Это сочинение основывается на памятных исторических событиях или, возможно, было соотнесено с ними в более позднюю эпоху. Вероятно, прави­тели Чжоу воспользовались многими советами Тай-гуна и су­мели добиться расцвета сельского хозяйства, увеличить чис­ленность населения, постепенно расширить границы своего небольшого государства и обеспечить верность подданных. В конечном итоге эти достижения позволили им развязать широкомасштабную войну, в ходе которой они нанесли по­ражение могущественной династии Шан и положили конец ее шестисотлетнему правлению.


«Сыма фа*

«Методы Сыма» — небольшой загадочный текст, датируе­мый примерно IV веком до н. э., когда он был, по-видимому, составлен из материалов, восходящих к периоду Весен и Осе­ней. Китайская традиция наделяет его гораздо большей аутен­тичностью, чем любое другое военное произведение. Прак­тически все свидетельства о его происхождении сходятся в том, что он был создан в государстве Ци. Исторически сло­жилось так, что это государство стало кладезем новаторских военных исследований, начало которым положил, возможно, сам Тай-гун, который был первым правителем Ци, и которые были продолжены Сунь-цзы, Сунь Бинем и Вэй Ляо-цзы. На­звание «Сыма фа», вероятно, лучше всего переводить «Ме­тоды военного министра», так как иероглиф фа, имеющий основное значение «закон», также передает значения «метод», «стандарт», «техника» и «искусство» как «искусство войны». Однако ни одно из этих понятий не в силах охватить все со­держание трактата, так как в «Сыма фа» обсуждаются зако­ны, предписания, государственная политика, военная орга­низация, военное управление, дисциплина, основные ценно­сти, общая стратегия и тактические ходы.

Согласно одной весьма сомнительной легенде, связанной с этой книгой, некий знаменитый военачальник, звавшийся Тянь Жанцзюй, внес существенный вклад в победы Цзин- вана, правителя царства Ци. Так как в этом походе он занимал должность сыма, ему было дозволено сделать это звание на­следственным именем. Как рассказывается в его краткой био­графии, содержащейся в «Ши цзи» (часть которой приведена в качестве исторической иллюстрации к 14-й главе «Устра­шающая сила»), «Сыма фа» была составлена при Вэй-ване; в ней излагались мысли Тянь Жанизюя, и поэтому первона­чально она была названа «Военные методы Тянь Жанцзюя». Возможно, это сочинение на самом деле восходит к ранней эпохе, однако окончательную форму оно приняло в середине IV века до н. э., через сто с лишним лет после смерти Конфуция.

К сожалению, в дошедшем до нас виде книга представляет собой лишь осколки обширной компиляции, состоявшей, по-видимому, при династии Хань из 1SS глав, от которых со­хранилось только пять. К счастью, эти пять глав переписыва­лись очень точно начиная с династии Тан.

«Искусство войны* Сунь-цзы

Несмотря на то что до нас дошла обширная и знаменитая биография Сунь-цзы, приведенная в «Ши цзи», вследствие отсутствия иных материалов о его жизни и достижениях фи­гура этого военачальника остается загадочной. Мы совершен­но ничего не знаем о его происхождении, воспитании и нача­ле карьеры, неясным остается даже вопрос, где он родился — в государстве У или Ци — и изучал ли военную стратегию, занимал ли командные должности до случая, когда ему по­счастливилось изложить свое учение правителю У, или же Сунь-цзы был просто странствующим мыслителем, сумев­шим прекрасно воспользоваться предоставившейся ему воз­можностью. Как бы то ни было, по всей видимости, он обу­чил правителя У тактическим методам и обшей стратегии, по­зволившим провести победоносную войну с могущественным государством Чу в 511 г. до н. э. Возможно, он сыграл сход­ную роль и в последовавших за этим победах над государства­ми Ци и Цинь. Несмотря на столь заметные успехи, к S00 г. до н. э. Сунь-цзы сошел с исторической сцены. Как уверяют источники, он отошел отдел по собственному желанию, что­бы избежать преждевременной смерти, которая настигала всех выдающихся военачальников его эпохи.

Традиционалисты без тени сомнения громогласно заявляют, что «Искусство войны» действительно написал исторический Сунь-цзы, биография которого описана в «Щи цзи», однако некоторые скептики поставили под вопрос достоверность со­общений о его деятельности и самом существовании, указы­вая на некоторые анахронизмы и на полное отсутствие неза­висимых параллельных источников, подтверждающих эти сведения. Следуя наиболее взвешенному подходу, учитываю­щему изменяющуюся природу военного дела, возросшую по­требность в военной и чиновничьей специализации, упо­мянутых действующих лиц, политические хитросплетения и ненадежность письменных источников, можно прийти к вы­воду, что Сунь-цзы не только выступал в роли стратега и, воз­можно, военачальника, но и составил ядро книги, которая носит его имя. После этого главные положения его учения, вероятно, передавались в кругу его семьи или учеников, со­вершенствовались и пересматривались с течением времени и постепенно получали все большее распространение. Возмож­но, ранний текст был поправлен его знаменитым потомком Сунь Бинем, который также широко использовал «Искусство войны» при работе над своими «Военными методами», тем самым еще более прославив имя Сунь-цзы.

«У-цзы* У Ци

В отличие от полулегендарного Сунь-цзы, У Ци, главное действующее лицо, от которого ведется речь в «У-цзы», был знаменитым историческим полководцем, действия которого приводятся в пример даже в некоторых главах «Неканониче­ских стратегий». Его военные успехи и достижения в госу­дарственном управлении поистине поражали воображение, и вскоре после его смерти имя У Ци стало в один ряд с именем Сунь-цзы. Родившись около 440 г. до н. э. в смутное время, положившее начало непрестанной войне, в ходе которой чис­ло могущественных государств сократилось с семи до одного, У Ци прекрасно осознавал, что государство сохраняет шансы на выживание только в том случае, если оно заботится и о повышении военной мощи, и об обустройстве надежного управления. Хотя У Ци достиг большой власти и потому охра­нял и углублял социальное разграничение, основанное на ие­рархической структуре общества, сам он лично отказывался от всех преимуществ своего положения и делил со своими войсками все трудности и лишения. В конце концов около 361 г. до н. э. он был убит в Чу, пав жертвой всеобщей враж­дебности, вызванной драконовскими мерами, с помощью ко­торых он укреплял центральную власть и военную мощь го­сударства.

Согласно историческим сочинениям, У Ци не только не потерпел ни одного поражения, но и очень редко оказывался в тупиковом положении, оставив впечатляющий список со­крушительных побед над превосходящими силами могучих государств. Хотя У Ци часто называют первым великим пол­ководцем Китая, не меньшую славу он заслужил на граждан­ском поприще, так как он осуществил впечатляющие адми­нистративные реформы и ввел множество новшеств. Припи­сываемое ему сочинение «У-цзы* не только вошло в число «Семи военных канонов», но и издавна считается одной из основ китайской военной мысли. Не имея такого лакониче­ского характера, как «Искусство войны», «У-цзы» охватывает все стороны войны и подготовки к битве, а также предлагает общеприменимые технические решения для разных тактиче­ских ситуаций. Ядро текста было, вероятно, сочинено самим У Ци, а затем текст был расширен и пересмотрен его учени­ками, возможно, по памяти или при помощи дворцовых запи­сей. Существенная часть оригинала была утеряна, но остав­шиеся отрывки прошли умелую обработку, превратившую их в сжатый, прекрасно упорядоченный и разносторонний труд.

«Военные методы9» Сунь Биня

В века, непосредственно предшествовавшие основанию первой императорской династии в 221 г. до н. э., по всеобще­му признанию, выделяются четыре великих военных страте­га, сыгравшие ведущую роль в укреплении своих государств и расширении их власти. Это Сунь-цзы в государстве У, У Ци в государстве Вэй, Шан Ян в государстве Цинь и Сунь Бинь в государстве Ци. До недавнего времени ученым не были из­вестны только произведения Сунь Биня, поскольку припи­сывавшееся ему сочинение «Военные методы», хранившееся в императорской библиотеке Хань, было утеряно. Поэтому многие исследователи за истекшие с этого времени столетия утверждали, что оно никогда не существовало. Однако через две тысячи лет после пропажи, в 1972 году, фрагменты этой книги были обнаружены в захоронении военного чиновника, жившего при династии Хань. Было найдено огромное коли­чество полос бамбука, на которых записаны многочисленные древние произведения по военным, юридическим и иным вопросам. К сожалению, хотя многие записи дошли в пре­красном состоянии, другие фрагменты оказались в различ­ной степени повреждены. Некоторые из них совершенно не поддаются восстановлению, а на других частично стерлись иероглифы, нанесенные кисточкой. После долгих и мучи­тельных усилий ученым удалось предположительно реконст­руировать их содержание, открыв миру идеи и комплексную тактику, одновременно основывающуюся на ранних методах Сунь-цзы и существенно дополняющую их. Даже в этом не­удовлетворительном состоянии «Военные методы» остаются замечательным памятником середины периода Борющихся Царств, отражающим воззрения великого стратега, вероятно, прямого потомка Сунь-цзы, разрабатывавшего тактические приемы в государстве Ци с 356 по 341 г. до н. э. и умершего, по-видимому, в конце IV века. Сунь Биню всегда приписы­валась честь составления победоносных планов двух знаме­нитых сражений при Гуйлине и Малине. Битва при Малине приводится в качестве исторического примера в 30-й главе «Неканонических стратегий».

«Вэй Ляо~цзы*

Трактат «Вэй Ляо-цзы» получил свое название по загадоч­ному историческому персонажу, носившему фамилию Вэй и имя Ляо. Иероглиф «цзы», означающий «учитель» и передаю­щий почтительное отношение, был добавлен составителями этой книги. По одной из точек зрения, Вэй Ляо жил во вто­рой половине IV века до н. э., в ту эпоху, когда неразборчи­


вые нищенствующие советчики искали благодарных слуша­телей среди феодальных правителей, не обращая внимания на их моральный облик. Каков бы ни был его жизненный путь, Вэй Ляо был великолепным стратегом и проницатель­ным мыслителем, понимавшим, что лишь единение граждан­ского и военного может помочь государству в смутное время Борющихся Царств. Поскольку, Вэй Ляо не приводит ни одно­го примера из собственного военного опыта, поскольку счи­тается, что он никогда не занимал командных должностей, и поскольку, его книга практически лишена описания подлин­ных тактических приемов, ее создатель оказывается чистым теоретиком. Однако частое цитирование отрывков из много­численных военных сочинений и подробное описание армей­ской организации и дисциплины говорят о его обширных по­знаниях в военной сфере.

Судя по стилю и историческому содержанию, трактат «Вэй Ляо-цзы» был написан примерно в конце IV века до н. э. За­писанный на недавно обнаруженных бамбуковых планках, он очевидно принял свою настоящую форму до династии Хань в 206 г. до н. э., вопреки мнению скептиков, считающих трактат созданием гораздо более позднего времени. Поэтому можно предположить, что «Вэй Ляо-цзы» был основан на беседах Вэй Ляо с правителем государства Вэй Хуэй-ваном в середине периода Борющихся Царств. Возможно, за столетие, минув­шее после его смерти, члены его семьи или ученики добави­ли к книге дополнительный материал относительно военной организации Цинь.

«Три стратегии Хуан Ши-туна*

Несмотря на то что исследование текста «Трех стратегий» вызывает массу вопросов, а среди них и обычные сомнения в аутентичности, даже если эта книга представляет собой «де­шевую подделку», по утверждению конфуцианцев, с горячим негодованием осуждавших мерещившийся им дух жестокости начиная с династии Сун, тем не менее этот трактат требует к себе пристального внимания из-за его древности, запутанно­го содержания и значительного влияния, которое он оказал на последующее развитие военной мысли в Китае и, нако­нец, в Японии. Судя по излагаемым идеям, языку и истори­ческим примерам, включенным в текст, создание «Трех стра­тегий» было вызвано реакцией на жестокость династии Цинь или, возможно, в конце династии Ранняя Хань, вероятно, приверженцем школы Хуанлао, прекрасно знавшим военное дело. Это объясняло бы отсутствие многих основных воен­ных тем, таких как командование и тактика в сражении, и пристальное внимание, уделяемое гражданскому управлению в мирное время.

«Вопросы тайского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна*

Главный персонаж этого сочинения, танский Тай-цзун, задающий вопросы и дающий краткие обзоры классических произведений, очевидно, получил конфуцианское образова­ние; поэтому он прекрасно знал историю и литературу и ве­ликолепно владел военным искусством. Согласно традиции, он командовал войсками с 15 лет и, способствовав укрепле­нию Тан своими стратегическими талантами и подвигами в сражениях, сыграл большую роль в отражении множества опасностей, угрожавших новому государству, и в подчинении основных противников, особенно западных тюрков. В конеч­ном итоге он стал императором, сместив в 627 г. с трона отца и умертвив своего старшего брата, официального наследника престола. Рассказами о его доблестях и знаменитых лошадях изобилуют популярные народные легенды. Несколько раз в исторических примерах он появляется и на страницах «Нека­нонических учений».

Будучи императором, он сознательно создавал образ со­вершенного правителя, откликающегося на чаяния народа и открытого для советов и критики. Страна была действитель­но объединена и в политическом, и в культурном плане. Были приняты меры для облегчения положения народа и развития


экономики. Правительственные расходы были сокращены. Эффективное управление было установлено во всех частях империи. С течением времени, по мере удаления от опасно­стей начального периода, он становился все нетерпимее и су­масброднее. И все же в годы становления Тан произошло воз­рождение мысли и культуры, восстановление цивилизации, служившей предметом восхищения всей Азии еще триста лет.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 505;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.