Срединная стратегия 25 страница

Авторы военных трактатов на протяжении многих ве­ков предавались размышлениям на тему обычного и не­обычного, исследуя вопрос, каким образом эти понятия могут прилагаться к реальным сражениям. Некоторые, по­добно Вэй Ляо-цзы, исповедовали несколько упрошенный подход: «Тот, кто успешно бьет врага, вначале вступает в битву с правильными войсками, затем использует необыч­ные, чтобы управлять врагом. Вот способ достижения не­сомненной победы» (с. 337). Знаменитый военачальник Ли Цзин, живший в эпоху династии Тан, также отмечал, что практика военного дела на всем протяжении китай­ской истории состояла в использовании сначала обычных войск: «Я исследовал искусство войны, практиковавшееся со времен Желтого императора до наших дней. Вначале будь прямым [обычным], а затем гибким [необычным]; вначале будь гуманным и справедливым, а затем используй равновесие силы и хитрости. <...> В целом, когда войска продвигаются вперед [атакуя в лоб], это относится к пря­мому; когда они намеренно отходят назад, это гибкость. <...> „Искусство войны** гласит: „Изобрази выгоду, что­бы заманить их, создай панику в их рядах и захвати их**» (с. 397—398). Однако Ли Цзин также утверждает, что «для


тех, кто умело ведет войну, нет таких, которые были бы прямыми [обычными], нет таких, которые не были бы гиб­кими [необычными], поэтому они никогда не позволяют врагу измерить себя. Поэтому с прямыми они побеждают, с гибкими они тоже побеждают» (с. 400).

В обобщении мыслей Сунь-цзы в изложении Ли Цзина ключ к победе лежит в использовании бесформенности и избежании четкости, как следует из цитаты, приведенной в изложении тактических принципов: «Гибкое и прямое [обычное и необычное] — это средство привнести во врага пустое и полное. Если враг полон, я должен использовать прямоту. Если враг пуст, я должен использовать гибкость» (с. 416). Реальное применение этих понятий к конкретной ситуации зачастую ведет к крайней запутанности, превос­ходящей всякое понимание, как показывает комментарий танского Тай-цзуна: «Если мы используем гибкие [необыч­ные] как прямые [обычные], и враг поймет, что они гибкие, тогда я буду атаковать его прямыми. Если мы используем прямые как гибкие, и враг поймет, что это прямые, тогда я буду атаковать его гибкими. Я сделаю так, что стратегиче­ская сила врага постоянно будет пустой, а моя стратегиче­ская сила всегда будет полной» (с. 416).


Обычное

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в сражение с врагом, если дороги непро­ходимы, что препятствует продвижению продовольствия и припасов, твои планы не смогут завлечь врага, а мнимые преимущества и ложные угрозы — смутить его; тогда сле­дует использовать обычные войска. Для обычной армии нужно хорошо обучить командиров и солдат, улучшить вооружение, следить за ясностью наград и наказаний и все­лить доверие к указам и командам. Если затем ты вступишь в битву и начнешь наступать, одержишь победу. Тактиче­ский принцип из «Вопросов и ответов» гласит: «Без пря­мых [обычных] войск как бы мы могли зайти так далеко?» (с. 397).

Исторический пример

Во времена династии Южной Сун в эпоху Северных и Юж­ных династий Тань Даоцзи начал наступление на севере, командуя императорскими войсками, и его передовые час­ти в конце концов дошли до Лояна. На протяжении всего похода он захватывал города и разрушал укрепления, за­хватив более четырех тысяч пленников. Его подчиненные


советовали перебить их и воздвигнуть над их телами холм победы. Тань Даоцзи сказал: «В данный момент мы напали на виновных и умиротворили народ. Армия истинного пра­вителя следует прямому [обычному], так зачем же нужно убивать людей?» Он отпустил всех пленников и отправил их по домам. После этого варвары, жившие в этой области, пришли в восхищение, и множество их пришло, чтобы изъ­явить свою преданность.

Комментарий

В этом разделе, дополняющем предыдущую главу, посвящен­ную «необычной» войне, рассматривается понятие «обыч­ного» сражения, служащего примером подавляющего боль­шинства битв и столкновений в китайской военной ис­тории. Применение обычной тактики всегда зависело от дисциплины и порядка в войсках, хотя требования, предъ­являемые к рассредоточению, самостоятельным и коорди­нированным действиям, а также к гибкости войск, носят гораздо менее жесткий характер, чем при творческом при­менении необычной тактики в маневренной войне. Это объясняет ценность обычной тактики при глубоком проник­новении на территорию врага, как отмечал Ли Цзин в ци­тате, приведенной в изложении тактических принципов, и как мы говорили ранее в комментарии к главе «Колесницы».

Образцовое объяснение сути и взаимного соотношения обычного и необычного излагается в главе «Колесницы в военном деле» в трактате Сунь Биня, цитату из которого мы сочли необходимым привести:

«Образы Неба и Земли, достигающие крайней точки, а затем обращающиеся в свою противоположность, напол­няющиеся, а затем опрожняюшиеся, представляют инь и ян. По очереди принося процветание и упадок, они состав­ляют четыре сезона! Обладание завоеванным и обладание незавоеванным составляют пять циклов. Живущее и гибну­щее объемлют бесчисленное множество вещей. Способное


и неспособное объемлют множество живых существ. Обла­дание избытком, обладание недостатком — это форма и стратегическая мощь.

Поэтому, что касается последователей формы, из них нет ни одного, кого нельзя было бы назвать. Что касается последователей, которых можно назвать, среди них нет ни одного, которого нельзя было бы завоевать. Поэтому муд­рец завоевывает бесчисленное множество вещей с помо­щью бесчисленного множества вещей; поэтому его завое­вание не истощается.

На войне следующие формы завоевывают друг друга. Нет таких форм, которых нельзя было бы завоевать, но ни­кто не знает формы, с помощью которой можно осущест­вить завоевание. Изменения в формах завоевания сораз­мерны с Небом и Землей и неисчерпаемы.

Что касается форм завоевания, то даже бамбуковых лис­тов Чу и Юэ не хватит, чтобы записать их. Те, кто обладает формой, завоевывают в соответствии со своим способом победы. Невозможно использовать одну форму завоевания, чтобы завоевать бесчисленное множество форм. То, с по­мощью чего управляют формой, единично; то, с помощью чего осуществляют завоевание, не может быть одним.

Поэтому те, кто преуспел в военном деле, различают си­лу врага и знают, где его слабые места. Когда они замечают у неприятеля недостаток, они знают, где у него избыток. Они видят победу так же ясно, как солнце и луну. Их сред­ства достижения победы подобны использованию воды для достижения победы над огнем.

Когда форма используется, чтобы ответить форме, это обычное. Когда бесформенное управляет оформленным, это необычно. Обычное и необычное неисчерпаемы благо­даря различию. Различай в соответствии с необычными тактиками, распространяй власть на все пять циклов, всту­пай в сражение со своими тремя армиями. Когда определе­ны различия, вещи обретают форму. Когда определены формы, они получают имена.

m

Одинаковые вещи не подходят для завоевания друг дру­га. Поэтому используй различное, чтобы создать необычное. Следовательно, нужно понимать, что покой — это необыч­ное для движения, легкость — необычное для усталости, сытость — необычное для голода, порядок — необычное для смятения, а многочисленные массы — необычное для немногого.

Когда действие начинается, оно становится обычным; когда оно еще не начато, оно необычно. Когда начинается необычное и не получает ответа, тогда-оно приносит побе­ду. Тот, кто в избытке обладает необычным, будет одержи­вать великие победы.

Поэтому, когда болит один сустав, не используется сот­ня суставов, так как они составляют одно тело. Когда по­терпела поражение передняя линия, тыловые части не ис­пользуются, потому что у них одна форма.

Поэтому, чтобы реализовать стратегическую мощь в сражении, усиль победоносных, смени потерпевших по­ражение, дай отдохнуть уставшим и накорми голодных. Тогда люди будут смотреть на вражеских солдат, но не уви­дят смерти; они будут ходить по обнаженному лезвию и не повернут пятки. Поэтому, если кто-либо постиг образы те­кущей воды, он может затопить скалы и разломать лодки. Если в применении людей кто-либо понимает их природу, его приказы будут исполняться подобно текущей воде».


Пустота

Изложение тактических принципов

Если, когда ты вступаешь с противником в бой, твоя стра­тегическая мощь пуста, следует создать видимость полно­ты в расположении, чтобы не позволить врагу определить, где ты пуст, а где полон. Когда враг не осмеливается без­рассудно нападать на твои войска, ты можешь сохранить свои полки и защитить армию. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Если враг не осмеливается вступить с нами в сражение, это из-за того, что мы мешаем его движениям».

Исторический пример

В эпоху Троецарсгвия шуский полководец Чжугэ Лян был в Иньпин, а Вэй Янь и некоторые другие военачальники объединили свои силы на востоке и двинулись вниз по ре­ке. У Чжугэ Ляна осталось лишь около десяти тысяч сол­дат, чтобы защищать город. Вэйский полководец Сыма И во главе 200-тысячного войска шел, чтобы уничтожить Чжугэ Ляна, двигаясь по другим дорогам, чтобы не столк­нуться с Вэй Янем, и остановился примерно в шестидесяти ли напротив Чжугэ Ляна. Разведчик вернулся и доложил

Сыма И, что в городе Лян мало солдат и общая их сила невелика. Чжугэ Лян также знал, что войска Сыма И вско­ре догонят его, и боялся поражения. Он хотел объединить свои силы с армией Яня, но их разделяло слишком боль­шое расстояние, а его собственных стратегических сил не хватало, чтобы двинуться на соединение. Его военачаль­ники и офицеры потеряли спокойствие, не видя никакого обнадеживающего плана действий. Однако решимость и сила духа Чжугэ Ляна не пошатнулись, и он издал указ, чтобы все в армии свернули боевые знамена и отложили барабаны и чтобы никто не двигался без приказа. Кроме того, он приказал настежь открыть городские ворота, под­мести землю и обрызгать водой. Сыма И всегда считал Чжугэ Ляна искусным полководцем и поэтому, когда Лян проявил слабость, заподозрил, что тот посадил войска в за­саду. Вследствие этого Сыма И отвел свои многочислен­ные войска к северным горам. Между тем Лян и его по­мощники хлопали в ладоши и смеялись. Лян сказал: «Сыма И думает, что я намеренно выказываю страх, потому что спрятал войска в засаде, поэтому он перевалит через горы и отступит». Разведчик вернулся и доложил, что все случи­лось так, как сказал Лян. Позже, когда Сыма И узнал об этом, он возненавидел Ляна.

Комментарий

Вероятно, первым сформулировал понятия полноты и пус­тоты Сунь-цзы, хотя искусные военачальники, несомнен­но, использовали их в предшествующие века, чтобы опре­делить, по каким позициям нанести удар, а каких избегать. Все авторы военных трактатов были хорошо знакомы с эти­ми идеями, но за исключением Ли Цзина, слова которого мы цитировали в двух предыдущих разделах, посвященных обычному и необычному, они практически уклонялись от их развернутого обсуждения, ограничиваясь краткими за­мечаниями. Так, например, Тай-гун предупреждает: «Если видишь у врага пустоту, следует наступать; если видишь полноту, остановись». Кроме того, У Ци советовал: «Ведя войну, необходимо выяснить сильные и слабые стороны врага и спешить, чтобы воспользоваться его слабым мес­том» (с. 26S). Даже в главе из «Искусства войны» Сунь-изы, озаглавленной «Пустота и полнота», не предлагается ника­ких разъяснений, а вместо этого рассматривается вопрос управления действиями врага с помощью перемещений и обмана, чтобы заставить вражеского полководца рассредо­точить своих воинов в попытке прикрыть все возможные цели нападения и тем самым в действительности ослабить оборону во всех пунктах. Однако, в сущности, в соответст­вии с этим принципом следовало нападать на незащищен­ные участки и избегать крупных сил врага и неприступных мест. Следовательно, мудрый полководец стремился скрыть свои слабости, чтобы тем самым не позволить врагу сосре­доточить войска у слабых позиций и благодаря этому одер­жать победу.

Изложение тактических принципов поясняется любо­пытным историческим примером, однако, вполне возмож­но, перед нами преувеличение или же просто апокриф, обобщающий характерные черты, свойственные периоду Троецарствия. В действительности в весьма большой сте­пени исторический материал был затемнен знаменитым романом, выводящим личности и события той эпохи и но­сящем название «Троецарствие», многие эпизоды из кото­рого легли в основу современных фильмов, романов, по­вестей и даже мультфильмов как детских, так и взрослых в Китае и Японии.


Полнота

Изложение тактических принципов

Если вступаешь в битву с врагом и если его стратегическая мощь полна, следует тщательнейшим образом расположить свои войска, чтобы подготовиться к встрече с неприяте­лем, ибо тогда враг не предпримет безрассудных шагов. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит. «Если враг полон, подготовься».

Исторический пример

В эпоху Троецарсгвия, когда будущий правитель государ­ства Шу был еще князем Ханьчжуна, он назначил Гуан Юя командующим своей передовой армией. Гуан Юю вручи­ли печати и топор, символизирующий его звание. Затем он расположился лагерем в Цзянлин. Позже Гуан Юй оста­вил некоторые части в Гунань в Наньцзюнь готовиться к столкновению с государством У, а сам лично повел войска против командующего вэйской армией Цао Жэня в Фань. Вэйский правитель Цао Цао отправил Юй Цзиня и других полководцев на помощь Цао Жэню. Во время проливных осенних дождей, выпавших в ту пору, река Хань вышла из берегов и затопила окрестности. Вследствие этого все семь


армий, находившиеся под началом Юй Цзиня, были уни­чтожены. Юй Цзинь сдался Гуан Юю, а командующий Пан Дэ был захвачен в плен. Некоторые части вражеской армии, стоявшие в областях Лянцзя и Лухунь, пришли издалека, чтобы изъявить покорность Гуан Юю, и перешли на его сто­рону, так что устрашающая сила Гуан Юя потрясла весь мир.

Комментарий

Хотя задачей этого раздела является раскрытие понятия «полноты» в военном деле, в данном случае изложение так­тических принципов серьезно уступает другим своим ана­логам в этой книге и в сущности всего лишь воспроизво­дит описание «пустоты» в предыдущей главе. Кроме того, исторический пример иллюстрирует естественные причи­ны, «преимущества Неба и Земли», как их называли древ­ние, а вовсе не сознательные действия людей. Гуан Юй на самом деле одержал победу и слава его вознеслась до не­бес, но причиной послужила вовсе не его искусство управ­ления войском или составления стратегических планов. Иными словами, этот раздел представляется крайне не­удачным, особенно в свете того, что Сунь-цзы и многие другие военные авторы уделяли значительное внимание во­просу управления действиями сильных врагов, чтобы соз­дать беспорядок в их армиях и тем самым получить благо­приятную возможность для нападения, как объясняется в главах, посвященных столкновению с сильным и много­численным противником.

Опрометчивость

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в битву с врагом, прежде всего следует оценить врага, тщательно изучив его, и только после этого двигать свою армию. Если начнешь наступление без оцен­ки и вступишь в бой, не составив плана, непременно по­терпишь поражение. Тактический принцип из «У-цзы» гла­сит: «Неизбежно храбрый вступит в необдуманный бой с врагом. Храбрый необдуманно ввяжется в сражение, не зная, выгодно ли это».

Исторический пример

В эпоху Весен и Осеней, когда Вэнь-ван, правитель Цзинь, собирался вступить в сражение с государством Чу, он знал, что чуский командующий Цзы Юй упрям и непостоянен, поэтому он задержал его посланника Вань Чуня, чтобы раздразнить Цзы Юя. Цзы Юй на самом деле пришел в гнев и немедленно начал атаку на цзиньскую армию. Тогда чу- ские войска потерпели сокрушительное поражение.


Комментарий

По многовековой традиции, начало которой положил Сунь- цзы в главе «Начальные расчеты», авторы китайских воен­ных трактатов подчеркивали важность подробных знаний о противнике, тщательной подготовки и детально разрабо­танных планов. Только при выполнении этих трех условий можно переходить к военным действиям. Например, Вэй Ляо-цзы писал:

«В целом, когда бы ни собиралась армия, сперва необ­ходимо оценить стратегическое равновесие сил внутри и вне границ, чтобы высчитать, можно ли начинать поход. Необходимо узнать, подготовлена ли армия или у нее есть недостатки, в избытке или в недостатке у нее продовольст­вия. Необходимо определить пути наступления и возвра­щения. Только затем можно собирать армию, чтобы на­пасть на пребывающего в хаосе, будучи уверенным, что в его государство можно войти» (с. 33S).

«Необходимо принимать решения заранее и рассчиты­вать загодя. Если планы не установлены прежде, если на­мерения не определены заранее, тогда ни наступлением, ни отходом нельзя будет управлять. Когда возникают со­мнения, поражение неизбежно. Правильная армия любит быть первой, необычная армия любит прибывать после. Иногда быть первым, иногда быть последним — в этом путь управления врагом. В течение веков полководцы, не знавшие этого правила, после получения мандата идти впе­ред начинали атаку первыми, полагаясь лишь на храбрость. Не было ни одного, кто бы не потерпел поражения» (с. 328).

Приведенная в этом разделе цитата из «У-цзы» на са­мом деле заимствована из раздела, посвященного обсуж­дению достоинств и недостатков полководцев, а не из гла­вы о военном планировании, как можно было бы ожидать. В развернутом виде она гласит:

«Командующий тремя армиями должен сочетать граж­данские и военные способности. Руководство армией требует жесткости и легкости одновременно. Часто, обсуждая дела полководца, люди говорят лишь о его мужестве. Но муже­ство лишь одно из многих качеств полководца, ибо муже­ственный необдуманно вступит в сражение с врагом. Не­обдуманно вступать в сражение с противником, не зная его преимуществ и недостатков, нельзя. Есть пять принципов, которым полководец должен уделять пристальное внима­ние: первый — приведение в порядок; второй — подготов­ленность; третий — храбрость; четвертый — осторожность; пятый — простота. Приведение в порядок — это управле­ние многочисленным войском словно несколькими людь­ми. Подготовленность — это значит выходить из городских ворот так, как будто бы видишь врага. Храбрость означает вступать в сражение, не заботясь о своей жизни. Осторож­ность означает, что после битвы все так, как будто в битву только идти. Простота означает, что законы и приказы кратки и точны.

Принять мандат командования без колебаний, уничто­жить врага и только потом говорить о возвращении — вот должная форма поведения полководца. Поэтому, когда армия идет вперед, его единственной мыслью должна быть мысль о славе, кою принесет смерть, а не о позорном вы­живании» (с. 270).

Обращает на себя внимание то любопытное обстоятель­ство, что хотя некоторые недостатки полководца, такие как высокомерие и гнев, служат темой отдельных разделов этой книги, ни одна глава «Ста неканонических стратегий» не посвящена обсуждению необходимых военачальнику даро­ваний и свойств характера, несмотря на то что этот вопрос подробно рассматривался военными писателями, особен­но в те эпохи, когда армии становились крупнее, а пожар войны охватывал большие пространства.

В историческом примере обобщаются события, извест­ные под названием «битвы при Чэнпу», одного из величай­ших сражений древней китайской истории (632 г. до н. э.), в которой правитель государства Цзинь завоевал положение


второго гегемона или фактически военного правителя Ки­тая под предлогом оказания поддержки императору из ди­настии Чжоу, власть которого к тому времени уже была серьезно подорвана. Само сражение, сложный ход кото­рого никак не отражен в историческом примере, со все­ми подробностями разбирается в «Цзо чжуань», главном источнике наших сведений об этой эпохе. Войска госу­дарства Чу и его союзников осадили столицу Сун, выну­див правителя Сун обратиться за помощью к Цзинь. Хотя цзиньские войска сильно уступали в численности своим противникам, чуский командующий Цзы Юй (более извест­ный под именем Чэн Дэчэнь) находился во враждебных отношениях со своим правителем и не пользовался его полной поддержкой. Вэнь-ван трижды отступал при угро­зах нападения со стороны чуской армии, тем самым заста­вив Цзы Юя (и своих собственных недоумевающих солдат) подумать, что он не собирается вступать в сражение. Одна­ко, как и в битве при Марафоне, просевшая середина по­добно воронке втянула внутрь вражеские войска, позволив флангам охватить противника с обеих сторон и в конечном итоге образовать двойное кольцо окружения. Таким обра­зом чуская армия потерпела поражение, а государство Цзинь обрело славу и могущество.


Уравновешенность

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в бой с противником, следует сосредо­точить все усилия на поддержании неколебимости армии. Если увидишь преимущество, двигайся, если не увидишь преимущества, стой. Нельзя предпринимать необдуманных действий. Таким образом никто не сможет заманить тебя в гибельную местность. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Будь неколебим, словно гора».

Исторический пример

В эпоху Весен и Осеней Командующий армий государства Цзинь Луань Шу напал на государство Чу и собирался всту­пить в битву. На рассвете чуские войска выдвинулись впе­ред и расположились в боевом порядке, вызвав смятение среди цзиньских командиров. Заместитель командующего Фань Гай прискакал и сказал: «Засыпьте колодцы и раз­рушьте печи, выстройтесь прямо здесь, в лагере, а затем выйдите наружу, чтобы армия смогла перейти в наступле­ние». Луань Шу сказал: «Чуская армия необдуманно вызы­вает нас на бой. Если мы сохраним нашу неколебимость и укрепим наши позиции, чтобы перехитрить их, через три


дня они непременно отойдут. Если тогда мы внезапно напа­дем на них при отходе, то неизбежно одержим полную по­беду». В конце концов они наголову разбили чуские войска.

Комментарий

В этом и предшествующем разделах обсуждаются два допол­няющих друг друга понятия, использующих плохо поддаю­щиеся оценке, но тем не менее важнейшие характеристики армии, ее «тяжесть, твердость, неколебимость, уравнове­шенность» и «легкость» или «опрометчивость». Оставаясь неуловимой для точного определения, «тяжесть» характе­ризует армии, не только обладающие мощью, уверенно­стью и хорошей дисциплиной, но и управляемые твердой рукой полководца. Такую армию нельзя спровоцировать на необдуманные действия, и поэтому она умеет воздер­живаться от сражений, как описано в главах «Оборона» и «Отказ от сражения». Таким образом, речь идет не о числен­ности или размерах, а о единстве и управляемости армии. При активных действиях такие войска четко выполняют за­ранее определенные планы; при обороне или в лагере они сохраняют непоколебимость. Сунь-цзы, излагая соответст­вующие понятия в отрывке, оказавшем неизгладимое влия­ние на весь дальнейший ход китайской военной мысли, пи­сал: «Поэтому армия устанавливается обманом, продвига­ется ради преимущества и изменяется через разделение и соединение. Поэтому ее скорость подобна ветру, ее медли­тельность подобна лесной чаще; ее вторжение и грабеж по­добны огню; ее неподвижность подобна горам. Ее трудно познать, как темноту; в движении она подобна грому» (с. 213).

В историческом примере содержится описание, возмож­но несколько туманное, одной из пяти знаменитых битв, изложенных в «Цзо чжуань», сражения при Яньлин в S7S г. до н. э., в середине эпохи Весен и Осеней. В данном слу­чае действия чуской армии наглядно иллюстрируют опас­ность необдуманного вступления в сражение и отсутствия «тяжести», присущей цзиньским войскам. Кроме того, в полном отчете о сражении, приведенном в «Цзо чжуань», говорится, что войска Чу страдали от жестоких столкнове­ний между их старшими военачальниками; они были исто­щены долгим походом; части были смешанного типа и про­исхождения, некоторые из них утратили организацию и дисциплину; лучшие части были сосредоточены в центре под личным командованием правителя Чу, а фланги оказа­лись уязвимы для тактических приемов цзиньских полко­водцев. Однако цзиньская армия также находилась в за­труднительном положении, как показывает решительный, но поспешный совет Фань Гая. В действительности приве­денное здесь краткое описание дает достаточно неверное представление о ходе событий, особенно в контексте раз­дела, посвященного уравновешенности, наводя на мысль, что цзиньская армия последовала совету Луань Шу и суме­ла переждать первый стремительный порыв неприятеля. На самом деле по указанию правителя они засыпали колодцы и разбили печи, тем самым обозначив свою безусловную решимость сражаться насмерть, и начали быструю атаку, чтобы использовать необдуманность действий чуской ар­мии и ее внутренние разногласия. Хотя, по сообщениям источников, эта битва была отмечена красочными поедин­ками, напоминающими древнюю героическую эпоху, она продолжалась до самой ночи, что говорит о ее размахе и напряжении. Однако поворотной точкой сражения явилось следующее событие, случившееся уже поздно вечером; пра­витель Чу, намереваясь срочно реорганизовать войска, что­бы перейти на утро в атаку, обнаружил, что его главноко­мандующий напился и ничем не может помочь при состав­лении тактического плана на сражение. Поэтому правитель Чу бежал с основными войсками, оставив армии Цзинь пустой лагерь и поле боя.

Ч7

Выгода

Изложение тактических принципов

Когда вступаешь в сражение с врагом, если вражеский пол­ководец глуп и не понимает изменений, можно завлечь его мнимой выгодой. Если он стремится к выгоде, не замечая возможного вреда, можно устроить засады и нанести ему внезапный удар. Тогда его войско можно победить. Такти­ческий принцип из «Искусства войны» гласит: «Изобрази выгоду, чтобы завлечь врага» (с. 200).

Исторический пример

В эпоху Весен и Осеней государство Чу напало на неболь­шое государство Цзяо. Военный смотритель чуской армии Цюй Ся сказал: «Войск Цзяо мало и управляются они не­обдуманно. Я предлагаю заманить их с помощью отрядов, посланных за травой и хворостом без прикрытия». Коман­дующий последовал его совету, и войска Цзяо беспрепят­ственно захватили тридцать человек. На следующий день воины Цзяо соревновались друг с другом, кто быстрее до­гонит чуских пехотинцев, также занимавшихся сбором хво­роста в горах. Тогда чуские войска преградили северные ворота Цзяо и вышли из засад у подножия гор, нанеся Цзяо тяжелое поражение.


К эпохе Весен и Осеней судьба армии зачастую зависела исключительно от мудрости своего командующего; даже превосходящие численностью и хорошо подготовленные войска не могли более уравновесить глупость полководца. Кроме того, так как условия ведения военных действий усложнились, а численность войск резко повысилась, сра­жения в заранее определенном пункте стали уходить в про­шлое, уступая место маневренной войне, требующей особой гибкости. Поэтому Сунь-цзы в главе «Девять изменений» говорит: «Полководец, обладающий пониманием преиму­ществ девяти изменений, знает, как использовать армию. Если полководец не обладает пониманием преимуществ девяти изменений, то, даже будучи знакомым с местно­стью, он не сможет использовать армию» (с. 215). Сразу вслед за этим замечанием Сунь-цзы подчеркивает, что уме­лый полководец может различить преимущества и недос­татки в любой ситуации и поэтому может определить целе­сообразность того или иного действия. И наоборот, неуме­лый, глупый военачальник ничего не замечает и оттого совершает ошибки, приводящие к разгрому.

Использование военных хитростей и уловок, направ­ленных на завлечение врага мнимыми выгодами или пре­имуществами поля сражения (китайский термин ли может переводиться и как «выгода», и как «преимущество»), игра­ло важнейшую роль в управлении действиями неприятеля, являясь средством принудить врага предпринять нужные действия. Слова Сунь-цзы «Изобрази выгоду, чтобы завлечь врага» (с. 200) получили всеобщее признание, превратив­шись в своего рода лозунг. Особенно широкое применение этот принцип нашел в произведении Сунь Биня «Военные методы». Если вражеский полководец отличался безрассуд­ством (эта черта характера проявляется в историческом примере, а также обсуждается в главе «Опрометчивость»), это весьма облегчало задачу, однако для полного успеха ему


должна быть в той же мере свойственна жадность. Ослеп­ляющее полководца стремление к выгоде признавалось одним из главных недостатков, хотя его и следует отличать от похвальной агрессивности при использовании благо­приятных возможностей, проявляемой выдающимися вое­начальниками.

Из множества авторов военных трактатов, затрагивав­ших тему положительных и отрицательных качеств пол­ководца, подавляющее большинство называют жадность одним из самых худших недостатков. Например, Хуан Ши- гун говорит: «Если он [полководец] жаден, предательство не будет иметь препятствий... и войска не будут подчинять­ся» (с. 366). Тай-гун причисляет жадность и стремление к выгоде к числу десяти ошибок военачальника: «Жадного и любящего выгоду можно подкупить» (с. 87). У-цзы отме­чает: «Самое главное в сражении следующее. Первым делом надо попытаться предугадать замыслы полководца против­ника и оценить его способности. По положению исполь­зовать тактику, тогда не устанешь, но сможешь достичь результата. Если полководец глуп и доверчив, его можно обмануть и перехитрить. Тому, кто жаден и не беспокоится о своей репутации, можно поднести дары и подкупить его» (с. 271). В случае с Цзяо, по-видимому, уроки, преподан­ные в 89-й главе «Приманка», были неизвестны всей армии, и поэтому видимостью легкой выгоды было так просто за­ставить их пуститься в необдуманную погоню.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 499;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.